Вайнахи и их соседи в XVI — XVIII веках — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
История

Вайнахи и их соседи в XVI — XVIII веках

Экспансия Ирана и Османской империи на Северном Кавказе в XVI в.

Народы Северного Кавказа, в том числе и вайнахи, издавна играли заметную роль в международных отношениях своего региона. По данным средневековых иностранных авторов, горцы — «это воинственные люди, имеющие связи по всей Азии и в Египте», которые отличались выраженной независимостью от всех соседних держав.

На исходе XV — начале XVI в. в политическом положении горских народов происходят значительные изменения: во-первых, Османская империя захватывает кавказское побережье до Северного Кавказа с запада; во-вторых, в начале XVI в. (к 1502г.) складывается сильное государство на территории Ирана и Азербайджана — Сефевидская держава, развернувшая наступление на Кавказ, в том числе и в сторону Дагестана; в-третьих, в степях Предкавказья под ударами крымских татар, Русского государства и северо-кавказских горцев гибнет так называемая Большая Орда — наследница некогда могущественного Золотоордынского государства.

Между двумя сильными восточными державами — Ираном и Турцией — начинается многолетняя война за господство над Кавказом. Северный Кавказ приобретает важное значение в планах обоих государств как источник военных сил и плацдарм для дальнейших завоеваний.

Внутриполитическая ситуация на Тереке в тот исторический момент характеризовалась феодальной раздробленностью и междоусобицами. Враждующие стороны зачастую обращались за помощью к соседним державам.

Выход России на Терек. Установление русско-вайнахских связей.

В 40-50-х гг. XVI в. Россия в упорной борьбе с наследниками Золотой Орды добилась выхода к Каспийскому морю и на Северный Кавказ. В определенной мере этому способствовали и горские народы, со своей стороны боровшиеся с агрессией Османской империи и ее вассала — крымского хана.

В 1557 г. Москва установила дружеские отношения с отдельными княжествами Кабарды, Черкесии и Адыгеи, а в 1567 г. воздвигла русскую крепость у места впадения Сунжи в Терек. С этого времени складываются и русско-вайнахские политические связи. Союзниками России на Северном Кавказе становятся вайнахские мурзы Окоцкие (они правили Аухом, населенным аккинцами). Когда русские крепости в 1571 и 1578-1579 гг. были снесены по требованию турок, аккинцы принимают к себе русских казаков. В 70-80-х гг. XVI в. правитель Ауха Ших-мурза Окоцкий совместно с казаками участвовал в военных действиях антитурецкой коалиции — против турецких гарнизонов в Дагестане и Азербайджане.

После строительства новой русской крепости в устье Терека в 1588-1589 гг. Ших-мурза восстановил связи с Москвой и сыграл большую связующую роль в дальнейшем развитии политических отношений России не только с вайнахскими землями, но и с Грузией, с Аварским ханством и другими землями. Союзником, «братом» Ших-мурзы выступил другой влиятельный вайнахский владелец — Салтан-мурза (правил в Ларсе, контролируя важный путь через Дарьяльское ущелье).

Вассально-союзнические отношения Ших-мурзы с русским царем были закреплены договором в ходе официального вайнахского посольства в Москву в 1588-1589 гг. Но к 1596 г. Ших-мурза был убит, около 160 семейств окочан бежали из Ауха в Терскую крепость к русским союзникам, где основали под ее стенами Окочанскую слободу. Позже в ней селились выходцы и из других вайнахских обществ.

Расширение русско-вайнахских связей в конце XVI — начале XVII в

В это время в числе «подданных» (в то время это означало дружеские, союзнические связи) московского царя начинают считаться «окуки» (Аух), «мичкизы» (Восточная Чечня), а в сфере «государевых дел», то есть в орбите русской политики, оказались практически все основные общества вайнахов. Развиваются не только политические, но и торговые связи.

Если в 1647 г. дружеские связи с Россией закрепляют в Терской крепости «выборные люди» 36 мичкизских аулов, то в 50-годах ХVII в. посольство «шибутян» (общество в верховьях Аргуна) побывало в далекой Москве, где присягало царю в Успенском соборе Кремля. В дружеские отношения с царскими властями вступали и феодальные владельцы — Турловы в Чечне, Хавса в Ингушетии.

Вайнахи в русско-иранских и русско-турецких отношениях

В первой половине XVII в. политическая обстановка на Северном Кавказе во многом определялась ирано-турецкой войной, продолжавшейся с 1603 по 1639 г. Отсюда своеобразие политической линии вайнахских народов. Так, население восточных районов Чечни участвовало в разгроме крупной экспедиции воеводы Бутурлина в 1604-1605 гг., пытавшегося захватить Северный Дагестан, но северокавказцы не были заинтересованы в полном истреблении русских укреплений на Тереке. Так, во время польско-шведской интервенции (1605-1613 гг.), когда русские силы на Тереке были очень слабы, горские народы помогали им продовольствием и оказывали политическую поддержку. Это делалось для того, чтобы сохранить противовес Ирану и Турции, усилившим в этот период борьбы за господство над Кавказом.

В начале второго десятилетия XVII в. иранский шах Аббас попытался в ходе войны с турками овладеть Дагестаном, Кабардой и землями Чечено-Ингушетии, но потерпел неудачу. Горцы отбивали и набеги конницы крымского хана, преследовавшего те же цели.

В 1639 г. закончилась длительная ирано-турецкая война. Подписанный шахом и султаном мирный договор разделил сферы влияния Ирана и Турции на Кавказе. Иран в новых условиях пытался утвердить свою политическую гегемонию на Северном Кавказе от Дербента вплоть до Сунжи, а Турция и Крымские ханы — от Черного моря до Кабарды. В свою очередь и Россия стремилась утвердить свое влияние в землях Кабарды, Чечено-Ингушетии и Дагестана.

