Достаточно большое количество правил поведения в жизни народов Кавказа, в том числе и чеченцев, проявляются в этикете гостеприимства, который может быть квинтэссенцией всей культуры поведения.
Про кавказское гостеприимство ходят легенды. Чеченское гостеприимство — это выражение души народа, его исторического этикета и человеколюбие, доставляющее как хозяевам, так и гостям приятное ощущение духовного общения. «В дом, в который не приходит гость, — говорят чеченцы, — не войдет и благодать».
В.К. Гарданов, исследователь адыгских обычаев, которые во многом сходны с чеченскими, как и с обычаями других народов Кавказа, писал: «Путник может проехать всю страну насквозь без копейки денег и нигде его не задержат, и в каждом дворе, куда он ни зайдет, он найдет кров, постель, и еду для себя, стойло и корм для своей лошади… Ни один состоятельный путешественник не может быть лучше обслужен в европейском отеле, чем гость в сакле».
Так, поляк Я.П. Тарчинский (г. Краков), дезертировавший из армии царской России, бежал в Чечню и нашел здесь приют. В селении Гойты ему выстроили дом, женили на чеченке, которую отдали за него после того, как он принял мусульманство. Этот столетний поляк до 1966 года жил в Чечне и даже по своей воле переселился с чеченцами в Казахстан.
Как рассказывал писатель X. Ошаев, во время первой мировой войны молодой австриец Бруно Плечеке, позже написавший на немецком языке книгу «Чеченцы», попав в плен в царской России, ушел в Чечню и пробыл там несколько лет. В 1926 г., уже будучи студентом Географического института в Кенигсберге, он вернулся без гроша в кармане и, пользуясь местным гостеприимством, свободно ходил по Чечне и Ингушетии, собирая материал для своей книги «Чеченцы». В чеченской нравственной культуре нормы поведения уделяли большое внимание правилам гостеприимства.
Известно, что гость всегда был носителем новых вестей о жизни и делах людей других народов и стран. «Куда не заглянет гость, туда не заглянет добро», — говорит чеченская пословица. Гостеприимством чеченцев мог воспользоваться человек любой национальности и любого вероисповедания, отмечал Л.П. Семенов. Рассказы гостя помогали слушателям расширить кругозор. Существовали правила приема гостя, закрепленные народной традицией, которые возлагали определенные обязанности не только на родителей, но и на детей. Так, например, мальчики должны были встречать гостя у ворот, обратиться к нему с соответствующими приветствиями, помочь спешиться, проводить его в дом, принять от него верхнюю одежду, выполнить различные просьбы и поручения. Выполнение подобных поручений являлось своеобразной тренировкой вежливости и проверкой почтительного отношения к старшим. Гостеприимство по традиционным нормам поведения было обязательным для всех. Чеченцы говорили, что гость приносит счастье, благодать — «хьаша — беркат ду». По воззрениям чеченцев, обладая любыми добродетелями, чеченец в глазах народа может оказаться морально осужденным и в какой-то мере ущербным в своем обществе, если он не будет хлебосольным и гостеприимным.
Помещение для гостей отличалось от других комнат лучшим убранством из того, что было у хозяина. Хозяин в большинстве случаев приветствует гостя и сам выходит к нему навстречу, здоровается, пожимает руку, принимает коня и привязывает его к столбу. Пригласив гостя в гостевую комнату — «хьеша ц1а», хозяин стоит в дверях, принимая по обычаю передаваемое ему гостем оружие. После этого ответственность за безопасность гостя и, вместе с тем обязанность оказания самого изысканного гостеприимства возлагается на хозяина дома. «Несмотря на жалкую обстановку жилищ, нищету и бедность, чеченцы отличаются самым радушным гостеприимством. Каждый старается окружить гостя тем материальным довольствием, какого сам не имеет ни в годовые праздники, ни в торжественные минуты своего семейства», — отмечал Н. Дубровин.
У чеченцев хозяин, принявший гостя, в присутствии последнего должен был показать себя спокойнее, вежливее, уступчивее, чем обычно, особенно с членами семьи и соседями. Проявление нервозности хозяина или хозяйки в отношении расшалившегося ребенка, взрослого члена семьи в присутствии гостя считалось неприличным.
По древнему чеченскому обычаю, обязанности гостеприимства распространялись на любого, кто мирно вошел во двор дома или даже только вступил на землю, принадлежащую хозяину. Если приезд гостя не составлял особого секрета, его посещали соседи, односельчане хозяина. Когда приезжали именитые гости, то приглашали народных певцов и импровизаторов, которые развлекали гостей.
У чеченцев, как и у других народов Кавказа, гости садились на своих коней за воротами, где хозяева прощались с ними окончательно. Так, если гости были недовольны хозяевами, то они садились на коней, повернувшись спиной ко двору хозяина, а если довольны — они (гости) головы своих лошадей обращали ко двору хозяина и, пожелав всем присутствующим благополучия, отправлялись в дальнейший путь.
