- Кавказ и кавказцы
- Наш край в эпоху камня
- Поселения и домостроение.
- Материальная культура древних вайнахов.
- Гончарное дело.
- Начало коневодства у вайнахов.
- Земледелие, животноводство и металлообработка.
- Вайнахи в эпоху бронзы (4-5 тысяч лет назад).
- Эпоха поздней бронзы и раннего железа.
- Вайнахи — носители кобанской культуры.
- Вайнахи и скифы.
- Новые кочевники на Северном Кавказе.
- Вайнахи в составе первого феодального государства на Северном Кавказе.
- Древняя культура вайнахов.
- Первобытные верования.
- Архитектура и скульптура.
- Прикладное мастерство.
Кавказ и кавказцы.
Учеными доказано, что Кавказ является одним из очагов ранней цивилизации. Он был заселен с древнейших времен. Этому процессу способствовали благоприятные естественно-географические условия. На Кавказе смыкаются Европа и Азия. Тем самым он является той зоной, через которую устанавливаются торговые, политические, военные и культурные контакты между Переднеазиатскими странами и Восточной Европой. Здесь бывали путешественники и завоеватели, купцы и историки. Его многоязычный контраст подмечен античными и арабскими историками, географами.
«Много разных племен обитает на Кавказе«, — говорил о нем греческий историк V в. н. э. Геродот. «Горой языков» назвал Кавказ географ и историк рубежа новой эры Страбон. А один из крупнейших энциклопедистов арабского востока — ал-Масуди, живший в Х веке н. э., оставил такую запись: «Гора Кабк (Кавказ)- великая гора, занимающая громадную площадь. Она помещает много царств и народов». Этот же ученый-географ, описывая Аланское царство (куда входили и вайнахи) Северного Кавказа, говорил, что оно «представляет беспрерывный ряд поселений настолько смежных, что если кричат петухи, то им откликаются другие и во всем царстве, благодаря смежности и, так сказать, переплетению хуторов». Так свидетельствует средневековый автор о многочисленности поселений, где жили древние чеченцы и ингуши вместе с аланами и другими соседями.
Наш край в эпоху камня.
Но так густо наш край заселялся не всегда: например, на раннем этапе, когда древние люди только осваивали Северный Кавказ. Речь идет об эпохе, получившей название «каменный век». Ученые его делят на три периода: на палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век). В палеолите выделяются археологические эпохи, соответствующие этапам развития человека и его материальной культуры: 1) олдувейская и аббевильская эпохи (400-300 тыс. лет тому назад), соответствующие самому начальному этапу истории человечества; 2) ашельская (от 400 до 80 тыс. лет); 3) мустьерская (от 80 до 35 тыс. лет) и 4) верхнепалеолитическая (от 35 до 10 тыс. лет назад). Нахождение памятников этих эпох на всем Кавказе (в его разных пунктах — например, в Армении, Южной Осетии, Колхиде, Причерноморье, Прикубанье, Северной Осетии, Дагестане и в Чечено- Ингушетии и др.) говорит о том, что Кавказ является одним из центров древнего расселения человечества. Такой факт имеет большое значение и для Чечено- Ингушетии. Так, самые ранние предметы, сделанные из камня в эпоху мустье, найдены у селений Гамурзиево, Экажево, Кезеной (близ высокогорного озера Кезеной-Ам).
Находки (различные отщепы (орудия труда из камня), нуклеусы (кусок кремния) и пр.) изготовлены из так называемого мелового желвачного камня. Поскольку эти находки обнаружены в предгорье и горах, нетрудно сделать вывод о том, что далекие предки вайнахов жили как в горах, так и в предгорной плоскостной зоне вплоть до следующей эпохи — верхнего палеолита (40-12 тыс. лет до н. э.), когда территория заселения начинает расширяться. Ученые обнаружили у селений Хой, Кезеной, Макажой, Балан-Су, Ведено остатки материальной культуры. В этих местах люди жили как в стоянках открытого типа, так и в горных пещерах. Широко развиваются навыки обработки камня, добычи и сохранения огня. Уже в это время наблюдается разделение труда. Более трудную работу (охота, изготовление орудий труда и охоты) мужчины берут на себя, а несколько более легкую (приготовление пищи, собирание диких плодов, ягод, воспитание детей и т. д.) возлагают на женщин.
