noh cherkeskaПримеры проявления Нохчалла.

Рассказы из жизни, присланные посетителями нашего сайта.

ishkola 1Онлайн уроки по чеченскому языку

С квалифицированным репетитором

История Маьлхиста

Исторические области Чечни.Маьлхиста.

Маьлхиста Историческая область Чечни, расположенная на левом берегу Аргуна, на границе с Грузией, между руслами рек Меши-хи и БIаьста-хи. Маьлхиста в переводе с чеченского – «страна солнца». Название это, вероятно, связано с тем, что солнце считалось тотемным предком чеченского племени, жившего здесь. Хотя есть и другое предположение: дело в том, что южные склоны хребта Коре-лам, на котором находилось большинство селений Маьлхисты, круглый год освещены солнцем.


Остались в Маьлхисте и следы былого христианства. Прежде всего в топонимике, например, в названии селения ЖIаре — «Крестовое», которое расположено по правому берегу Меши-хи, а также ЖIаре-Хьостуй – «Крестовый родник», расположенный недалеко от селения. Можно отнести к христианскому изображение в виде распятия на боевой башне в ЦIой-пхьеде, а также изображение человеческой фигуры с копьем, по всей видимости, Святого Георгия, который был очень почитаем на Кавказе и отождествлялся с древним богом солнца.

Именно здесь, по преданию, собиралось в прошлом общечеченское войско. Как гласит легенда, в далекие времена в Маьлхиста, у подножия самых высоких гор, в ущелье, где быстрое течение Аргуна образует широкую дельту, один раз в год собирались чеченские воины. Как бы далеко они ни жили, каждый из них должен был прибыть сюда в назначенный день, пока не взошло солнце. Того, кто приезжал последним после восхода солнца, ждала казнь. Таков был закон, установленный Высшим Советом страны — Мехк-кхелом. Однажды, торопясь на очередной сбор, скакал по ущелью воин, зная, какое суровое наказание ждет его, если он опоздает. Но, увидев солнце, поднимающееся над вершинами, и стройные ряды воинов, он замедлил бег коня. «Ты опоздал, воин. Следуя закону, мы должны казнить тебя, – сказали ему старейшины, входившие в Высший Совет страны. – Но сначала ты должен назвать причину». Молчание нависло над ущельем, только мерный гул Аргуна нарушал тишину. Ни слова не произнес воин, опустив голову и приготовившись к смерти. «Ты должен назвать причину», – повторил старейшина. «Я вчера женился, – произнес воин тихо, – но узнал, что моя невеста любит другого. И решил погибнуть, чтобы она получила свободу и могла соединиться с любимым».

Но тут послышался стук копыт, и люди увидели всадника, несущегося на быстром коне. «Подождите! Я приехал последним, казните меня!» – крикнул он. И когда спросили у него причину, по которой он опоздал, воин ответил: «Вчера девушка, которую я любил, вышла замуж. Зная, что ее жених может опоздать на сбор, я, приехав сюда пораньше, ждал его, спрятавшись в ущелье. И увидев его, сразу же поехал вслед за ним. Я не хотел, чтобы его смерть омрачила жизнь девушки, которую я любил. Я же готов к смерти». Удивились старейшины, и ушли на совет. Наступил полдень, прошел вечер, и только поздно ночью они вынесли свой приговор: «Пока среди нас есть такие благородные люди, ничто не угрожает чеченской земле. Мы отменяем суровый закон предков. Пусть больше никогда по этой причине не прольется чеченская кровь в ущелье Маьлхисты».

Когда-то Маьлхиста была густонаселенной. Здесь насчитывалось до четырнадцати селений. Доза, Банах, Комалх, Коратах, ЖIарие, БIениста, Сахана, Икалчу, Тертие, Меши – их развалины раскинулись по ущельям Аргуна и Меши-хи, в основном по южному склону хребта Коре-лам, мрачным безмолвием подчеркивая бренность жизни и вечность смерти и камня. Словно печать заклятия довлеет над башнями, в которых еще полвека назад бурлила жизнь и кипели человеческие страсти.

