Древняя история вайнахов (чеченцев, ингушей, цова-тушин) уходит в глубь Переднеазиатских цивилизаций 1 – 1У тысячелетий до новой эры. Там широко расселялся могущественный народ хурри ( ср. 1уьйре) – народ утра, восхода, народ Востока, создавший такие цивилизации, как Шумер, Митанни, Урарту.
Появление народа утра во многом загадочно. Его феноменальные способности и молниеносное по историческим часам создание высочайшей цивилизации отдельные авторы связывает с их появлением с 12-й взорвавшейся планеты, на орбите которой вращаются астероиды и называют этих пришельцев анунаки, где ану (ана) – небо. (Ср. чеч. ана йист- край неба, горизонт).
(сноска: В мифологии хурритов – этрусков, которые принесли основы цивилизации в доисторический Рим, были быки Хурри и Шери. Быки хурри приносили утро, а быки Шери – вечер. (Ср. с вайнахскими 1уьйре, суьйре, 1айре, сайре)
Как бы то ни было, в Месопотамии (в междуречье Тигра и Евфрата), в Шумерах (Сеннааре), в Анатолии, Сирийском и Армянском нагорьях, в Закавказье и на берегах Средиземного моря остались величественные и таинственные следы хурритских государств, городов, поселений, относящихся к доисторическим временам.
Именно хурритов выделяет современная историческая наука в качестве древнейших прапредков нахских народов. Известно также, что легендарные и исторические пророки человечества – Нух (Ной) Ибрахим (Авраам), мир им, – были хурритского происхождения и колыбелью цивилизации монотеизма было древнее Шумерское государство. Известно также, что пророк Мухаммад, да благословит Его Аллах и приветствует, относил себя к роду Ибрахима, (хурейшиты – курейшиты – названия одного этноса) которого священный Коран называет другом Аллаха, «Халиль Аллах». (Об этом свидетельствуют научные труды многих зарубежных ученых, которые широко процитированы в книге автора «Ноев Завет» г. Грозный, 2008г.)
О праве нахов наследовать генетическую, культурно-историческую память своих далеких предков свидетельствуют многочисленные данные в области языка, археологии, антропологии, топонимии, летописных и фольклорных источников; параллели и преемственности в обычаях, обрядах, традициях. Речь идет, однако, не об одномоментном процессе переселения хурритских племен из Передней Азии в северные предгорья Большого Кавказского хребта, где сейчас компактно живут чеченцы и ингуши. Многочисленные и величественные в прошлом хурритские государства и общины: Шумеры (Сеннаар), Митанни (Нахарина), Алзи, Карахар, Аррапха, Урарту (Наири, Биайни) и другие, в разные исторические времена образовывались а затем растворялись в новых государственных образованиях. Так, на месте нахского государства Урарту (Биайни, Нахири) образовалась Армения. Еще раньше на землях нахов – хурритов после распада Шумеры (Сеннаара) и Митанни (Нахарина) образовались Вавилон, Ассирия, Персия, Иран, Турция.
О следах нахов в Передней Азии и Закавказье говорят многие письменные источники, которые по политическим, идеологическим соображениям нашими отдельными историками, которым чуждо понятие «нах», по сей день упрямо игнорируются.
Сенсационное сообщение о тесной связи древних нахов с переднеазиатскими цивилизациями было сделано в середине шестидесятых годов выдающимся кавказоведом, профессором, лауреатом Ленинской премии Евгением Ивановичем Крупновым:
« …С изучением прошлого многонационального Кавказа связывается и проблема этногенеза определенного круга древних и самобытных народов, образующих особую языковую группу (так называемую иберийско-кавказскую семью языков). Как известно, она резко отлична от всех других языковых семей мира и оказалась связанной с древнейшими народами Передней и Малой Азии еще до выступления на историческую арену индоевропейских, тюркских и угро-финских народов» .
Впервые в советской историографии материалы о близком родстве хуррито-урартского языка с нахскими языками были опубликованы в 1954 году польским лингвистом Я. Брауном и советским языковедом Г.А. Климовым. Позже это открытие получило подтверждение в трудах видных ученых: Ю.Д. Дешериева, И.М. Дьяконова, А.С. Чикобава, А.Ю. Милитарева, С.А. Старостина, Х.З. Бакаева, К.Х. Чокаева, Р.М. Нашхоева и других.
