Обычаи и традиции

Оьздангалла и ее значение в жизни чеченца

Оьздангалла
Автор Нохчалла

Оьздангалла

В первую очередь необходимо определить содержание употребляемых в чеченском языке терминов «оьздангалла» и «г1иллакх». По нашему мнению, понятие «оьздангалла» по своему содержанию гораздо шире понятия «г1иллакх». Г1иллакх — это внешние формы проявления родственных и других взаимоотношений между людьми. В качестве таковых они являются частью понятия «оьздангалла» — культура.

Более того, «оьздангалла» есть чистота тела, сердца, мыслей человека, неразрывно связанного с верой в Бога и окружающим миром. Культура проявляется не только в поведении и характере человека, но и в первую очередь должна присутствовать в его душе и сознании.

Как возникла оьздангалла? На этот вопрос различные ученые дают самые разнообразные ответы, в зависимости от собственного разумения и представлений, принятых в обществе, в котором они живут. Более десяти лет назад, ученые рухнувшей империи, говоря о культуре, неизменно подчеркивали: «культура создавалась народом на протяжении столетий…». Иначе они и не могли рассуждать, так как их мировоззрение сформировалось на основе философии материализма, полагающей, что вселенная и человечество возникли сами собой. В основе такого взгляда на культуру лежит тезис о том, что по прошествии времени труд сделал обезьяну человеком.

Отсюда неизбежно следует вывод, что культура возникла сама по себе или на протяжении времени была создана людьми, а «религия» извлекла пользу от народного «творчества» с целью обманывать людей и держать их в невежестве. Это блестящий пример того, как за истину выдают нечто прямо противоположное ей.
Правда не состоит в следующем. Культура всех народов, их хорошие традиции Бог, вместе с религией, ниспослал на землю через своих пророков.
Религия — это ниспосланные Богом жизненные нормы и традиции, дающие знание о том, как люди должны жить на земле.
Таким образом, все благородные, хорошие традиции всех народов происходят из божьей религии; а плохие, жестокие, языческие обычаи созданы народами самостоятельно. Поэтому, при описании культуры того или иного народа правильнее будет говорить не «созданная народом», а «сохраненная народом». Одним народам удалось в большой мере сохранить предписанные религией нормы, другим это не удалось в меньшей степени. Некоторые народы самостоятельно создали немного языческих обычаев, например, чеченцы.
Правомочен вопрос: могут ли люди самостоятельно сотворить полезные традиции? Нет. Люди создавали совершенные этические нормы, но и в основе их всегда лежали положения истинной религии.

Если принять во внимание все сказанное выше, станет понятен смысл слов: «Культура поведения (г1иллакх) вышла из рая». Это означает, что благородные нормы поведения между людьми ниспосланы Богом.
В более развернутом виде эта мысль изложена чеченской поговорке: «Культура поведения вышла из рая, в рай же она и вернется вместе с людьми, несущими ее». Эти слова показывают, какое огромное значение придавали чеченцы этике и культуре.
Божий Посланец (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Культура поведения -половина веры». А один из создателей чеченских религиозных песнопений так описал связь между разумом и этническими нормами:

Известно, что яблоко падает под яблоней,

Но было бы яблоко, если не было бы яблони?

Г1иллакх есть дерево, а разум — плод того
дерева,
Возможно ли знание там, где нет г1иллакх?…

 

Здесь «разум» поставлен в зависимости от этических норм. Это верно всегда, когда речь идет о разуме, приносящем пользу людям.
Какими бы способностями не обладал человек, какими бы доблестями и талантами он не был наделен — на нем лежат те же нравственные обязанности, что и на всяком другом человеке.
Человек же, обретший популярность в народе, вынужден был в еще большей степени следовать им, поскольку он был на виду и люди готовы были либо брать с него пример, либо предать его злословию, если он допускал недостойный поступок.
В чеченском обществе наибольшей степенью возвышения человека было славное имя, которым награждал его народ. Каждый отдельный человек, из которых и состоит народ, обладает собственной культурой.
Поэтому никто не может утверждать, что один народ культурный, а другой нет. А, кроме того, словосочетание «народная культура» необходимо понимать как «исследование о народной культуре» и культурных нормах, принятых этим народом». Разного рода традиции обнаруживают своеобразие культуры любого народа. Иначе и быть не может, потому, что в основе всех добрых обычаев — поучения, ниспосланные Богом через своих пророков. Однако, каждая нация, восприняв это учение в соответствии со своим мировоззрением, своим историческим опытом и природой своей страны, создает свои обычаи. Одни нации Божье слово облегченном для себя варианте, а другие изобрели наиболее трудные и связанные с максимальным ограничением телесной свободы формы.