Но более всего поражает мрачным великолепием ЦIойн-пхьеде – древний культовый центр Маьлхисты. ЦIойн-пхьеде – это, прежде всего, некрополь, город мертвых, состоящий из полусотни каменных склепов.

При входе в город мертвых у тропы стоят два столпообразных сооружения. Это селинги – языческие святилища. Возле них выполняли разного рода культовые ритуалы и приносили в жертву животных. Кроме того, отправляясь в путь, в специальные чаши, посвященные божеству, люди клали деньги, кольца, серьги и другие ценные вещи, и никто до них не дотрагивался. Считалось, что тот, кто возьмет что-либо из этих вещей, в наказание будет лишен разума.

Сразу за святилищами располагаются склепы, которые разбросаны небольшими группами по северному склону горы. Склеп, или, по-чеченски, маьлхан-каш, то есть солнечная могила – это прямоугольная постройка в виде домика, выложенного из камней, на известковом растворе. Наружные стены некоторых склепов замазаны глиняно-известковым раствором. Некоторые склепы состоят из двух помещений, одно из которых служило поминальной камерой. В ней вдоль стен выложены скамьи из камня и устроены ниши для свечей. В поминальной камере родственники в дни священных праздников пили ритуальное пиво и поминали покойных. В фасадной стене склепа устроен лаз — четырехугольное отверстие, обрамленное каменной рамкой. Старики утверждают, что в старые времена эти отверстия закрывались специальными каменными плитами. Очень часто камни с лицевой стороны склепов украшены петроглифами, они охраняли склеп от темных сил. Чаще всего это свастики, кресты, спирали. Кроме того, на некоторых склепах сохранились знаки, которые, вероятнее всего, были своеобразными фамильными гербами. Над лазом одного из склепов на северо-восточной стороне некрополя в стену встроен хорошо обработанный камень округлой формы, напоминающий человеческий череп. Он почти зеркально гладкий, по всей видимости, от постоянного прикосновения человеческих рук. Внутри склепов, вдоль стен, устраивались каменные полки в два-три ряда, на которых укладывали покойников. Рядом с умершим оставляли оружие, предметы домашнего обихода, которые, по представлению их родственников, могли им понадобиться в ином мире. Хотя большинство склепов было разграблено после выселения местных жителей в 1944 году, но до сих пор в некоторых из них чудом сохранились изделия из керамики и дерева, стрелы, женские украшения.

Возникновение и существование коллективных склеповых захоронений датируется XII—XIV веками. Народные предания по-разному говорят об их происхождении. Согласно одной из легенд, склепы начали строить во время эпидемий, когда люди оставляли свои селения, спасаясь от мора, и некому было хоронить умерших. Больные сами приходили в склепы и умирали на каменных полках.

Сведения о страшной эпидемии в Маьлхисте сохранились в легенде об Ун-нане и мелхинцах. Ун-нана, богиня болезней, посетила празднество, посвященное богине плодородия Тушоли. Но во время ритуального шествия она посчитала, что молящиеся оскорбили ее своим невниманием, и наслала на них заразные болезни.

Над склепами возвышается боевая башня. Она снабжена множеством бойниц, а у самого верха – машикулями. На камни башни нанесены петроглифы – магические знаки, которые должны были оберегать башню и воинов от врага.

К югу от «города мертвых» находилось прежде селение ЦIойн-пхьеде, отделенное от некрополя прочной каменной стеной, примыкающей к башне. Это было большое по масштабам горной Чечни селение. Как говорят старики, в ЦIойн-пхьеде из одних только ворот выезжало шестьдесят воинов на одинаково серых конях. Оно было очень хорошо укреплено. С северной стороны его прикрывала боевая башня и высокая каменная стена, с юга – высокий, неприступный обрыв, с юго-восточной стороны, над Аргуном возвышается мощный замок. Селение ЦIойн-пхьеде было разрушено в результате междоусобной войны.

Как рассказывает легенда, три месяца осаждали его враги и не могли взять. В ЦIойн-пхьеде жила девушка, возлюбленный которой находился в стане врагов. Поздней ночью она поднялась на стену и указала осаждавшим безопасный проход со стороны пропасти. Враги ворвались в селение, и оно было разрушено до основания.

