Чеченский тукхум — это своего рода военно-экономический союз определенной группы тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определенную территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности, а равно и окружающего района, где тайпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на определенном диалекте одного и того же вайнахского языка.
Некоторые историки считают, что между тукхумом и тайпом, взятыми в их исторической динамике, нет никакой разницы, кроме количественной, что как тукхум, так и тайп могут в определенной последовательности выполнять функции и рода, и фратрии — то есть союза родов.
Хотя тукхум и означает в переводе «семя», «яйцо», — говоря о внутренней структуре его, необходимо подчеркнуть, что эта организация в представлении чеченцев никогда не рисовалась как группа кровнородственных семей, а представляет собой союз родов, объединившихся во фратрию по своему территориальному и диалектологическому единству….
Чеченский тукхум, в отличие от рода, не имел официального главы, равно как и своего военачальника (бячча). Отсюда видно, что тукхум был не столько органом управления, сколько общественной организацией, тогда как тайп представлял необходимую и логическую стадию прогресса в развитии идеи управления.
Возникновение союза тайпов (тукхумов) представляло собой также несомненный прогресс, происходящий на одной и той же территории, как неуклонный процесс, ведущий к возникновению нации, хотя тенденция к локальному разделению по родам и продолжала существовать.
Совещательным органом тукхума был совет старейшин, который состоял из представителей всех тайпов, входивших в данный тукхум на равных по положению и почету правах. Тукхумный совет созывался в случае необходимости для решения межтайповых споров и разногласий, для защиты интересов как отдельных тайпов, так и всего тукхума.
Тукхумный совет имел право объявлять войну и заключать мир, вести переговоры с помощью своих и чужих послов, заключать союзы и порывать их.
Вот почему еще надо полагать, что понятия «тукхум» и «тайп» далеко не идентичны… Следовательно, тукхум, как показывает сам термин, — не кровнородственный союз, а всего-навсего братство, и представляет собою естественное образование, выросшее из организации. Это союз нескольких тайпов одного и того же племени, сложившийся для определенных целей.
Но в Чечне есть и союзы кровнородственных родов, образовавшиеся путем сегментации одного начального рода, как, например, чантийцы и терлосецы.
В состав терлоевцев входят такие кровнородственные группы, именующие себя гарами, иногда и родами, как Бешни (Боьшни), Бавлой (БIавлой), Жерахой (Жерахой), Кенахой (Кхенахой), Мацархой (МацIархой), Никарой (Никарой), Ошний (Оьшний), Санахой (Санахой), Шюидий (Шуьндий), Элтпархой (Элтпхьархой) и др.
Из ста тридцати пяти тайпов, составлявших чеченское общество в середине XIX века, три четверти были объединены в девяти фратриях (союзах) следующим образом.
В тукхум Аккий (Аьккхий) входили такие тайпы, как Барчахой (Барчахой), Жевой (Жевой), Зогой (31огой), Ноккой (Ноккхой), Пхарчой (Пхьарчой), Пхарчахой (Пхьарчахой) и Вяппий (Ваьппий), занимавшие в основном район восточной Чечни на границе с Дагестаном.
В Мялхи (Маьлхи) входили: Бястий (Б1аьетий), Бенастхой (Б1енастхой), Италчхой (Италчхой), Камалхой (Камалхой), Коратхой (Кхоратхой), Кеганхой (К1еганхой), Меший (Меший), Саканхой (Саканхой), Тератхой (Тератхой), Чархой (Ч1архой), Эрхой (Эрхой) и Амхой (1амхой), занимавшие юго-западный район Чечни на границе с Хевсуретией и Ингушетией.
В Нохчмахкахой объединялись такие крупные тайпы, как Белгатой (Белг1атой), Беной (Беной), Билтой (Билтой), Гендаргеной (Гендаргеной), Гордалой (Г1ордалой), Гуной (Гуной), Зандакой (Зандакъой), Ихирхой (Их1ирхой), Ишхой (Ишхой), Куршалой (Куршалой), Сесанхой (Сесанхой), Чермой (Чермой), Центарой (Ц1ентарой), Чартой (Чартой), Эгашбатой (Эг1ашбатой), Энакхаллой (Энакхаллой), Энганой (Энганой), Шоной (Шуоной), Ялхой (Ялхой) и Алирой (1алирой), занимавшие в основном восточные и северо-восточные, а частично и центральные районы Чечни.
