noh cherkeskaПримеры проявления Нохчалла.

Рассказы из жизни, присланные посетителями нашего сайта.

ishkola 1Онлайн уроки по чеченскому языку

С квалифицированным репетитором

Потомки Кавкаса

1.

Вплоть до конца XVIII векаГеография Грузии» царевича Вахушти Багратиони) в грузинской письменной традиции вайнахов называли дурдзуками (или дзурдзуками). Это же название в различных огласовках присутствует и во многих средневековых арабских и армянских сочинениях, в которых упоминаются предки современных чеченцев и ингушей.


В грузинских источниках этноним дурдзуки, относящийся к вайнахам, впервые обнаруживается в так называемых «Сообщениях Григория Просветителя», составленных в IV веке новой эры. Оригинал этого произведения не сохранился и оно известно лишь в арабском переводе IX века, в котором интересующий нас этноним передается в форме
«Д-р-з-к-й-т».В собственно арабских сочинениях (сообщение Факих-Хамадани о том, что в стране Дзурдзукии находится множество крепостей, «каждая из которыхукрепленный замок»), название дзурдзуков (дурдзуков) появляется с X века. В древнеармянских источниках это название в форме дурцк (дурцук) отмечено впервые в «Армянской Географии» VII века.

Крупнейший грузинский ученый-востоковед Г.А.Меликишвили еще в 1959 году обратил внимание на сходство этнонима дурдзук (дзурдзук) с названием Маннейского города Дурдукки (Зурзукки). Впоследствии к этому сходству обращались многие исследователи (Виноградов и Чокаев – 1966; Харадзе и Робакидзе – 1968; Джамирзаев – 1980; Нунуев – 1987 и др.).

Однако, отметив сходство этих названий, ни Меликишвили, ни другие ученые не сделали попыток объяснить это сходство исторически и лингвистически. Кроме того, до сих пор не разгадано значение этнонима дурдзук; непонятно, что он означает; почему вайнахов называли именно этим этнонимом. В данной статье, возможно, нам удастся решить некоторые аспекты этой интересной проблемы.

2.

Прежде всего необходимо уточнить, что название дурдзуки в грузинской традиции покрывало не всех нахов, а только их часть, наиболее сильную и социально организованную.

В своде древних грузинских летописей «Картлис Цховреба» («Жизнь Грузии») отмечается, что первый грузинский царь Фарнаваз (III век до н.э.) женился на «деве из рода Кавкаса (племени) дурдзуков…». Далее излагаются сведения о рождении у Фарнаваза сына Саурмага, о вступлении последнего на трон Грузии, о восстании против юного царя грузинских князей, пытавшихся утвердить в стране иранскую династию, о бегстве Саурмага к дурдзукам (вайнахам) и о том, что родственники матери Саурмага собрали для него сильное войско, с которым царь вернулся в Грузию и подавил восстание князей-изменников. В «Картлис Цховреба» говорится: «Тогда же Саурмаг привел с собой всех дурдзуков – половину рода Кавкасианов…».

Итак, дурдзуки (вайнахи) являлись в те времена (около 22 столетий назад) «половиной рода Кавкасианов», то есть сообщества нахских племен и народов, живших, как указывает «Картлис Цховреба», по обе стороны Кавказского хребта. Судя по всему, вайнахи доминировали в этом сообществе, так как «Картлис Цховреба» отмечает, что «над сыновьями Кавкаса был владыкой Дурдзук, сын Тирета» и что «Дурдзук был самым знаменитым среди сынов Кавкаса».

Отсюда становится ясно, что дурдзуки (вайнахи) были лишь частью более обширного массива нахоязычных племен и народов (кавкасианов).

Кавкас, общий родоначальник нахов, возводится древними грузинскими летописями к пророку Ною. Отмечается следующая родословная: Ной – его сын Яфет, сын Яфета Таршис, сын Таршиса Таргамос, сын Таргамоса Кавкас. Вайнахи (дурдзуки) являются самыми знаменитыми потомками Кавкаса. Продолжив поиск других «потомков Кавкаса» мы придем к весьма любопытным историческим фактам, которые заставят переоценить многие устоявшиеся штампы научного кавказоведения. Но мы вернемся к этой теме в других статьях, а пока продолжим историко-лингвистический анализ названия дурдзуки.

