Эволюция социальных и философских взглядов — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
История

Эволюция социальных и философских взглядов

Ахметхан Мутушев (1884-1943) — один из видных государственных и общественных деятелей Чечни начала ХХ века.

А.Мутушев принадлежал к числу чеченской интеллигенции. В 1904 году он окончил Петербургское военное училище, имел чин подполковника царской армии. А в 1911 году, окончив Харьковский университет, он стал еще и адвокатом. Первые же публицистические статьи Мутушева отличались широтой взгляда на жизнь, интернациональным пафосом. В этом смысле показательна одна из первых его публикаций в газете “Новая Русь”, которая издавалась в Петербурге в 1908-1910 годах. Ставя читателя в известность об открытии в ней “мусульманского отдела”, А.Мутушев пишет, что это первая попытка солидной газеты послужить интересам мусульман России.

Он стремился узнать как можно шире о взглядах, культивировавшихся в той или иной мусульманской национальной среде, их соответствии жизненным, эмоционально-образным представлениям, ценностям, нравственным идеалам народов. Написать о них обстоятельно, исчерпывающе могли только представители интеллигенции. К ним он обращался в первую очередь: “Пусть мы плохие литераторы, пусть наши статьи не блещут красотой художественного слова! Но мы должны твердо запомнить слова Некрасова “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан” и, помня эти великие слова…, мы, представители всех мусульманских народностей России, должны выступить в своем возникающем органе и первой целью поставить себе скорейшее взаимное ознакомление.

В своих газетных и журнальных выступлениях А.Мутушев в острой форме ставит вопросы, непосредственно связанные с общественно-политическим положением горских народов, критикует царскую администрацию, угнетающую трудовые массы. Особенно сильно доставалось от него чиновникам из аппарата Терской областной администрации. Так, в статье “Устроение” он поднимает острую социальную проблему взаимоотношения горцев и местной власти. “На протяжении пятидесяти лет, отделяющих нас от момента замирения Северного Кавказа, — пишет Мутушев, — многих “устроителей” видели у себя горцы Терской области, жаждущие не менее чем кто-либо, и действительного порядка и прочного спокойствия.

А.Мутушев заглядывает в глубину социальных явлений и видит, что причинно-следственная связь между ними обусловлена многими причинами как общественно-политического, так и экономического и культурного характера. Детерминированность духовного и физического состояния человека внешними факторами очевидна для него и потому, раскрывая истоки социальных бед современного ему общества, А.Мутушев ничуть не сомневается в характере, содержании и направлении основных общественно-политических и философских воззрений общества.

Обезоружить горца не так легко, подчеркивает А.Мутушев. “Там, где с оружием связан весь уклад жизни, где оружие составляет нераздельную часть костюма, несомненно, придется иметь дело с огромной силой национальных пережитков и при малейшей неосторожности можно вызвать кровопролитие”, — предостерегает он организаторов этой акции. По его мнению, оружие у горца будет появляться до бесконечности, пока культурным воздействием у горца не будет изменен весь костюм.

“Не полуграмотные капралы, не ужившиеся в строевых частях, не скучающие аристократы, трагизма ради отправляющиеся на погибельный Кавказ, побуждаемые собственной неуравновешенностью и неустройством”, которые смотрят на край, “как на временную резиденцию, на служебный этап карьеры”, а только “выборная, местная администрация может водворить порядок всюду, в том числе, конечно, и на Кавказе”.

Политика “полуграмотных капралов”, о которой пишет А.Мутушев, оборачивалась для горского населения тяжелыми непредсказуемыми последствиями. Такие администраторы в начале ХХ столетия в Терской области становятся носителями жестких военных порядков в мирную жизнь чеченцев и ингушей, что не соответствовало ни историческим традициям, ни обычаям, ни мировоззрению последних. Мутушев, хорошо видевший причины многих бедствий горцев и хорошо знавший действительность тех лет, гневно обличал в своих публикациях антинародную деятельность царской администрации на Тереке. В статье “Карательные экспедиции в Ингушетии и Чечне”, опираясь на конкретные факты из реальной действительности, он показывает, как в Чечне и Ингушетии “создалось невыносимое положение”, приведшее к тому, что “местное население задыхается в удушливой атмосфере беспримерного попрания общечеловеческих прав”.

