Роль тейпа Беной в истории чеченского народа — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
Тейп и тукхум

Роль тейпа Беной в истории чеченского народа

На юго-востоке Чечни (Нохчийчоь) в верхней Ичкерии (Нохчмохксовременный Ножай-Юртовский район) в котловине, окруженной лесистыми горами до самого хребта, лежат хутора. Это место называется «Бена». Бена граничит на севере с Энгана и Гендаргана, на западе с Даьрrla (Веденский район), на востоке с сел. Даттых, на юге через хребет находится с. Г1аг1атли (Даг. АССР-1аьндий) Дагестанцы называли это селение Баян, часть аварцевБаини, русскиеБеной. Вокруг селения Бена лежат больше десятка хуторов: Бенойн Ведана, Оьси-Юрт, 1ожа-Юрт, Коьрен Бена, Гуьржийн мохк, Пхьачу, Оьламохк, Денги-Юрт, Лоьмк Арц, Стерчийн керташка, Булгат ирзу, Чилла к1ажа и другие.

Живущих здесь людей называют беноевцами (беной). Люди этого тайпа считают друг друга тайповыми братьями и сестрами, и где бы они ни находились, узнав, что они одного тайпа, стараются помочь друг другу в случае опасности или нужды.

Тайп беной входит в тукхум Нохчмахкахой и делится на 9 крупных гаров:

1.         Жоби-некъе

2.         Уонжби-некъе

3.         1асти-некъе

4.         Ати-некъе

5.         Чопал-некъе

6.         Очи-некъе

7.         Доьвши-некъе

8.         Эди-некъе

9.         Гуьржмахкахой

 

В тайпе беной все считаются равными и нет деления на лучшие и худшие гары и некъе.

Люди одного гара считаются родственниками (гергара нах). После расселения беноевцев в других аулах от больших гаров стали отпочковываться более мелкие некъе, имеющие название по имени первопоселенцев или отдельных долгожителей в роду.

К примеру, в гар Жоби-некъе, сейчас входят Жа1пар-некъе, Джонха-некъе, 1иски-некъе, Щаци-некъе, Лит1и-некъе и другие.

Беноевский тайп самый крупный по численности, самый сильный и влиятельный тайп в Чечне. Наиболее крупные общины беноевцев живут в Беное, Шелковском и Гудермесском районах, селениях Урус-Мартан, Новые Атаги, Гойты, Алхан-Юрт, Шали и других. Больше всего беноевцев в г. Урус-Мартан. Представители тайпа беной проживают в Чеченской Республике, Республике Дагестан, Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Кыргызстан, Иордании, Турции, Саудовской Аравии и в других странах. Беноевцы считаются истинными чеченцами (ц1енна нохчий). Они гордятся своей принадлежностью к этой нации и свое национальное имя «нохчий» произносят с большим достоинством, в отличие от некоторых нечистых чеченцев, которые неохотно называют себя «нохчий», стараются убрать из употребления это название и заменить его названием «вайнах».

 

В чеченском представлении истинный беноевец (ц1енна бено) выглядит как человек крупного телосложения, высокого роста с большими ногами (Есть даже поговорка «баккхий когаш болу беной»). Отличительная черта беноевцев — это чистосердечность, доверчивость к людям и спокойный нрав. «Но если беноевца выведешь из себя, то его ничем не остановишь», — говорят люди.

В местности Бена, как и во всей Чечне, люди живут с древнейших времен, по крайней мере, на протяжении 40 тысяч лет, со времен, когда люди пользовались еще каменными орудиями труда. Об этом говорят случайные находки каменных орудий труда в Беное и его окрестностях. К сожалению, никто из археологов еще не занимался раскопками в Беное.

Бена очень древнее чеченское селение. Что означает это название, пока точно не известно. Но известно, что древнейшее государство Урарту на территории Закавказья на языке урартов, язык которых был схож с современным чеченским, называлось «Биайна». Некоторые ученые считают, что беноевцы потомки урартов (проф. К. Чокаев, Л. Бабахян). По беноевским арабоязычным тептарам и генеалогическим преданиям стариков, беноевцы, как и другие родственные им чеченские тайпы (ц1онтарой, гендер-геной, энганой, зандакъой, билтой, 1алларой, гуной, бел-г1атой, курчалой, харачой, эрсаной и другие), являются потомками сирийского шахиншаха (царя) Сайд-Али-аш-Шами и, попав на Кавказ, поселились в X веке нашей эры в местности Нашха (Галанчожский район), откуда переселились в Махкеты, затем на реку Аргун и оттуда легендарный родоначальник беноевцев Биан через Тевзана переселился в место, где основал свой аул Бена более 1000 лет назад.

