noh cherkeskaПримеры проявления Нохчалла.

Рассказы из жизни, присланные посетителями нашего сайта.

ishkola 1Онлайн уроки по чеченскому языку

С квалифицированным репетитором

Микротопонимия Чечни - История Чечни

Названия частей боевой и жилой башен и культовых помещений в топонимии Чечни

Лард - основание, скальный массив, фундамент, след, на котором воздвигают башню.

Пен (или гlов) - стена, фасад.

He1 - дверь, в основу названия легло не1- бычья кожа, которой занавешивались дверные проемы до «изобретения» дверей.

Барол - бойница.

Кур-кхера - сводчатый цельный камень, которым украшался вход в башню. На этом камне выделывался знак - символ рода, семьи - оленьи или турьи рога, рога быка или козла и др., т. е. кур - рога. Но кур имеет и другой смысл - гордый, гордость. На кур-кхера часто наносились линейные и рельефные изображения, так называемые солярные знаки.

Г1аьт - этаж. Диъг1аьт б1ав - четырехэтажная башня.

Тхов - крыша у жилой башни.

Ч1эда - карниз.

М1айла - крыша у боевых и сторожевых башен.

Мерш-кхера - так называемые машикули. Во время военной осады противником мерш-кхера (машикули) использовались не только для оборонительных целей, но и как туалет.

М1айла-ц1а - верхнее помещение в башне.

Кхай-ц1а - самое нижнее помещение в башне.

Ларма - помещение для пленников, его также называли ор.

Кхерч - очаг; название сложилось из двух слов: кхера - камень и чоь - внутри. Древнейшие очаги для огня строились из камня прямо на полу, в виде небольшой выемки. Отсюда: кхера + чоь, где конечный гласный утратился и до нас дошло кхерч.

Товха - камин. Если вначале кхерч делался на полу, прямо посередине помещения, то товха стали делать в углу башни (дома). Нами обнаружены товха в жилой башне с двумя дымоходами. Один, выходящий сразу наружу через отверстие в стене башни, специально для этой цели оставленного, другой - скрытый в стене извивающийся внутри всех сен и постепенно поднимающийся до самого верхнего этажа. Такой дымоход строился для отопления-обогрева стен башен в зимний период и для оборонительных целей во время осады. Тот и другой дымоходы открывались и закрывались изнутри, переставляя каменную плитку. Такого типа дымоход (скрытый) можно увидеть в жилой башне, которая стоит в селении Тумса Шатойского района.

Ерди-б1ог1ам - так называемый священный столб, строился из камня (реже - из дерева) посередине жилой башни. На этот столб опирались межэтажные потолочные перекладины, но не только поэтому этот столб назывался священным.

Васхала - в церквях и храмах имелись особо почитаемые места с подобным названием. Т. е. это были алтари, которые строились обычно посередине помещения. Жертвенную пищу и напитки, прежде чем их употреблять, ставили на этот алтарь. Молящиеся становились вокруг этого алтаря (чеч. васхала). Жертвенное животное, прежде чем предать его закланию, также окружали молящиеся вместе с жрецом, которого чеченцы называли по-разному, в зависимости от того, каким богам и божествам они в данный момент молятся: долг, ц1ой, сиелг (или сиел), мозг1ар, тиекъархо, леткъарг (или леткъаш верг), ц1овг и др. Вот этот церковный алтарь и заменял в доме-башне горцу-чеченцу серединный каменный или деревянный столб. Он находился в центре помещения, на том самом месте, где долгое время в священном очаге горел огонь, который обогревал семью, на котором готовили пищу, где висела с самого потолка до самого пола священная цепь, которой чеченцы клялись.

Автор настоящей работы видел такой очаг, который размещался посередине сакли, и цепь, которая свисала с потолка, и товху, которую перенесли в угол, а также и священный столб в жилых башнях и низеньких горских саклях, где также почитаемы были как очаг и надочажная цепь, так и ерди-б1ог1ам, вешали крест (ерди, жоьрда, йоьрда, юьрда, ж1ар), которому чеченцы поклонялись, откуда собственно и идет само название ерди-б1ог1ам - крестовый столб. Но в жилых башнях и саклях выделялся особый угол, где помещались различные религиозного характера предметы, талисманы, истуканы, изображения, которые вполне заменяли горцу церковную икону. Этот угол в доме назывался барч и доь-хьале, в основу которого могло лечь йоъхь, доьхъа (Делан доьхъа, Делхьа).

Как далекий отзвук от некогда имевшегося специального угла в доме, где покоились различного характера религиозные атрибуты (кресты, изображения, истуканы, талисманы), до наших дней дошла традиция занавешивать один из углов белым лоскутом-занавеской. Отсюда и понятно, что до проникновения ислама в среду чеченцев в этом углу покоились христианские атрибуты, а с принятием ислама этот освобожденный от креста угол стал пустовать. Многие из читателей сами стали свидетелями этой перемены. Таким образом, ерди-б1ог1ам - крестовый столб.

Щуркул - венчающий башню камень.

Маркхал - сложный связывающий раствор, в состав которого, по сведениям информаторов, входили конский волос (или волокно шерсти), древесный уголь, молоко, известь и цемент. Последние два вещества горцы выжигали сами в особых печах - куьрк.

Кэчал - молоток для обработки камня.

Киечал (или г1ирс) - строительный материал вообще.

Варзап - молот для дробления камня.

Туьнкалиг - дымоход.

31е (зе1а) - надочажная цепь.

Куьрк - особая печь для выжигания цемента, извести.

Мы в контакте

Подписаться

Вы можете подписаться на обновления сайта. Для этого введите Ваш электронный адрес:

 

Напишите нам






Кто на сайте

Сейчас 252 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

На сайте нет регистрации пользователей. Все разделы сайта доступны без регистрации

Статистика


Рейтинг@Mail.ru


Баннер

Разместите у себя на сайте наш баннер

История, обычаи и традиции чеченского народа

Реклама на нашем сайте

Вы здесь: Главная / История / Микротопонимия