Среди зарубежных ученых, обративших внимание на этнолингвистическую близость чеченцев с древним населением Передней Азии, был немецкий языковед Иосиф Карст. В 1937 году в своей работе « Начало Средиземноморья. Доисторические средиземноморские народы, их происхождение, расселение и родство. Этнолингвистические исследования» (г. Гейдельберг) он писал:
« Чеченцы – не собственно кавказцы, но этнически и лингвистически резко отделяются от прочих горских народов Кавказа. Они – перемещенный на Кавказ отпрыск великого гиперборейско-палеоазиатского (переднеазиатского) племени, которое простиралось от Турана (Турции – Н. С.-Х.) через Северную Месопотамию в Ханаан. Своим евфологическим вокализмом, своим строением, не терпящим никаких нагромождений согласных, чеченский язык характеризуется как член семьи, которая некогда географически и генетически стояла ближе к протохамитическому, чем к собственно кавказским языкам» .
Карст называет чеченский язык « перепрыгнувшим северным отпрыском праязыка» , который некогда занимал гораздо более южную территорию в доармянско-алародийской (т.е. урартской) Передней Азии.
Из российских дореволюционных авторов о происхождении вайнахов с удивительной научной прозорливостью еще в 1913 году писал Константин Михайлович Туманов в своей книге « О доисторическом языке Закавказья» , изданной в Тифлисе. Проанализировав многочисленные материалы в области языка, топонимии, письменные источники и предания, автор пришел к выводу, что еще до выступления на историческую арену нынешних закавказских народов, здесь широко были расселены предки чеченцев и ингушей. Туманов еще тогда предположил, что знаменитые « ванские надписи» – урартские клинописные тексты – сделаны предками вайнахов. Это предположение в последующем полностью подтвердилось. У ученых сегодня не вызывает сомнения, что из всех известных языков мира ближе всех к урартскому и хурритскому языкам стоит язык современных чеченцев и ингушей.
В этногенезе современных чеченцев и ингушей приняли участие, разумеется, и аборигены, проживавшие издревле на северных склонах Большого Кавказского хребта и степной зоны, протянувшейся до низовьев Волги на севере и берега Каспийского моря на востоке.
На территории современной Чечни, в районе озера Кезеной Ам в Веденском районе, обнаружены следы людей, проживавших здесь 40 тысяч лет назад. Таким образом, мы можем констатировать, что современные чеченцы, ингуши, цова-тушины – потомки основателей древних переднеазиатских и закавказских цивилизаций, а их нынешняя родина – место обитания древнейших людей, где наслоились одна на другую множество материальных и духовных культур. Свидетели драматической, героической истории новонахов на Северном Кавказе – различные циклопические сооружения из громадных каменных глыб, скифские курганы, возвышающиеся в плоскостной зоне Чечни, древние и средневековые башни, которые впечатляют даже сегодня своим изяществом, мастерством их создателей.
Каким образом далекие предки вайнахов перешли Главный Кавказский хребет и осели на его северных предгорьях и долинах? Много источников проливает свет на этот процесс. Главный и наиболее достоверный из них – « Картлис Цховреба» (Житие Грузии) – свод грузинских летописей, приписываемых Леонтию Мровели. В этих летописях, уходящих в доисторическую глубину, отмечается роль дзурдзуков – предков вайнахов, – переселившихся из переднеазиатского общества Дурдукка (вокруг озера Урмия) в исторических процессах Закавказья в I тыс. до новой эры. Очевидно, основные из этих летописей возникли в конце I тыс. до н.э., после походов Александра Македонского, хотя в них повествуется о событиях как предшествовавших походу, относящемуся ко времени государства Урарту, так и о событиях значительно более поздних. Легендарная форма повествования, в которой, как обычно, путаются события разных эпох, ясно свидетельствует, о том, что далекие предки вайнахов играли весьма активную политическую роль во всем Закавказье и на Северном Кавказе. В летописях отмечается, что самым именитым и могущественным из всех детей Кавказоса (мифического родоначальника всех кавказских народов) был Дзурдзук. Это к дзурдзукам обратился на рубеже новой эры первый грузинский царь Фарнаваз с просьбой о помощи, когда хотел утвердиться на престоле в борьбе с раздробленными эриставствами (феодальными княжествами). Союз дзурдзуков с иберами и картвелами был укреплен браком Фарнаваза с женщиной из дзурдзуков.
