noh cherkeskaПримеры проявления Нохчалла.

Рассказы из жизни, присланные посетителями нашего сайта.

ishkola 1Онлайн уроки по чеченскому языку

С квалифицированным репетитором

Микротопонимия Чечни - История Чечни

Микротопонимия Т1уга

Даккин б1авнаш (Даккин бавнаш) «Даккин (б.) башни» - в черте разв. аула. Комплекс состоял из трех башен.
Хьозийн б1ав (Хозин бав) «Хози (б.) башня» - в черте Т1ута.
Боьрчиган б1ов (Бёрчиган бов), «Бёрчига (б.) башня» - в черте Т1уга.
Тушигеран б1ав (Тушигеран б1ав) «Туши родичей (б.) башня» -в черте Т1уга. Весь аул Т1уга состоял из 4-этажных жилых башен.
Гуьйда (Гюйда) «Холме на» - разв. отселка на ю. стороне Т1уга.
Т1уган пхьа (Туган пха) - древнейшая вост. часть аула. Вер., исходная его форма- «Т1улган пхьа». Каменное поселение. В теч. веков звук «л» выпал. «Т1у» и «га» соединились и, слившись в форме Т1уга, застыли.
Башни разрушены советским войсками после выселения чеченцев в 1944 году.
Кхал (кхал) - разв. на с.-з. окр. Т1уга. Этимология названия вер., исходит от «кхал» - навес, но может обозначать «самка», женщина, кобыла и т. д. Встречается во многих обществах горной Чечни, Ингушетии и в Хевсуретии.
Т1уга кешнаш (Туга кешнаш) «Тугойцев кладбище» - в черте Т1уга.
М1айстейн ч1ож (Майстойн ч1ож) «Майстойцев ущелье» - на з. стороне.
Ламт1иера кхаш (Ламтиера кхаш) «Пашни горные» - на в. окр. аула Т1уга.
Кхашкочура кха (Кхашкочура кха) «Пашня, что лежит выше пашен» - на в. Т1уга.
Пхьахьалхашкара кха (Пхахалхашкара кха) «Поселению противополжная пашня» - на в. окр. Т1уга.
Куомариех (Куомариех) - на ю. Т1уга. Назв., возм., связано с брагой жертвенной, которую пили у святилищ во время отправления культа. Вариант: Куомалех - квас, брагу пьют где.
Зушкара кха (Зушкара кха) «Пашня, что лежит у колючек» -на в. окр. Т1уга.
Хьостиера кха (Хостиера кха) «Пашня, что лежит у источника» - на в. окр. Т1уга
Йаьхача осара кха (Яхача осара кха) «Длинной полоски пашня» - на в. окр. Т1уга.
Дакох-лам (Дакох-лам) «Дика еха лам?» «Тебулос-мта» - на границе М1айста и Грузии.
Дакох-корта (Дакох-корта) «Дакоха вершина» - то же, что и Тебулос-мта - назв.: Дакохие, Дакох-лам, М1айстойн-лам, М1айстис-мта. По мнению горцев, на верш. Дакох-корта обитала одна из главенствующих гурий, богиня Дика. В частности, Да-кох-корт, Дакох-лам, Дакохие имеют в своей основе, как нам кажется, имя верховной богини Дика. Ср.: Дика еха корта, Дика ехие, Дика еха лам. Поистине, Кавказ - трон богов.
1аьжигагеран ц1ив (Ажигагеран цив) «Ажигов (родичей) святилище» - на в. окр. Т1уга. Вер., оно имело родовое значение, т. к. первая часть названия подсказывает, что 1аьжиг - исконное вайи. соб. имя. Букв.: «яблонька».
Тишуол ц1ив (Тишуол цив) - святилище. У этого святилища ежегодно делали приношения из каши и масла. Так наз. «Кхайн акъаш» и «Кхаш кача», перед началом и концом пахоты и посева. Тишуол ц1ив имел вариант «Тишуол т1и» - на с. склоне Дакуох-лам.
Пхьакочура пДив (Пхакочура цив) «Цив, что находится на верхней окраине аула» - святилище на з. окр. Т1уга.
Ц1аь к1ога (Ця кога) «Ця яма» - святилище на с. окр. разв.
Лам-Тишуол (Лам-Тишуол) «Горный Тишол» - святилище к ю. от Т1уга, на с. склоне Дакуох-лам, на труднодоступном месте. По верованиям м1айстинцев, здесь обитал горный дух, горный бог Тишуол. Отсюда и Лам-Тишуол. Служба здесь происходила только в летнее время, т. к. осенью и зимой тропинки закрывались снежными заносами. «Лам-Тишуол» обслуживал в основном жителей аула Т1уга. Второе святилище с аналогич. назв. находилось и на з. окр.