Период с 12 по 6 тысячелетие до н. э. в Чечено-Ингушетии представлен также очень слабо. Найдены предметы — кремневые орудия, так называемые микролиты (лезвия ножей, дротиков, наконечники стрел и др.). Несколько таких вещей найдено в бассейне реки Хулхулау, например, у селения Ведено. Из этого периода особенно важно отметить среднекаменный век (с 10 по 5 тысячелетие до н. э.), получивший название мезолит. Его главное достижение — изобретение человеком лука и стрел. Вследствие этого открытия расширяется индивидуальная охота на кабанов, оленей, диких коз, зайцев, птиц и т. д. Находки этого периода сделаны как в горах, так и на равнине, например, у станицы Вознесенской в бассейне реки Терек. Эти находки дают право говорить о заселенности края уже в эпоху палеолита, о непрерывности жизни человека в Чечено-Ингушетии на протяжении нескольких десятков тысячелетий. Несомненна связь местных материалов каменного века с такими же материалами дагестанских памятников и других регионов. Сказанное подтвердил в своих научных исследованиях ученый Р.М. Мунчаев, который хорошо изучил материалы эпохи неолита (5-е — первая половина 4-го тыс. до н. э.), энеолита и бронзы (вторая половина 4-го — 2-е тыс. до н. э.). Очень много предметов 5-го — 2-го тыс. до н. э. попадали на современную территорию Чечено-Ингушетии из Дагестана и Осетии путем прямого обмена. К ним относятся: глиняная посуда, каменные и костяные орудия труда, кремневые наконечники стрел и вкладыши для серпов, каменные топоры и браслеты. Ярко представлен наш край археологическими находками медного и бронзового веков. Богатые древние поселения исследованы у селений Луговое, Сержень-Юрт, Зандак, Гиляны, Шалажи, Бамут, Курчалой и др. Они относятся примерно к 2500- 2100 гг. до н. э.
Исследовали эти древние селения известные современные ученые. В результате многолетних раскопок из-под толщи земли изъяты кремневые вкладыши серпов, кремневые наконечники стрел и каменные топоры, глиняная посуда, глиняная культовая атрибутика, а также каменные зернотерки, костяные и роговые предметы, маленькие модели колес для арбы и так называемые пряслица — орудия для изготовления шерстяной пряжи. Эти предметы найдены в отдельных помещениях для жилья, в мастерских.
Поселения и домостроение.
Конечно, эти мастерские и жилые дома были небольшими по площади. Ученые предполагают, что в небольших сельских поселениях постройки располагались плотно друг к другу, если это село возникало на возвышенном месте, например, Сержень-Юртовское поселение, то есть, когда площадь для домостроения была ограничена. Другое дело, когда село возникало на обширной территории речной террасы, например. Луговое поселение (близ современного села Мужичи). Оно обнаружено на второй террасе отлогого склона долины на левом берегу реки Ассы. Здесь жилища находились в отдалении друг от друга. Дома представляли собой легкие плетеные постройки, обмазанные глиной. Подробно изучив все поселения этой древней эпохи не только в Чечено-Ингушетии, но и по всему Кавказу, ученые пришли к выводу, что местоположение поселений Чечено-Ингушетии и характер открытых в них жилых сооружений и культовых очагов показывают, что люди, жившие в этих поселках, поддерживали активные связи с населением современной Грузии, Осетии, Кабардино-Балкарии и Дагестана.
Материальная культура древних вайнахов.
В настоящее время известны многочисленные находки этого периода, например, кремневые вкладыши для составных серпов, кремневые ножи. Наравне с этими орудиями найдены каменные зернотерки ладьевидной формы, а также терочники и песты из плотной магматической породы. С их помощью мололи муку. Интересны топоры, изготовленные из серого кварцита и плотного песчаника, а также костяные проколки и шилья (для шитья и починки одежды). Почти все эти предметы аналогичны находкам, обнаруженным на обширных просторах Кавказа, что еще раз подтверждает мысль о единстве многих сторон культуры народов, живших в 3-м тысячелетии до н. э. как в Закавказье, так и на северных склонах Большого Кавказского хребта.
Гончарное дело.
