О Чечне

Чеченцы краткая справка

Чеченцы (самоназвание «нохчи»)- один из древнейших народов мира со своим антропологическим типом и самобытной культурой. На Северном Кавказе – это самый крупный этнос (свыше 1 млн. чел.). К чеченцам очень близки по генотипу, культуре и религии их соседи ингуши. Вместе они образуют вайнахский народ, связанный кровным родством, общей исторической судьбой, территориальной, экономической, культурной и языковой общностью.

Вайнахи (чеченцы, ингуши) являются аборигенами Кавказа и говорят на нахском языке, входящим в северо-кавказскую группу иберийско-кавказской семьи языков. Чеченское общество исторически формировалось, как полиэтническое, оно постоянно впитывало в себя различные этнические элементы кочевых и соседских горских народов, об этом свидетельствует не вайнахское происхождение многих чеченских тейпов (родов).

 

 

Чеченцы проживают в основном в Чечне и Ингушетии. Живут также в Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской областях, Северной Осетии, Москве, а также в Казахстане, Киргизии, на Украине и др.

Верующие чеченцы – мусульмане-суниты.

Характер чеченцев — Нохчалла

Говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы. Диалекты: плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский, кистинский. Распространён также русский язык (свободно владеют 74%). Письменность после 1917 сначала на основе арабской, затем — латинской графики, с 1938 — на основе русского алфавита.

В «Географии» Страбоиа упоминается этноним гаргареи, этимология которого близка цахскому «гергара» — «родной», «близкий». Нахскими считаются и этнонимы исадики, двалы и др. В армянских источниках 7 в. чеченцы упоминаются под именем нахча матьян (т.е. «говорящие на языке нохчи»). В хрониках 14 в. упоминается «народ нохчи». В персидских источниках 13 в. дано название сасапы, позднее вошедшее в русские документы. В документах 16-17 вв. встречаются племенные названия чеченцев (ичкеринцы — нохчмахкхой, ококи — аьккхий, шубуты — шатой, чарбили — чеберлой, мелки — маьлхий, чантинцы — ч1аьнтий, шаройцы — шарой, терлойцы — т1ерлой).

Древние чеченцы, освоившие не только северные склоны Кавказа, но и степи Предкавказья, рано вошли в контакты со скифским, а затем — с сарматским и аланским кочевым миром. В равнинной зоне Чечни и близлежащих областях Северного Кавказа в 8-12 вв. сформировалось полиэтническое Аланское царство, в горной зоне Чечни и Дагестана — государственное образование Сарир. После монголо-татарского нашествия (1222 и 1238-1240) степная затеречная и частично чеченская равнина вошли в состав Золотой Орды. К концу 14 в. население Чечни объединилось в государствово Симсисм. В 16-17 вв. Кавказский перешеек был объектом постоянных притязаний Османской империи (с её вассалом -Крымским ханством), Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на чеченских землях ставятся первые русские крепости и казачьи городки, устанавливаются дипломатические связи чеченских правителей и аульных обществ с Россией. Тогда же окончательно складываются современные границы расселения чеченцев. Со времени Персидского похода Петра I (1722) политика России в отношении Чечни приобретает колониальный характер. В последние годы правления Екатерины II русские войска заняли левый берег Терека, соорудив здесь участок Кавказской военной линии, основали военные крепости от Моздока до Владикавказа по чечено-кабардинской границе. Это привело к росту освободительного движения чеченцев в конце 18-го и 1-й половине 19 вв. К 1840 на территорию Чечни и Дагестана складывается теократическое государство — имамат Шамиля, первоначально ведшее успешную войну с Россией, но к 1859 потерпевшее поражение, после чего Чечня была присоединена к России и включена вместе с Хасавюртовским округом, заселённым ауховскими чеченцами и кумыками, в Терскую область. В 1922 образована Чеченская автономная область в составе РСФСР. Ещё ранее Чечне была возвращена часть земель, отобранных у нес в ходе Кавказской войны. Были введены делопроизводство и преподавание на родном языке, проведены другие культурные и социально-экономические преобразования. Вместе с тем начавшаяся в 1920-х гг. коллективизация, сопровождавшаяся репрессиями, нанесла большой урон Чечне. В 1934 Чечня объединена с Ингушской АО в Чечено-Ингушскую АО, с 1936 — Чечено-Ингушская АССР. В феврале 1944 около 500 тысяч чеченцев и ингушей были насильственно высланы в Казахстан. Из них значительное, число погибло в первый год ссылки. В январе 1957 Чечено-Ингушская АССР, упразднённая в 1944, была восстановлена. Но при этом для чеченцев были закрыты несколько горных районов, и бывших жителей этих районов стали селить в равнинных аулах и казачьих станицах. Чеченцы-ауховцы вернулись в Дагестан. В 1992 съезд народных депутатов Российской Федерации постановил преобразовать Чечено-Ингушскую Республику в Ингушскую Республику и Чеченскую Республику.

