Традиционная культура чеченцев придает музыке (как и слову, и цвету) исключительно важное значение. Музыкой лечили, объяснялись в любви и ненависти, мирили и даже ссорили, выдавали сокровенные тайны.
Соответственное отношение было к музыкантам и музыкальным инструментам.
Так, в чеченской легенде о Подвиге Прометея происхождение свирели связывается с добычей огня из Преисподней. Пхармату, согласно мифологии, его старшим братом вручается «carz» — вид бамбука (камыша) с рыхлой сердцевиной (как у подсолнечника), с вложенным в него угольком. Так как тяга уголька к материнскому огоньку была неимоверно велика, то, поднимаясь с Пхарматом в каждую последующую сферу, этот уголек прожигал сердцевину, опускался вниз и искра, прожигая стенку, выпадала на очередную сферу, что и позволяло орлу со своей ношей продолжать путь дальше.
Таким образом, пока Пхармат достиг нашей земной сферы, уголек восемь раз прожег стенку полой палочки. Свирель поэтому имеет восемь клапанов, а бамбук и камыш с тех пор полые. На такой свирели играют раз в году — перед приходом солнца в летний дом, т. е. 20 июня — в честь Прометея, доставившего людям огонь, разделившего небо и землю и устранившего хаос
Этот знаменательный праздник и Рождение Нового Солнца (23 — 25 декабря) были главными чеченскими празднованиями еще вплоть до середины XIX века.
Говоря о музыкальных инструментах, нельзя не упомянуть и легенду, связанную со страшным опустошителем Чечни — Тимуром. После окончания битвы Тимур спросил своих военачальников:
«А вы забрали у них пондар? Получив отрицательный ответ, промолвил: «Если вы не забрали у чеченцев пондар (вид балалайки), значит мы только разбили их войско, но не покорили их. Их следует сделать нашими союзниками. Пригласите их ко мне. Я желаю в знак уважения к их стойкости и в назидание потомкам подарить им саблю, которую не даровал еще никому». Посланцы не нашли воинов, не нашли юношей и девушек, т.к. все погибли. Они привели сказителя, которому запрещено было ввязываться в сражение и следовало наблюдать за его ходом со стороны, чтобы донести виденное до будущих поколений. Саблю от железного хромца принял сказитель Иланча и передал девяти беременным женщинам, которые, в свою очередь, передали девяти малолетним мальчикам. После Тимур якобы распорядился всех пленных чеченцев освободить»
Старейшины утверждают, что эта сабля наряду с другими подарками и чеченскими реликвиями сохранялась до февраля 1944 года. После ограбления народа в процессе его депортации основная часть чеченских сокровищ была вывезена в Москву.
Использование музыкальных инструментов чеченцами имело специальное предназначение. Например «chondarg» (вид скрипки) имеет отношение к плодородию: на нем играли на ниве, чтобы ускорить рост хлебов, повысить урожайность, во время случки скота, в том числе при пуске баранов к овцам.
Певцы — музыканты «chunguroi» считаются кровнородственным объединением — «тайп». Академик Н. Дубровин назвал их даже профессиональным объединением, кастой, братством, которое занимало в обществе одну из наиболее почетных ступеней.
Самым известным чеченским танцем является лезгинка. Раньше она сопровождалась словами, текстовым объяснением. Об этом свидетельствуют различного рода «па» и движения, «читаемые» зрителями и сегодня. Основная особенность этого парного танца — вставание на носки. Интересно, что металлопластика конца бронзового века (Кобанская культура) демонстрирует эту позу не только в фигурках человека, но и животных. Есть все основания полагать, что этот танец уходит своими корнями, по крайней мере, в эпоху бронзы.
Лезгинка «хелхар» сопровождается демонстрацией жизненных коллизий, ратного дела, мужской удали и женской грации.
В начале танца юноша и девушка из противоположных рядов, из отдаленных точек, выходя в круг, начинают движение в правую сторону по спирали каждый. Затем, сходясь к центру круга, как бы ведомые чужой силой, они снова раскручивают спираль от центра к периферии, причем юноша особым движением оборачивается на 180 градусов и истает за спиной партнерши. При этом он не имеет права, подняв руку, показать, что ведет ее. Когда спираль будет раскручена и они разойдутся к противоположным точкам, юноша окажется перед тамадой мужского ряда, девушка — перед тамадой женского ряда. После этого начинается настоящий танец, где девушка подчиняется условным знакам и движениям своего партнера.
Танец связан с мифом (с древнегреческим о нити Ариадны и о спасении ею героя Тезея). В первой части танца мужчина пассивен и лишь следует за девушкой, тогда как во второй части их роли совершенно меняются.
Искусство выражает мировоззрение народа, в нем проявляются верования, обряды, мифы и легенды. В декоративно-прикладном искусстве в соразмерности и формах предметов, окружающих человека в его повседневном быту, основой являлось и является идеальное человеческое тело. Особенно характерно это для античности. Чеченское искусство, вобравшее в себя многие древневосточные традиции, донесло их до наших дней в своей первозданности.
Чеченцу по традиции положено быть сдержанным в проявлении горя или радости. Поэтому траур не принято выражать явно. Ведь горе, постигшее тебя сегодня, постигало ранее, но еще более тяжелое, других. Может так случиться, что сегодняшнее горе будет подобно детской забаве по сравнению с тем, что тебя поджидает завтра.
(с) Подготовлено Нохчалла.com по материалам этнографа С-М. Хасиева