Более убедительным фактом для такого вывода является нахождение большого количества глиняного (керамического) материала — посуды и культовой атрибутики (например, глиняные очажные подставки). Последнее дает возможность говорить о распространении среди населения Чечено-Ингушетии таких же религиозных представлений, которые бытовали в ту эпоху у племен сопредельных областей Кавказа, в особенности — Закавказья. В целом жители современной Чечено-Ингушетии в 3-м-2-м тыс. до н. э. наиболее высокого уровня достигли в развитии гончарного производства, то есть в выборе глины, приготовлении из нее теста, в оформлении различных форм сосудов, обжига в печах, технике обработки поверхности, причем, часть сосудов изготовлялась на гончарном круге. Значение этого факта трудно переоценить. Ведь до сих пор нигде в Юго-Восточной Европе, включая Закавказье, применение гончарного круга для этого времени не зафиксировано, как отмечает Р. М. Мунчаев в своей книге «Кавказ на заре бронзового века«. Он сообщает, что гончарный круг или его идея могла проникнуть на Северный Кавказ из Междуречья (современный Ирак) или из Передней Азии.
Начало коневодства у вайнахов.
Ближе к вопросу контактов Кавказа и Передней Азии находится и проблема появления ездовой лошади на Северном Кавказе, и в частности в древней Чечено-Ингушетии, где так же, как близ г. Майкопа и в районах Прикубанья, найдены древнейшие металлические псалии (принадлежность уздечного набора). Эти уникальные находки были найдены ученым Р. М. Мунчаевым в одной из богатых могил Бамутского курганного могильника в 1965 году. Сегодня хорошо известно, что в 3-ем тыс. до н. э. лошадь уже была приручена на территории современной Украины, в Поволжье и в Двуречье (Месопотамия).
Трудно сказать, с какой из этих зон лошадь проникла на Кавказ — со стороны степей или из Месопотамии. Имеется в виду одомашненная лошадь, поскольку дикая была известна в Грузии еще в мезолитическую эпоху — 10-5 тысячелетий назад. Но в любом случае, в 3-ем тысячелетии до н. э. одомашненные ездовые лошади, хоть и мало, но были известны на Северном Кавказе, в том числе и далеким предкам вайнахов. Об этом говорят и найденные при раскопках кости лошадей, и уже названные псалии, обнаруженные в Бамутских курганах. Владели в то время лошадьми только представители родо-племенной знати, потому что эти животные стоили дорого, и люди со средним достатком, не говоря о бедных, не могли их приобрести. Так, исследователь Р. М. Мунчаев приводит пример по Месопотамии, где в XIX-XVII веках до н. э. цена лошади составляла 2,5 кг серебра, что соответствовало примерно цене за 5-6 рабов или 10 га земли.
Земледелие, животноводство и металлообработка.
Но, пожалуй, самыми важными сторонами жизни древних кавказцев были земледелие и металлообработка. Советские ученые отмечают, что на Северо-Восточном Кавказе носителями раннеземледельческой культуры были народы, говорившие на языках нахо-дагестанской группы, то есть вайнахские и дагестанские народы. Кроме того, культурная лексика языков этих народов свидетельствует о высоком уровне их хозяйственного и культурного развития. Есть основания полагать, что пранахско-дагестанские племена были создателями раннеземледельческой культуры Северо-Восточного Кавказа.
Это подтверждают и исконно вайнахские названия, связанные с землей, земледелием: ирзу — раскорчеванная земля, засеянная поляна; охана — пахота; саз — ил; урд — надел; карсол — отводной канал; боь — горный чеснок; воьта — лен; орма — обмолоченный лен; сое — особый вид ржи; асар — сорняк и др., а также названия домашних животных в нахских языках: авст — коза; б1арза — мул; сту — бык, вол; уьстаг — баран; хьакха — свинья и др. Приведенные примеры вполне убеждают нас в том, что в глубокой древности у вайнахов существовали земледелие с возделыванием пшеницы, ячменя, проса, льна; животноводство с разведением овец, коз, крупного рогатого скота и свиней и др. животных, как-то: буйволов, лошадей.