В 30-40-х гг. XVII в. в горных районах Грузии, прилегающих к Чечено-Ингушетии, скрывался мужественный борец с иранскими захватчиками — грузинский царь Теймураз. Горные вайнахи, тушины, хевсуры и осетины оказывали ему всемерную поддержку и тогда, и в 50-е гг. XVII в., когда в Грузии разразилось антииранское восстание. Застрельщиками его выступили близкие к вайнахам тушины.

В 1651-1653 гг. горцы Чечено-Ингушетии вольно или невольно оказались вовлеченными в крупный русско-иранский конфликт из-за Сунженского острога, построенного царскими воеводами на косе, где сливается Сунжа с Тереком, близ Брагунов. Феодальное ополчение дагестанских владельцев совместно с иранскими войсками совершили два похода в этот район. В нем участвовали и некоторые вайнахские общества. Фактически спор шел за политическое влияние на Тереке между русским царем и иранским шахом. Сунженский острог был снесен, влияние шаха возросло. Но в конечном счете, в 1659 г. на Северо-Восточном Кавказе разразилось широкое восстание горцев против растущего политического диктата шаха. Однако армия повстанцев понесла тяжелое поражение от шахских войск на р. Багам в Дагестане.

Персидский поход Петра I

После победного окончания Северной войны со шведами (в 1721 г.) в следующем же году огромные русские силы двинулись в прикаспийские районы Кавказа, принадлежавшие Ирану. Поход был вызван стремлением оградить эти районы от захвата османскими силами, наступавшими на Кавказ с юга, колонизовать местные природные богатства, утвердиться на торговых путях, связывавших Европу с Востоком, захватить горские земли и Закавказье. В целом дагестанские, кабардинские, ногайские владетели оказывали в начале поддержку усилиям Петра I. Только эндерийские князья с помощью чеченцев вступили в сражение с посланным против них корпусом генерала Ветерани и нанесли ему большой урон. Потерпев вскоре поражение, кумыкские князья дали царю мирную присягу, «включив в оное, — по словам документа, — в первый раз и своих чеченцев».

Осенью 1722 г. Петр I заложил в низовьях Судака новую крепость под названием «Святой Крест». Старый Терский город был оставлен, а все население, включая Окоцкую слободу, населенную выходцами из вайнахских земель, было переведено в новую крепость. Тогда же Петр I побывал на территории современных Чечни и Ингушетии: он осмотрел Брагунские теплые воды и станицы гребенских казаков. К тому времени они все были на левом берегу Терека и подчинялись Военной коллегии в Санкт-Петербурге.

В 1723-1724 гг. успехи русской армии на Кавказе были закреплены соответствующими соглашениями с Турцией и Ираном. Здесь были намечены сферы влияния великих держав. По существу, со времени Петра I активизируется колониальная политика России на Кавказе, ибо он и его правительство планировали захват и непосредственную эксплуатацию местных природных богатств, заселение горских земель колонистами.

Усиление экспансии Турции и Ирана на Северном Кавказе

Османское правительство, несмотря на договор с Россией о разделе сфер влияния на Северном Кавказе, продолжало настаивать на том, что Дагестан (включая и вайнахские земли) и Кабарда состоят «под протекцией» (то есть под покровительством) султана. Выдвигались даже планы строительства крепостей «близ Кабарды и Чечен и в Дарьяльском ущелье. Это было тем опаснее, что в это время турки господствовали не только на черноморском побережье Северного Кавказа, но и в Закавказье в частности в Грузии.

Учитывая интерес Османской империи к этому району, русское правительство попыталось в противовес наладить с вайнахами дружеские отношения. В 1726 г. в крепости Святой Крест были приняты представители равнинных аулов, русские власти обратили внимание на горных чеченцев и ингушей — обитателей Дарьяла. Налаживанию отношений с ними немало способствовал беглый грузинский царь Вахтанг VI. Вместе с тем продолжались и такие действия в Чечено-Ингушетии: на царские укрепления, откуда исходили частые карательные экспедиции, со стороны горцев совершались нападения. В 1732 г. под Чечен-аулом был разгромлен отряд драгун полковника Коха, направленный на подавление народного движения.

Летом 1733 г. по пути в Закавказье в Чечне появился 25-тысячный корпус крымского царевича Фети-Гирей Султана, следовавший на помощь туркам, которые воевали с иранцами. Правитель Чечен-аула князь Айдемир присоединился к Фети-Гирею со своим крупным ополчением. Объединенные силы крымцев и князя Айдемира разбили царские войска под предводительством генерала Гессен-Гамбургского на р. Белой — правом притоке Сунжи (близ Гудермеса).

Разгром крымского хана Каплан-Гирея на ручье Шавдон

В 1735 г. после переноса русским правительством границы с Судака на Терек (по требованию Ирана), Османская империя объявила себя «покровительницей» Дагестана и направила на Северный Кавказ 80-тысячную армию под командованием крымского хана Каплан-Гирея. Этот хан пытался по пути своего движения подчинять все горские народы. Потребовал он также помощи и покорности от вайнахов.

Несмотря на многие призывы и уговоры хана, чеченский князь Айдемир, в свое время союзничавший с крымцами, не поехал к нему, а развернул настоящую партизанскую войну.