 

Эту легенду подтверждают и нашхойцы, указывая иа место, где проживали предки беноевцев. Это место находится в Галанчожском районе у бывшего нашхоевскоге аула Моцкъара и называется «Бена-кха».

После расселения беноевцев на равнине Чечни и в горах появляется много одноименных хуторов и аулов: Бе-ни-Юрт (Надтеречный район), Бенойн Атаг1а (Жима Ата-rla, Шалинский район), Бена (Шатоевский район), Бенойн к1отар (Урус-Мартановский район), Бенойн арц (Шалинский район) и т. д.

Селение Беной упоминается и в старинных арабоязыч-ных источниках (тептарах) других народов. Селение «Бая-ни-Юрт» упоминается в книге об истории Дербента «Дер-бент-Намэ». О Беное упоминается также в книге 1-й половины XV века аланского путешественника и мусульманского миссионера Аздина Вазар.

 

В ираноязычных источниках начала XVII века аул «Баян, где находится нефтяной колодец» упоминается, как селение, на которое претендовали эндерийские князья (так же, как на Аух и Салатавию).

Борьба беноевцев с кумыкскими князьями в XVIII веке привела к тому, что в споре за гору Бенойн лам беноевцы убили князя Хамзатхана, о чем стало известно российской администрации в Кизляре.

 

Множившееся население Беноя вынуждало беноевцев переселяться на другие земли, где, живя своими общинами, беноевцы начинали играть заметную роль в социаль-но:политической жизни чеченских селений. Так, по рус «ким источникам, с середины до конца XVIII века в ауле Алды представители тайпа беной играли важную роль, а беноевец Ада долгое время был старшиной селения Алды, возглавляя борьбу алдынцев против князя Турлова. Кроме того, некоторые беноевцы, переселявшиеся от малоземелья или по причине кровной мести на другие земли> смешивались с другими народами, основывая среди, них новые, фамилии. Так, по преданиям, андийцы происходят от беноевцев. Некоторые кумыки говорят о том, что их предки происходили из Беноя. Потомки беноевцев есть среди ингушей (Ахильговы, Цицкиевы и часть Джамбулатовых) и казаков.

По данным беноевских тептаров, жители селения Беной одними из первых в горной Чечне приняли ислам. По крайней мере, один из беноевских предков Хурсул, живший в середине XVI века, уже считался мусульманином. •• В Беное Курчалойн Берсшайх, женившийся на ,бено-евке, принял ислам. Беноевцы активно участвовали в распространении ислама в Нохчмохке. А. Берже в своей книге «Чечня и чеченцы» называет тайп беной среди коренных чеченских дворянских (узденских) фамилий. .

Беноевцы, как самое крупное по численности племя в чеченском народе, долгое время играли ведущую роль в общественно-политической жизни Чечни.

 

Особенно видную роль беноевцы сыграли в столетней русско-чеченской войне XVIII — середины XIX веков.

После закрепления царских войск на плоскости.Чечни И Перенесения в 20-х годах XIX века крепостей на. реку Сунжу центр сопротивления чеченцев переходит в горы непокорного Нохчмохка (Ичкерии). Русские источники называют ичкеринцев (нохчмахкахой) «самым сильным и воинственным чеченским племенем». Базой и эпицентром всех политических движений стал «самый центр земли ичкеринцев, главный их аул Беной». О том, что этот аул был главным селением Ичкерии (Нохчмохка) говорили многие русские историки XIX века. (см. Мухаммед-Тахир ал-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах. Т- !• Махачкала, 1990. С. 124, прим. 82; Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. С. 151).

Только заручась иоддержкой беноевцев, начинали свои движения в Ичкерии и во всей Чечне имамы и полководцы.

 

Беноевцы поддержали имама Гази-Мухаммеда. После разгрома в конном бою под Гудермесом 500 казаков» мюриды захватили 2 пушки и «те две пушки доставили в селение Беной» (Мухаммед-Тахир… с. 30). В 1832 году армия барона Розена прошла огнем и мечом по Чечне. Тогда был сожжен и Беной. Но не прошло много времени, как непокорный Беной «наиболее содействовал»- замыслам Ташев-хаджи» — нового имама Чечни.