Восточные хурритские племена государства Урарту, проживавшие у озера Урмия, назывались матиенами. В « армянской географии» раннего средневековья предки чеченцев и ингушей известны как нахчматеане. На берегу озера Урмия находился город Дурдукка по этому этнониму стали называть перекочевавшие оттуда нахские племена в Закавказье. Их называли дзурдзуками (дурдуками). Матиены, нахчматеане, дзурдзуки – это одни и те же нахские племена, которые на протяжении долгого исторического периода оставались на виду, сохраняли свою материальную и духовную культуру, менталитет, обеспечивали преемственность традиций, образа жизни. Подобным историческим и этническим мостом между населением древнего хуррито-урартского мира и собственно вайнахами с Центрального Кавказа были и другие родственные племена и общины.
Урартийцы не были полностью ассимилированы армянами, они на протяжении столетий продолжали жить самостоятельной жизнью как в Центральном Закавказье, так и на Черноморском побережье. Часть урартских племен слились со временем с доминирующими этносами. Другая часть сохраняла себя, оставаясь реликтовыми островками, и сумела дожить до сегодняшних дней. Именно такими реликтовыми этносами являются сегодняшние чеченцы, ингуши, цова-тушины, другие народы и народности, сумевшие выжить по воле Бога в ущельях древнего Кавказа.
Малоизученная, но изобилующая достоверными данными, история нахов между хуррито-урартскими царствами в Передней Азии и новонахскими государственными образованиями времен монголо-татарского нашествия свидетельствует о том, что нахи являлись практически основой для возникновения в Центральном Кавказе новых народов и этнических групп, которых до тех пор вообще не существовало в природе. Нахский этнос лежит в основе возникновения осетин, хевсуров, двалов, сванов, тушин, удин и других племен и народов. Историк Вахушти (1696–1770 гг.) утверждал также, что кахетинцы считают своими дзурдзуков, глигвов и кистов, « а они не ведают об этом с того времени, как отпали» .
Нахские племена, союзы племен и царства, располагавшиеся в центре Кавказа по обе стороны хребта в начале первой половины новой эры, – это дзурдзуки, эры, кахи, ганахи, халибы, мехелоны, хоны, цанары, табалы, диаухи, мялхи, соды. Иногда эти племена различными авторами объединялись собирательными названиями типа дзурдзуки, нахчматеане, кисты.
Хуррито-нахские и близкие к ним племена и общины оказались в Центральном и Восточном Закавказье не только после распада Урарту – последнего, самого мощного царства хурритов. Академик Г.А. Меликишвили утверждает, что « быстрое освоение этих земель (закавказских), превращение их в органическую часть империи в немалой степени обусловлено тем обстоятельством, что урартийцам здесь приходилось иметь дело с населением, стоящим в этническом отношении близко к населению центральных областей Урарту» .
И все-таки достоверные, однозначные следы проживания хуррито-нахских племен в Закавказье со своими названиями и конкретными местами нахождения мы обнаруживаем только после распада Урартского царства. Возможно, это объясняется отсутствием письменных источников в то отдаленное время. Но в самом древнем письменном источнике от Леонтия Мровели мы находим фразу из эпохи Александра Македонского (IV в. до н.э): « Вслед за этим (т.е. после нашествия Александра Македонского на Картли) вновь пришли племена халдейские, и они также обосновались в Картли» . Доказана принадлежность урартийских эров – одного из самых крупных племен в государстве – к хуррито-нахам. Именно с эрами, которые были, возможно, самыми могущественными в Урарту, связаны названия Эребуни (жилище эров. « Бун» – на чеченском языке – жилище); название Ерасх (и) – река Эров. « Хи» – хуррито-нахский специальный формант, образующий гидронимы» , – утверждает Х. Бакаев.