Вскоре хан, приблизившись к Сунже, переправился через нее и стал лагерем у входа в Ханкальское ущелье. Здесь его ждало народное ополчение, стянутое со всей Чечни. Каплан-Гирей бросал против них дважды по 5 тысяч человек. Чеченцы, пропустив первый отряд на равнину, в местности у ручья Шавдон разбили его наголову. Враги бежали. Хан направил второй конный корпус. Тогда чеченцы, вновь пропустив врагов через ущелье, закрыли проход и истребили их до последнего человека.

Крымский хан был вынужден отказаться от дальнейших попыток покорения Чечни и, оставляя ее в стороне, ушел на иранские земли.

Русско-вайнахские связи в 40-50-е годы XVIII в.

Параллельно с ростом политических связей вайнахов с Россией росли и торгово-экономические отношения. Царская администрация первое время поощряла приезд горцев в Кизлярскую крепость, которая быстро стала политическим и экономическим центром Северного Кавказа. Здесь же находилась и многочисленная Окоцкая слобода, где жили потомки выходцев из вайнахских земель.

Документы свидетельствуют, что «чеченцы и брагунцы и прочие… все необходимое получали в Кизляре». В то же время росла и торговля вайнахов с казаками, которая велась без уплаты пошлин и налогов. Этому мешали царские власти, боясь сближения русских с горцами.

К концу 40-х гг. XVIII в. тяга горцев к установлению дружеских отношений с Россией возрастает. В Русское «подданство» (то есть признание мирных, дружеских отношений) вступают, помимо Чеченского владения, такие общества, как Герменчик, Шали, Чеберлой, Алды. С 1747 г. было отдано распоряжение о приеме ингушей и осетин в так называемое русское «подданство», а по существу шло установление приязненных отношений. В 1748 г. решением Коллегии иностранных дел России постоянное жалованье стала получать чеченская верхушка — четверо князей и их пятьдесят знатных узденей.

Позже, в 1758-1764 гг., в Кизляре побывало несколько представительных ингушских посольств. В 1762 г. дружеские отношения с Россией установили равнинные жители Карабулака.

Росла торговля, в казачьи селения и Кизляр отправлялись порой сотни горских арб для закупки и продажи товаров.

Закрепление русско-вайнахских взаимоотношений в последней четверти XVIII в

В этот период активно возобновляется так называемое вступление в «подданство» России со стороны многих вайнахских аулов. В 1778 г. присягают алдынцы, в 1779г. — гехинцы, в 1781г. — жители Чечен-аула и Аджи-аула заключили с кизлярским комендантом развернутые мирные соглашения. В 1782 г. присяжные листы подписал союз аулов — Качкалык и жители Герменчика.

Эти мирные соглашения позволяли горцам развивать торговлю. Между местной царской администрацией и жителями равнинных чеченских аулов «для безопасности производства их купечеством торга» заключались специальные «условия». Росла и хозяйственная взаимовыручка между горцами и казаками. Казачьи станицы брали у вайнахских аулов аробные колеса, войлоки, шерстяные сукна, пользовались услугами местных кузнецов и оружейников. Причем, торговля шла без уплаты налогов и пошлин.

Благодаря расширению русско-вайнахских связей появлялись определенные внутренние предпосылки, которые могли облегчить России присоединение вайнахских земель. С другой стороны, складывались и внешнеполитические предпосылки: Россия в 1783 г. присоединила Кубань и Крым, в том же году был подписан союзный договор с Грузией.

В 1783 г. крупные соединения царских войск дважды вторгаясь на равнины Чечено-Ингушетии, упорные бои развернулись чеченских, карабулакских и ингушских аулов. Царские генералы захватывали добычу и заложников, пытались уничтожить тех, кто не соглашался на их условия «подданства».

Вайнахские народы по-прежнему стремились играть активную роль в политической жизни всего Кавказа. Так, чеченские отряды сражались на стороне дербентского Фет-Али-хана, участвовали в военных мероприятиях аварского Ума-хана, ряд ингушских старшин вступили на службу к грузинскому царю Ираклию II. Продолжались торгово-политические связи с Кабардой и черкесами, на ограничении которых так настаивали российские власти на Тереке. Ширились и вооруженные нападения вайнахов на Кавказскую военную Линию.

Огромное значение для политических судеб всего Кавказа и для Чечено-Ингушетии имели движение горцев под руководством имама Мансура в 1785-1791 гг. и русско-турецкая война 1787-1791 гг. Эти события, а также политическая обстановка в Европе не позволили осуществиться планам России относительно полного подчинения Северного Кавказа. Эта задача была отодвинута на неопределенный срок. При императорском дворе, в частности при Павле I, стали выдвигаться проекты образования на Кавказе неких дружественных России государств на федеративных началах.

Только после 1801 г., когда Российская империя присоединила Восточную Грузию, русские цари вновь развернули планомерную борьбу за непосредственное политическое, экономическое и административное подчинение горских народов. Начался новый этап русско-вайнахских отношений, который продолжался до начала 60-х гг. XIX в. — времени окончательного включения северокавказских народов в состав России.

Взаимоотношения вайнахов с Дагестаном

Вайнахи, кумыки, аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины имели давние хозяйственные и политические связи. Недаром восточные путешественники называли территорию от Каспия до Сунжи и верхов Терека одним именем — Дагестан.

Дагестанцы и вайнахи совместно сражались против турок под Дербентом и Шемахой в 1582-1584 гг., отражали набеги иранцев и походы царских воевод в XVII в. Несколько чеченских аулов входили даже в состав многонациональных феодальных княжеств Дагестана, возникали и совместные политические объединения — как, например, Эндерийское княжество, имевшее кумыкско-чеченское население.

Горцы приходили друг другу на помощь в ходе антифеодальных и освободительных движений. Так было в 1605, 1659, 1708, в 1757-1758 гг., 1786- 1791 гг. и в другие годы.