Мутушев категоричен в оценке социально-экономического положения трудящихся масс чеченцев и ингушей. Его видение принципов общественного устройства чеченского народа и существующий в действительности порядок вещей, установленный колониальной политической системой царизма, не просто противоречат, но и взаимно исключают друг друга. Царская администрация внедряет в сознание горцев свое видение миропорядка, не считаясь с менталитетом местного населения, больше того, использует при этом методы насилия, принуждения, а Мутушев убежден, что, только учитывая исторические традиции, обычаи, опираясь на них, просвещая народ, можно добиться желаемого результата. Поэтому общественно-политические, философские воззрения Мутушева, основанные на принципе взаимообусловленности явлений реальной действительности, заставляют его не только высказывать свое возмущение, но и убеждают в необходимости предпринимать активные шаги по изменению существующего государственного строя.

Ахметхан Мутушев мечтал увидеть свой народ свободным от великодержавного колониального гнета. Поэтому весть о февральской революции он воспринял с воодушевлением.

Мутушев в этот период активно включается в общественную жизнь края. Он избирается в руководящий состав “Соединенного бюро”, учрежденного различными политическими силами в г. Грозном для совместного осуществления в республике властных функций. В начале июня создается Грозненский районный исполнительный комитет (ГРИК), сосредоточивший всю полноту власти в крае. Председателем бюро райисполкома был избран адвокат и общественный деятель А.Мутушев.

В своем первом приказе, изданном 16 июня 1917 года, председатель ГРИК писал: “Революция властно требует стойкого единения и контакта между всеми силами общества, а потому Грозненский районный исполнительный комитет, как революционная организация, приложит все старания и силы свои к тому, чтобы были сглажены все трения, возникшие между общественными организациями, чтобы было достигнуто взаимное доверие и уважение, при наличии коих лишь и возможно вывести страну из тупиков анархии и успешно привести к Учредительному собранию и демократическому республиканскому строю. Всемерное поддержание всего и всех ведущих к этим высоким идеалам и энергичное, решительное пресечение всяких реакционных и контрреволюционных попыток, как-то: провокации и прочее, будут составлять основной тон и направление деятельности комитета”.

В этом же номере газеты в передовой статье “Грозный, 20 июня”, комментируя приказ ГРИКа, редакция пишет: “…приветствуем решительное заявление председателя ГРИК гр. Мутушева: “Пусть знают все, что комитет решительно обеспечит все гражданские свободы: слова, совести, печати, союзов и неприкосновенность личности и не допустит противозаконного на них посягательства”. Это особенно необходимо теперь, когда начинает укрепляться мнение, что революция есть полная отмена права и любая общественная группа может осуществить свое “право”, нарушая гражданские свободы”.

На сентябрь 1917 г. в Грозном назначаются выборы в Городскую думу. Кандидатура А.Мутушева проходит по списку №3 — от социалистов-революционеров и социал-демократов (меньшевиков). По утверждению газеты “Терский край”, выборы проходят “без давления, согласно велению сердца, совести”. Позже та же газета сообщит: “Большинство мест получил социалистический блок (список №3), от которого прошло 31 гласных, второе место занимает список №2 (кадеты), от которых прошло 4 гласных, затем по списку идут большевики и домовладельцы (по 3 кандидата). А.Мутушев становится членом Грозненской городской думы. В сентябре 1917 г. подавляющим большинством голосов (29 — “за”, 2 — “против” и 4 — “воздержалось”) А.Мутушев избирается председателем Грозненской городской думы.

Однако, Октябрьская революция, совершенная большевиками, коренным образом меняет ситуацию не только в Чечне, но и во всей России: наступает период анархии — начинается гражданская война. По свидетельству газеты “Терский край”, гражданская война. По свидетельству газеты “Терский край”, “каждый день приносит теперь более яркие примеры такого произвола и насилия, что приходится говорить вообще об отрицании всяких основ человеческого общежития”. Мутные волны анархии “бегут по лицу земли русской, пылают усадьбы, гибнут завоевания культуры, свирепствуют грабежи и убийства”.

