Этические нормы тайпов — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
Тейп и тукхум

Этические нормы тайпов

«… И на земле есть знамения для убежденных»
(Коран, Сура 51, аят 20).

 

В системе нравственного воспитания огромную роль играют этические нормы тайпов. Тайп (по-арабски -«тайфа») — группа, круг, сообщество людей. Очевидно, это слово попало в чеченский язык с проникновением мусульманской религии. До ислама у вайнахов бытовало Другое слово — «ваьр», которое точно соответствует понятию «род» («ваьр» по-чеченски «рожденный»). Памятники материальной и духовной культуры чеченцев свидетельствует о том, что происхождение тайповой организации уходит в глубь веков. Исследуя чеченское сообщество ХVII-ХVIII веков, мы обращаемся отнюдь не к самым ранним формам его родовых организаций, ибо к этому времени, в результате взаимовлияния племен и народностей, здесь произошли весьма обширные и глубокие изменения.

Межплеменные войны и внутренние распри произвели такие сильные  зменения в жизни чеченских тайпов, что не представляется возможным установить их первоначальный быт и характер и тем более — этику. И все же было бы в корне неправильным лишь на этом основании пытаться доказывать, что существование тайпов было ограничено коротким промежутком исторического времени. Ведь, в конечном счете, тайпы и тайповая организация есть порождение общественного строя, происхождении, расцвет которого значительно древнее того период нашей истории, который поддается относительно полно, реконструкции с точки зрения его социальных институтов.

 

С уверенностью можно сказать, что начиная с XVII век у наших предков были ярко выраженные черты тайпового строя, но вместе с ними и вопреки им вырастали и развивались элементы новых, феодальных, а затем и капиталистических отношений. Известный историк нашей республики Магомет Мамакаев долгие годы изучал историю зарождения и развитие тайповых отношений и структуру их действия. Он отмечает, что чеченский тайп состоял из нескольких сыновни; групп — гаров (ветвей тайпа), которые могли назвать им: своего реального предка и, в свою очередь, делились н более мелкие группы: некъи, ц1а и доьзал.

 

Чеченский тайп — это группа людей или семейств, выросших на основе примитивных производственных отношений. Члены его, пользуясь одинаковыми личными правами, были связаны между собой кровным родством по отцовской линии. Свобода, равенство и братство, хотя эти понятия никем и не были сформулированы, здесь также составляли главное начало тайпа – основы всей организации чеченского общества.

 

Известны четыре термина, служившие для обозначения боковых ветвей, сегментировавшихся от тайпа и употреблявшиеся чеченцами с незапамятных времен для обозначения крупных родственных групп, которые представляют собой определенное общественное, территориальное и прежде всего кровнородственное единство: ваьр («рожденный»), гар (ветвь рода), некьи (ветвь гара), ц1а (фамилия), доьзал (семья). Тайпов в Чечне насчитывалось прежде свыше 135. Из них более 20 не коренные, а образовавшиеся от представителей других народов, но уже давно прочно вошедшие в состав чеченского общества, ассимилировавшиеся в разное время и при различных условиях: одни из них шли в страну чеченцев сами, в поисках удобных земель, других приводили сюда сложившиеся исторические обстоятельства, и они были вынуждены перенять чужой язык, чужие обычае и верование. Следует отметить, что происходил и обратный процесс. Так, например, известно, что такие довольно крупные ингушские фамилии, как Ахриевы, Льяновы и Боровы, происходят из чеченского рода дышнинцев; Дарсиговы, Бузуртановы (Насыркортовские) и Хаутиевы — из терлоевцев и т.д.

 

В ХVI-ХVII вв. в Чечне сложилось 9 тукхумов: аьккхий, маьлхий, нохчмахкахой, т1ерлой, ч1ебарлой, шарой, шуотой, эрштхой, ч1аьнтий, т.е. своего рода военно-экономические союзы определенных групп тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач — защиты от нападения противника и экономического обмена. Чеченский тукхум (къам), в отличие от рода, не имел официального главы, равно как и своего военачальника (бячча). Совещательным органом тукхума был Совет старейшин, который состоял из представителей всех тайпов входивших в данный тукхум, на равных по положению и почету правах. Затем следовал Совет страны (Мехкан-кхел). Из ста тридцати пяти тайпов, составлявших чеченское сообщество в середине XIX века, три четверти были объединены в девяти фратриях (союзах).

 

В тукхум Аьккхий входили такие тайпы, как Барчахой Жевой, З1огой, Ноккхой, Пхьарчой, Пхьарчахой и Ваьппий, занимавшие в основном район восточной Чечни на границе с Дагестаном. В тукхум Терлой объединились Никъарой, Оьшний, Шуьндий, Элтпхьархой и другие тайпы. В Эрштхой вошли тайпы Галой, Г1андалой, Г1арчо, Мержой, Мужахой и Ц1ечой, жившие на западе Чечни, долине реки Нижний Мартан (Фортанга). Были в Чечне и такие тайпы, которые не входили в тукхумы и жили самостоятельно: Зурзакьхой, М1айстой, Пешхой, Садой. Когда чеченцы хотят подчеркнуть отсутствие родства у какого-нибудь человека, то обычно говорят: «Цу стеган тайпа а, тукхум а дац» (у этого человека нет ни рода, ни племени).