Тесные политические и классовые связи дагестанских народов и вайнахов имели прочную экономическую и культурную основу: имелись совместно используемые пастбища и покосы, практиковалась взаимовыгодная торговля, создавались совместные поселения. Вайнахи жили целыми кварталами в Эндерее, Аксае, а кумыки, лакцы и аварцы селились в Брагунах, Девлет-Гирей-юрте, Бамат-юрте и в других аулах. Они знали языки друг друга, часты были взаимные браки. Со стороны Дагестана к вайнахам шла письменность на основе арабской графики, проникали знания из восточных наук, распространялись некоторые ремесла и профессиональные навыки.

Народы Чечено-Ингушетии и Грузия

В ходе героической борьбы грузинского народа с иранскими и турецкими захватчиками в XVI-XVIII вв. горы Кавказа служили ему опорной базой и резервом. Через чечено-ингушскую территорию осуществлялись связи Грузии с Российским государством.

Ряд вайнахских вождей и старшин имели дружеские, союзнические отношения с грузинскими царскими домами, помогали грузинским посольствам, оказывали военную помощь.

Самая северная точка границы Грузии начиналась в Дарьяльском ущелье с вайнахского аула «Черебашев» (Гвилети). Вайнахи, которых грузины называли «кисты», наравне с хевсурами, тушинами и пшавами спасали в 30-е годы XVII в. царя Теймураза, а в 50-х годах возник даже военный союз Шибута (Шатой) с грузинскими горцами, направленный против иранских захватчиков. Позже в ингушских и осетинских аулах скрывался и беглый царь Арчил.

В XVIII в. вайнахские отряды не раз уходили на службу в Грузию, некоторые из ингушских старшин получали даже постоянное жалованье от Ираклия II.

Из Грузии в Чечено-Ингушетию поступали разнообразные товары, сами грузины вывозили от горцев хлеб, бурки, войлоки. Возникали совместные поселения на Тереке, куда бежали грузины из иранского и турецкого плена.

Развивались культурные и родственные связи. Общества Майсты, Маьлхи, Галгай и другие имели с горными грузинами общие культовые сооружения и совместные народные празднества; значительная часть тушинцев являлась вайнахами по языку и культуре (так называемые «бацой»).

Вайнахо-осетинские связи

В основе дружбы двух народов лежало не только близкое географическое соседство, общность исторических судеб и культур, но и известное единство этнического происхождения.

В 1563 г. вайнахи и осетины сражались рука об руку в верховьях Терека с нашествием кабардинских князей и царских войск, вместе обеспечивали безопасность русских и грузинских посольств в XVI-XVIII вв., участвовали в совместных действиях на стороне грузин в битвах с иранцами и турками, единым фронтом выступали против посягательств соседних феодалов.

Ряд крупных осетинских фамилий имели общее происхождение с ингушскими, относясь к одному родственному коллективу — Дударовы, Плиевы, Яндиевы (Андиевы) и т. д. Осетины и ингуши в XVI-XVIII вв. имели сходные языческие верования и общие культовые праздники. Часты были взаимные браки и взаимопереселения. В ряде аулов было смешанное население.

Взаимоотношения вайнахов с кабардинцами

Кабардинцы появились на равнинах западной части земли вайнахов к рубежу XV-XVI вв., в результате миграции с Кубани и Пятигорья. К середине XVI в. кабардинские феодалы пытались овладеть некоторыми вайнахскими землями, в том числе перевальными дорогами в Грузию и переправами через Терек и Сунжу.

В конце концов они потерпели неудачу. Однако вместе с тем развивались союзнические отношения кабардинских и вайнахских феодалов. В 1588г. Ших-мурза Окоцкий и кабардинский князь Алкас отправили совместное посольство в Москву, в 1605 г. вместе ездили в Россию кабардинский князь Сунчалей и вайнахский мурза Батай.

В сложных политических условиях XVI-XVIII вв. вайнахи и кабардинцы не раз выступали вместе, участвовали в сражениях с кочевниками, с османскими захватчиками, с царскими войсками. Вместе сражались они и в составе русских войск против врагов России. Окочанская слобода (вместе с Черкасской слободой в Терках) управлялась выходцами из кабардинской знати. Их привлекали и к военно-дипломатической деятельности Москвы на Кавказе.

Дружба между Чечней и Кабардой в XVIII в. настораживала царские власти. Они требовали разрыва отношений чеченцев и кабардинцев, угрожая даже военной силой.

Кабарда являлась и важным торговым партнером. Ингуши получали здесь соль и ткани, чеченцы — породистых лошадей. Многочисленные выходцы из Кабарды селились в чеченских аулах по Тереку, в Шали и Герменчике. И вайнахи, случалось уходили на кабардинские земли. Завязывались и родственные связи посредством взаимных браков.

Связи с соседними народами имели огромное значение для вайнахов. Тема дружбы с дагестанскими, кабардинскими, русскими, грузинскими, осетинскими и ногайскими благородными героями вошла в вайнахский песенный фольклор, служила объектом воспевания и средством воспитания подрастающего поколения.

 

Кавказ Страна.ру

43 комментария

  • В этой с позволенья сказать «исторической» статье анонимный автор решил полностью подменить название нашего славного и древнего народа — НОХЧИ-ЧЕЧЕНЦЫ ставшим очень популярным среди ассимилировавших в нашем народе иноэтнических меньшинств чеченским словосочетанием «вай нахи», то бищь исконное, историческое название нашего народа подменяют на каких-то «наших людей» и это может быть продиктовано глубокой неприязнью нашему народу НОХЧИ КЪАМ и его истории, поэтому совершенно очевидно, почему этот мерзкий автор скрывает свое имя и фамилию.
    Если бегло пройтись по его писулькам, то мы находим, как подмену названия нашего народа, так и факты фальсификации истории нашего народа.