В Чебарлой (Ч1ебарлой) входили: Дай (Д1ай), Макажой (Макажой), Садой (Садой), Сандахой (Сандахой), Сиккахой (Сиккхахой) и Сирхой (Сирхой). В Шарой входили: Кинхой (Кинхой), Ригахой (Ригахой), Хихой (Хихой), Хой (Хой), Хакмадой (Хьакмадой) и Шикарой (Шикъарой).
Тайпы, входившие как в Ч1ебарлой, так и в Шарой, занимали юго-восточный район Чечни по реке Шара-Аргун.
В Шотой (Шуотой) вошли: Варандой, Вашандарой, Гаттой (Г1аттой), Келой, Маршой, Нижалой, Нихалой, Пхамтой (Пхьамтой), Сяттой (Саьттой) и Хаккой (Хьаккой), занимавшие центральную Чечню в долине реки Чанты-Аргун.
В Эрштхой вошли тайпы: Галой, Гандалой (Г1андалой), Гарчой (Г1арчой), Мержой, Мужахой и Цечой (Ц1ечой), жившие на западе Чечни, в долине реки Нижнего Мартана (Фортанги).
А все остальные тайпы чеченцев в этом районе объединялись в кровнородственные союзы. Так, например, Борзой, Бугарой (Буг1арой), Хилдехарой (Хилдехьарой), Дерахой (Доьрахой), Кхокадой (Кхуокхадой), Хачарой (Хьачарой) и Тумсой, жившие в верховье реки Чанты-Аргуна, объединялись в союз Чянтий (Ч1аьнтий), а такие, как Никарой (Никъарой), Ошний (Оьшний), Шюндий (Шуьндий), Элтпхархой (Элтпхьархой) и другие входили в Терлой (Т1ерлой).
Были в Чечне и такие тайпы, которые не входили в тукхумы и жили самостоятельно. Такие, например, как Зурзакхой (Зурзакъхой), Майстой (М1айстой), Пешхой, Садой и др.
Дела тукхума, как мы уже писали, решались советом старейшин, созываемым им по мере необходимости. Но тукхум как орган не имел каких-либо функций управления, принадлежавших тайпу, хотя он и был облачен в общей социальной системе определенными полезными полномочиями в связи с необходимостью какой-либо организации — большей, чем тайп.
Таким образом, договорившись между собой разрешать мирным путем взаимные споры и помогать друг другу в обороне и нападении на противника, тайпы объединялись в тукхумы прежде всего по территориальным признакам. Так, например, нохчмахкойцы занимали территорию восточной Чечни (Бена, Сесана, Шела, Гуьмси и частично Ведено). Надо полагать, что нохчмахкойцы, составившие основное ядро чеченцев, первыми поселились и в районе Аксая, Мичига вдоль реки Терека.
Характерно отметить здесь и такую деталь, что нохчмахкойцы своей древней родиной считают Ношхой (местечко в районе Галанчожа), хотя с незапамятных времен живут на территории своего нынешнего поселения.
Отдельные тайпы из этого тукхума, например, Беной и Центорой, настолько сильно увеличились, что давно уже забыли о своем первоначальном кровном родстве. Брак между беноевцами и центороевцами давно стал обычным явлением. Выйдя за пределы своей древней земли, представители этих тайпов уже по крайней мере с XVI века стали расселяться по другим районам современной Чечни. Трудно найти в наше время населенный пункт, где бы не было представителя, например, беноевцев.
Таким образом, по мере своего увеличения, тот или иной тайп в свою очередь расчленялся на несколько родов, и гары прежнего рода в этом случае становились самостоятельными родами, а первоначальный род продолжал существовать уже как тукхум — союз родов. Мы уже писали о тукхуме Ч1аьнтий. Есть в Чечне и такие тайпы, которые в силу тех или иных исторических обстоятельств не входили ни в какие тукхумы, жили и развивались самостоятельно. Эти тайпы образовались как из аборигенов данного края, так и из пришлых лиц. Поэтому следует считать тайп той основной ячейкой, откуда любой чеченец исчисляет свои первоначальные кровнородственные отношения и связи по отцовской линии.
Когда чеченцы хотят подчеркнуть отсутствие родства у какого-нибудь человека, то обычно говорят: «Цу стеган тайпа а, тукхум а дац» (У этого человека нет ни рода, ни племени).