В сентябре 1839 года после своего поражения в Ахуль-го имам Шамиль с 7 мюридами, всеми преследуемый и гонимый, уходит в Чечню к своим друзьям. В гостеприимном с. Даттах он проводит три дня. Секретарь Шамиля писал: «Затем мюриды пошли и остановились в селении Беной. Беноевцы оказали им гостеприимство и большое уважение. Беноевец — кунак Шамиля приходил даже в Даттых, чтобы лично принять его как гостя. Там же после двадцатого числа месяца раджаб (1839 г.) родился Мухаммад-шапи — сын Шамиля. Перед седьмым днем после его рождения в честь Мухаммадшапи было зарезано жертвенное животное» (с. 87.). В Беное Шамиль жил до новолуния месяца шабан.

М. Н. Чичагова писала в своей книге «Шамиль на Кавказе и в России» (Спб. 1889 г. С. 59) о беноевцах: «Жители этого аула, окруженного лесистыми дебрями, всегда отличались непокорностью и не скрывали своей ненависти к русским. Они охотно оказали гостеприимство Шамилю».

Беноевцы и их лидеры Баьршкхин Байсунгур (Бойса-rlap) и Солумгирин Солтамурад, дав клятву на верность имаму Шамилю, самоотверженно отдавали свои жизни в газавате за свободу и независимость Чечни.

 

Именно в то время родилась поговорка о том, что когда непреодолимо наседали враги, то изнуренные воины просили у Аллаха: «Ва Везан Дела, бенойн орца лолахь!» (О Великий Боже, дай в помощь беноевское войско). Считалось, что распалившегося беноевца и пушкой не остановишь («Чуьра ваьлла бено йоккха топ тоьхча а саца-лурвац»). Беноевские отряды проявили свой героизм в русско-чеченской войне, в Ичкерийском (1842 г.)   и Даргинском (1845 г.) разгроме царских армий, в походе на Грузию (1854 г.) и других. А наиб Веноя Байсунгур, потеряв в боях один глаз, руку и ногу продолжал борьбу с врагом. В боях прославились мазун (помощник наиба) Бсноя и друг Байсунгура Солумгирин Солтамурад, начальники сотен Рамзин 1ада, Баьршкхин Бира, Мусхин Жа1пар, 1е-мазан Т1елбиш, Хухан 1арб и многие другие известные и неизвестные воины. Некоторые беноевцы, несмотря на огромные потери, лишения и страдания до конца остались верными своей присяге и идее независимости Чечни.

13 мая 1859 года вся Чечня была завоевана, а старшины всех чеченских селений изъявили царскому военному командованию свою покорность. Не покорились только беноевские аулы. Сюда в беноевские леса стянулись и другие чеченцы, не желавшие покоряться врагу. Царское командование объявило беноевцев вне закона. Вожди беноевцев Байсунгур и Солтамурад возглавили сопротивление беноевцев. Байсунгур с беноевцами, следуя своей клятве, защищал имама Шамиля в его последнем оплоте Гу-нибе. После сдачи Шамиля в плен, непокорный Байсунгур уходит в беноевские леса, где со своими родичами и соратниками скрывается от царских войск.

 

Имам Шамиль хорошо знал, уважал и понимал роль беноевцев в движении чеченского народа. Уже в плену, в Калуге, давая характеристики племенам Кавказа, Шамиль в разговоре с приставом Руновским выделяет беноевцев как самых непокорных. Как считал он, именно из Беноя начинались все движения. Оттуда восстания распространялись по всей Чечне, а затем перекидывались в Дагестан. Имам Шамиль подчеркнул, что пока жив одноглазый Байсунгур, русским нельзя надеяться на мир в бено-евских аулах. Царские власти начали выселение некоторых беноевцев из их аулов.

Полковник Алибек с царским войском пытался захватить Байсунгура, но когда беноевцы отказались его выдать, то начал готовить новое поголовное выселение.

В мае 1860 года беноевцы подняли восстание. Во главе его стали Байсунгур и Солтамурад. Их поддержали на Аргуне Ума Дуев из Зумсоя и кадий Атабай Атаев. Имамом Чечни был избран Байсунгур.

К июлю восстание охватило почти всю Ичкерию. К чеченцам присоединились некоторые аулы аварцев и кумыков. Чеченцы нанесли царским отрядам ряд поражений.

