noh cherkeskaПримеры проявления Нохчалла.

Рассказы из жизни, присланные посетителями нашего сайта.

ishkola 1Онлайн уроки по чеченскому языку

С квалифицированным репетитором

Микротопонимия Чечни - История Чечни

Микротопонимия Никара

Элан б1ав (Элан бав) «Княжеская башня» - в черте аула Никара.
Хушпаран г1ала (Хушпаран г1ала) «Хушпара (ж.) башня» -в черте аула.
Итайн Исламун г1ала (Итайн Исламун гала) «Итая сына Ислама (ж) башня» - в черте аула.
Исбаь1ин г1ала (Исбяъин гала) «Исбяъи (ж.) башня» - в черте аула.
Борзин г1ала (Борзин гала) «Борзи (ж.) башня», в черте аула.
Гуьйт1а (Гюйта) «Холме на» - з. часть Никара.
Пхьадухие (Пхадухие) «Поселения ниже» - ю. часть Никара.
Никархойн кешнаш (Никархойн кешнаш) «Никархойцев кладбище» - на ю. окр.
Куыптайхьа (Кюштайха) «Кюштайха (?)» - на с. Никара, склон горы Никархойн лам.
Уокхар-босса (Уокхар босса) «Уокхар (?) поляны склон» - на с. Никара. Первая часть «Уакх», вер., восходит к имени др. греч. бога Вакх. Вакх + ара + босса.
Г1онг г1айт1а (Гонг гайта) «Гонг гайта (?)» - уроч. на с. стороне Никара.
Панг пен (Ганг пен) «Ганг (?) стена» - на ю. Никара.
Меркан нение (Меркан нение) «Страны мать (где)» - культ. м. Здесь проводились культовые праздники и церемонии в период пробуждения природы.
На этом месте стоял храм, посвященный «Матери Земли» (Ки-бела, Гера, Тушоли). Праздник «Меркан Нана» проходил в марте-апреле перед началом весенней пахоты. К празднику никарой-цы избирали в «Меркан Нана» самую красивую девушку из аула, лет 15-17, наряжали ее, на голову надевали «Зезагийн кочур» -венок из пестрых цветов, который плели девушки, и только при лунном свете. Предварительно готовили первотелку красной масти, на шею вешали надочажную цепь, которая громыхала по камням. К ее рогам привязывали пестрые ленты, которые развевались на ветру. «Меркан Нана» - девушка-богиня - вела ее за веревку, и весь народ с пением гимнов в честь богов, с вином, хлебом и сыром шел вслед за Меркан Нана, шли все от мала до велика, даже очень престарелые; если кто-нибудь из них не в силах был идти, то их сажали на лошадей.
Вся эта процессия обходила аул и приходила к храму. Жрец вместе с толпой и Матерью Земли - «Меркан Нана» - три раз обходил вокруг храма, исполнял соответствующие магические знаки и резал корову в жертву пробуждающейся природе. Кровью жертвенного животного всем присутствующим «Меркан Нана» ставила пальцем метки на лбу - «Ц1енчу ц1ийн т1еда». Все жители считались причащенными к святой жертве и матери богов «Меркан Нана» (Гере, Кибеле, Тушоли).
Бытование этого обряда нами обнаружено в обществах Ч1аьнти, М1айста, Хилдехьа, Маьлхиста и Т1ерла, в Ингушетии на берегах р. Асса, в Хевсуретии, Тушетии, Пшавии.
В жертву приносились первые телята от первотелок, если же теленка не резали после трехнедельного возраста, то его передавали в храм. Ср.: «Доьхьаргашт1е» - в Ингушетии, где содержался храмовый скот.
Кхенах (Кхенах) - разв. аула в обществе Т1ерлой на р. Т1ерлойн эрк. Название сложилось, вероятно, из: Кхоъне -Св. Троица. Здесь была церковь Кхоьне Дела или Кхенахойн Дела, т. е. Церковь Святой Троицы.

Мы в контакте

Подписаться

Вы можете подписаться на обновления сайта. Для этого введите Ваш электронный адрес:

 

Напишите нам






Кто на сайте

Сейчас 130 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Вход на сайт

На сайте нет регистрации пользователей. Все разделы сайта доступны без регистрации

Статистика


Рейтинг@Mail.ru


Баннер

Разместите у себя на сайте наш баннер

История, обычаи и традиции чеченского народа

Реклама на нашем сайте

Вы здесь: Главная / История / Микротопонимия