3.

В 719 году до н.э. ассирийская армия под предводительством царя Саргона II совершила военный поход против Маннейского царства, итоги которого имеют непосредственное отношение к расследуемой нами проблеме. Вот как объясняет мотивы этого похода сам Саргон II:

«В третьем году моего правления укрепленные города Шуандахуль и Дурдукка задумали мятеж против Иранзу маннейского, влачившего мое ярмо, и положились на Митатти зикиртского. Митатти зикиртский оказал им помощь, дав им своих воинов и всадников. Многочисленные войска бога Ашшура я ополчил и выступил в поход на завоевание этих городов; сильными осадными орудиями я пробил их укрепленные стены и сравнял их с землей; людей с их имуществом я полонил; эти города я разрушил, снес и сжег в огне. Людей Суку, Бала и Абитикна, которые посоветовали дурной совет, ведущий к исторжению их корня, и вступили в соглашение с Русой урартским, из-за совершенного ими греха я переселил их с их места в западную страну Хатти».

Мятеж перечисленных в анналах Саргона II маннейских городов вспыхнул, как это видно из текста, под влиянием проурартских сил. Жители городов Суку, Балы и Абитикны, подстрекавшие к восстанию, были переселены в «западную страну Хатти» или, если цитировать буквально, «в страну Хатти страны Амуру». Термин «Амуру» может означать как в узком смысле Сирию, так и вообще географический запад. Под «страной Хатти» ассирийские тексты той эпохи понимают обычно Сирию, Финикию и Палестину, а также всю Малую Азию (Анатолию). В узком смысле «страна Хатти» – это царство Каркемиш. Жители Суку, Балы и Абитикны были, очевидно, переселены в Малую Азию, где Ассирия в ту пору проявляла большую военную активность: в двумя годами раньше, в 717 году до н.э. Саргон II разгромил «страну мушков» (Фригию) и царство Каркемиш.

В любом случае ясно, что захваченное в маннейских городах население было депортировано ассирийцами куда-то в западном направлении.

4.

О жителях Шуандахуля и Дурдукки указывается, что их «с их имуществом полонили», то есть захватили для последующего переселения. Следовательно, жители этих двух городов-крепостей не были уничтожены или обращены в рабство – ассирийцы никогда не стеснялись в сочных красках описывать зверства, которые они творили над приговоренными к уничтожению жителями захваченных территорий. Не смущались они отмечать и факты обращения в рабство.

Но куда были угнаны взятые в плен жители Дурдукки, которые интересуют нас в первую очередь? Мы имеем все основания предполагать, что они разделили участь жителей других захваченных ассирийцами маннейских городов, то есть были переселены в Малую Азию. У ассирийцев было в обычае переселять захваченное население в противоположные концы империи, а Малая Азия как раз и составляла западную окраину ассирийской державы, тогда как Манна находилась на противоположной, восточной окраине империи, в окрестностях озера Урмии (современный Иран).

Для более детального уточнения этого вопроса попытаемся выяснить судьбу захваченного ассирийцами населения за период с 719 по 712 гг. – именно эти семь лет непрерывных походов отмечены в анналах Саргона II. Итак:

719 г. Захвачены пять маннейских городов – Шуандахуль, Дурдукка, Суку, Бала и Абитикна. Их население угнано на запад, в Малую Азию;

717 г. Поход во Фригию и царство Каркемиш. Захваченное население, как указывается в анналах Саргона II, угнано в Сирию (в Дамаск);

716 г. Второй поход в Манну. Ассирийская армия захватила правителя области Аллабрия, который вместе с семьей был куда-то переселен (куда не уточняется);

715 г. Урартский царь Руса вводит на территорию Манны свою армию и занимает гарнизонами 22 крепости. Ассирийцы, не решаясь выступить против сильного противника, удовольствуются пограничными набегами на Манну, в результате которых в их руки попадает 4200 мирных жителей, которых угоняют в западном направлении. Вялость ассирийцев объясняется тем, что в тот момент их основные силы задействованы в походах на Мидию, Палестину и Киликию;