Вследствие удаленности от равнины и хороших естественных укреплений и фортификационных сооружений, построенных по всему Аргунскому ущелью, до Маьлхисты редко доходил внешний враг. Но междоусобные войны, кровная месть терзали эту землю. Подобное положение старики объясняли проклятием Ун-наны, богини болезней. Когда-то в ЦIойн-пхьеде жили три брата – Цатеш, Матеш, Макхера. Они совершали поминки по своей матери и приносили в жертву скот. Все именитые маьлхи собрались здесь. Туда пришла и Ун-Нана, чтобы пустить на людей заразу. На плечах у нее висели переметные сумы, полные золы. «Если мы не убьем Ун-Нану, то она погубит наших гостей» – подумали братья и ударом сабли отсекли ей голову. Голова Ун-наны покатилась по склону и пробормотала: «Да не придет моровая болезнь в Маьлхисту, да не иссякнут война и вражда среди маьлхи».

Действительно, все в ущельях Маьлхисты напоминает о том, что люди, которые здесь жили, находились в состоянии войны всех со всеми.

К востоку от селения Коротах лежат селения Комалха, Банах – на левом берегу Аргуна и Доза – на правом. Посередине меж этих трех аулов сохранилось живописное место, которое называлось Узум-метте — «Место, где исполняются песни». В средние века, во время священных празднеств, жрецы пели здесь культовые песни, и, когда раздавались звуки песни, жители окрестных селений знали о начале религиозных церемоний.

Вверх по ущелью реки Меши-хи, вдоль хребта Коре-лам, лежат руины селений Икалчу, БIениста, Сахана, Терте, Мешех. В селении Терте хорошо сохранился башенный комплекс, а также некрополь на южной окраине.

На правом берегу реки Меши-хи было всего лишь два селения: Кегине и ЖIаре. Сторожевая башня ЖIаре видна с мыса ЦIойн-пхьеде, она нависает над пропастью на высокой, обрывистой скале.

В работах этнографов, археологов Маьлхиста, как правило, характеризуется как мрачный и угрюмый край. На самом деле ущелья Маьлхисты очень красивы в любое время года. Весной здесь цветут дикая слива, шиповник, очень много разных цветов. Зимой, даже в январе, тепло и солнечно. Золотистого цвета трава и ярко-зеленые сосны живописно смотрятся на фоне серых скал и снежных вершин. Прекрасно вписываются в пейзаж и величественные башни, черные камни которых эффектно контрастируют с золотом травы.

Вплоть до 1944 года почти вся Маьлхиста была заселена, имелась даже школа-интернат в селении Сахана. Но после выселения жителей в 1944 году большинство боевых и жилых башен было взорвано, а некрополи разграблены.

 

Глава из книги Лечи Ильясова «Тени вечности»
Журнал "Чеченское общество". № 3/2008

  • Большое спасибо!Прекрасная легенда о воинах и о стране солнца!Есть книга "Из тьмы веков",там джигит,идя за девушкой по горной тропе,не мог отвлечь себя от соблазна и тогда,он поранил себе руку и посыпал солью! Я счастлива ,что Чеченская Республика после стольких испытаний сохранила свои добрые обычаи и с каждым годом становится краше!Много достойных сынов защищают честь в спортивных соревнованиях,строится много школ,стадионов!Большое спасибо Рамзану Кадырову за его заботу о новом поколении,о г. Грозном,который стал очень красивым!Если будет возможность напишите,что нибудь о Веденском районе!Я когда-то давно там была и помню как тепло меня там встречали!Село называлось Киров-Юрт,а как сейчас называется не знаю.С Праздником всех !С Днём России!Пусть каждый дом будет полной чашей радости и счастья!

Мы в контакте

Подписаться

Вы можете подписаться на обновления сайта. Для этого введите Ваш электронный адрес:

 

Напишите нам






Кто на сайте

Сейчас 208 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

На сайте нет регистрации пользователей. Все разделы сайта доступны без регистрации

Статистика


Рейтинг@Mail.ru


Баннер

Разместите у себя на сайте наш баннер

История, обычаи и традиции чеченского народа

Реклама на нашем сайте

Вы здесь: Главная / Исторические области