Но русские стянули большие воинские силы во главе с генералом Мусой Кундуховым. Используя численное, техническое превосходство, а также предательство богатых чеченцев, царские войска подавили в конце января 1861 года это восстание. 15 аулов Ичкерии было уничтожено. Беной был также сожжен. В середине февраля имам Байсунгур со своими двумя сыновьями, дочерью и ее мальчиком, а также некоторыми соратниками был окружен и после боя раненым был схвачен. Его наиб Солтамурад сумел вырваться из окружения и ушел на Аргун, где стал одним из руководителей горных повстанцев. Имам Байсунгур-был повешен в Хасав-Юрте и похоронен в с. Пачалкъа (Аух). Других выслали в Россию.

Царские власти решили стереть Беной с лица земли. 

29 января 1861 года только из одного аула Беной было выселено 1218 человек, расселенных по 5—10 дворов в указанные им плоскостные селения Чечни. Тогда же появляется и аул Бена в Шатое (близ с. Патенкхаьлла). Но царским властям не удалось уничтожить непокорный Беной. Люди возвращались в беноевские леса и восстанавливали свои дома, а расселенные в других аулах беноевцы своим независимым поведением влияли на других.

 

В ходе геноцида против беноевцев царские власти применяли и более подлый метод, стараясь через своих местных агентов унизить авторитет беноевцев среди чеченского народа. Именно в то время, когда уже после завоевания всей Чечни непокорные беноевцы продолжали сопротивляться и влияли на других чеченцев, призывая их на борьбу за свободу Родины, царские агенты стали широко распространять среди чеченцев слухи о якобы глупости беноевцев, сочинять про них анекдоты и нелепые слухи.

Многие беноевцы, жившие на плоскости, продолжали борьбу за свободу чеченского народа. В истории Чечни прославился абрек Бенойн Вара из Новых Атагов, который воевал в русско-чеченской войне, затем участвовал в восстании 1860—1861 годов, затем стал векилем шейха Кунта-хаджи, а после восстания в Шалях в январе 1864 года стал знаменитым абреком, боровшимся против царских завоевателей. В 1865 году Вара в результате предательства был окружен в с. Новые Атаги русскими драгунами и убит.

Беноевцы, недовольные царским колониальным режимом, готовили новое   восстание. Его руководителем был Солумгирин Солтамурад. Отказавшись от просьб своих соратников стать имамом Чечни, Солтамурад предложил имамом молодого сына своего друга Алдама ученого Али-бека-хаджи из Симсира.

После начала русско-турецкой войны в ночь на 13 апреля 1877 года началось восстание ичкеринцев. Солтамурад был выбран начальником всех наибов. Восстание охватило сразу же 47 аулов Ичкерии с населением до 18 тысяч человек. Опорной силой были беноевцы, зандаковцы и другие. Секретарем имама Алибека-хаджи Алдамова был его верный друг беноевец Пойтукъин Раъсу, который оставил арабоязычную историю восстания Алибека-хаджи и своих мытарств на каторге после осуждения царским судом.

 

Восстание продолжалось около года. Царские военачальники, терпевшие поначалу неудачи и большие потери от чеченцев, стянули огромные силы в 25 тысяч солдат и, используя предателей из чеченцев и дагестанцев, начали уничтожать аулы. Свою политику в отношении к повстанцам генерал Свистунов в 1877 году выразил в словах: «и Беной и Зандак надо выселить поголовно в Сибирь, или, если эти подлецы не пожелают, выморить всех зимой, как тараканов, и уничтожить голодом».

Беной был полностью разрушен и сожжен, а беноевцы вновь были высланы из аула, но часть жителей все же упрямо возвращалась обратно на пепелище.

27 ноября 1877 года с помощью коварства Алибека сумели выманить и арестовать вместе с его соратниками. 9 марта 1878 года 11 человек были повешены в г. Грозном. Многие повстанцы, в том числе и жители Беноя, были сосланы в Россию и Сибирь. Начальник наибов 70-летний Солумгири Солтамурад из Беноя, зная коварство царских Властей, не поддался на уговоры, категорически отказался сдаваться русским и стал абреком. В 1878 году он заболел и умер. С большими почестями он был похоронен в Беное.

На беноевцев были обрушены новые репрессии. Их выселяли, сажали в тюрьмы, убивали, стараясь выбить из них дух и стремление к свободе.