Традиционные земледельческие культуры — ячмень, пшеница, просо, овёс, рожь, лён, фасоль и др. Позже стали выращивать кукурузу, арбузы. Были развиты садоводство и огородничество. Пахотные орудия — плуг (гота), полезное орудие (нох). Была распространена трёхпольная система. В горных областях было развито отгонное овцеводство. На равнинах разводили крупный рогатый скот, использовавшийся в том числе в качестве рабочей силы. Разводили также породистых лошадей для верховой езды. Между горными и равнинными районами Чечни существовала хозяйств, специализация: получая хлеб с равнины, горные чеченцы сбывали взамен излишки скота. Важную роль играли кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеченское сукно.

Центрами оружейного производства были села Старые Атаги, Ведено, Дарго, Шатой и др., гончарного — села Шали, Дуба-Юрт, Старый-Юрт, Новый-Юрт и др. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесло, горный промысел, производство шёлка, обработка кости и рога.

Горные селения имели беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные каменные дома с плоской крышей. В нижнем этаже помещался скот, в верхнем, состоявшем из двух комнат, — жильё. Многие селения имели жилищно-оборонительные башни в 3-5 этажей. Поселения на равнине были крупными (500-600 и даже до 4000 дворов), растянутыми вдоль дорог и рек. Традиционное жилище — состояло из нескольких комнат, вытянутых в ряд, с отдел, выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Двор с хозяйственными постройками обычно обносился забором.

Отличительной чертой интерьера чеченского жилища было почти полное отсутствие мебели: сундук, низкий столик на трёх ножках, несколько скамеек. Стены увешивались шкурами, коврами, на них развешивалось оружие, пол покрывался циновками. Очаг, надочажная цепь, зола считались священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если даже убийца хватался за надочажную цепь, он получал права родственника. Надочажной цепью клялись и проклинали. Хранительницей очага считалась старшая женщина. Очаг делил комнату на мужскую и женскую половины. Шерстяные ткани были нескольких сортов. Высшего качества считалась ткань «исхар» из шерсти ягнят, низшего — из шерсти дойных овец. Не позднее 16 в. чеченцам было известно производство шёлка и льняного полотна. Традиционная одежда имела много общего с общекавказским костюмом. Мужская одежда — рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Рубаха — туникообразного покроя, воротник с разрезом спереди застёгивался на пуговицы. Поверх рубахи надевали бешмет, подпоясанный поясом с кинжалом. Черкеска считалась праздничной одеждой. Черкески шились отрезными но талии, расклёшенными книзу, до пояса застёгивались металлическими застёжками, на грудь нашивались газырницы. Штаны, суженные книзу, заправлялись в ноговицы из сукна, сафьяна или овчины. Зимняя одежда — овчинная шуба, бурка (верта). Мужскими головными уборами были высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Пастухи носили меховые шапки. Имелись и войлочные шляпы. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание её влекло кровную месть. Основными элементами женской одежды были рубаха и штаны. Рубаха имела туникообразный покрой, длину иногда ниже колен, иногда — до земли. Ворот с разрезом на груди застёгивался на одну или три пуговицы. Верхней одеждой был бешмет.