Итак, что же такое чеченский тайп и какие общественно-экономические принципы устанавливает институт тайпизма?
Знаменитый американский исследователь первобытного строя, посвятивший себя изучению обычаев и нравов древних индейцев, Л. Морган в своей работе «Ancient» дает следующее описание родового строя у индейцев: «Все его (рода. — М.М.) члены — свободные люди, обязанные защищать друг друга; они обладают равными личными правами, — ни сахемы, ни военные вожди не претендуют ни на какие преимущества; они составляют братство, связанное кровными узами. Свобода, равенство, братство, хотя это никогда и не было сформулировано, — были основными принципами рода, а род в свою очередь был единицей целой общественной системы, основой организованного индейского общества».
Чеченский тайп — это тоже группа людей или семейств, выросших на основе примитивных производственных отношений. Члены его, пользуясь одинаковыми личными правами, связаны между собой кровным родством по отцовской линии. Свобода, равенство и братство, хотя никем и не были сформулированы, здесь также составляли основу тайпа — основу всей организации чеченского общества. Но чеченский тайп рассматриваемого нами периода (после XVI века) отнюдь не был уже архаическим родом, каким он был у ирокезов. Нет! Тайповый строй чеченцев этого периода является уже продуктом собственного заката, проявлением его потенциальных внутренних противоречий, разложения до сих пор казавшиеся незыблемыми форм, вытекавших из первоначальных правовых принципов тайпизма, которые раньше цементировали тайповый строй и искусственно сдерживали его разложение. Эти старые формы и тайповые принципы уже вступили в противоречие с теми социально-имущественными сдвигами, которые с каждым днем возрастали внутри отдельных тайповых ячеек. Юридическая оболочка тайповых корпораций уже не соответствовала имущественной структуре общества.
Однако была очень важная причина внешнего характера, которая сохраняла в силе «старое право» и «гармонировала» его с произошедшими новыми сдвигами: малочисленные чеченские тайпы жили в это время в окружении более сильных соседей (грузинов, кабардинцев, кумыков и других), феодальная знать которых постоянно так или иначе посягала на их вольность. Эти внешние условия прежде всего и отсутствие у чеченцев сложившихся форм государственности сильно повлияли на сплочение тайпов, и эта сплоченность перед лицом внешней опасности придавала вид (конечно, только вид) равенства, братства, защиты интересов друг друга.
Итак, тайп в понятии чеченцев — патриархальная экзогамная группа людей, происходящих от одного общего предка. Известны четыре термина, служившие для обозначения боковых ветвей, сегментировавшихся от тайпа, и употреблявшиеся у чеченцев с незапамятных времен для обозначения крупных родственных групп, которые представляют собой определенное общественное, территориальное и прежде всего кровнородственное единство: ваьр (вяр),гар, некъий (некий), ц1а (ца).
Только первый из них — ваьр многозначен и наряду с остальными терминами обозначает кровнородственную группу людей, причем более точно определяет понятие «род-тайп».
Основные коренные чеченские тайпы следующие: Айткхалой, Ачалой, Барчахой, Белхой, Белг1атой, Беной, Бецахой, Билтой, Бигахой, Буг1арой, Варандой, Вашандарой, Ваьппий, Галой, Г1андалой, Г1арчой, Г1аттой, Гендаргеной, Гилой, Г1ой, Г1ордалой, Даттахой, Д1ай, Дишний, Доьрахой, Жевой, Зандакъой, 31огой, Зумсой (он же Буг1арой), Зурзакъой, Зуьрхой, Ишхой, Их1ирхой, Италчхой, Камалхой, Кей, Келой, Кулой, Куршалой, Кушбухой (он же 1алирой), Кхартой, К1сганхой, Лашкарой, Макажой, Мар-шалой, Мержой, Мерлой, Мазархой, М1айстой, Мужахой, Мулкъой, Нашхой, Нижалой, Ник1арой, Нихалой, Ноккхой, Пешхой, Пхьамтой, Пхьарчой, Ригахой, Садой, Сахьандой, Сярбалой, Саьттой, Тулкхой, Туркой, Харачой, Херсаной, Хилдехьархой, Хой, Хуландой, Хурхой, Хьаккой (он же Ц1оганхой), Хьакмадой, Хьачарой, Химой, Хихой, Хьуркой, Цацанхой, Ц1ентарой, Ц1ечой, Чартой, Чархой, Чермой, Ч1архой, Ч1инхой, Чунгарой, Шарой, Шикъарой, Ширдой, Шуоной, Шпирдой, Шуьндий, Эг1ашбатой, Элстанжхой, Энакхаллой, Энганой, Эрсаной, Эрхой, Ялхарой, 1алирой, 1амахой и др.
