Этические нормы тайпов — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
Тейп и тукхум

Этические нормы тайпов

    Тайп – группа, круг, сообщество людей. Начиная с ХУП века, у чеченцев были ярко выраженные черты тайпового строя. Чеченский тайп объединял семьи, связанные между собой кровным родством по отцовской линии. По мере разрастания тайпы распадались на две или более части – гары (ветви тайпа), каждый из которых со временем образовывал самостоятельный тайп. Все члены гара могли назвать имя своего реального предка. Кроме того, каждый чеченец должен был знать и помнить имена не менее 20 лиц из числа своих предков.

 

    В истории Чечни насчитывалось свыше 135 тайпов. Более 20 из них были образованы представителями не коренных народов, которые ассимилировались в разное время и в разных условиях, и прочно вошли в состав чеченского общества. Каждый тайп имел юридические нормы и этические правила, обязательные для соблюдения всеми. И чем больше человек был популярен в обществе, тем строже он был обязан блюсти нравственные устои тайпа. В основе организации тайпа лежали нормы, подразумевавшие то, что в современном обществе формулируется как «свобода, равенство и братство». Отношения между людьми регулировали такие этические нормы, как уважение к старшим, почтительное отношение к женщине, оказание помощи тем, кто оказался в беде и др. Эти нормы постепенно переходили в обычаи, ритуалы. Антиобщественное поведение открыто порицалось. И был даже такой обычайустраивать на обочине дороги т.н. «кучу всенародного проклятия». Каждый, проходя мимо, бросал в эту кучу камень или ком земли со словами проклятия в адрес того, кто совершил безнравственный поступок. По неписаному житейскому кодексу тайпа, любой человек, невзирая на положение, мог за проступок стать объектом осуждения.
    Тайпы, по мнению автора книги «Вайнахская этика» Э. Исаева, имеют право на существование и в наши дни. Традиционное для тайпа соблюдение этических норм и правил может играть огромную воспитательную роль (нохчалла).

 

 

Руслан Исаев

Оставить комментарий