Магомед Мамакаев включил Терлой в число девяти чеченских тукхумов, хотя и полевые материалы, и предания говорят о том, что это был один из крупнейших чеченских тейпов, который имел все классические признаки тейпа, в том числе и такие реликтовые, как тейповый культ.
Топоним «Терла», по всей вероятности, восходит к чеченскому «тIера» — верхний, высокогорный. Жители горных районов до сих пор называют Терлой-мохк «ТIера», а его жителей «тIерий», то есть верхние.
ТIерлой-мохк начинается с башенного укрепления КIирда-бIаьвнаш, которое расположено на высоком мысе, образуемом при впадении в Аргун его левым притоком Терлой-ахк. Согласно тептарам (семейной хронике), хранившимся у предков Ахмеда Сулейманова до февраля 1944 года, после крушения аланской области Сим-Сим в войне с Тимуром царь и приближенные отступили на запад с большим караваном, нагруженным оружием и казной. Они дошли до реки Аргун и на левом берегу его, на высоком мысе, заложили мощное башенное укрепление. Остатки этого укрепления сохранились до наших дней под названием «Кирда-бавнаш». Потомки царя пытались утвердиться здесь, назначив князьями своих вельмож Бийриг Бичу и Элди Талата, которые сразу же начали междоусобную войну. Царь и его сын Байра не сумели укрепиться здесь, восстановить свою прежнюю власть и вместе со своим войском ушли частью в Китай, частью в Японию.
Жители ТIерлой-мохк сравнительно поздно приняли ислам в отличии от населения восточных районов Чечни. Поэтому здесь множество мест и топонимов, связанных с различными языческими культами.
По информации А. Сулейманова, «на окраине древнего аула Никара находилось культовое место «Меркан нение» – Матери страны, где в более древние времена стоял храм, посвященный Матери страны. Праздник «Меркан Нана» отмечался ранней весной, перед началом весенних полевых работ. Сначала выбирали самую красивую девушку, наряжали ее, надевали на голову венок из цветов, которые девушки плели при лунном свете. Девушка – «Меркан Нана» вела за веревку первотелку красной масти с надочажной цепью на шее. К рогам первотелки привязывали красные ленты. Ее сопровождали жители Никароя с пением гимнов, неся вино, хлеб и сыр. Процессия обходила аул и проходила к храму. Жрец трижды обходил вокруг храма, исполняя магические обряды, а затем приносил в жертву пробуждающейся природе корову». Обряд поклонения «Меркан Нане» существовал в других районах горной Чечни, в Ингушетии и Грузии.
Кроме того, к северо-востоку от селения Желашка, на горе ТIерлойн-Лам, находятся развалины средневекового святилища ТIерлойн-Дели, которое представляло собой сооружение прямоугольной формы, сложенное из камней, с широким дверным проемом в виде арки. Постройка была, по всей видимости, довольно высокой, если высота сохранившейся стены составляет почти три метра. Со стороны фасада небольшая каменная ограда образует дворик. Согласно полевым материалам, два раза в году, весной и осенью, к нему собирались на молитву жители (только мужчины) Терлоевского и Бавлоевского ущелий. Кроме того, в дождливые годы к святилищу приходили молиться о прекращении ненастья, а в засушливое время просили дождя. ТIерлойн-Дели почитали охотники, которые оставляли в дар святилищу наконечники стрел, а также рога и шкуры убитых животных.
В прежние времена ТIерлойн-мохк был очень густо населен, в его ущельях располагались селения БархIа, Уьйта, Ушна, Гуро, Бушни, Элда-пхьа, Сени, Моцкъара, Никара, БIавла. Многие из этих селений были башенными, а в черте некоторых из них, как например, Моцкъара, Никара, стояли мощные замки.
В селении Элда-пха было три боевые башни. Одна башня полностью развалилась, от нее осталось только основание. Две другие сохранились на уровне двух этажей. Боевые башни и поселение Элда-пха предание связывает с именем Элди Талата, который, согласно тептарам, был придворным аланского царя, так же как и Берг-Бич, владелец укрепления КIирда-бIаьвнаш. Они находились в состоянии постоянной вражды, которая закончилась лишь после смерти обоих.
Селение Моцкъара состоит из десятка жилых башен и двух мощных замков. Первый замок включает две пристроенные друг к другу жилые башни, а второй – три жилые и одну боевую башню, обнесенные каменной стеной высотой более двух метров. На стене одной из башен петроглифы: спираль и крест в круге.
На окраине Моцкъара, рядом с кладбищем, состоящим из наземных склеповых могильников и поздних мусульманских захоронений, сохранилось языческое столпообразное святилище. Стены святилища сложены из серого плитняка на известковом растворе, оштукатурены и побелены желтоватой известью. Кровля у него пирамидально-ступенчатая. Высота святилища – более двух метров. Со стороны фасада имеется стрельчатая ниша.
Никара, по всей видимости, было одним из древнейших поселений ТIерлойн-мохк, культовым центром и своеобразной столицей тIерлой. Об этом могут свидетельствовать и руины циклопических построек, древнейшие из которых относятся к II–I тысячилетию до н. э.
В Никара сохранились около десятка жилых башен, которые имеют три или четыре этажа, одна пятиэтажная полубоевая башня, боевая башня с пирамидально-ступенчатой кровлей. Постройки, ступенями спускаясь вниз по склону, в комплексе образуют мощный замок. Недалеко от Никара находится селение Бушни, в котором сохранились руины жилых башен, построенных из огромных камней, по всей видимости, циклопического происхождения.
Глава из книги Лечи Ильясова «Тени вечности»
Журнал «Чеченское общество«. [№ 5/2008]