 

Каждый тайп имел юридические нормы и этические правила тайпового (родового) строя, всего их двадцать три. Так, например, единство и незыблемость тайповых отношений для каждого сородича, тайпа; оказание отдельным членам тайпа тайповой помощи в случае бедствия или несчастья. Каждый тайп имел свой совет старейшин (тайпан-кхел). Решение совета старейшин было обязательным для всех членов данного тайпа. Также обязательным и беспрекословным были для каждого тайповца решения и наставления предводителя тайпа. Вот этого-то правила и не хватает нам сегодня. За долгие годы советской власти вайнахи вынуждены были вообще умалчивать о тайповом институте, хотя негласно он существовал. Думается, непременно стоит нам сегодня обратиться к истории нашего народа, и тем более — к истории своих тайпов.

 

Вот как высоко отзывался первый чеченский историк Умалат Лаудаев о тайпах чеченцев: «…Старики всех окрестных фамилий стали собираться для совещания о прекращении беспорядка в стране. На совете ими определялось, какое возмездие должно последовать за различные преступления. Старики возвращались домой, объявляли фамилиям устно свое постановление и заставляли клясться свято исполнять их» (Лаудаев У. Чеченское племя. Сборник сведений о кавказских горцах, вып. VI. Тифлис, 1871, с. 124).

 

Из множества решений и определений таких совещаний старейшин-тхьамадов тайпов — у вайнахов и сложился со временем адат — обычное право, обязательное для всех и каждого. По мере разрастания тайпа, он распадался на две или более части — тары, каждый из которых с течением времени образовал самостоятельный тайп.

Каждый чеченец должен был знать и помнить имена не менее двадцати лиц из числа своих прямых предков. Сегодня тревожит тот факт, что из 1200 опрошенных молодых людей в республике лишь 53 процента дали положительный ответ на вопрос: «Знаете ли вы свой тайп и прямых предков?». Треть опрошенных эта тема вообще не волнует!

Высокие понятия чести, равенства и братства между членами тайповой общины в рассматриваемый нами период были главенствующими. Тайпы строго соблюдали права и обязанности членов родовой общины. Кроме того, жизнь семьи чеченца, весь семейно-бытовой уклад ее нормированы еще так называемыми житейскими правилами: как говорить с женой при людях, в семье; как говорить с детьми при старших, при посторонних; как вести себя дома, в гостях; что делать при встрече со взрослыми, с молодыми; как ухаживать за гостем, о чем и как говорить с ним; кому уступать правую сторону от себя; как садиться за стол и т.д. Все эти житейские правила, прочно Установившиеся этические нормы постепенно и незаметно переходили в обычаи, ритуалы. За соблюдением обязанностей и прав следили все — каждый член тайпа весь тайп. Тот факт, что чеченцы еще в глубокой древности соя дали сложную систему тайповых этических норм обычного права, подтверждается и такими понятиями, как, например, машар — мир, барт -союз (согласие), гулам собрание, теш — свидетель и многими другими.

 

Обязательные принципы правового института чеченского тайпа соответствовали социально-экономическому строю родового общества. Их устои были крепки и нерушимы, и каждый чеченец свое поведение и поступки строго подчинял им. Жизнь, таким образом, протекала I строго определенных рамках, и чем больше человек был популярен в обществе, тем строже обязан был блюсти нравственные устои тайпа. Действуют ли эти принципы у тайпов, которые сегодня возрождаются? К сожалению, не везде. А хотелось бы!

 

Существовал у чеченцев интересный ритуальный обряд, посвящения в мужчины. В ямочке у основания большого пальца на руке мальчика сжигали трут (к1ожам багор), испытывая его мужество и выносливость. Этот обычай, также как и обрезание, идущий из далекого прошло-) го, возник у вайнахов в качестве одного из посвятительных обрядов, которым знаменовался переход ребенка в старшую возрастную группу. И ту и другую церемонию! устраивали над мальчиками в возрасте 7-8 лет, то есть в тот период, когда, говорят чеченцы, «мальчик в состоянии поднять палку».

 

Бытовал еще и такой обычай: возводить у проезжей части дорог к1арлаг1а (кучи всенародного проклятия), когда каждый прохожий со словами проклятия в адрес того, кто совершил антиобщественный поступок, бросал камень или же ком земли. Такому всенародному осуждению подлежало любое дело, связанное с неправильным поведением в общественных местах. Этические нормы такого неписанного житейского кодекса тайпа позволяли предать любого всеобщему нравственному осуждению и отвержению. Таким образом, в борьбе за жизнь, в постоянных и довольно успешных боевых сражениях, оберегая свою землю от вражеских вторжений, наши предки создали свои законы и обрели обычаи, установили свой уклад жизни. Все это сильно развило у них чувство национальной индивидуальности, выработало целеустремленность. Сила духа и жизнестойкость, как следствие этих особенностей национального характера, помогли им сохранить и пронести свои законы, обычаи и традиции сквозь века, вплоть до сегодняшнего дня. И это, как увидел весь мир, ярко подтвердилось во время российско-чеченской войны.

