noh cherkeskaПримеры проявления Нохчалла.

Рассказы из жизни, присланные посетителями нашего сайта.

ishkola 1Онлайн уроки по чеченскому языку

С квалифицированным репетитором

Микротопонимия Чечни - История Чечни

Ц1оьнтара (Ц1онтарой)

Общество, состоящее собственно из сел Ц1оьнтара и Теза-Кхаьлла, граничит на в. с с. Бена, на с. с Энгана, на ю. с Белг1ата, на з. с селами Ведана, Эрсана и Куьрчала (Курчала), на с. с Г1оьрдала. Ц1оьнтара – одно из крупных этнических обществ, широко расселившееся по всей Чечне.

В первом издании нами были допущены серьезные ошибки при описании и объяснении топонима «Ц1оьнтара». Так например, по единодушному утверждению старейшин и ученых села Ц1оьнтара, подтверждающееся также историческими документами, название села не имеет никакого отношения ни к дагестанскому селению Ц1унта, ни к языческому божеству Щу, не только в Гуьржийн юкъ, но и во всем селении Ц1оьнтара нет потомков грузин, нет патронимической группы, связанной своим происхождением с грузинами. Приносим свои глубокие извинения жителям с. Ц1оьнтара и роду К1орни – некъе за досадную ошибку.

Название «Ц1оьнтара» село получило, по свидетельству старейшин, от имени его основателя Суьнтара, вышедшего из общества Нашха много веков тому назад. У потомков Суьнтара – Туьнин Вуьса (или Тинин Виса), легендарного героя чеченского народа, – было три правнука: братья Иэжа, Теза и 1аьлбиг; их именами названы села: Иэжа-Эвла, 1аьлбиг-Эвла (входящие в состав Ц1оьнтара) и Теза-Кхаьлла, расположенное в некотором отдалении от современного Ц1оьнтара.

Что касается названия «Гуьржийн юкъ», то его возникновение связано с тем фактом, что на этом месте в X1X веке жило несколько грузин, захваченных в плен ц1онтароевцами (а именно сыновьями Бахьада из К1орни-некъе – Татарханом, Турпалханом, Зоккой и Эльдарханом; Эльдархан впоследствии погиб в газавате при защите с. Щоьнатара от русских войск) во время боевого похода, с целью получения за них выкупа. Среди грузин оказались мастера гончарного дела, которые соорудили керамическую печь, в которой изготавливали гончарные изделия для всего Ц1оьнтара. Эта работа длилась несколько лет, после чего грузины были отпущены с большими подарками от ц1онтароевцев, которые обеспечили им безопасное возвращение в Грузию. Грузины там давно не живут, но название сохранилось.

Впоследствии на данном месте селились, сменяя друг друга, представители различных гаров не указанной нами в прежних изданиях коренной ц1онтароевской фамилии – К1орни-некъе.

К1орни – родоначальник некъе, по ц1онтароевскому тептару, является прямым потомком Туьнин Вуьсы и седьмым прямым потомком Иэжы. В настоящее время К1орни-некъе насчитывают 9–10 поколений. Знаменитый наиб имама Шамиля, талантливый полководец, храбрый воин и ученый алим Шо1айп также принадлежит к К1орни-некъе. Представители этого некъе живут разбросанно по всему Ц1оьнтара: в Юьрташт1е, Охкучохь, Гуьржийн юкъ, Йекъачу, Чолхечохь, Йоккхачу юххехь, Чаг1анкхахь. Разбросанность и частые переселения К1орни-некъе во многом объясняется драматически сложившейся судьбой этой фамилии: после трагической гибели наиба Шо1айпа (могила его находится на иэжа-эвлахоевском кладбище) К1орни-некъе, насчитывавшие в то время 4–5 поколений, вынуждены были на время оставить Ц1оьнтара, но и после возвращения не все поселились на своих прежних местах проживания. В конце X1X и в начале XX века произошли жестокие конфликты с участием К1орни-некъе, что опять же повлекло за собой выселение одних К1орни-некъе и переселение других К1орни-некъе из одной части села в другую.

В Ц1оьнтара имеются большие кварталы: Иэжа-Эвла (южная и средняя части села), Баьрча-Эвла (верхняя и восточная части), 1аьлбиг-Эвла (западная часть). Каждый квартал имеет свое кладбище.

В Ц1оьнтара проживают следующие некъи: в Иэжа-Эвла (баьрча-эвлахой: 1онт1и-некъе, Хьади-некъе, Аькхди-некъе, Бури-некъе), К1орни-некъе, Оки-некъе (наиб имама Алибек-Хаджи – Сулиман принадлежит к этой фамилии), Байди-не-къе, Эциг-некъе, Буьц1и-некъе, в 1аьлбиг-Эвла (Битар-некъе, 1емирхан-некъе, Идарза-некъе, Г1ардайн-некъе). В Ц1оьнтара (1аьлбиг-Эвла и Чаг1анкха) проживают также потомки детей дадин-юртовцев, которых удалось спасти при уничтожении с. Дадин-Юрт в 1819 году и вывезти на родину дадин-юртовцев в село Ц1оьнтара.

Мы в контакте

Подписаться

Вы можете подписаться на обновления сайта. Для этого введите Ваш электронный адрес:

 

Напишите нам






Кто на сайте

Сейчас 204 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

На сайте нет регистрации пользователей. Все разделы сайта доступны без регистрации

Статистика


Рейтинг@Mail.ru


Баннер

Разместите у себя на сайте наш баннер

История, обычаи и традиции чеченского народа

Реклама на нашем сайте

Вы здесь: Главная / История / Микротопонимия