  • Продолжение. «..Установление русско-вайнахских связей.» «Расширение русско-вайнахских связей в конце XVI — начале XVII в» «Вайнахи в русско-иранских и русско-турецких отношениях» «Закрепление русско-вайнахских взаимоотношений в последней четверти XVIII» «..Благодаря расширению русско-вайнахских связей появлялись определенные внутренние предпосылки, которые могли облегчить России присоединение вайнахских земель…» «…Вайнахские народы по-прежнему стремились играть активную роль в политической жизни всего Кавказа. ..» «…Взаимоотношения вайнахов с Дагестаном» «…Ряд вайнахских вождей и старшин имели дружеские, союзнические отношения с грузинскими царскими домами, помогали грузинским посольствам, оказывали военную помощь…» «..В XVIII в. вайнахские отряды не раз уходили на службу в Грузию..» «Вайнахи, кумыки, аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины имели давние хозяйственные и политические связи…» ——- русские и все соседние нам народы Дагестана, Грузии, Кабарды и Осетии на нашей Чеченской земле — НОХЧИ ЧОЬ имели дело только с чеченцами – с НОХЧИ КЪАМ и о каких-либо « вей нахах» не имели никакого понятия и представления так, как народа-этноса с подобным названием никогда и не было.

  • Продолжение. «..В 1783 г. крупные соединения царских войск дважды вторгаясь на равнины Чечено-Ингушетии,..» «..Огромное значение для политических судеб всего Кавказа и для Чечено-Ингушетии имели движение горцев под руководством имама Мансура в 1785-1791 гг. и русско-турецкая война 1787-1791 гг. ..» «..Из Грузии в Чечено-Ингушетию поступали разнообразные товары..» ———— надо же, этот автор перенес на века, в прошлое советское административное образование – Чечено-Ингушетию, созданное в 1934 году, пытаясь подменить этим самым ЧЕЧНЮ, которая и была субъектом истории Северного Кавказа во все времена до советской власти.

  • Продолжение. «..Союзниками России на Северном Кавказе становятся вайнахские мурзы Окоцкие (они правили Аухом, населенным аккинцами). Когда русские крепости в 1571 и 1578-1579 гг. были снесены по требованию турок, аккинцы принимают к себе русских казаков…» —- ококские мурзы братья (мурза- тюркский феодальный титул) Ших и Солтан обитали до 1567 года не в Аухе, как этот лживый автор пытается представить, а спустились со своей родины Дарьяльского ущелья с несколькими сотнями своих подданных акоков и приняв подданство российское основали ококскую слободу, став на российскую ратную службу в первой российской крепости Терский городок на чеченской земле построенной по просьбе кабардинцев их ним зятем Иваном Грозным, посадив туда для того времени солидный гарнизон стрельцов до 2000 человек, чтобы защитить их от чеченцев, которые в тот период освобождали свою Чеченскую равнину, занятую несколько веков назад кабардинскими и кумыкскими кочевниками, когда она была опустошена от исконных хозяев — чеченцев Тамерланом 1396 году. А в Аухе на реке Акташ возле своих сородичей кумыков ококи осели после того, как чеченцы 1574 году разгромили Терский городок и в боях с чеченцами погибли Ших и Солтан мурзы акокские.

  • Продолжение. «…Дагестанцы и вайнахи совместно сражались против турок под Дербентом и Шемахой в 1582-1584 гг., отражали набеги иранцев и походы царских воевод в XVII в. ..» ———— дагестанцы никогда не знали, кто такие эти «вей нахи», у них по соседству жили только НОХЧИ и соседней им была ЧЕЧНЯ – НОХЧИ ЧОЬ — они были добрые соседи и верные союзники в годы иноземных нашествий.
    «…К концу 40-х гг. XVIII в. тяга горцев к установлению дружеских отношений с Россией возрастает. В Русское «подданство» (то есть признание мирных, дружеских отношений) вступают, помимо Чеченского владения, такие общества, как Герменчик, Шали, Чеберлой, Алды..» ———- вот только Чебарлой, тогда обитали в своих горах в далеком от равнины Чебарлое и с плоскостью вряд ли имели какие – либо связи и соответственно не могли иметь контактов с русскими, расположившимися за Тереком.
    «..Вайнахо-осетинские связи
    В основе дружбы двух народов лежало не только близкое географическое соседство, общность исторических судеб и культур, но и известное единство этнического происхождения…» «..В 1563 г. вайнахи и осетины сражались рука об руку в верховьях Терека с нашествием кабардинских князей и царских войск, вместе обеспечивали безопасность русских и грузинских посольств в XVI-XVIII вв.» «…Ряд крупных осетинских фамилий имели общее происхождение с ингушскими, относясь к одному родственному коллективу — Дударовы, Плиевы, Яндиевы (Андиевы) и т. д. Осетины и ингуши в XVI-XVIII вв. имели сходные языческие верования и общие культовые праздники. Часты были взаимные браки и взаимопереселения. В ряде аулов было смешанное население…» ——— тут речь явно идет об ингушах и поэтому, и надо их называть ингушами, без всяких « вей нехов».