Река Тигр по-хурритски называлась Аранцахи, что переводится, как « равнинная река» . Река, которая протекала по территории причерноморских хурритов (махелоны, халибы и другие) называлась и до сих пор называется Чорохи, что переводится, как « внутренняя река» или « река страны» . Терек в древности носил название Ломехи, т.е. « горная река» . Современная Лиахви в Юго-Осетии осетинами называется Леуахи, т.е. по-нахски, « ледниковая река» . Название Ерасхи семантически дополняет этот ряд и допускает такой перевод – « эров река» . У Леонтия Мровели названо « море Оретское» как один из рубежей « страны Таргамоса» . В древнеармянской версии труда Леонтия Мровели это название передано как « море Эрета» (Ерета), из текста ясно, что под этим названием подразумевается не Черное и не Каспийское моря, поэтому под « морем Эрета» подразумевалось в древности озеро Севан.
В тех районах, где Аракс (Ерасхи) протекал по месту обитания эров, уже в эпоху армянского царства располагался говорк (округ) Ераз, находилось ущелье Ерасх (Ерасхадзор, где дзор – « ущелье» ) и там же располагалась « вершина Ерасхадзора» ). Любопытно, что неподалеку от этой вершины упоминается община Нахчрадзор, т.е. община ущелья Нахчра». Очевидно, что « нахчра» перекликается с самоназванием чеченцев – нахче. (Х. Бакаев)
Саид-Хамзат Нунуев
Касательно брака Фарнаваза с женщиной из дзурдзуков.
В Википедии прочитала,что «Фарнаваз был женат на принцессе из Дзурдзуково царства. У них родился сын, по имени Саурмаг.»
Царство подразумевает наличие царя.Но,читала,что у чеченцев никогда не было сословий знати.Когда и как произошло,что чеченцы отказались от наследственного правления и установили у себя,фактически,
самоуправление,где все были равны между собой,а в экстренных обстоятельствах выбирали и приглашали самого достойного извне?
Скорее всего речь идет о девушке из знатного рода или дочери военноначальника ,которого выбирал Совет Старейшин в случае внешней угрозы или похода и приказы которого неукоснительно исполнялись (и который мог в любое время быть лишен своей должности Советом Старейшин) и который не имел права передавать власть по наследству ,видимо поэтому люди из других народов по незнанию тонкостей самоуправравления вайнахов принимали воеводу который принимал участие в различных переговорах и думали что он царь ,и потому так и писали в своих летописях.кстати и у хурритов тоже была подобная система.
возможно что чеченцы и относились к какому то царству, которое в последствии было разрушено, а чеченцы создали своё действительно демократическое правление Мехк кхел. это просто мысли в слух если что, не судите строго)))
Это грузинский царь женился на ингушке, нас называли дзурдзуками в те времена. А у Вайнахов никогда не было царей, у нас всегда была демократия.
Фарнаваз это грузинский царь, который женился на ингушке, в то время ингушей называли дзурдзуками.
Глупая, глупая МАрем, ты дурёха даже не знаешь, что это за топоним Дзурдзук-это старинный Чеченский топоним и старинное Чеченское селение Зурзук, у места слияния Шарой Аргун и Чаьнти Аргун, которое грузины называли Дзурзук, и к вам лягушатникам не имеет даже отдалённого значения, ныне это Чеченское селение Улус-Керт, что в Шатойском районе!
Кстати, на первой фотографии это знаменитый, ингушский, башенный комплекс Вовнушки, построенный родом Оздоевых. У ингушей, каждая семья имела свою башню. Большинство башен бы разрушены во время депортации 1944 году.
Дорогая МАрьям, эта знаменитая «ингушская» башня Вовнушки-БЪОВНАШКА, была построена представителями Нохчи-Чеченского тайпа Чаьнти, из которого и вышли, твои Оздоевы!!! Прошу любить и жаловать!!! Займитесь своим ликбезом ингуши, чтобы не позориться и не попадать впросак! Нет в природе Ингушского языка, не «нации» Ингуши-есть Нохчи мот , Язык Пророка Нох1а-от кого наше самоназвание -Чеченский язык, на одном из диалектов которого вы говорите, равно как и Нохчмахкхой, Акки, Шотой, Маьлхи, Терлой, Орстхой и все остальные, а то, что сегодня называется «нация» Ингуши-так это сборная солянка из всех Чеченских тайпов, + тайп Г1алг1ай-вот она, ваша «нация»!!!