По всей Чечне были разбросаны беноевцы. Часть уходила в Туриию. чтобы не покоряться русским. Если цар ским властям не удалось спровоцировать выселение в Турцию беноевцев в 1865 году, то часть беноевцев   вместе с другими чеченцами ушли в 1905 году. Беноевцы все больше теряют связь друг с другом, разобщенные различными сектами, социально-политическими течениями, экономическим неравенством. Некоторые беноевцы ушли в абречество. В связи с тем, что экономическим и политическим центром Чечни стал город Грозный, Беной теряет свое былое значение.

Революция 1917 года в России всколыхнула и всю Чеч ню. Началось национально-освободительное движение в Чечне, война против царских чиновников и казаков за возвращение отнятых в Кавказскую войну земель. Одними из первых во всех селениях Чечни поднимались на борьбу за свободу представители тайпа беной. Беноевцы участвуют в различных политических движениях, часто враждовавших друг с другом.

 

Одни поддерживают имама Узун-хаджи и его Северокавказский Эмират, другие большевиков и Терскую Народную Республику, третьи Тапу Чермоева и его Северо кавказскую Республику.

Но так или иначе подавляющее большинство беноев цев продолжало борьбу за свободу Чечни. В стодневных боях в г. Грозном погибла от казачьей пули Петимат Арса-нова из Новых Атагов. Ее брат Саидбей Арсанов участвовал в революции в России, был большевиком, а позднее известным чеченским писателем, автором книги «Когда познается дружба».

В борьбе с казаками и деникинской армией многие беноевцы из Гойты, Алхан-Юрта, Урус-Мартана, Новых Атагов, Беноя и других сел отдали свои жизни. Но коварно забыв все свои обещания дать чеченцам независимость. Красная Армия оккупирует Чечню с февраля 1920 года. Уже в августе 1920 года в горах Чечни и Дагестана вспыхивает новое восстание уже против Советской власти под рукоподством внука Шамиля Саид-Бека и Н. Гоцинского. С переносом центра восстания в горы Чечни Беной вновь приобретает прежнее значение главной базы повстанцев. В сентябре 1921 года восстание было подавлено после переброски туда крупных регулярных частей Красной Армии. Но беноевцы не были покорены. Н. Гоцинский со своим штабом ушел в горы, откуда руководил восстанием до 1925-года.

Уже в конце марта 1923 года агенты сообщали чекистам о том, что влиятельный шейх Али. Ми гаев приехал в с. Беной, где собрал своих приверженцев и агитировал их против Советской власти. 17 мая 1923 года в селении Беной состоялся нелегальный съезд представителей духовенства. С речью к собравшимся обратился Нажмутдин Го-цинский. Он призвал их объединиться для скорейшего вооруженного выступления в целях достижения полной независимости». В конце марта 1924 года Али Митаев с братом Ума ром и единомышленниками был арестован и казнен в Ростовской тюрьме. Но восстания уже нельзя было удержать. Горная Чечня вновь была охвачена восстанием под руководством имама Н. Гоцинского. В 1925 году после кровопролитных боев восстание было подавлено, а Н. Гоцинский взят в плен.

 

Разгромив повстанцев, арестовав и выслав руководителей и влиятельных лиц, проведя разоружение чеченцев, Советская власть приступила ко всеобщей «коллективизации» и «раскулачиванию» в 1928—29 году. Вся Чечня восстала вновь в декабре 1929 года. Центры восстания были в Гойтах (руководители Ахмад-мулла и Нуриев), Шали (Шита Иста мулов) и Беное (руководители Яроч и Ходжас). «Восставшие, — писал А. Авторханов, — заняли все сельские и районные учреждения, сожгли казенные архивы, арестовали районное начальство, в том числе и шефов ГПУ, в Беное захватили еще и нефтяные промыслы, учредили временную народную власть. Эта временная власть обратилась к Советскому правительству с требованием: 1) прекратить незаконную конфискацию крестьянских имуществ под видом коллективизации; 2) прекратить произвольные аресты крестьян, женщин и детей, под видом ликвидации «кулачества»; 3) отозвать из всех районов Чечни начальников ГПУ, назначив на их место выборных гражданских чинов из самих чеченцев с правом преследования лишь уголовных элементов; 4) ликвидировать назначенные сверху «народные суды» и восстановить институт шариатских судов, предусмотренных учредительным съездом Горской советской республики 1921 года во Владикавказе; 5) прекратить вмешательство краевых и центральных властей во внутренние дела Чеченской автономной области, а всякие хозяйственно-политические мероприятия по Чечне проводить только по решению чеченского съезда выборных представителей, как это предусмотрено в статусе автономии.