Развитие животноводства и земледелия ускорило отделение ремесла как самостоятельной отрасли. Обособившись, ремесленное производство стало обслуживать и земледелие, и животноводство. «Нет человеческого занятия, которое было бы оплетено золотым кружевом народных сказаний богаче, чем ремесло кузнеца, переносимое почти у всех народов мифологическими и легендарными понятиями в глубочайшую древность. Как в Библии задолго до потопа родится Тубалкаин, мастер искусный во всякой медной и железной работе, так и в «Ригведе» Твашта кует грозному Индре громовую стрелу», — читаем у известного лингвиста О. Шредера. А вспомним древнегреческого бога огня и кузнечного дела Гефеста и выкованный им щит Ахилла, одного из главных героев поэмы Гомера «Илиада». Став общегреческим богом и покровителем ремесла, Гефест конкурирует с более древним Прометеем. Интересно отметить, что и в чеченском устном народном творчестве есть кузнец по имени Пхьармат (Пхьармак), который «был любимцем всех нартов. За доброе слово для них из холодной бронзы он ковал кольчуги, мечи и щиты».
Древнейшее слово пхьар в нахских языках означает кузнец, мастер, ремесленник. От пхьар происходит и слово пхьалг1а — кузница. Как и легенда, так и названия кузнеца, кузницы говорят о том, что металлообработка была известна на Северном Кавказе с глубокой древности. Как известно, первым металлом, известным человечеству, является медь. Медные орудия на территории Чечено-Ингушетии известны с 3-го тыс. до н. э. Как доказывают ученые, слово медь — ц1аст относится к исконному пласту нахской лексики. Впоследствии, с заимствованием из тюркских языков слова йез (гез), где оно означало «латунь, медь», этим словом стали называть желтую медь.
Как уже отмечалось, эпоха медно-каменного века сопровождалась активным развитием земледелия, животноводства, металлообработки и гончарного производства. На этом этапе истории горцы вовлекаются в орбиту культурно-экономических связей со смежными регионами, а также с отдаленными передовыми цивилизациями Древнего Востока.
Вайнахи в эпоху бронзы (4-5 тысяч лет назад).
Вместе с тем очень трудно отделить, а точнее найти границу, отделяющую медно- каменный век от следующей за ним эпохи бронзы, ибо ее истоки теряются в том же 3-ем тысячелетии до н. э. Археологические памятники 3-2-го тыс. до н. э. найдены у селений Ведено, Хасав- Юрт, Гуни, Курен-Беной, Мескеты, Шарой, Шали, Закан-Юрт, Галашки, в окрестностях г. Грозного и во многих других местах. В то время предки вайнахов умерших хоронили в курганах (в степях и предгорьях), а в горах — в грунтовых могилах и каменных склепах. В таких могилах найдены: глиняные сосуды с красивым орнаментом; изделия из металла: бронзовые ножи, топоры, булавки для скрепления одежды, украшения; найдены каменные булавы и боевые топоры.
Наиболее яркими памятниками этой эпохи, то есть времени средней бронзы, следует назвать могильники у селений Новые Аршты, Саади-Котар, Харсеной и особенно Гатын-Кале (ныне село А. Шерипово). Здесь были обнаружены сосуды разных форм и размеров. В. И. Марковин отмечает, что эта керамика содержит явные и даже преобладающие черты влияния керамического мастерства древних дагестанских и закавказских племен. Не менее интересны металлические изделия (топоры, ножи, шилья, иглы, булавки, браслеты, височные (ушные) подвески, бусы и др.).
Химический анализ показал, что они сделаны из меди и бронзы. Аналоги им в массовом количестве найдены по всему Кавказу. Следовательно, древневайнахские мастера по металлу шли в ногу с общей модой, а это, в свою очередь, является еще одним доказательством налаженных контактов между народами большого кавказского региона. Нельзя не упомянуть и об изделиях из камня (топоры, булавы, топоры-мотыги), кости (подвески-украшения, проколки-шилья и другие предметы), а также бусы из различных материалов (агат, сердолик, горный хрусталь, известняк, стеклянная паста разных тонов — белого, голубого, сине-зеленого и розоватого).
Эти и другие предметы позволяют сделать выводы о том, что Гатын-Калинский могильник датируется 1700-1400 гг. до н. э. Он оставлен местным населением, жившим в Шатоевской котловине. Эти люди пользовались широким ассортиментом вещей, которые шли на Северный Кавказ через Закавказье из стран Востока.