  • Все и соседние народы, и русские знали нас- НОХЧИ, на русском, как ЧЕЧЕНЦЕВ, а на своих наречиях, как САСАНЫ, ШАШАНЫ, ЧАЧАНЫ, МИЧКИЗЫ, БУРТЛИ и т.д., но никак, как «вай нахи». Этим чеченским словосочетанием «вай нахи» (наши люди) , которое ныне очень модно в обиходе среди меньшинств нашего народа, являющими, как правило представителями иноэтнических ассимилянтов и явно из-за наконец вылезшей в наружу неприязни к НОХЧИ, которые некогда приютили их предков, этот анонимный автор этой с позволения назвать «исторической» писульки пытается подменить наше исконно, историческое название НОХЧИ-ЧЕЧЕНЦЫ. А мурзы Ших и Солтан были не «вай нахами», а ококами (предки нынешних акинцев , которые спустились с несколькими сотнями своих подданных с Дарьяла 1567 году и приняв подданство российское основали ококскую слободу и стали им на ратную службу в Терском Городке — в первой российской крепости на Чеченской земле, построенной по просьбе кабардинцев Иваном Грозным будучи их ним зятем придав туда солидный по тем временам гарнизоном стрельцов- порядка 2000 чел., которых Нохчи тогда теснили со своей Нохчи Аре, освобождая ее занятую кочевыми кабардинцами и кумыками после того, как 1396 году она была Тамерланом очищена от ее исконных хозяев — Нохчи.

  • Нохчи, а точнее «нохч -махкой» это всего лишь один из девяти чеченских тукъумов. В силу своей многочисленности ( во многом за счет смешивания с дагестанскими и прочими народами) давший название и некоторым другим туъукумам.
    Почему некоторые НОХЧО не любят слово ВайНАХ понятно, ибо в отличи от других чеченских (вайнахских) обществ ; Аккий, Мялхи, Орстхой, Шотой, Терлой…..Нохчи имеют самый низкий процент НАХской крови. Фактически на сегодняшний день, по составу крови, НОХЧИ — это больше дагестанский тукъум, нежели вайнахский или чеченский. Отсюда и привычки : ходить на улице в трико и спортивных штанах , отсутствие субординации, развязное поведение в людных местах, легкомысленное отношение к браку и разводам, слабый г1илакъ и эздил.
    Поэтому, Вайнахи это — галгай, мялхи, орстхой, кисты, терлой, кей, 80% шотой и 230% нохч-махкой
    НОХЧИ : 50% (аварцы, кумыки,лизгины), 30% нохч-махкой, 10% тюрки,5% арабы и персы, 5% славяне.

  • Админ, зачем ты пропускаешь посты, вроде поста этого ингуша под ником Юнус? Удали его писанину

    • Чтобы другие ответили ему. Привели какие-то контраргументы, чтобы такие глупости не распространял. А если не пропущу такой комментарий, вроде бы и без мата, то он в свою очередь сделает выводы типа «правда глаза колет», и лишь убедится в своей правоте. Это обычная болтология, которая всегда была есть и будет.

      • Ну какие контраргументы на подобную писанину? Что там опровергать? Человек просто озлоблен на чеченцев и все.
        Тем более это не дискусионная площадка. Моё мнение лучше не пускать и удолять подобное. А иначе просто весь этот сайт загадят. Им и так есть много места, где можно грязь на чеченцев лить.
        Брат, лучше удали его писанину. Ты только посмотри что он пишет о чеченцах.

      • Выдели типа : вот это неправда, это тоже неправда.

    • Ты лучше постарайся опровергнуть мою писанину тезисно:
      1. Среди Нохчи Курчалоевского, Шалинского, Веденского, Гудермесского, Ножай-Юртовского ,Шелковского районов мало тейпов имеющих аварские, кумыкские, арабские, тюрские , персидские корни? Там же целые улицы и кварталы таких. ( И они больше всего ненавидят слово ВАЙНАХ , ибо таковыми не являются)
      2. По улицам Грозного мало молодых мужчин в спортивных штанах и тапочках? Которые в общественных местах ведут не совсем прилично, шумно, громко и визгливо ржут, кидают небрежные реплики проходящим девушкам , не обращая внимания на старших.
      3. Среди Нохчи не катастрофический процент разводов ? Слава Аллаху, что нынешняя власть Чечни этим серьезно борется.А что делать если уже в 11 классах учатся «юные жеро» .
      У ингушей мужчина очень серьезно подходит к вопросу женитьбы. У чеченцев много молодых людей, которые в 25 лет, не заработав толком и рубля, уже успели 2 раза жениться и развестись. У ингушей , орстхой и мялхи развод-это ЧП. И надо доказать, что были веские причины.Иначе будут жестокие последствия.и. У чеченцев достаточно того, что просто надоела. Типа как сходил в кино.
      Конечно много еще истинных НОХЧО, считающих себя вайнахами. Но очень много их полегло в Кавказскую войну, а на их место пришли силе. Теперь их потомки утверждают, что не не вайнахи. В принципе не врут.

      • Если тебе так интересн национальный состав этих районов, посмотри в википедии какие народы там живут. вбей в гугл, например, «гудермеский район», «щелковской район»))
        Не нервничай ты так… Ингуши самые, самые.. все это знают… А кто не знает, тот дурак.))

      • На счет «ингуши самые великие» это такой же бред как и » нохчи самые самые». Иначе двигали бы научно-технический прогресс, создавали развитые государства, производили бы оргтехнику и самолеты.

      • У нохчи очень богатая и древняя история. Было своё государственное образование у нохчи. Одна только боевая история чеченцев чего стоит. У чеченцев времени не было времени на производство огртехники .

      • А что вы от нас хотите, мы ведь бывшие ингуши, потерявшие ЭЗДЕЛ… Понимаешь, ингуши в прошлом перемешались со всеми подряд, и в результате появились мы.)))))

