Исследователь башенной архитектуры вайнахов В.Марковин — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
Средневековая архитектура

Исследователь башенной архитектуры вайнахов В.Марковин

Видным исследователем вайнахского каменного зодчества является известный кавказовед, доктор исторических наук Владимир Иванович Марковин. Он автор более 250 научных работ по этой теме, в их числе «В ущельях Аргуна и Фортанги» (1965г.), Археологические памятники Чечено-Ингушетии» (в соавторстве 1966 г.), «В стране вайнахов» (1965 г.) «Дагестан и горная Чечня в древности» (1969 г.). 

В 1956 году В.Марковин возглавил Горный Аргунский отряд Северокавказской археологической экспедиции, который должен был восполнить пробел в изучении памятников местной архитектуры. Полевые работы отряда продолжались десять лет. После исследования на территории Чечено-Ингушетии нескольких десятков жилых и боевых башен был выделен промежуточный вид сооружений, названный археологами полубоевым. Такие башни имеют плоскую кровлю, напоминая жилые постройки. Отличаются они и габаритами: они шире боевых башен, выше жилых. Их обитатели могли сдерживать боевую осаду, так как по верху полубоевой башни (обычно над ее входом) был устроен машикуль в виде балкончика. Вооруженный люди вполне могли вести с него прицельный огонь. Подобных устройств жилые башни никогда не имели.  

Архитектурный стиль боевых башен, по мнению В.Марковина, является общим для Чечни и Ингушетии. Постройки отличаются подчеркнутой устремленностью ввысь, гармоничной стройностью и лаконичной композиционной завершенностью. Соотношение высоты башен к их ширине у основания 10:1. Это в первую очередь говорит о высоком уровне строительного искусства древних вайнахов. Существовали устойчивые каноны в возведении башен. Речь идет об определенном модуле, который мог быть использован при возведении зданий. Народный мастер-строитель, где бы он ни возводил башню, знал, что, отложив столько-то мер в основании своей постройки, он должен был выдержать определенное число этих же мер, поднимая ее в высоту. Выбор места для строительства башни диктовался стратегическими соображениями, а также умением вписать постройку в окружающий ландшафт. Кладка дверных и оконных проемов обычно отличалась большой аккуратностью. В одном и том же здании можно видеть проемы различных конструкций. Арочные пролеты выбивали в монолитах разных форм, а для укрепления использовались и блоки, и клинчатые, и замко вые камни. Сами башни также сложены из камней разной величины и довольно разнообразной окраски. Общий тон их чаще всего нарушался только черными сланцевыми плитками, использовавшимися для отделки карниза и ярусов. 

На стенах башен довольно часты каменные вставки с выбитыми на них изображениями — петроглифами. Их наносили на видное место – на лицевые стороны арочных камней и блоки, обрамляющие проемы. По мнению В. Марковина, петроглифы были не просто украшением. Возможно, они содержали какую-то информацию, в т.ч. данные о хозяевах башни. Часто встречаются изображение кисти руки, повернутой пальцами вверх, вниз или в сторону, а также крестообразные изображения, перекрестия и другие геометрические фигуры. Расшифровка петроглифов, к сожалению, пока не дала результатов. Здесь исследователей еще ждут настоящие открытия.

Оставить комментарий