В рассматриваемое время люди не уходили с обжитых мест, наоборот, более благоустраивались в старых общинах, продолжали пользоваться прежними кладбищами. Одновременно, по мере роста населения, возникали новые поселения.
Эпоха поздней бронзы и раннего железа.
Следующая эпоха истории древней Вайнахии, получившая название эпохи поздней бронзы и раннего железа, охватывает так называемые каякентско-харачоевскую (от названия сел. Каякент в ДАГР и Харачой в ЧИР) и кобанскую (от названия сел. Кобан в Северной Осетии) культуры. Каякентско-харачоевская культура охватывает период с 1300 по 900 гг. до н. э., а кобанская — с XI по IV вв. до н. э. С одной стороны, появляются в быту горцев первые железные предметы в самом конце 2-го тыс. до н. э., а с другой — бронза не выходит из употребления с конца 1-го тыс. до н. э. и вплоть до наших дней. Эти два металла продолжают одновременно служить людям.
Ранние памятники каякентско-харачоевской культуры (1300-1100 гг. до н. э.) найдены у селений Курчалой, Гуни, Белгатой, Ведено. Погребения же и поселения 1100-900 гг. до н. э. обнаружены у таких сел, как Новолак, Ишхой-Юрт, Дарго, Харачой, Белгатой, Зандак и др. Такая датировка, данная этим памятникам крупнейшими кавказоведами, в основном принята учеными. Хорошо знающие эту эпоху Кавказа ученые отмечают, что вайнахские племена, входившие в зону распространения каякентско-харачоевской культуры, селились на высоких террасах, в лощинах между горами, на высоких холмах, на платовых возвышениях, по склонам гор, в степных просторах междуречья Терека и Сунжи. Умерших хоронили в основном в каменных ящиках, весь комплекс погребального обряда был местным. Сопутствующий вещевой инвентарь (посуда, бронзовые украшения, орудия труда и оружие) в основном однообразен и носит чисто местный характер, что характеризует монолитность народов Северо-Восточного Кавказа до VII в. до н. э., когда на Северном Кавказе впервые появляются элементы культуры племен, живших тогда на северо-западных просторах Кавказа.
Вайнахи — носители кобанской культуры.
Горцы вели оседлый образ жизни, совершенствуя из века в век навыки обработки металла, технологию керамического производства и обработки земельных участков, а также достигая высоких успехов в животноводстве. Наглядно этот процесс прослеживается при рассмотрении материалов кобанской культуры. Эта культура охватывала большую территорию. По сегодняшним административным делениям в нее входили: Кабардино-Балкария, Ставрополье, восточные окраины Краснодарского края, Южная и Северная Осетия, Чечено- Ингушетия. Эти условные границы говорят о том, что носителями этой культуры были предки разных народов современного Северного Кавказа.
Однако эти разноэтнические племена были объединены общими культурными, производственными и политическими интересами. Известные ученые по данной проблеме отмечают, что рубежом 2-го — 1- го тысячелетий до н. э. фиксируются выработка и окончательное оформление основных типов металлических украшений и оружия, а также некоторых культурных признаков в быту и погребальном обряде.
Памятников этой культуры на территории Чечено-Ингушетии по сегодняшний день найдено очень много, в одной из книг учтено «более 600 бытовых поселений и погребальных памятников (кладбищ) и десятки отдельных случайных комплексов и предметов, известных в 85 пунктах Чечено- Ингушетии». Назвать все эти села нет возможности, но самые известные заслуживают внимания — это Сержень-Юрт, Исти-Су, Ца-Ведено, Шарой, Шали, Знаменское, Пседах. Проникновение железа к горцам Северного Кавказа на рубеже 2-1-го тыс. до н. э. и его интенсивное освоение в 1 тыс. до н. э. было колоссальным скачком в социально-экономическом развитии.