        «Чеченцы – это народ, сложившийся из смешения ингушей, которые перестали соблюдать ингушский эздел в полном объеме, с дагестанцами, ногайцами, кумыками, казаками и др. Возможно, что этноним «нохче» происходит от топонима «Ноаг1ойче-Ног1че-Нохче» (от этнонима «ноаг1ой, ног1ий» – «ногайцы», при помощи топонимического суффикса «-че-»
        («Эздел — формула земной и вечной жизни».) Идрис Абадиев.

        «У ингушей до сих пор существует запрет вступления в брак с представителями иной национальностей. […] Никто не хочет, чтобы в его семью вошел человек, не придерживающийся эздела – т.е., чтобы его потомки стали хурделами»
        («Эздел — формула земной и вечной жизни».) Идрис Абадиев.

        Чё-то я не пойму. А как же мы, 1 500 000 ингушей, которые сегодня чеченцами зовутсься? Видимо не особо наши предки ингуши этот запрет соблюдали.))))

      • Большая ошибка приписывать слово Нахчи ичкерийцам, и делать это слово их собственностью. Правильно не Нохчи, а Нахчи. Ичкерийцам это слово непренадлежит бодьше чем Ламро.

  • Ломро всегда были, есть, и будут Нохчи! ИншаАллах! Ламро никакими вайнахами не являются! Тот, кто толком не знает, кто он по нации, кто не знает к какой нации он относится, такие себя считают по нации вайнах.

    • Ламоро -одни из чистейших Вайнахов. Исключение -потомки пришлых пастухов.

      • Ты тут не за понятие «вайнах» переживаешь, а против «Нохчо» выступаешь. Смысл в том, что ингуши, как бы, двух зайцев убивают.
        1. Мы знаем, что чеченцы ингушей называют и считают свои тукхумов/тейпом/шахром… Вот некоторые из вас и смекнули, что если среди чеченцев утвердить слово «вайнах», тогда это проблема отпадает: если чеченцы опять начнут говорить, что ингуши это чеченцы, то вы парируете тем, что скажите » мы же все вайнахи, а значит ингуши не могут быть чеченцами, тем болие нации чеченцев нет, есть нация вайнах». Хороший ход.
        2. «Нохчо» это дрений народ со своей историей, своим языком, культурой… Заменяя Нохчо на вайнах, чеченцы превращаются в какую-то безродную массу, которая не будет знаеть кто она по нации. Именно этого вы добиваетесь.
        Что такое вайнах? Есть «Вай нех Нах», но нет «вайнах».
        «Вайнах» никакой истории не имеет.

      • Ламро действительно одни из самыэ чистых Вайнахов

      • Логичнее будет нация Ламро, чем вайнах. Ингуши себя называли Ламро, также в Чечне половина населения Ламро… Так что както так..

  • Гухо только Нохчи. Никакие, понимаешь ли, вайнахмецнах там… Только НОХЧО!

  • Я смотрю тут «чеченоговорящие» атакуют интернет. Логика проста. Они знают, до тех пор пока Нохчи -это НАХИ, то есть Вайнахский народ, до тех пор потомки пришлых чабанов и торговцев будут в их среде инородным телом, которым вечно будут указывать их место и напоминать кто они тут. Но их численность растет слишком быстро ( по азиатски) и сегодня роль второсортных родов и фамилий их уже не устраивает. Для того, что бы стать полноправной частью чеченской нации, занять в ней место не по углам,а в середине, чеченоговорящим надо заставить Нохчи къом забыть о своих НАХских корнях, выдернуть их из Вайнахкого братства и превратить в разнородное восточное месиво, типа дагестанцев.. И у них их это получается. Главное : заставить чеченцев забыть кодекс НАХов. Как результат , смотрю на рынке Беркат , торгующий чем то один «типичный чеченец» : черно-смуглый, курчавыми волосами, низкий, кривоногий, в сланцах и трико..объясняет кому то политику в вопросе со спорной землей : » со вайнех вац, со нохчи ву». Вот эти хотят превратить всю чеченскую нацию в себя.

    • Тебя реально бомбит)) Успокойся, всё нормально… Нервничать это плохо…
      Разве вы ингуши не святой народ?»Когда Хаджи (Къ.а) из Илисхан-Юрта приехал из Мекки,то много народа собралось встретиться с ним,они хотели послушать его рассказ и попросили Хаджи(Къ.а) поговорить с ними.Хаджи (Къ.а) ничего не говорил,он молча смотрел на землю.Когда собравшиеся вторично попросили его рассказать о доме Аллаха,Хаджи(Къ.а) спросил: Ингуши есть здесь? Оказалось,что в этой группе людей ингушей нет. Мы просим сказали собравшиеся,чтобы ты рассказал нам о Медине,о Мекке,ва ты спрашиваешь о ингушах.Среди нашей группы ингушей нет. Тогда Хаджи (Къ.а) сказал: Дети,ищите ,вы найдете их! Поискав,нашли на базаре двух ингушей и привели к Устазу. Люди сказали: Хаджи (Къ.а),почему ты так особенно выделяешь ингушей? Тогда Хаджи (Къ.а) сказал: Когда Аллах создавал души,Он выделил их! В тот день когда Аллах (Iазза ва жалла) создавал души,он крикнул душам: «Смелые души,идите сюда!» Самыми первыми предстали перед Аллахом (Iазза ва жалла) души ингушей! Второй раз крикнул Аллах (Iазза ва жалла):»Души с красивыми делами,подойдите ко мне! Самыми первыми перед Аллахом предстали души ингушей.Третий раз крикнул Аллах (Iазза ва жалла):»Самые щедрые души,подойдите ко мне! Самыми первыми перед Аллахом (Iазза ва жалла) предстали души ингушей.Аллах (Iазза ва жалла)трижды приблизил души ингушей к себе и выделил этих ингушей.»