Московское правительство, признав на словах справедливость требований восставших, согласилось удовлетворить их, когда повстанцы прекратят войну.

Но Советская власть вновь обманула чеченцев, попытавшись арестовать руководителя восстания Шиту Иста-мулова. Шита призвал всех чеченцев к газавату за восстановление Имамата Шамиля и изгнание неверных с Кавказа. Вновь восстали Шали, Гойты, Беной.

 

К середине декабря 1929 года к границам Чечни были стянуты огромные силы: более пяти дивизий. К середине января 1930 года Гойты и Шали были взяты с огромными потерями. Шита отступил в Ичкерию.

В конце марта 1930 года командующий Красной Армией Белов получил свежие силы из Закавказья и «развернул большое горное наступление с задачей овладеть последним пунктом повстанцев Беной. После двухмесячных тяжелых боев и больших жертв в апреле 1930 года Белов вошел в Беной, но в ауле не застал ни одного жителя: все жители, включая женщин и детей, эвакуировались дальше в горные трущобы».

Белов послал к повстанцам парламентеров с предложением почетного мира: всем, кто добровольно возвращался обратно в аул со сдачей оружия, объявлялась амнистия. Но повстанцы отказались покориться, заявив, что они вернутся в свои аулы только тогда, когда Белов уйдет со своими войсками.

Не добившись покорности силой, Советское правительство изменило тактику и пошло на временные уступки, отозвав войска, отменив колхозы и совхозы в Чечне, завезя в Чечню огромное количество промышленных товаров по очень низким ценам и объявив амнистию повстанцам, в том числе и их вождям.

Но к осени 1931 года, когда чекистами был коварно убит Шита Истамулов, ГПУ начало большую операцию «по ликвидации кулацко-контрреволюционных элементов и мулльско-националистических идеологов». Было арестовано 35 тысяч человек, большей частью расстрелянных в тюрьмах и умерших в ссылках и лагерях. Среди них много было беноевцев.

 

В конце февраля и начале марта 1932 года в беноев-ском хуторе Стерч-Керч и ауле Шуани было решено поднять новое восстание под руководством имама Моцу Сол-тамурадова.

19 марта 1932 года в с. Беной и Стерч-Керч   началось вооруженное восстание, охватившее многие селения Но-жай-Юртовского района. Но дивизион войск ОГПУ (командир А. Козлов) и эскадрон милиции (командир Д. П. Мур-забеков) в ходе боев разгромили восставших. А. Козлов погиб, тяжело был ранен Мурзабеков, убит политрук кав-эскадрона милиции X. Мочнгов. В мае 1932 года повстанцы Моцу были окружены и уничтожены, сам Моцу попал в плен. Чекисты жестоко расправились с восставшими. На хуторе Стерч-Керч чекист-палач Мазлак Ушасв с помощью воинских частей расстрелял на месте десятки беноевцев, многие были арестованы. (Курылев И. В. Боевой путь милиции Чечено-Ингушетии. Грозный, 1976. С. 113, 116).

Осенью 1932 года прошли новые массовые аресты по Гудермесскому и Ножай-Юртовскому районам. В общей сложности по делу «Чеченского националистического центра» было арестовано до 3 тысяч человек. Многие из них погибли.

Непокорных беноевцев, как и всех чеченцев, подвергали ежегодным чисткам, репрессируя лучших представителей. Некоторые успевали уходить в леса и горы, становясь абреками и ведя непримиримую вооруженную борьбу против советских колонизаторов. Советская власть терроризировала местных жителей, запугивала и уничтожала всех, кто мог сделать хотя бы намек на несогласие с существующими порядками. В 1937 году были репрессированы талантливые чеченские писатсли-беноевцы С. Арса-нов из Новых Атагов и С. Бадуев из Урус-Мартана.

В 1943 году советские чекистские войска из ЧИАССР и Дагестанской АССР провели новую кровавую операцию в беноевском хуторе Лоьмк-орц, внезапно напав на мирных жителей и расстреляв (под видом расправы с бандитами) всех захваченных мужчин.

 

Это была подготовка к массовому выселению чеченцев с Кавказа.

В результате выселения беноевцы разделили трагическую судьбу всего чеченского народа: погибла половина всех людей.

Некоторые другие погибли в войне с Германией.