Учитываются ли сегодня эти и другие национальные черты характера? Думается, не всеми. Многие прекрасные традиции и обычаи прошлого забыты, их воссозданием и обновлением почти никто не занимается. Эти и другие факторы отрицательно влияют на результаты нравственного воспитания молодого поколения, этическое самосознание всего народа. Восстанавливая институт тайпизма, мы не всегда исходим из основ собственно тайпизма, выработавшего прекрасные и мудрые этические нормы. Одна из таких основ — это единство и незыблемость тайповых отношений для каждого сородича, всего тайпа. Разве мало случаев, когда отдельные члены тайпов ведут себя недостойно, а тайповое осуждение к ним не проявляется? Более того, идет межродовое состязание: чей тайп сильнее, как сделать так, чтобы в аппаратах управления было можно больше «своих людей», т.е. «из нашего тайпа». Почему-то мы забыли о чести тайпа. А было же время, когда позору своего рода вайнахи предпочитали смерть, строго следовали адатам и шариату.

 

Особо необходимо отметить роль и место предводителя — тхьамады тайпа. Он несет полную ответственность за поступки члена тайпа и моральную ответственность за свое неправильное решение по отношению к нему. В свою очередь, члены тайпа должны беспрекословно слушаться предводителя как блюстителя чести всего рода. Словом, тхьамада должен руководить правовой жизнью тайпа. Забывая все это, мы хотим сделать из тайпа знамя политики. Все тайпы стали политизированными.

 

Необходимо глубоко изучить историю и нормативные акты тайпизма, этические основы каждого тайпа. Разве допустимо, когда идет борьба внутри одного и того же тайпа? Люди стали делиться не только по принципу поселения, но и на «плоскостных» и «горных» (лама-рой и нохчи) — наша, мол, тайповая земля и т.д. Это раздор в самом тайпе, это обособление и разрушение общности всего нашего народа. Благомыслящие люди всегда старались искоренять зло в народе. Разве можно сегодня жить интересами только своего тайпа? Нет, мы должны, как никогда, объединиться. В этой связи, думается, было бы правильно, если бы мы создали, по опыту наших предков, институт тукхумов всех тайпов. А общественным управлением союза тукхумов должен стать Совет старейшин. И его рекомендации должны помогать нам во всех областях жизни. Как мы убедились, тайпы имеют право на существовав ние. Требуется только правильно управлять ими, строго соблюдать этические нормы и правила каждого тайпа.

 

И было бы неправильно отрицать роль тайпизма в установлении согласия между людьми, нравственному воспитанию молодежи. Мы начали этот раздел, использовав данные исследований историка Магомета Мамакаева, изложенные в его книге «Чеченский тайп в период его разложения» (Грозный, 1973 г.), а закончим выдержками из статьи большого знатока истории тайпов, обошедшего горные ущелья и речные долины, по крупицам собирая то, что знали и помнили старики. Статья московского ученого -этнографа, опубликованная в «Российской газете» в Чечне», 20 октября, 1995 года, называется «Кавказский спутник».

 

Вот что пишет Ян Чеснов: «… В мировой истории чеченцам принадлежит особое место, потому что их общество осуществило то, чего не удавалось почти никому: на исходе средневековья, в ХVI-Х VII веках, они ликвидировали феодальную аристократию. Вслед за тем чеченская горская демократия проявила свою силу в период Кавказской войны…». Примечательная черта горской демократии — разработанные структуры советов — кхелов. Они начинались на семейном уровне — ц1ийнна кхел (семейный совет). Затем следовал верси-кхел — патрономический совет. Над советами родственников стоял совет тайпа, который являлся не кровнородственной, а субэтнической единицей. Межтайповые отношения регулировал Совет страны — Мехк-кхел. Важной функцией Мехк-кхела была оборона страны.

 

Гуманистическая деятельность ранних Мехк-кхелов раскрывала гуманистические потенции вайнахской цивилизации, связанной по происхождению с ближневосточными центрами. Все функции, которые осуществлял Мехк-кхел, хотя и проводились в одеждах обычая, по сути, имели государственное содержание. В этом и есть суть горской демократии — она как государственно-демократическое образование противостояла авторитарным феодальным государствам соседних народов. Нам кажется, что элементы горской демократии сохранились у чеченцев и в наши дни на этнопсихологическом уровне. Мы надеемся, что древние представления о чести, добре, терпимости сохранились в генетической памяти чеченского народа. Это залог процветания.

 

«Вайнахская этика» Эди Исаев

Оставить комментарий