  • http://vk.com/id46854939 Руслан Мухиев

    Всё красиво

    • http://www.odnoklassniki.ru/profile/538425959140 LaKaRaEv TuRpAl

      почему скрывают чеченское историю

      • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1589452811317777/ Соня Зодченко

        А как русские «проглотят» эту историю?! Проще скрыть, чем каяться!!

  • http://vk.com/id162835302 Анзор Долаев

    Чаьнтий — Тукхум????????????? Такого в природе не существует… Чаьнтий это тайп, и только тайп, это не военно-политическое территериальное общество. Это род, то есть тайп а никакой ни тукхум. Кто говорит что Чаьнтий тукхум? Приведите свои доводы пожалуйста. Ошибка о том что этот не только тайп, но и тукхум была допущена Магомедом Мамакаевым в книге — «Чеченский тайп, в период его разложения». В нем он пишет, что есть такой тукхум — Чаьнтий и он включает в себя тайпы Зумсой, Хилдехарой и тд….. Спросите у любого старика например Хилдехароевца: Вы по тукхуму Чаьнтий? — Он вам ответит : Что эта за чушь…. Мой Дед ему было 98 лет, рассказывал мне лично, что Чаьнтий это тайп, и у праотца это рода были двое братьев Тумсо и Зумсо и расселились эти братья по Аргуну и поныне все Тумсоевцы, Зумсоевцы, Чаьнтиевцы знают это, и к друг другу относятся по-родственному. С уважением Анзор Тумсо Долаев

    • http://facebook.com/profile.php?id=100000280180487 Ramzan Istamulov

      Элементарно доктор Ватсон,наверно эту историю писал Чаьнтий…!

  • http://vk.com/id162835302 Анзор Долаев

    Чаьнтий никакой не тукхум, а обычный тайп.

    • Абдулла Илесов

      И кто же сформировавший из соседнего грузинского этноса тушин, обитавшего в тушетии в Перикительском ущелье на берегу Алазани, которые по каким-то причинам покинули свою родину примерно лет 350 назад пол предводительством Итона, как говорят сами ч1аьнти у них в Итон-кхаьлла (первое название Итум-каьл) сменилось 11-12 поколений.

  • http://www.odnoklassniki.ru/profile/519846508117 صÂδ∂γρลxณลµ ص

    НОХЧО

  • http://facebook.com/profile.php?id=100003373497628 Gog Van

    при чем тут ч1аьнти и чеченцы?

  • http://vk.com/id167438620 Мухаммад Темуркаев

    где же чистая чеченская история?

    • Epsilon

      среди ныне распространённых её нету!

  • http://vk.com/id223360289 Олег Московит

    РУССКИЕ БЫЛИНЫ, НАСЛЕДНИКИ ПРОРОКА И …ЧЕЧЕНЦЫ
    ====================================================
    В Великой Татарии (с 18 в. — т.н. Россия), где господствовал Ислам, образ арабского героя и халифа Али (да благословит его Аллах) был священным.
    После жидо-масонской крестьянизации Великой Татарии (т.н. России) Халиф Али стал любимым русским персонажем сказаний богатырём Ильёй.
    ПО ПРЕДАНИЯМ, АЛИ ЕСТЬ ПРАРОДИТЕЛЬ ЧЕЧЕНЦЕВ (ЭЛИЙ)
    —————
    имам и халиф Али в русском и шиитском изображении
    1.
    Илья, Алёша и Добрыня
    http://hist-2012.ucoz.ru/bogatyri.jpg

    2.
    Али и его сыновья — Хасан и Хусейн, внуки пророка.
    http://hakyolu.free.fr/images/hz.ali.jpg

    • Ali

      История Али слишком молода, чтобы быть историей древнейшего народа на планете. Хотя, версия мне нравится, Али был храбрым воином и праведным халифом после Умара, да и потомки Али почитаемы и не безызвестны среди мусульман.