Ф. Энгельс писал: «Железо сделало возможным полеводство на более крупных площадях, расчистку под пашню широких лесных пространств…». Люди активно расселяются в междуречьях Терека, Ассы, Сунжи, Аргуна, Фортанги, Хулху-лау, Мичика, Аксая и других рек. Об этом свидетельствуют поселения и могильники у селений Алхасте, Мужичи, Нестеров-ская, Пседах, Курчалой, Исти-Су, Галайты, Ножай-Юрт, Ца-Ведено, Харачой, Алды, Урус-Мартан и др. Всего на сегодняшний день цифра, определяющая количество местонахождений археологических памятников кобанской культуры на территории Чечено-Ингушетии, перевалила далеко за сто. Излюбленными предметами народа того времени были: бронзовые топоры (парадные и рабочие), красивые пряжки для поясов, разнообразные браслеты, шейные гривны, прототипы современных шпилек для волос, так называемые булавки с различными навершиями, атрибуты конской сбруи, бронзовая и глиняная посуда. У древних вайнахов и других народов Северного Кавказа было много общего в материальной и духовной культурах. С периода освоения железа эта общность культур еще более углубляется.
В сельском хозяйстве большое место отводилось овцеводству, крупному рогатому скоту, свиноводству, коневодству. Причем во всех поселениях на первое место, судя по найденным костям, выходит свиноводство, на второе — крупный рогатый скот, на третьем месте — мелкий рогатый скот, далее лошадь, осел и т. д. Ученые отмечают, что кони составляли от 4 до 10% всех домашних животных. Изучение глиняных статуэток из Сержень-Юрта показало, что кроме коров и быков крупной породы в стаде имелись буйволы и волы для упряжки. Изображения длинномордой породы овец и поджарых свиней характеризуют эти породы животных не только для восточных районов, но и для всего Северного Кавказа. Среди статуэток различались изображения двух видов лошадей: тяжеловозов, служивших тягловой силой, и верховых. Занятия жителей предгорной полосы Чечено-Ингушетии земледелием документируют многочисленные находки орудий земледельческого труда, например, серпы, песты, зернотерки, терочники, ямы-хранилища для продуктов земледелия, остатки зерна в некоторых ямах-хранилищах, например, мягкой и твердой пшеницы, много зерна магары (итальянское просо), зерна ячменя и ржи. Все это говорит о традиционном занятии древних вайнахов — земледелии, главным образом, пашенного типа. Исключительное место в жизни древних вайнахов занимали домашние ремесла.
К ним относятся гончарное дело, металлообработка, камнеобработка, косторезное дело. При археологических раскопках обнаружены мастерские -по изготовлению и обжигу глиняной посуды, а также мастерские, где мастера занимались бронзолитейным делом и обработкой металла. Следы местной металлообработки обнаружены, кроме Сержень- Юртовского поселения, на Алхастинском, Бамутском, Нестеровском, Ханкальском и других поселениях. Мастера-металлурги в этих местах обладали разнообразными методами обработки бронзы и готовых изделий из нее (литье в одностворчатых и двустворчатых формах, литье по восковой модели, ковка предметов и проковка после литья, выбивание украшений из тонкого листа на матрице, вытягивание проволоки, резьба тонких листов бронзы, чеканка и резьба по готовому литому изделию). Все эти приемы хорошо прослеживаются на предметах поселений, а также на предметах из могильников и отдельных погребений.
Отмеченная технология применялась в Х-VII веках до н. э. Не меняется она в бронзолитейном деле и в VI-V веках, хотя местные металлурги еще с начала 1 тысячелетия до н. э. знали железо, обработка которого требовала некоторой модернизации известных приемов обработки металла. Во всяком случае, в VIII-VII вв. до н. э. число таких железных предметов, как ножи, наконечники копий, кинжалы и прочие вещи, постепенно возрастает, а в VI-V вв. до н. э. даже господствуют, то есть железные изделия вытесняют бронзовые (серпы, ножи, шилья, кинжалы, наконечники копий и стрел и т. д.). В IX-VII вв. до н. э. железные изделия у древних вайнахов были привозными, и можно предположительно говорить об их местном массовом изготовлении только около середины 1 тысячелетия до н. э.
Справедливость такого суждения подтверждают все археологические материалы VI в. до н. э. — IV в. н. э.
Вайнахи и скифы.