После возвращения чеченцев на Родину в 1957 году беноевцы буквально с боем возвращаются в Беной и другие селения.

Восстанавливают дома, поля, сады, учатся, работают, несмотря на тяжелейшую дискриминацию со стороны шовинистических властей ЧИАССР.

Из беноевцев появляются учителя, врачи, историки, филологи, журналисты, рабочие, военные, артисты и другие.

 

В республике известны художники Иса Ясаев, Харон Исаев, форматор по художественной скульптуре — Дока Джабраилов   из Урус-Мартана,    кандидат   юридических наук философ Адам Дудаев из Новых Атагов, кандидат исторических наук Шахрудин Гапуров из Беноя, оперный певец Мовсар Минцаев из Бени-Юрта Надтеречного района, актер театра Али Майрсултанов из Урус-Мартана, военный летчик Хайрудин Висангариев из Беноя, вице-президент Конфедерации горских народов Кавказа, член Парламента ЧР Иса Арсамиков   из Урус-Мартана,    первый председатель   оргкомитета    I этапа    общенационального съезда чеченского народа Леча Умхаев из Урус-Мартана, первый министр иностранных дел ЧР Шамиль Бено, бывший министр легкой    промышленности    и вице-премьер Правительства ЧР Муса Дошукаев, первый начальник управления финансов ЧР Ризван Гужаев, Абдурашит Закаев — первый председатель национального банка ЧР, бывший министр социального обеспечения Ваха Магомедов из Урус-Мартана, боксер-профессионал    мастер спорта Альберт Гучигов, второй муфтий ЧР Гаркаев Махмуд из Новых Атагов, Нужден Дааев — генеральный директор Че-ченавтодор, заслуженный учитель ЧИАССР Джанарали-ев Али, заслуженный   учитель   РСФСР Ясаев Адлан из Урус-Мартана, Мулаев Имран — зам. председателя Совмина ЧИАССР и другие.

 

С самой хорошей стороны показали себя беноевцы, оказавшиеся в Иордании. Из беноевцев там были министр путей сообщения Сайд Бено, заместитель начальника таможенной службы Амин Бено, генералы АбдулЛатиф Сайд Батал, Самих Муса Бено, Сами Абдель-Хади, Абдал-Ме-жид. Беноевцы в чеченской общине Иордании составляют наиболее влиятельную часть.

Лучшие представители беноевского тайпа продолжали борьбу с советским колониальным режимом.

В 80-е годы трагически погиб талантливый литератор, член литературного клуба «Прометей*, студент филологического факультета ЧИГУ Малик Ахмадов из Беноя. Погиб, пытаясь угнать пассажирский самолет в Турцию, диссидент Махаев из Урус-Мартана. Много беноевцев участвовало с 1987 года в неформальных общественных организациях «Кавказ», «Барт», «Народный фронт», «Вайнахская демократическая партия» и других, участвовали в собраниях, митингах, пикетах, расшатывали устои советской империи, выступали за идею суверенитета и независимости республики, участвовали в подготовке съездов чеченского народа. Приход в город Грозный 6 сентября 1991 года большого отряда беноевцев из Урус-Мартана положил последнюю точку в полуторамесячном митинге, требовавшем свержения Верховного Совета ЧИАССР и его председателя Д. Завгаева. В этот день последовал штурм и падение коммунистического режима. Большинство беноевцев, как и их предки, встали на защиту независимости Чеченской Республики 8 ноября 1991 года и во время про-российского путча 31 марта 1992 года. Двое погибших при защите телевидения гвардейцев были жители Беноя Дауд Решидов и Ибрагим Темчиев. Много беноевцев проявили героизм во время войны в Абхазии. 4 июня 1993 года беноевцы вновь выступили на защиту независимости Чечни. Во время штурма городского собрания погиб Минкаил Борзиев из Беноя, несколько беноевцев было ранено.

 

В тот же день трагически погиб национальный герой Чечни член Парламента Иса Арсамиков.

Вся история беноевского тайпа является неразрывной частью истории чеченского народа. Именно во имя всего чеченского народа.во имя всей Чечни отдали свои жизни беноевцы. Вся история беноевского тайпа показывает, что беноевцы никогда не шли за эгоистическими интересами отдельных групп.

Независимость Чечни, свобода чеченского народа и каждого чеченца, равенство и процветание — вот идея, за которую боролись наши предки и за которую должны бороться мы и наши потомки.

