В Чеченской Республике в семейном воспитании особое место занимает использование прогрессивных народных традиций и обычаев. Это обстоятельство определяет стратегическую линию в развитии духовно-нравственного воспитания в семье. Приоритет в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения должен принадлежать семье как воспитательному институту для реализации развития задатков и способностей личности. Нормальные нравственные отношения, атмосфера понимания в семье определяют гуманистическую направленность воспитания личности.
Отсюда взаимодействие по системе: личность – семья – общество. Первичным является человек, семья; вторичным – общество и любые его институты. Не семья помощник общества, а общество должно всемерно помогать поддерживать семью.
Духовно-нравственное воспитание в современной чеченской семье происходит по принципу максимальной адаптации в реальной жизни. Сущность его состоит в том, что ребенок как член семьи, взаимодействующий с социальной и природной средой, находит с помощью взрослых адекватные пути и способы выживания, принимает посильное участие во всех делах семейного сообщества. В процессе этой деятельности происходит социализация его личности. Для воспитания детей не готовят какие-то специальные «тепличные» условия, все необходимое в жизни они познают и приобретают в деятельности. В процессе повседневного участия в работе, ребенок вырабатывает в себе такие необходимы качества, как самостоятельность, творческий подход к решению возникающих задач.
В современных условиях семейное чеченское воспитание в некоторой степени сохранило черты исторически отдаленного времени, сохранив идущие из глубины веков традиции и ценности.
Специфика семейного воспитания чеченской народной педагогики располагает нормами и нравственными ценностями, составляющим этническую основу жизни людей. Она связана со способностью придерживаться твердых правил поведения и не отступать от них.
Чеченская семья обладает рядом значительных факторов, способствующих формированию у детей прочных нравственных и трудовых качеств, представляющих собой фундамент в формировании духовно-нравственной личности.
Наблюдение за состоянием определенной части в современных чеченских семьях приводит к выводу о том, что многие беды, бездуховность, аморальность в них объясняется потерей национальных семейных традиций, нравственных и трудовых ценностей, ослаблением родственных и просто человеческих связей.
Все это говорит о деформации социально-нравственных ориентиров.
Опыт многих поколений доказал, что социально-педагогическая модель настоящего чеченца предполагает всестороннее физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание. В центре этого процесса поставлено воспитание семьянина, продолжателя рода, будущего отца, будущей матери.
Спецификой чеченской народной педагогики являются гуманные методы педагогического воздействия, а именно: способствовать проявлению в ребенке любви и совести добротой и лаской, развитие человечности, добродетели убеждением и личным примером. Система средств и методов воспитания исключает подавление, телесное наказание, унижавшие достоинство личности ребенка. Даже грубый окрик в случае непослушания ребенка осуждается общественным мнением и воспринимается как оскорбление и того, кто кричит, и того, на кого кричат.
Мужчины придают особый смысл этому обычаю: «Бить меньшего – значить унижать». «Битый и униженный гордым, смелым не вырастет», то есть они знают, какой вред может принести физическое наказание, понимают, что озлобляет детей, развращает родителей. Отмечают, что жестокость и хула не только ожесточают людей, но и губят их.
Народная педагогика ограничивала и женщин в применении физических наказаний, так как это приводит к изменению психологического равновесия ребенка и нарушению таких традиций, как почтение к матери, любовь к близким. Кроме того, у мальчиков неосознанно формируется агрессивная установка вообще к взрослой женщине.
Чеченцы, следуя обычаю «не поднимать руки друг на друга», воспитывали такие ценные качества, как гордость, свободолюбие, гуманность, достоинство, стыдливость, милосердие, почтение к старшим.
Духовно-нравственный характер семейного воспитания ярко проявляется в такой традиции чеченцев, как гостеприимство – образец уважения к людям. Этому замечательному обычаю «хьошалла» чеченцы следовали всегда. Гость для чеченца священное лицо, защита его жизни, чести, имущества является обязанностью хозяина. В чеченской семье гостеприимство считается неотъемлемой частью человечности, а кто не уважает гостя, тот не пользуется уважением окружающих. Этот неписаный, но строго соблюдаемый закон предписывает быть снисходительным даже к врагу, если он пришел в твой дом, и стал твоим гостем.
Этому священному закону, обязательному для всех людей, чеченцы приучают своих детей с детства. Педагогическая ценность этой традиции, заключается не только в том, что наглядным путем непосредственного наблюдения передаются навыки и умения принимать гостей, но и «в том, что это приучает детей отдавать свои силы творению добра для другого человека». Этот обычай служит фактором воспитания культуры межличностного общения, черт альтруизма.
Было выявлено, что соотношение интернационального и национально-специфического в функционировании семейно-бытовых обычаев и традиций варьируется в зависимости от типа семьи. В этом плане мы условно выделим три типа семьи: традиционные, промежуточные и ассимилированные семьи. Следует отметить, что семья у чеченцев – это не только мать, отец, дети. Семья – это еще дедушка, бабушка, тети, дяди, которые живут вместе с ними или же отдельно от них, но очень близко. И не только родственные отношения, но и этические нормы поведения и общения обязательны для чеченской семьи; она (семья) строится на принципах уважения и почитания старших. Повторяясь, следует отметить, что основной, существенной чертой бытующих у чеченцев отношений есть уважительное отношение к родителям, и вообще к старшим. У чеченцев не только сын или дочь, но и все другие члены семьи, в том числе и внуки, заботятся о стариках.
Как мы отмечали, дети называют деда «вокха дада» или «дада», бабушку – «нана» или «йоккха нана», сестер и братьев отца – «деци», «ваша» и т.д.
Как нам представляется, этнопедагогическое пространство чеченской семьи является тем воспитывающим полем личности, которое основано на традициях и обычаях народа, воплощающее в себе присущий чеченцам испокон веков менталитет. Оно определяет дальнейшую судьбу человека, все его поступки и деяния. Потенциал, заложенный с детства в семье, позволит ребенку, будущему взрослому члену общества, свободно ориентироваться не только в своей этнической среде, но и в любой другой
(с) Нохчалла.com, по материалам А.Х. Саракаевой
Хотя бы делали ссылки на цитирование материалов из чужих работ! Алиханова Р.А
Так указано же, по материалам А.Х. Саракаевой. Мы не могли тут перечислить весь перечь материалов, который она использовала при написании диссертации.
На заглавной фотографии — ингуши, свадьба Гудантовых в с. Фуртоуг в 1910 г.