В VI в. до н. э. скифские орды из Приазовских и украинских степей устремляются в Закавказье через Северный Кавказ. Профессор Е. И. Крупнов отмечал: «… не исключено, что в знаменитые скифские дальние походы могли быть вовлечены и некоторые местные кавказские племена». Во всяком случае, походы способствовали расширению культурно-экономических взаимосвязей горцев с Закавказьем и даже с населением отдельных стран Ближнего Востока. Вместе с тем важно отметить, что скифский поход в Закавказье, имущественная дифференциация внутри вайнахских родовых групп и племен заставили людей в целях самозащиты укреплять свои поселения различными оборонительными сооружениями. С этого времени на всей территории края вновь возникающие села учитывали возможность нападения врагов, как внешних, так и внутренних соперников, которые появлялись в процессе расширения и усиления имущественной дифференциации. Поэтому такие поселения получили названия городища, они основывались на вершинах естественных холмов с крутыми склонами, либо имели комплекс оборонительных сооружений (рвы, валы, стены с башнями и т. д.). Показательным примером могут служить Сержень- Юртовские поселения, а также городища, известные в Грозненском, Назрановском, Шалинском и др. районах республики.
Новые кочевники на Северном Кавказе.
Скифские походы через Северный Кавказ открыли счет последующим вторжениям с севера различных кочевых и полукочевых племен. Для мирных земледельцев, скотоводов и ремесленников древней Вайнахии наступили тревожные времена. Волна за волной на Северный Кавказ в III в. до н. э. — IV в. н. э. нахлынули аорсы и сираки (иногда их именуют вместе одним этнонимом сарматы), а позже их сменяют новые пришельцы — аланы и гунны. Эти завоеватели создавали военную обстановку, которая заставляла родственные, а порой и не родственные между собой племена объединяться в более мощные союзы для отпора натиска врагов. Ведь люди должны были защищать свои земли пастбища, скот, оберегать своих соплеменников от угона в плен или физического уничтожения. И древние вайнахи отстояли свой горный край от степняков. В то далекое время предков вайнахов соседи называли гаргареями, исадиками, хамекитами, дурдзуками и др. этнонимами, а этнонимами нохчий (чеченцы), г1алг1ай (ингуши) вайнахов стали именовать в недалеком прошлом.
Вайнахи в составе первого феодального государства на Северном Кавказе.
Взаимоотношения между пришлыми и местными народами складывались по-разному, но в конечном счете они заканчивались мирно. Часть кочевников возвращалась на свои кочевые просторы, а другая оставалась в среде кавказских народов, с годами срастаясь с местными племенами, усваивая их язык, традиции и верования. Такой естественный процесс вел к монолитности союза многих племен и народностей, а в конечном итоге — и к формированию государства. Возможно, таким путем возникло в эпоху раннего средневековья единственное на Северном Кавказе Аланское государство. В него входили многие народы Северного Кавказа, в том числе и вайнахи. Аланское государство просуществовало примерно с V по XIII вв. н. э. В первой половине XIII века Алания распалась на отдельные феодальные объединения, что в свою очередь отрицательно сказалось на ситуации, сложившейся на Северном Кавказе перед монголо-татарским нашествием. Таковы следы древней истории вайнахов. Они очень многогранны. В них отразились различные аспекты культуры.
Древняя культура вайнахов.
Высокое мастерство обработки камня, умение изготовлять из кремня орудия труда еще с эпохи палеолита и вплоть до появления первых металлических изделий быстро продвинуло древнее вайнахское общество вперед. Довольно рано освоили провайнахи секреты металлургии и металлообработки, быстро развивалось гончарное мастерство, домостроение, скотоводство, земледелие. Об этом свидетельствуют уникальные археологические памятники у селений Бамут, А. Шерипово (Гатын-Кале), Харачой, Сержень-Юрт, Саади-Котар (Комсомольское) и др. Эти памятники позволили ученым включить наш край в такие всемирно известные археологические культуры, как Куроаракская, Майкопская, Каякентско-Харачоевская, Северо-Кавказская, Кобанская.
Первобытные верования.
