noh cherkeskaПримеры проявления Нохчалла.

Рассказы из жизни, присланные посетителями нашего сайта.

ishkola 1Онлайн уроки по чеченскому языку

С квалифицированным репетитором

Ингуши

ИНГУШИ - народ в России. Численность 215,1 тысяча человек. Живут в Ингушетии, Чечне, Северной Осетии. Более мелкие группы живут в Казахстане, Средней Азии, а также на Ближнем Востоке. Вместе с чеченцами (общее самоназвание вайнах) относятся к коренному населению Северного Кавказа.
Говорят на ингушском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Распространён также русский язык. Русским языком свободно владеет 90% населения.
Верующие - мусульмане-сунниты. Традиционные верования: тотемизм, анимизм, магия, семейно-родовой культ святынь и покровителей, аграрные и погребальные культы и др. Имелся развитый пантеон (верховное божество - Диела). Ислам утвердился в 1-й половине 19 века, распространяется в предгорно-плоскостной зоне - с 16-18 веков, в горной - с 19 веке.


   Вайнахский этнос устойчиво фиксируется в горах Центрального Кавказа и на равнинах Предкавказья с первого тысячелетия до н. э.. Хронологически раннему периоду местной истории соответствует кобанская культура первого тысячелетия до н.э., признается автохтонность кобанцев и их возможная принадлежность к вайнахской этнической общности.
Ранние письменные известия об общих предках ингушей относятся к первому тысячелетию до н.э.
   В горной зоне ингуши жили отдельными обществами: Галгаевское, Цоринское, Джейраховское и Мецхальское. Переселение на равнину начинается в 16-17 вв. Одним из главных направлений ингушской миграции с гор являлась Тарская долина и другие земли по реке Комбелеевке. Здесь, не позднее конца 17 в. расположено плоскостное село Ангушт, ныне село Тарское пригородного района Северной Осетии. В 1784 г. близ ингушского села Заурова построена крепость Владикавказ для охраны Военно-Грузинской дороги. Особенно интенсивным был миграционный процесс в 19 в. В 1810 г. Ингушетия вошла в состав России. В 1817 г. в связи с проведением Сунженской укрепленной линии и основанием здесь казачьих станиц местное население было переселено из большей части Сунженского района в Назрань (суда переселены и жители других мест) – небольшое военное укрепление, которое в дальнейшем стало одним из центров Ингушетии. В 1858 г. как фактор социального протеста прошло Назрановское восстание. До начала 20 в. Ингуши входили в Ингушский и Владикавказский округа, Сунженский отдел, с 1907 – Назрановский округ Терской области.
   В 1924 году была выделена в составе РСФСР Ингушская АО, город Владикавказ стал ее административным, экономическим и культурным центром. В 1934 она объединена с Чеченской АО в Чечено-Ингушскую АО. В 1936 преобразована в АССР.
В1944 г. Ингуши вместе с Чеченцами были депортированы в Среднюю Азию и Казахстан, республика упразднена.
   В 1957 Чечено-Ингушская АССР восстановлена, народ вернулся на свою территорию при этом Пригородный район, составляющий около половины территории плоскостной Ингушетии, остался в составе Северо-Осетинской Республики.
   В ноябре 1990 ВС Чечено-Ингушской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. В мае 1991 ВС переименовал Чечено-Ингушскую АССР в Чечено-Ингушскую Республику. В декабре 1992 7-й съезд народных депутатов России принял постановление о преобразовании Чечено-Ингушской Республики в Ингушскую и Чеченскую Республики в составе Российской Федерации.
   В хозяйственном быту населения горной Ингушетии издавна ведущее место занимала скотоводство. Скот служил торговым (денежным) эквивалентом. Альпийские луга давали возможность содержать большие стада домашних животных на протяжении всего лета (овцы, коровы, лошади, волы). Осенью скот перегоняли вниз на осенне-весенние пастбища. Хорошие климатические условия и богатые угодья позволяли держать зимой овец и частично крупный рогатый скот на пастбищах вблизи поселений. Существовала традиция отгона скота с гор на зимние плоскостные пастбища. Между горными и равнинными регионами края всегда существовала определенная специализацияхлеб, выращиваемый на плоскости, позволял жителям гор в основном заниматься скотоводством.
Необходимым компонентом альпийского х-ва являлось земледелие, незначительное по своему удельному весу, но необычайно трудоемкое в горных условиях.
   Охота как подсобный промысел не играла в прошлом значительной роли в хозяйстве Ингушей. Охотились на оленей, косуль, туров и медведей.
   В производственной деятельности Ингушей в средние века заметное место занимало строительное дело. Башни, храмы и святилища, наземные склеповые гробницышироко известные архитектурные памятники края. Боевые башни являются достижением народного зодчества. Они свидетельствуют об узкой специализации производства, о наличии мастеров-профессионалов, владеющих целым арсеналом технических навыков, которые приобретались в процессе многолетнего опыта строительства подобных сооружений. Многочисленные северокавказские источники называют имена ингушских мастеров, славившихся строительством боевых башен как у себя в крае, так и за его пределами.
   У ингушей высоко ценилось искусство врачевания, значит, роль в жизни и мировосприятии играли астрономические знания. Были известны понятия горизонт, небо, страны света и др. Отсчет времени велся от настоящего к прошлому или к будущему. Значит отрезки времени группировались по 11 и 33 годам. Празднование первого цикла было приурочено ко дню зимнего солнцестояния, второговесеннего. Год состоял из 12 месяцев, каждый из которых имел свое название, существовал отсчет на год вперед. Каждый месяц делился на четыре недели из семи дней. Счет дней недели велся на семь дней вперед и назад. Календарные циклы были тесно связанны с земледелием и скотоводством, основывались на большом практическом опыте народа, астрономических наблюдениях и математических расчетах. Основные даты традиционного календаря отмечались обрядами.
   Традиционная одежда ингушей общекавказского типа. Мужская рубаха навыпуск с воротом на пуговицах спереди, перетянутая ремнём, прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение общекавказская черкеска с газырями. Тёплая одежда - овчинная шуба и бурка. Основной головной убор - папаха конусовидной формы, войлочные шляпы. В 20-е годы 20 в. появились фуражки, позже - высокие сильно расширяющиеся кверху папахи. Повседневная женская одежда: удлинённое платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Повседневные головные уборы - платки и шали.
   Традиционная пища ингушей в основном мясомолочная и растительная. Наиболее распространены: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, мясной бульон, молочные продукты и др. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства.
   В фольклоре ингушей заметное место занимает нартский героический эпос. Устное народное творчество: героические, исторические и лирические песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец - парная лезгинка. В прикладном искусстве выделяются резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).

Мы в контакте

Подписаться

Вы можете подписаться на обновления сайта. Для этого введите Ваш электронный адрес:

 

Напишите нам






Кто на сайте

Сейчас 142 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

На сайте нет регистрации пользователей. Все разделы сайта доступны без регистрации

Статистика


Рейтинг@Mail.ru


Баннер

Разместите у себя на сайте наш баннер

История, обычаи и традиции чеченского народа

Реклама на нашем сайте