714 г. Собрав воедино все свои войска, Саргон II вторгается в Манну и Урарту и хвастливо отмечает, что захватил 260 человек «царского рода». Судьба этих людей неизвестна;

713 г. Четвертый поход на Манну, видимо, неудачный, потому что не упоминаются захваченные люди. В том же году ассирийцы нападают на «царство Табал» (то же самое, что «страна мушков», Фригия). Здесь отмечен интересный для нас факт заселения «царства Табал» людьми, захваченными в предыдущих походах, преимущественно в Маннейском царстве;

712 г. Поход Саргона II в Малую Азию, на «страну города Мелид». Тархунази, царь Мелида, бежит из захваченной ассирийцами столицы в город Тил-Гаримме, и Саргон II отмечает: «Я накрыл этот город (Тил-Гаримме), как туча… Тархунази, их царя, вместе с его воинами я бросил в железные цепи, а его жену, его сыновей, его дочерей, вместе с 5000 пленными воинами, я привел в Ашшур. Город Тил-Гаримме заново я заселил и ввел в него людей, завоеванных моими руками».

5.

Следовательно, город Тил-Гаримме был заселен людьми, захваченными в предыдущих походах. Посмотрим, откуда могли быть приведены эти невольные переселенцы.

Из предыдущего мы видели, что пленники, чья численность была бы достаточна для заселения города Тил-Гаримме, захватывались ассирийцами лишь в походах 719, 717 и 715 годов. Но пленники похода 715 года исключаются, потому что Саргон II уточняет, что угнал их в Сирию и поселил в Дамаске. Остаются жители пяти маннейских городов (в том числе Дурдукки), захваченные в походе 719 года, и те 4200 человек, захваченные в набегах на Манну в 715 году. Таким образом, выясняется, что опустошенный ассирийцами от своих жителей город Тил-Гаримме был в 712 году заново заселен пленниками из Манны.

6.

Коснемся вкратце вопроса о том, кем в этническом отношении являлись маннейцы, в том числе и жители Дурдукки. Не будем упускать из виду, что через много столетий название этого города стало связываться с вайнахами.

Все необходимые нам сведения содержатся в объемном труде ученого-востоковеда Г.А.Меликишвили «Некоторые вопросы истории Маннейского царства» (ВДИ, 1949 г.№1). Этим трудом мы и будем пользоваться.

Манна была одной из тех древних стран, что входили в обширный круг «стран Наири». Более того, Маннейское царство «в продолжение IX-VIII вв. до н.э. представляло самое значительное политическое объединение после Урарту среди «стран Наири», а начиная с конца VIII в., когда Урарту значительно ослабело, Манна, по-видимому, становится самой значительной силой в области Наири».

То, что Манна входила в круг «стран Наири» является прямым свидетельством того, что она была населена (как и Урарту) хурритами. Географический термин «Наири» являлся у ассирийцев общим обозначением территорий, расположенных к северу от их страны и населенных с глубокой древности различными хурритскими племенами. В обзорной монографии Г.А.Меликишвили «Наири-Урарту» (Тбилиси, 1954 г.) отмечается, что название Наири проникло в ассирийский язык как переогласовка древнейшего названия хурритской империи Митанни – Нахриа, Нахарина.

Г.А.Меликишвили, Б.Б.Пиотровский, И.М.Дьяконов и другие крупные ученые-востоковеды прямо пишут в своих трудах, что маннейцы – это хурриты. Это нам и нужно было выяснить для дальнейших сопоставлений.

7.

Вспомним снова родословную дурдзуков в «Картлис Цховреба»: Ной – Яфет – Таршис – Таргамос – Кавкас – Дурдзук. Получается, что между Ноем и Дурдзуком лежит четыре поколений этнархов, в числе которых назван и Таргамос, отец непосредственно Кавкаса – эпонима нахов. Кто такой Таргамос?