Октябрьскую революцию А.Мутушев воспринял настороженно. Сторонник эволюционного пути развития общества, отвергающий любые акты насилия против человечности, он не мог на первых порах принимать активное участие в революционных преобразованиях края. Все еще свежи были также и впечатления от деятельного участия в работе местных органов власти Временного правительства. Однако, со временем социальная действительность, развивавшаяся в сторону углубления революционных процессов, оказала существенное воздействие на эволюцию социальных взглядов А.Мутушева. Они претерпели коренное изменение.

К концу 1918 года позиция Мутушева стала более четкой, определенной. Она отличалась не только своей идейно-политической направленностью, но и характером содержания высказываемых взглядов. Какие события оказали столь разительное влияние на эволюцию его мировоззрения? Прежде всего, это — изменившееся соотношение классов — политических сил, как в центральных районах России, так и на ее окраинах. Это — и круто изменившаяся после Октябрьской революции реальная действительность, выдвинувшая марксистско-ленинскую идеологию на ведущее место, придав ей жизненную силу и энергию. Это, безусловно, — и большие политические перспективы, открывавшиеся перед сторонниками новой идеологической системы. Быть в одном ряду с большевиками означало быть в авангарде революционных сил

Однако Октябрьская революция, нагрянувшая неожиданно, все изменила. Большевизм и меньшевизм — два крыла одного идеологического течения на первоначальном этапе — позже оказались несовместимыми друг с другом. В 1918 году расклад политических сил четко обозначился — большевики одерживали одну победу за другой и шли к намеченной цели — захвату власти, не считаясь с соображениями гуманности, человечности. В чеченском обществе наметился раскол. Это вынудило Мутушева перебраться в соседний Дагестан. По его словам, он не желал участвовать в “политических играх”, могущих привести чеченский народ к физическому уничтожению. Он боялся последствий грядущей гражданской войны, понимал, что деление народа по принципу “белые” — “красные” неприемлемо для чеченского общества, поскольку жизнь его регулировалась иными законами, иными историческими традициями.

В Дагестане А.Мутушев окончательно определился в своих нравственных исканиях. Он вошел в состав Дагестанского военно-революционного комитета, созданного 2 мая 1918 г. и в условиях жестокой классовой борьбы проводил первые социалистические преобразования в Дагестане. Вскоре при областном РВК была создана “комиссия по разграничению функций гражданских и военных властей”, в состав которой вошли и члены Дагестанской социалистической группы А.Мутушева, С.Габиева, Алхас-Коди”.

В последующем Мутушев был представителем военно-революционного комитета Дагестана в комиссариате Северного Кавказа, как “товарищ председателя Дагестанского военревкома возглавлял комиссию по обороне г. Темир-Хан-Шуры” вместе с такими известными дагестанскими революционерами, как Д.Коркмасов, М.Дахадаев, М.-М. Хизриев, С.Габиев, А.А.Тахо-Годи и другие. Входил во “фракцию Дагестанской социалистической группы военно-революционного комитета”.

Уже в советский период, будучи избран председателем Чеченского окружного исполкома, он уделял огромное внимание проблеме ликвидации неграмотности среди чеченцев, развитию их культуры и нравственности, укреплению дружбы и братства между народами. Он пропагандировал идеи национального единства, гражданского согласия, разоблачал попытки отдельных политиков внести раскол в чеченское общество. Жизнь А.Мутушева, как и многих видных государственных и общественных деятелей Чечни, сложилась трагически. Во времена сталинских репрессий он был арестован и брошен в тюрьму, где и скончался в 1943 году.

Творческое наследие А.Мутушева недостаточно выявлено и изучено, вместе с тем, опираясь на то, что уже выявлено и исследовано, можно констатировать, что его философские и этические взгляды неразрывно связаны с социально-политическими воззрениями и с этическими взглядами передовых русских демократов той эпохи.
 

Мансур Магомадов
Chechenasso.ru

Оставить комментарий