      ( Из книги Р.Албогачиева «Шейх,Устаз,Овлия Кунта-Хаджи Кишиев». стр.242-243.)

      • Бред какой то. Мы никакой не святой народ. Среди нас много разных людей, как и среди любого народа : есть люди замечательные, хорошие, нормальные, никакие, мелкие, и подонки. Это пласты из которых состоит любая нация.

    • А можно называться вайнах, если ты не ингуш, но у тебя есть эздил))))

      «Вайнах“ могут называться только те, кто придерживается ингушского эздела.
      …Чеченцы последними отделились от ингушей… 
      К „вайнах“ относятся локальные группы ингушского народа кхаькхалхой, дж1айрахой, фаьппий, орстхой, аьккхий, маьлхий, наьсархой. В древности к „вайнах“ относились дугорой (дигорцы) и доалой (двалы), ассимилированные после монгольского и тимуровского походов пришлыми иранцами-осетинами и грузинами, и нашхой, ассимилированные чеченцами».
      (Эздел — формула земной и вечной жизни. Идрис Абадиев)

      • Я уже сказал. Абадиев -это идиот от истории. Такой же провокатор ,каковых с обоих сторон хватает. Его бред я даже не читал. Попрошу его маразм больше цитировать тут.

      • Ну да. Кто же спорит , уважаемый потомок пришлых дагестанцев? Конечно, для тебя именно так. Это называется -зов предков. Только почему то , к примеру, Зелимхан с семьей скрывался в ингушским селениях, а преследовала его там дагестанская сотня Данагуева. И семью там схватила. А местные ингуши устроили им засаду в Ассиновском ущелье , желая отбить семью. Кстати последний штурм и убийство абрека тоже -заслуга дагестанских братьев. То то они браво красуются на фото рядом с убитым абреком. Про виселицу Байсангура и не говорю. Кстати , а Хасуха Магомадов тоже так считал? Он то хорошо видел кто радовался больше всех выселению чеченцев? А против российской колонны в 1994 ингуши стали или дагестанцы? Тогда только вайнахи (от аккинцев до ингушей) препятствовали войскам. А кто занял исконные чеченские земли ауховского района? А кого больше всех воевало против федералов, после чеченцев? А что было на митинге в Магасе? Разве там было такое как недавно в Ленинауле когда толпа из сотен дагестанцев избивала 10 чеченцев? Повторяю, чистые чеченцы-нахи -это братья ингушей. Но тебя это не касается.

    • Интересно, какой психологически психический портрет можно составить о том, кто пишет подобное

      «..тут чеченоговорящие» атакуют интернет…»

      «… ( по азиатски) и сегодня роль второсортных родов..»

      «…и превратить в разнородное восточное месиво, типа дагестанцев…»

      «…смотрю на рынке Беркат , торгующий чем то один «типичный чеченец» : черно-смуглый, курчавыми волосами, низкий, кривоногий, в сланцах и трико…»

      Насчет «вайнахского братства», на митинги вы это братство по полной показали…

      • На митинге 95% высказывались , подчеркивая братство с чеченским народом.

    • Каже ты технично тролишь чеченцев. Пару слов о братсве, и дальше по накатанной ингушской схеме…
      Вы же сами себя называете Г1ал-Г1а. Но Г1ал — это тюрское слово Гала.
      Например:
      Га́ла (Турецкого.; qala» Башня)

      Гала (Кала) — посёлок, Хазарский район, Баку, Азербайджан.

      У народов Дагестана слово Гал звучит также.
      Крупнов в своей книге «Среднивековая Ингушетия пишет»:

      «…слово «башня» звучит у кубачинцев как «гІал», у даргинцев – «къали», у лезгин – «квал»..»

      И тут ничего удевительного нет, так как Кавказ был в составе тюркских империй. Оттудого и пошло тюркоизация кавказских языков.
      По Нахски башня будет Бо1в.

    • Слушай, расскажи откуда у ингкшек взялся головной убор, которого ни у чеченцев, орстхо,акхи, мялхи не носят? Это какаята женская осетинская папаха прям.

    • Если ты «ВАЙНАХ ВАЦ» — ты автоматически «цен НОХЧО ВАЦ». Увы, но таких сегодня не мало.

      • Увы.. для тебя, но я не вайнах. Никогда им не был, и быть им не собираюсь.
        Я Нохчо!

      • Да, ты не вайнах, никогда им не был и не станешь. Ты Нохчо, только в четвертом поколении.

  • Админ, зачем удалил статью с чеченскими тейпами?? Там же в комментариях было много полежной информации. Если есть возможность, то верни ту статью с КОМЕНТАРИЯМИ. ТАМ никто автора не оскорблял.

      • Баркал.
        Но, если есть возможность, то лучше вернуть и саму статью, что бы было понятно о чём идёт речь в комментариях. Сейчас уже нет смысла удалять этот список, так как, по моему, этот список в сети находится, где-то с 2004-2005 годов. Он уже разошелся по всей сети, и на основе этого списка соседе целые «труды» понаиздовали. Лучше вернуть его, что бы люди разъясняли грубые ошибки в этом списке.
        Мы действительно целую кашу наварили со своими тейпами. расписав наши тейпы по разным народам.

      • уже проходили через это) больше вреда и чем пользы. Пусть в сети и находится этот список, но не на сайте Нохчалла.

Оставить комментарий