Без права на формализм. Беседа первая — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
Без права на формализм

Без права на формализм. Беседа первая

О. Джургаев: Убежден, что во всех социально – политических потрясениях нашего народа за последние десятилетия и даже столетия экономический фактор имеет определяющее значение. Что бы вы сказали по этому поводу?

С-Х. Нунуев: Полностью с Вами согласен. Благополучное в экономическом и культурно-образовательном плане общество невозможно дестабилизировать, ввергнуть в пучину братоубийственной гражданской войны. Неблагополучные общества – прекрасная среда для реализации любых зловещих политических технологий. К примеру, недавний общественно — политический взрыв в Чечено-Ингушетии в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого века был предопределен не по причине «воспаленной исторической памяти», как писали московские «специалисты», имея в виду Кавказскую войну середины Х1Х века и сталинскую депортацию, и не религиозными мотивами. Народ восстал по причине массовой безработицы, резко обострившейся после того, как свернули государственную программу сельского строительства, как не соответствующую принципам рыночной экономики. (Именно по этой программе Москва выделяла деньги всей аграрной отрасли СССР, благодаря чему 250 – 300 тыс. трудоспособных чеченцев выезжали на так называемые «шабашки», облегчая властям проблему занятости.)

 

О. Джургаев: У этой проблемы есть свои причины, корни я бы сказал. И вы эти корни довольно объективно раскрывали в своих публикациях и выступлениях на научно – практических конференциях.

С-Х. Нунуев: Истоки проблемы начинаются с 1957-го года, когда при восстановлении ЧИАССР высокогорные районы: Чеберлойский, Шаройский, Итум-Калинский, Галанчожский, Галашкинский и другие решили забросить, превратить в альпийские пастбища для равнинных совхозов и колхозов. А ведь из документов известно, что именно эти районы производили основные объемы мясо-молочной продукции республики и население здесь (в основном хуторское) составляло около половины (!) всего коренного населения. В результате таких непродуманных, волюнтаристских решений горцы начали оседать на плоскости.  Резко выросло количество населения в таких селах, как Шали- 32 тыс. чел; Урус-Мартан- 37 тыс чел. Статистика отмечала их как самые крупные села в СССР. Селами они оставались, потому что здесь не развивалась промышленность. Промышленность не развивалась, потому что в этом случае вырос бы национальный рабочий класс. Национальный рабочий класс не развивался, потому что в этом случае пришлось бы увеличить прослойку вайнахов – коммунистов, что в свою очередь отразилось бы на структуре обкома КПСС, на национальном составе его руководства. К моменту разрушения СССР русскоязычных коммунистов — рабочих в республике было вдвое больше чем вайнахов.

 

О. Джургаев: В итоге разразилась война, которая также во многом носила злонамеренный характер и была чрезвычайно востребована антироссийскими силами. Отсюда ее затяжной, загадочный характер.

С-Х. Нунуев: Полностью с Вами согласен.

 

О. Джургаев: Теперь давайте поговорим о сегодняшней ситуации. Ведь прошедшие войны проблему не решили, но обострили. Однако на данном этапе проблема намного опаснее, потому что появилась прослойка военных специалистов-боевиков, прошедших школу диверсионно-партизанской борьбы. Кроме того, слишком свежи неоправданные зверства со стороны некоторой части федералов. Не ослабли  намерения зарубежных провокационных сил продолжать разыгрывать «чеченскую» карту в качестве инструмента политического влияния на Россию. Не вызывает никакого сомнения, что от намерений вновь дестабилизировать ситуацию в республике они не откажутся. Благодатная почва для них – если проблема массовой безработицы в Чечне будет решаться с отставанием. Да и на внутреннюю обстановку в России, как говорил Путин, проблема оказывает весьма неблагоприятное влияние.

С-Х. Нунуев: Она становится острейшей политической проблемой всероссийского, и, возможно, международного уровня, имея в виду растущий террористический интернационал. Вот один весьма показательный пример. ВВС США ежемесячно доплачивает военнослужащим 500 долларов за изучение русского и чеченского языков. О чем это говорит? О желании читать Пушкина или Раису Ахматову на родном языке? Вряд ли. Это говорит о том, что с мечтами вновь дестабилизировать Россию через доверчивых и наивных чеченцев американцы и Запад не расстались. А в соответствии с теорией дестабилизации недовольство населения, его экономическое неблагополучие – основное условие. В своей книге «Ноев Завет» я даже прямо писал о том, что безработица в Чечне – результат провокационной деятельности некоторых прозападных министров в Правительстве России. слава Всевышнему, что Путин озабочен возникающей патовой ситуацией.

 

О. Джургаев: В республике быстро развивается социальная, культурная, спортивная инфраструктура. Но скоро закончится федеральная целевая программа восстановления республики и все это надо содержать на республиканский бюджет. Встанет вопрос как в песне у Высоцкого: «Где деньги, Зин?» А деньги (налоги), как известно, поступают из производства, с которой у нас проблемы.

В складывающейся ситуации необходимы радикальные, чрезвычайные меры на опережение негативного развития событий. Что бы вы предложили в связи с этим конкретно?

С-Х. Нунуев: В настоящее время на строительно-восстановительных работах республики, (включая производство стройматериалов, работу транспорта, ремонт и строительство собственного жилья и т.д. ) занято не менее 70 тыс. чел.  В ближайшее время основные  работы завершатся, и указанная рабочая сила пополнит уже существующую армию (300 тыс.) безработных. Кроме того, запущены даже те производства, которые еще при советской власти были рентабельными. К примеру, в селе Махкеты Введенского района работал пищекомбинат, который выпускал различную консервную продукцию. На комбинате было трудоустроено более полусотни человек. Здесь даже в зимние месяцы кипела работа, консервируя знаменитую черемшу. А теперь пищекомбинат ржавеет. Алюминиевые емкости разрезаны и сданы на металлолом. У людей во дворах пропадают тысячи тонн фруктов. Такое я бы назвал, прежде всего, нравственной катастрофой, наряду с развитием наркомании. Ведь даже Леонид Брежнев в своей книге приводил исламский хадис о том, что можно наступить на Коран, если нужно дотянуться до хлеба! Есть принципиальная разница, кто будет приходить в наши великолепные мечети – люди голодные, злые, только и мечтающие где бы чем поживиться, или люди обеспеченные, могущие обзаводиться семьями и достойно их кормить.

Оставить комментарий