 

Издание осуществлено за счет благотворительного фонда имени Байсангура Беноевского.

Книга Далхана Хожаева » РОЛЬ БЕНОЕВСКОГО ТАЙПА В ИСТОРИИ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА», 1993 год.

 

Беной Беной Беной  Беной   Беной

 

Администрация выражает благодарность нашей посетительнице сайта Дагмаре за предоставленный материал. Дела реза хуьлда.

11 комментариев

  • Я не историк, но по всей вероятности рассказы о происхождении тейпа и чеченского народа схожи. Старики рассказывали я помню не такую историю, им досталось от прежней власти и видимо боялись за потомков, но когда нибудь всё всплывёт, а когда это вопрос времени.

    • Не знаю какой из тейпов самый большой — вопрос конечно спорный, но самый влиятельный — ето тот тейп у которых сородич во власти. Завтра может быть дпугой и кто сделает аналогичное заявление.

      • Численность Беноевцев около 400-500 тысяч. Так что этот тейп бесспорно являестя самым крупным!!! Но для нас важно то, что мы Бусулба Нохчи, остальное для наших корней и потомков, чтоб знали кто откуда…

  • Саламу 1алайком ваша .. Со 1умар бено ву иорданир .. Кхе ц1а некь бу г1йз некь .. Са бух юрт ножай юрт ю … Св дай де дай дас бен хен бу цигахь цунах мас ба1ар ол …

  • Нациеобразующая часть и основа НОХЧИЙ къам это, как всем известно являются нохчий тайпы из Нохчий Мохка , которые собственно и называют себя НОХЧИ и их чуть более двух десятков и среди них один из самых крупных и влиятельных на протяжении всей истории Нохчий къам беспорно является и тайп Беной, а если ком-то у этот факт истории не по душе, то это ему хуже и от этого этот факт не перестанет быть историческим фактом. Следовало бы более пристальнее исследовать этот тайп с точки зрения этнографии так, как в этом тайпе наверняка гораздо больше «некъе», чем приведенные выше девять и почему они называются «некъе», если автор их приводит как «гары» — «К примеру, в гар Жоби-некъе, сейчас входят Жа1пар-некъе, Джонха-некъе, 1иски-некъе, Щаци-некъе, Лит1и-некъе и другие.Если » Жоби-некъе это «гар», то почему он так и не называется «гар», а называют «Жоби-некъе» и с подобными не состыковками надо разобраться и привести все это в соответствующий порядок.

    • Моё лично отношению к каждому тейпу очень уважительное и несомненно Беной и все тейпы подарили народу достойных сынов и дочерей. Но не это стало причиной моего ответа, а само выражение «а если ком-то у этот факт истории не по душе, то это ему хуже». Я думаю, что хозяин этих слов не раз оказывается в спорах, так-как это было ненужное дополнение, которое кроме как провоцировать, ничего больше сделать не может. А ещё мне кажется, что хозяин очень гордый человек. Гордость это хорошее качество, но когда гордость выходит за рамки — она становится надменностью. С точки зрения психологии, надменность может иметь интересное начало и о нём я представителю Бено никогда не расскажу, конечно, ибо их лучше не злить 🙂 (кстати, соглашусь с этим). Но, я ни в коем случае не говорю, что мой анализ 100% верен. Это не более, чем мысли в буквах. Если хотите, подумайте на досуге, права я или нет.
      И если что, я тут нечаянно оказалась и снова не вернусь. Если ответите, я , к сожалению, не смогу прочесть.
      1адика хийла. 🙂

  • В статье странности, так называют, что тейп из статьи ушел из районов Урарту(Древнего армянского государства), что значит, что данный тейп имеет древнеармянское происхождение, т.е. в прошлом они были армянами, которые создало свое, скажем так, отдельное поселение.

    • Какое отношение Беноевцы могут иметь к армянам и какое отношение армяне могут иметь к государству Урарту? Только лишь то, что армяне сейчас проживают на месте, где когда то было расположено это государство. Урарту государство, расположенное на Армянском нагорье и то, что это государство находилось на территории нынешней Армении не означает, что государство является армянским. Напротив ученые это государство относят к вайнахским племенам, на основании найденных урартских клинописей, которые близки к вайнахской языковой группе. Да и по названиям поселений этого государства наблюдается схожесть с вайнахскими языком

  • Выходит есть и не ц1ен нохчи? Быть может автор покажет кто не ц1ен?!

Оставить комментарий