Этикет уделял большое внимание правилам гостеприимства, и дети были непосредственными участниками приема гостей. Гость — лицо не только близкое, но и неприкосновенное. Гостеприимством чеченцев мог воспользоваться человек любой расы и вероисповедания. По правилам гостеприимства, для гостя полагалось зарезать барана, мясо которого сразу варилось. Это делалось и тогда, когда в доме имелось достаточно мяса и других продуктов. По нормам этикета, хозяйка дома, поприветствовав гостя с добрым прибытием, уходила готовить ужин.
Хозяин дома, по тем же правилам этикета, должен был обслуживать гостя. Близкие люди заходили поздороваться с гостем и узнать новости. Но это обычно делалось тогда, когда они были уверены, что гостю понравится их посещение. По правилам гостеприимства, никто не имел права беспокоить гостя своим посещением и докучать его вопросами и разговорами. «Хьаша цхьаъ велахь и ша хаитар бакъахьа дац, цхьаннал сов велахь — цаьрца хаар бакъахьа дац» (если гость один, неудобно его оставлять одного, если гостей больше одного — неудобно садиться с ними). Хозяин должен был обслуживать гостей.
По нормам поведения, чтобы гостю не стало неудобно кушать досыта, никто из присутствующих не должен был закончить трапезу раньше гостя. «Чеченское приличие требует непременно оставаться на своем месте, пока не поедят все», — отмечает Н. Семенов. После угощения гостя, хозяин продолжал всячески ухаживать за ним, делать для него все, что ему нужно.
Согласно чеченским нормам традиционного поведения, при появлении нового человека не проявить к нему должного уважения означало оскорбить его. Когда заходил кто-либо из молодых людей, старший не должен был вставать. Но если присутствующий гость стоя встречал появление молодого человека, то и старшие приподнимались с места, не столько в знак уважения к пришедшему молодому человеку, сколько из-за того, что хозяин не должен сидеть, когда стоит гость. Изысканный прием, оказываемый гостю, имел разнообразные проявления. Нормы поведения чеченцев делали необходимым, чтобы с момента появления гостя и до самого его ухода, как бы долго это ни длилось (день, два или больше), гость должен был находиться, особенно если речь шла о важном госте (из дальних мест — «генара хьаша»), в центре внимания всего семейно-родственного коллектива, а также их ближайших родственников и соседей, которые по этому случаю также оставляли свои дела. В честь гостя резали барана, индейку и прочее, но делали это незаметно для гостя.
А.Л. Зиссерман, царский чиновник, который долго служил в период Кавказской войны в пограничных районах с имаматом, использовал для поездки в разведывательных целях в Чечню куначеские обычаи горцев Кавказа, в том числе и чеченцев. Он описывает вечеринку, устроенную в его честь братом его хозяина. Он пишет, что за несколько верст до чеченского села Майсты, отрезанного войной от плодородных мест и пастбищ, вышел встречать Зиссермана сам хозяин дома Джокола, предупрежденный о прибытии к нему гостей. Бедность жителей, по свидетельству Зиссермана, была здесь самая крайняя. Но, несмотря на это, для гостей, согласно традициям гостеприимства, был зарезан баран. После ужина он, хозяин Джокола, по словам А.Л. Зиссермана, развлекал его игрой на балалайке, пел, плясал, одним словом, старался высказать полное радушие. «Я предложил ему «побрататься», на что он с радостью согласился. Я подарил ему три серебряные монеты и пистолет, а он мне — отличный кинжал».
Утром познакомиться с гостями и приветствовать их пришли родные и соседи Джокола. После этого в честь гостей было устроено состязание в стрельбе, в котором принял участие и Зиссерман. Вечером Зиссермана и его попутчиков пригласил к себе брат Джокола. Здесь в честь редких гостей спешно устроили вечеринку — «синкъерам», где девушки импровизировали в его честь песню, в которой говорились в адрес гостя комплименты.
Одна из главных обязанностей по нормам гостеприимства — это защита жизни, чести и имущества гостя, защита его достоинства от возможных посягательств со стороны кого бы то ни было, иногда даже с риском для собственной жизни хозяина. Если даже гость и злоупотреблял своими неограниченными правами, позволял себе лишнее в словах и действиях, что случалось очень редко, хозяева по правилам должны были относиться ко всему этому с максимальной снисходительностью и деликатностью. При этом не принято было расспрашивать гостя, откуда он, куда он держит путь, каковы цели его путешествия и т.д. Такой поворот разговора считался неуместным и неделикатным любопытством.
Застолье у чеченцев начиналось и кончалось обрядом омовения рук, который являлся одним из традиционных элементов церемонии гостеприимства. Важное значение придавалось тому, кто и какое место должен занимать за столом и кто с кем должен сидеть. При этом исходили из того, что младшие из уважения к старшим должны садиться не рядом с ними, а на почтительном расстоянии от них. Учитывался не только возраст, но и родственные отношения, а также социальный статус. Например, сын не должен был сидеть рядом с отцом, даже в одном помещении, зять — с тестем, племянник — с дядей по линии матери.
