В Чеченской Республике около полусотни государственных памятников природы. В их числе – десять заказников для охраны отдельных видов животных и растений. Живописные горные пейзажи и озера представляют интерес для путешественников и туристов. А некоторые природные ресурсы, такие как минеральные и грязевые источники, имеют лечебное значение.
В некоторых заказниках Чеченской республики запрещена охота, рыбная ловля и выпас скота. Туристические маршруты осуществляются по природным заповедникам Чеченской Республики:
- Аргунский государственный музей-заповедник
- Аргунский охотничий заказник
- Веденский охотничий заказник
- Галанчожское озеро
- Генеральское озеро
- Джалкинское озеро
- озеро Кезеной-Ам
- Памятники ледникового периода
- Парабочевский охотничий заказник
- Степной охотничий заказник
- Три родника
- Урус-Мартановский охотничий заказник
- Шалинский охотничий заказник
- Шатойский охотничий заказник
Одна из особых достопримечательностей горной части Чеченской республики — каменные башни, возвышающиеся над террасами горных селений. Они признаны высшим достижением каменного зодчества Чеченской Республики и стали для исследователей своеобразной каменной летописью.
Время сооружения башен в основном — 14-18 века. Каждая эпоха накладывала свой отпечаток на их архитектуру.
Башни имели коническую форму. Строились они без фундамента. В четырехугольное основание клали камни-монолиты, углы стен скрепляли специальным угловым камнем, он выступал внутрь и служил опорой между ярусами-этажами. Ярусы соединялись внутренними лестницами, которые для безопасности на ночь поднимали.
Существовало три вида башен: жилые, сторожевые и боевые. Жилые имели 2-3 яруса, плоскую кровлю и арочные проемы. Сторожевые башни ставились на входе и выходе из ущелья. Боевые — в 4-5 ярусов — достигали порой высоту до 30 метров. Боевые башни венчались бойницами и пирамидально-ступенчатой крышей. Нижняя часть башни часто служила жилищем.
Каменные башни и хозяйственные постройки около них обносили высоким забором. Так возникала неприступная крепость. У исследователей она получила название «замкового комплекса».
По виду комплекса можно было судить о достатке хозяина, о его пристрастии к какому-либо ремеслу, а иногда и о его положении в обществе. Например, вольноотпущенному рабу-пленнику разрешалось построить не только свой дом, но и башню, с одним условием — она должна была остаться недостроенной.
Сквозь века каменные башни донесли до потомков искусство своих создателей. Мастера-каменотесы украшали отдельные камни рисунками-петроглифами. Мастера-строители были опытными инженерами: при большой высоте сооруженные ими башни сохраняли устойчивость и прочность. Зодчие почитались в народе и хорошо оплачивались. Ценилось искусство чеченских строителей и в соседних районах Кавказа, куда их приглашали работать.