Огнестрельное оружие — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
Вооружение вайнахов

Огнестрельное оружие

…Все это место засветилось от губительного залпа ружей из трехсот — такие залпы одновременно открываются из боковых завалов по всей колонне.

… Всех поднял на ноги залп из нескольких сот ружей кругом с гор.

Часть многочисленных свидетельств современников о наличии у горцев большого количества огнестрельного оружия[1]

Русские послы, чиновники, офицеры, иностранные путешественники в начале XVII в. отмечали наличие чеченцев и ингушей «огненного боя», «фузей», «ружей»[2]. К 1629 году относится первое сообщение о поездках русских стрельцов из крепости Терки в горы I для покупки свинца у обществ Мулкой (верховья Аргуна и Калган (галгаи), в верховьях Ассы и Джераха)[3]. Капитан генштаба И.И. Норденстамм в описании Чечни за 1834 год сообщает: «Ружья у них вообще хорошие и стреляют метко; …их ружья бьют гораздо дальше наших солдатских ружей, и они стреляют лучше наших солдат»[4].

На Кавказе и в Чечне использовалось и завозное огнестрельное оружие — венгерское, крымское, русское и т. д. Однако преимущественно ружья были местного производства и назывались у чеченцев — мажар топп. Огнестрельное оружие делалось и в самой Чечне. В соответствии с изученными источниками Д.Ю. Чахкиев отмечает, что чеченцы и ингуши сами наладили производство сначала фитильного, а затем и кремневого оружия в башенных поселках Шикарой, Карт, Салги, Шуан и др.[5]

Хорошей репутацией пользовалось оружие, которое изготавливалось ауховцами. В 1812 г. A.M. Буцковский отмечал: «Порох делают сами, равно и оружие, чем последним преимущественно аухи занимаются; аухи весьма хорошие делают ружья»[6].

«…Близкое общение казака с горцами сделало его вооружение тождественным с горским, и, по преимуществу, оно было в начале горского происхождения. Только впоследствии казаки получили более усовершенствованные ружья, а до 1864 года оружие было одинаковое, и горская хорошая винтовка служила предметом зависти. …Надо признать, что их мастера были в свое время на высоте своего призвания. Необходимо заметить, что горская винтовка не знала случаев разрывов. Приготовлялась она особым способом»[7].

Подобные положительные отзывы говорят о высоком качестве и уровне производства огнестрельного оружия.

В Чечне в XIX веке широко были известны ружья, изготовлявшиеся мастером- оружейником по имени Дуска (1815-1895) из аула Дарго. Качество его ружей, их дальнобойность высоко ценились среди горцев и казаков. По свидетельству старожилов аулов Белгатой и Дарго, мастер Дуска был одним из лучших изготовителей нарезного оружия не только в Чечне, но и на Северном Кавказе. Имам Шамиль высоко оценивал его работу, создавая все условия для Дуски и его отца Геты.

В ауле Дарго старожилы поведали о запрете, наложенном имамом Шамилем на продажу ружей Дуски противнику под страхом смерти. Предполагают, что казаки изделия мастера приобретали через своих кунаков.

Старейшины аула сохранили рассказы отцов о том, как во время кровавой сечи в Дарго большой урон противнику был нанесен, наряду с кинжально-шашечными атаками, ружьями, изготовленными Дуской. Вероятно, производство большого количества ружей обеспечивалось главой оружейной династии — Гетой и его старшим сыном Дуской с привлечением наемного труда.

Ружья Дуски, имевшие хорошее качество и дальнобойность, отличались зачастую внешней простотой отделки. Сохранилось в частном собрании, пожалуй, единственное в республике ружье Дуски, скромно украшенное серебром. Ствол его не инкрустирован, однако сохранил на себе рисунок дамасской стали. Кроме ружей, Дуска изготовлял и пистолеты.

В тот период в ауле работал мастер по имени Бетир-ха (1820-1925), также изготовлявший ружья, пистолеты и клинки. Саймирза Таюбов, 1903 года рождения, помнит его пистолеты, отличавшиеся хорошим качеством. Их набалдашники (головки рукояти) были из белой кости или черного рога.

Порох в Дарго делали многие, но имена мастеров забыты. Саймирза назвал имя мастера Олхазура — сына Махмы (середина XIX века), изготовлявшего порох. В ауле Белгатой удалось установить имена двух мастеров, также изготовлявших порох. Один из них, Оча — сын Ципы (вторая половина XIX века). Имя другого мастера — Сайданур (1820-1930).Вооружение вайнахов. Огнестрельное оружие

К ряду хороших мастеров относился и мастер-оружейник из аула Большие Атаги по имени Мута (предпол. 1830 года рождения). Он изготовлял как холодное, так и огнестрельное оружие, однако предпочтение отдавал огнестрельному. Его ружья, пистолеты имели хорошее качество, пользовались спросом.