По нормам или правилам поведения, за трапезой есть следовало неторопливо, брать пищу только правой рукой, поскольку правую ритуально считали «чистой», и поэтому ею можно брать пищу, касаться «чистых» частей тела. Не принято было пристально смотреть на сидящих за трапезой, громко говорить, когда они принимали пищу, а также говорить с полным ртом, производить шум столовыми приборами, беседовать на темы, неприятные для присутствующих, особенно если гости за столом. Воду, чай следовало пить маленькими глотками, не издавая звуков, стараясь не пролить ее. Алкогольные напитки традиционно не употреблялись. Закончив трапезу, гость, по правилам этикета, не должен был покидать дом сразу, это считалось неприличным. По традиции, гость мог жить в доме хозяина сколько ему угодно. Но когда он покидал гостеприимный дом, все выходили его провожать. Молодежь поддерживала стремя, если гость уезжал верхом, он садился, обернувшись лицом к дому.
У чеченцев, впрочем, как и у других народов Кавказа, традиции и обычаи выступали регуляторами взаимоотношений между людьми даже при чрезвычайных обстоятельствах, которые служили своего рода проверочными экзаменами нравственности, духовности, стойкости. Даже такой жесткий закон обычая кровной мести не освобождал от обязанности уважительного отношения к человеку, особенно гостю, а также пострадавшему и униженному, с целью максимально пощадить его оскорбленное самолюбие, лишний раз не задеть его человеческое достоинство. У чеченцев бытовал обычай, когда гость при следующем посещении данного населенного пункта должен был остановиться у того же хозяина. Если гость (бывший) останавливался в другом доме, то чеченцы говорили, что с него причитается коза — «газа», это сохранилось у чеченцев в некоторой степени и до настоящего времени.
Этот обычай был и у других народов. «При следующем посещении селения правила хорошего тона приписывают заехать к тому, у кого гостил раньше. Невыполнение этого предписания равносильно оскорблению», — пишет A.A. Никишенков. Для чеченца важен был его авторитет в обществе.
По воззрениям чеченцев, авторитет мог иметь человек, обладающий совокупностью качеств, отражающих высокие понятия о народе, о чести, долге и моральной чистоте. Как известно, эти понятия включают такие свойства, как благородство, правдивость, честность, смелость, уважение к старшим, щедрость и многое другое. Чеченцы высоко ценили искренность. «Выше правды нет ничего», — говорили чеченцы. Значительная роль отводилась в прошлом таким понятиям, как долг, обязательство, слово. Слово, которое давал твердый, надежный человек, называли «словом мужчины» — «аьлларг аьлла долуш, ше дош лардеш стаг ву иза» (он умеет сдержать данное им слово, хозяин своего слово).
По нормам этикета чеченцев, человек, побывавший хотя бы один раз в доме чеченца, по обычаю считался другом, доброжелателем этого дома. Отношение к друзьям и гостям считалось у чеченцев настолько священным, что, по преданию, даже на том свете, в день страшного суда, когда родная мать в ужасе забудет о своих детях, друг не оставит друга без внимания: он постарается помочь ему всем возможным.
Таким образом, существенными чертами чеченской традиционной этики, норм поведения являлись гостеприимство, почитание старших, скромность, а также высокоразвитое чувство чести, долга, дружбы и т.д. Из поколения в поколение передавались традиции дружбы. Примечательно, что чеченцы высоко чтили дружбу, старались сохранить добрые отношения с соседями и т.д. Отношения соседства играли важную роль в нормах поведения, составляя родственные связи, как основу общественно-социальной жизни. У чеченцев бытует большое количество пословиц на эту тему.
(с) Нохчалла.com, по материалам диссертации Саракаевой А.Х.
Да!!! Я с сыном (9 лет) побывали в Чечне, приехала по приглашению хозяина Автоцентра Камаз г. Грозный Шамурзаева Руслана Исмаиловича, для проведения аудита его же предприятия, потом еле ноги унесли с дитем, кое как вещи свои забрали, не то что бы отблагодарить , даже изначальные договренности не выполнил, ладно хоть не сжег нас за живо!!!! И ребят с татарстана которые у него работали 6 мес. не разгибая спины, тоже «КИНУЛ» как и многих других, придумывает любые отговорки, любые способы, лишь бы не оплачивать труд и не важно кто ты, женщина с ребенком, мужчина, старик, инвалид или просто нуждающийся, ничего не заплатит, а будешь зубы показывать обвинит во всех грехах и обольет грязью перед всеми!!!
Не все чеченцы как выяснилось гостеприимны ((( Не смотря на все усилия Кадырова Р.А. на увеличение имиджа Чеченской Республики и привлечение людей на сотрудничество с других регионов РФ, такие как Шамурзаев Р.И. все старания Главы Чеченской Республики сводят на «НЕТ»!!!
Не знаю насчёт Руслана Исмаиловича, но одно могу сказать точно, что вы не правы то, что написали в последнем предложении!!!