Многие археологические предметы, изготовленные из камня, глины, металла, говорят не только о декоративно-прикладном искусстве, но и о магическом и тотемическом представлениях древних вайнахов. Религиозные воззрения сопутствуют вайнахам с эпохи верхнего палеолита (35- 40 тысяч лет назад). Широко распространен был культ Солнца, Луны, огня, барана, различных хищников, особенно волка, оленя, змеи и т. д. Повсеместно распространен был культ таких божеств, как Мать воды (Хинана -чеч., Хинанилг -инг.). Мать вьюги (Дарцнана — чеч., Дардзнанилг — инг.), Мать ветров (Мехнана — чеч.. Мухнанилг — инг.), Мать огня (Ц1енана — чеч., Ц1инанилг — инг.) и др. Надо полагать, что культ матерей природы и стихии был изначальным и ведущим. Одновременно большое место занимали в жизни вайнахов магические обряды и действия, культ огня и домашнего очага, почитание богини плодородия Тушоли. В лице богини Тушоли мы имеем:
1) древнейший культ общевайнахского пантеона;
2) божество, представленное в образе женщины — матери людей и всего сущего;
3) культ плодородия вообще (урожай полей, приплод скота, деторождение), символизирующий неиссякаемость творческой силы природы; 4) богиню-покровительницу женщин и детей;
5) культ, некогда занимавший ведущее место в системе вайнахского язычества. На основе широкого научного анализа А. А. Исламов высказал, на наш взгляд, верное предположение о восхождении праосновы культа богини Тушоли к религиозным представлениям людей эпохи материнско-родового строя.
Древние формы верований у вайнахов очень разнообразны. Самой древней формой религии учеными признается тотемизм- почитание животных, которых считали родоначальниками племенных родственных групп. Это такие животные, как олень, баран, козел, бык, волк, медведь и др.
Одновременно с тотемизмом существовала другая форма религии — анимизм, то есть одухотворение природы и стихий. Далее наблюдаются различные виды магий (колдовство), культ личных духов — покровителей (нагуализм), промысловый культ, погребальный культ, культ предков, родо-семейный культ святынь и покровителей, аграрные культы и т. д. Как видим, долгим был путь идеи Бога в сознании древних вайнахов (от олицетворения непонятных стихийных сил природы, животных, на которых охотились, до культа племенных божеств). Каждое племя, каждый род, даже каждая семья имели своего бога.
Ученые проследили целый пантеон вайнахских божеств во главе с верховным богом Дела, которому подчинялись следующие боги: Тушоли, Мятцил, Сиели, Ерды, Галь-Ерды, Тхаба-Ерды, Дзорах-Диэла, Гурмет-Цуу, Итаз-Ерды, Долге, Эрдзели, Тумгой-Ерды, Морч-Сиели, Бейни-Сиели, Дик-Сиели, Ауша-Сел, Тамыж-Ерды, Амгали-Ерды. Все эти языческие божества почитались чеченцами и ингушами до принятия ими исламской религии в XV-XIX веках.
Многие из названных божеств почитались как покровители даже в начале нашего столетия. До нас дошла записанная в 20-х годах нашего столетия этнографом Е. М. Шиллингом уникальная молитва, обращенная к языческому божеству.
Архитектура и скульптура.
С религиозными верованиями связаны многие архитектурные памятники нашего края. Это святилища, склепы, храмы. В плане этого вопроса уникален христианский храм Тхаба-Ерды в Ассинском ущелье Ингушетии. Его стены украшают рельефы и скульптурные детали, сделанные с высоким художественным мастерством. Строительное искусство сочеталось с резьбой по камню и по дереву. Древние мастера запечатлели в камне быт вайнахов, которые умели очень искусно строить свои жилища и оборонительные сооружения. До сегодняшнего дня в наших горах сохранились так называемые жилые и боевые башни, построенные на скальных вершинах и в благодатных ущельях. Их высота доходит до 30 метров. Стены башен украшены резным орнаментом, различными рисунками (петроглифами) и другими декоративными деталями.
Прикладное мастерство.
Но, пожалуй, самым распространенным у вайнахов было прикладное искусство. Вайнахи знали как бронзовое, так и железное литье, ковку металлов, чеканку по металлу, ювелирное и оружейное дело, гончарное и швейное дело. Обо всем этом говорят богатейшие археологические материалы со всей территории нашей республики. Вайнахская самобытная культура развивалась в тесных контактах с культурными достижениями соседних народов. Воспринимая достижения других народов, вайнахи вносили и свою лепту в обширную сокровищницу кавказской, а через нее — и мировой культуры.
Я.З. Ахмадов, Ш. Б. Ахмадов, М. Х. Багаев, Х. А. Хизриев.