Например, мусульманская религия требует обязательного сокрытия тела. Для мужчины обязательная для скрытия часть тела (1оврат) -от пупка до колен. Когда эта часть тела скрыта, разрешено совершать намаз.
Однако, ни один чеченец не станет на обязательную молитву в таком одеянии, не появится в таком виде среди людей и даже в своей семье (правда, сейчас, возможно, и есть чеченцы, столь свободно расхаживающие в семье, но мы говорим о нормах, содержащихся в чеченских адатах).
У всех народов известно почитание старших. Но не у всех народов существует обычай, согласно которому нельзя пересекать дорогу старшему. «Не пресекать дорогу»- понятие довольно сообразное. От того, что мы пройдем перед идущим вдалеке человеком, ему не будет никакого вреда и путь его «не прервется». Поэтому этот обычай есть не что иное, как проявление уважения к пожилому человеку, оказание чести ему самому и его возрасту. Это, безусловно, красивый обычай.
Приведенные наши примеры показывают, что общие для многих народов обычаи — скрытие тела и почитание старших — чеченцы усложнили для себя, придали им большее значение и сделали их обязанным для соблюдения. Одна из особенностей нашей народной культуры — в соблюдении правил приличия и обычаев не допускаются послабления, а напротив, требуется максимально возможное усердие и тщательность.

Подводя итог сказанному высшее, мы отмечаем следующее. Чеченская традиционная культура (оьздангалла) своими главными, важнейшими чертами связана с Культурами других народов, духовные ценности, отличающихся от тех, что мы видим у наших соседей. Некоторые из них представляют собой высокую культурную ценность, знакомство с ними будет полезным и для других народов.
Недостаточно того, что народные традиции существуют — необходимо знать их и им следовать. У бесписьменных народов традиции переходили от поколения к поколению, от отца к сыну. Но иногда случается так, что в результате больших исторических событиях (война, выселение и прочие), связь между поколениями прерывается. Поэтому, некоторые традиции оказались забытыми и больше не существуют среди чеченцев. И хотя письменность у нашей нации существуют около столетия, до сих пор не появилось ни одной книги, специально посвященной нашей традиционной культуре и этике, если не считать отдельных научных статей по выделенным темам. Чеченскую народную этику и Культуру, образно говоря, можно сравнить с высокой башней. Она вознеслась столь высоко, потому, что каждое новое поколение добавляло в ней свой камень. Поэтому, на каждом чеченце лежит обязанность беречь эту башню и участвовать в ее строительстве. Если молодой человек, не подумав как следует, начнет порочить традиции отцов и отворачиваться от них, или менять их на нормы поведения, занесенные с Запада или Востока, — это все равно, что из стен башни вынимать камни. Когда число таких людей увеличится, есть опасность, что башня обрушится.

 

Благодарим Министерство Культуры Чеченской Республики за предоставленный материал.

Нохчалла.com

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/592526637745627/ Mark Veer

    С автором(ами) не согласен. Допушены не только неточности ,но и искажены сами понятия данных слов Г1ИЛЛАКХ,ОЬЗДАГАЛЛА. Г1ИЛЛАКХ — г1ила-лакха…. г1илнаг лакха вакха ,окажи почтение ,милосердие ,подними его на свой уровень ,не смотри на него с высока. Это буквально и в общем содержании. ОЬЗДАНГАЛЛА оьз-оза-да ,хозяин своего языка ,буквально.Оьздангалла дословно показать своё благородство.