Тайпов в Чечне в исследуемый нами период с относительной точностью, насчитывается более ста тридцати пяти. Из них более двадцати — не коренные, а образовавшиеся от представителей других народов, но уже давно прочно вошедшие в состав чеченского общества, ассимилировавшиеся в разное время и при различных условиях: одни из них шли в страну вайнахов сами, в поисках удобных земель, а других приводили сюда сложившиеся исторические обстоятельства, и они были вынуждены перенять чужой для них язык, чужие обычаи. Разумеется, эти люди не имели здесь ни тайповых гор, ни общинных земель, ни каменных склепов (солнечных могил) для похорон своих умерших сородичей. Но по примеру аборигенов этого края, они сплотились в кровные родства, оказывали помощь членам своей общины, объявляли кровную месть за убийство своего сородича, придерживались и других общественно-обязательных принципов института тайпизма. Это обстоятельство для нас интересно еще и тем, что оно решительно отвергает теорию абсолютно чистого этнического происхождения вайнахов — в частности, чеченцев.
По мере размножения тайп распадался на две или более части-гары, и каждый из этих гаров с течением времени составлял самостоятельный тайп.
Чтобы подтвердить свою принадлежность к аборигенам Чечни, каждый чеченец должен был помнить имена не менее двенадцати лиц из числа своих прямых предков…
Старейшины и вожаки чеченских тайпов не всегда обладали недоступными замками, не украшали свои выезды фамильными гербами. Они не гарцевали в сверкающих доспехах и не бились на романтических турнирах. Подражая тайповой демократии в обществе, они все еще имели вид мирных крестьян: водили по горам отары овец, пахали и сеяли сами. Но высокие понятия чести, равенства и братства между всеми членами тайповой общины пришли в новый этап тайповых отношений не в ореоле прежней чистоты и благородства, а в извращенной, модернизированной форме, порожденной наглой жестокостью и высокомерными притязаниями сильных и богатых.
В своей основной массе вайнахи очень настороженно и чутко относились ко всяким попыткам и поползновениям к зарождению феодальной власти и феодальной аристократии и общими усилиями в корне пресекали их. Об этом свидетельствуют богатейший фольклорный материал и обычай байтал ваккхар (раскулачивание), бытовавший у чеченцев и очень редко встречающийся у других народов.
И все же процесс разложения тайповой общины явственно прослеживается у чеченцев еще с позднего средневековья (XIII-XIV века). Причем этот процесс и тогда знаменует не первоначальную стадию, а уже ту ступень, которой предшествовали более ранние шаги.
Экономической основой тайпа были скотоводство, земледелие и охота. Скот являлся тем базисом, который определял специфические особенности чеченского тайпа того периода. Поля и усадьбы также являлись важнейшей частью тайпового имущества. Земледелием чеченцы занимались с древнейших времен, еще в начале XVII века качкалыковские чеченцы имели богатые виноградники, сеяли пшеницу, просо, ячмень, а позже стали возделывать кукурузу.
Майсты и вообще Средне-Аргунский район Чечни XVII века славились своими мудрыми лекарями, хорошо лечившими раны, делавшими ампутацию органов и даже трепанацию черепа. Майстинцам, например, еще задолго до появления русских на Кавказе, известна была прививка от оспы. Они славились и как искусные строители боевых и жилых башен. И наконец майстинцы славились и как знатоки адата — тайпового права. Именно сюда, в Майсты, который в силу своего географического положения был защищен от всевозможных нападений врагов, съезжались старейшины тайпов на официальные совещания для обсуждения адатно-таиповых вопросов…
Еще одним местом, где также обсуждались вопросы общечеченского адата, была гора Кхеташ-Корта, возле аула Центорой.
* Глава с некоторыми сокращениями взята из работы М. Мамакаева «Чеченский тайп в период его разложения». Грозный, 1973, сс. 15-28.
И с каких пор тайп туркой относятся к коренным тайпам чечни?
Са ваш уьш ц1ен Нохчи тайп ду Нашхар. Шайн ца хуург ма дийца