Этот Таргамос упоминается в Библии, в так называемой «Таблице народов», являясь, как и в грузинских летописях, внуком Яфета (Бытие, 10:3). Правда, в Библии имяэтого персонажа звучит как Торгама.

Интересно, что в Библии названия Урарту (Арарат), Манна (Мини) и Таргамос (Торгама) упоминаются в одном блоке, как обозначение стран с родственным населением, и тут всплывает один очень любопытный для нас факт: названием Торгама в Библии обозначен город, который в ассирийских текстах носил уже известное нам название Тил-Гаримме. Об этом пишет ученый-востоковед И.М.Дьяконов («Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту», ВДИ, 1951 г., №2).

Жители маннейской (хурритской) крепости Дурдукки были в конце VIII века до н.э переселены ассирийцами в город Тил-Гаримме (Торгама); дурдзуки в грузинских летописях названы потомками Таргамоса. Мы видим две независимые цепочки данных. Одна из них связывает жителей Дурдукки (дурдуккийцев) с городом Торгама (Тил-Гаримме), а вторая – дурдзуков с родоначальником Таргамосом. Здесь редкий случай, когда реальная история подтверждает легенду.

В данной статье мы попытались обрисовать путь части хурритов (дурдуккийцев из Манны) в Торгаму. В одной из будущих статей мы надеемся описать путь дурдуккийцев из Торгамы на Центральный Кавказ, где они фиксируются письменными источниками по крайней мере с IV века новой эры, являясь предками вайнахов. Теперь же нам остается выяснить, что обозначает название города Дурдукки.

8.

Древнегреческие авторы (в частности, Геродот) перечисляют семь самых знаменитых мудрецов древних эпох. Пятеро из них – греки (и среди них реально существовавший Солон, афинский реформатор VI века до н.э.). Есть и двое «иностранцев». Один из них – скиф Анахарсис. Второй – житель Манны, хуррит Дейока. Иногда его имя писалось как Деуйокка, Деюкка. Все варианты этого имени можно найти у В.В.Латышева в «Известиях древних писателей о Скифии и Кавказе». Некоторые ученые полагают, что Дейокка (Деуйокка) был известным в древнем мире маннейским царем.

Слово «дур» широко известно на древнем Ближнем Востоке и означает «крепость». Это слово использовали при составлении названий шумеры, ассирийцы, урартийцы, эламиты и малоазийские греки (город Дур-Европос). Таким образом, название маннейской крепости Дурдукки (Дур-Дейокка) означает буквально «Крепость Дейокки», составленное по тому же типу, что и названия Дур-Шаруккин («Крепость Саргона»), Дур-Куригальзу (Крепость Куригальзу) и т.д. Таково, по нашему мнению, происхождение этнонима дурдзуки.

Историк Хасан Бакаев,

Альманах «Чеченец», № 9 (13), 1997 г.



По материалам сайта www.nmayd.com
  • Великолепная и очень интересная и, что самое главное, абсолютно объективная с точки зрения исторических фактов, статья! Дел рез хилд Шун! Хорошо, что мы интересуемся нашей историей.
  • Очень жалко, что наши Чеченские историки не издадут подобную книгу, чтобы мы могли знать нашу историю из глубину веков! Такая книга, несомненно, представляла бы огромный интерес для мировой науки в целом, так как несмотря на то, что доказаны родственные связи между Вайнахским (чеченским/ингушским) и Хурритским языками на уровне выдающихся ученых прошлого (такие, как Дьяконов и.т.д), определенные круги имеют склонность это отрицать, в виду чего книги по нашей истории были бы в самый раз как для каждого Чеченца, интересующегося нашими корнями, так и для обширных кругов, интересующихся историей древнего мира.

Мы в контакте

Подписаться

Вы можете подписаться на обновления сайта. Для этого введите Ваш электронный адрес:

 

Напишите нам






Кто на сайте

Сейчас 214 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

На сайте нет регистрации пользователей. Все разделы сайта доступны без регистрации

Статистика


Рейтинг@Mail.ru


Баннер

Разместите у себя на сайте наш баннер

История, обычаи и традиции чеченского народа

Реклама на нашем сайте