Къаш ц1ив (Каш цив) «Каш (?) святилище» - на ю. Т1уга, в местечке Дакуох. Значение «къаш» остается неясным.
Шуьйнан арие (Шюйнан арие) «Турья поляна» - на ю. Т1уга. «Шун» - турья самка. Ср.: «Хьешана шун х1оттийна» - «Гостю преподнесли турью самку», т. е. тура.
Жукхичоь (Жукхи чё) «Жукхи (?) впадина» -уроч. на ю. Т1уга.
Мехалаш басие (Мехалаш басне) «Осиновой (рощи) склон» -уроч. на ю. Т1уга.
Хьиехие (Хиехие) «Пещере к» - на ю. Т1уга.
Лиение (Лиение) «Лене (?) к» - культ, м. на ю. разв. Т1уга.
Зоь1ие (Зёие) - на ю. разв. Т1уга. Возм., от З1уйн1ин - «колючек ущелье».
Кануост (Кануост) - уроч. на ю. Название не ясно.
Хьевхьагиерие (Хевхагиерие) -уроч. на ю. Название затемнено.
Доккхача 1ина (Доккхача ина) «Большому ущелью к» - общественный сенокос и пастбище на ю.
Дакохара ц1ив (Дакохара цив). Святилище и его окрестности, почитаемые не только майстинцами, но и соседними племенами,
Касположено к к>. от Т1уга, на склоне Дакох лам. Сюда жители Пайста могли приходить только в теплое время года, т. к. зимой тропинки, где и летом небезопасно ходить, заметались снежными заносами. У этого святилища свои молитвы майстинцы начинали со слов: «Дакуохара кхолламаш! Дакуохара торх1амаш! Шун ницкъ бера-кха. Шу бакъ бера-кха!...» Молитву майстинцы обычно называли «латкъам» или «тиекъам».
Щив колл, Щайн хьун (Цив колл, Цайн хун) «Священ, роща» - на с. склоне горы Дакох-лам, на ю. Т1уга. В этой роще никто не рубил веточку, животные здесь чувствовали себя совершенно свободно, не зная опасности со стороны человека. «Щен экха» -«Цая божества дикие животные», заметив охотника с ружьем, спасаясь, искали убежище в «священной роще», инстинктивно чувствуя, что охотник не будет преследовать. Роща, по представлениям горцев, являлась обиталищем духа божества Щу. Здесь свободно мог скрываться кровник, отверженный обществом, чувствуя, что он находится в «гостях у самого божества Щу». Никто не смел тревожить его.
Жомача 1ина (Жомача ина) «Маленькое ущелье в» - общественный сенокос и пастбище на ю.
Эга кха (Эга кха) «Эга пашня» - на ю. окр. разв. Т1ута. «Ло-щинная пашня» на ю. окр. Т1уга.
Къаьш т1аьхьашка (Кяш тяхашка) «Кяш (?) за» -уроч. наю. Т1уга.
Хуца 1ина (Хуца ина) «Хуца ущелье» -подходит к отселку развалин Т1уга и Гуьйда и проходит по с. окр. отселка Гуьйда. Культ, м.
Ще-кхелли (Це-кхелли) «(Бога) Щу поселение» - разв. бывшего аула на пр. б. р. М1айстойн эхк, недалеко от Т1уга. Назв., вер., сложилось из Ц1э от Щу или Ц1ой - «божество» и кхелли - «поселение», «навес». М1айстинцы сами называют его изредка Щени меттиг - «Чистое (святое) место». Аул Ще-кхелли состоял из пятнадцати домов и дымов, здесь находились десятки склеповых сооружений.

Мы в контакте

Подписаться

Вы можете подписаться на обновления сайта. Для этого введите Ваш электронный адрес:

 

Напишите нам






Кто на сайте

Сейчас 78 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

На сайте нет регистрации пользователей. Все разделы сайта доступны без регистрации

Статистика


Рейтинг@Mail.ru


Баннер

Разместите у себя на сайте наш баннер

История, обычаи и традиции чеченского народа

Реклама на нашем сайте

Вы здесь: Главная / История / Микротопонимия