Хамзат Шамсадович Яндарбиев, кандидат педагогических наук, знаток истории края, житель Больших Атагов, оказавший немалую помощь в поисковой работе, имел кремневое ружье работы мастера Муты. Ружье 13 лет пролежало в земле, плохо сохранилось. Ранее, работая учителем в школе, Хамзат Шамсадович сдал его в школьный музей и использовал как наглядное пособие. Ствол ружья имел красивую отделку, был изготовлен особым способом по методу скручивания и наматывания металлической ленты на трубу.

У мастера Муты был сын по имени Чапа. В народе его называли Муты Чапа (1850-1943). Чапа также делал ружья, кинжалы, шашки. Однако в последней четверти XIX века, когда время кремневых ружей ушло, он работал только с холодным оружием. Кинжал Чапы (Чапи шаьлта) люди в Атагах еще помнят.

Судить о внешнем виде чеченских ружей Д.Ю. Чахкиев предлагает по рисункам в книгах западноевропейских путешественников и исследователей X. Гейслера, Я. Потоцкого, что безусловно окажет определенное содействие в работе при отсутствии более точных признаков. Кроме того, сопоставление вайнахского орнамента, башенных рисунков, иетроглифов, изучение клейм и имен мастеров позволят ученым изыскать в музейных и частных коллекциях образцы чеченского и ингушского оружия.

«Предварительно изготовлялась с размера ствола труба из тонкого железа. На эту основу пружинообразно, очень плотно наматывали металлическую ленту и путем нагрева до белого каления закрепляли ее к трубе. После этого оковывали на специальном стальном стержне, выравнивая желобки, образованные припаянной лентой, и потом отпиливали излишние концы. Получался ствол, которому по желанию мастера или заказчика придавали круглую или граненую форму. Для внутрипродольного нареза ствола использовали особые шестигранные детали разной толщины, приготовленные из твердой стали. Ударами молотков при помощи специального, тоже стального стержня их поочередно загоняли в ствол. Хороший мастер мог сделать в день один ствол». (Алиханов Р. Искусство Кубачи. Л., 1976. С. 29).

Мусульманские имена на изделиях не всегда определяют принадлежность оружия. Однако наличие на них сугубо чеченских и ингушских имен дает дополнительную возможность для их выявления.

Известно, что чеченское оружие и орнамент имели сходство с черкесскими: «…Имеют исправное оружие… Одежда их (т. е. чеченцев. — И. А.) походит на черкесскую, равно как и вооружение»[8]. Аствацатурян также отмечает: «…надо иметь в виду, что другие народы Западного и Центрального Кавказа… чеченцы, ингуши — в орнаментике имели много общих черт с черкесами. Поэтому термин » черкесский» следует понимать в более широком смысле, распространяя его на Западный и Центральный Кавказ «[9].

Солярные розетки, сито, круги, геометрический орнамент, четырех-, шести-, восьмилепестковые розетки, завитки до двух, трех и более оборотов, трех-листник, орнамент в виде запятых и рогов тура, растительный орнамент, а также орнамент, схожий с орнаментом национальных безворсовых войлочных ковров — истанг в гравированном, черневом исполнении характерны для чеченского оружия до середины XIX века (см. с.

158, 191). В последующем, хотя и реже, такая отделка оружия также встречается наряду с оружием, украшавшимся в основном растительным орнаментом с использованием техники углубленной гравировки серебра, свойственной дагестанским мастерам, ставшей повсеместно очень популярной.

Учитывая важность национального орнамента в определении оружия, автором была начата работа по его сбору в горной и плоскостной Чечне. Но, к сожалению, начало войны (1994 года) и ее последствия не позволили завершить начатое.

Располагая многочисленными свидетельствами о производстве огнестрельного оружия среди чеченцев, мы вместе с тем имеем мало сведений о мастерах, изготовлявших ружья, пистолеты. Запрет на изготовление огнестрельного оружия царскими властями после Кавказской войны, появление более совершенных ружей привели к угасанию их производства.

Полное покорение Кавказа, «дальнейшее усовершенствование русского оружия положило конец изобретательности и настойчивости горцев».

«Во всяком случае она (т. е. горская винтовка) исполнила свою службу и была образцом для усовершенствования ружья в дальнейшем, и в своё время была лучшим оружием»[10].

{gallery}ognestrel{/gallery}

_______________

[1]               Гордин Я. Кавказ: земля и кровь. // Воспоминания генерал-майора Августа-Вильгельма фон Мерклина о Даргинской экспедиции 1845 г. // г. Санкт-Петербург. 2000, с. 367, 372

[2]               Чахкиев Д.Ю. Огнестрельное оружие средневековых вайнахов. Грозный, 1989. С. 73-

[3]               Айдамиров А. Указ. соч. С.14

[4]               Аствацатурян Э. Г. Указ. соч. С. 64.

[5]               Чахкиев Д.Ю. Указ. соч. С. 74.

[6]               См.: Аствацатурян Э.Г. Указ. соч. С. 65.

[7]               Прозрителев Г.Н. Указ. соч. С. 9.

[8]               Броневский С. Указ. соч. С. 182.

[9]               Аствацатурян Э. Указ. соч. С. 23.

[10]            Прозрителев Г.Н. Указ. соч. С. 9

1 комментарий

Оставить комментарий