Акха-басса (Акха-басса) «Дикий склон» — разв. в 2-х км к з. от озера Галайн-чIож-Iамие, которое издревле считалось чудодейственным и священным. Первая часть названия, вер., имеет в своей основе «акха» дикий, дичь. Склон, где много дичи. В черте аула Акха-басса имелись след. отселки и башенные комплексы.
Турпалан Чонин гIала (Турпалан Чонин гала) «Турпала (сына) Чони жилая башня» — в черте аула Акха-басса.
Турпалан Садин гIала (Турпалан Садин гала) «Турпала (сына) Сади (ж.) башня» в черте.
Турпалан БIехойн гIала (Турпалан Бехойн гала) «Турпала (сына) Бехоя башня».
В связи с тем, что в топонимике часто встречается термин Турпал как собственное имя, и, кроме того, имеет полулегендарную и полумифическую окраску, как имя родоначальника чеченцев — Турпал Нохчи — необходимо дать его этимологическое объяснение. Слово «турпал» в наши дни выполняет функции как нарицательного «герой», «герой труда», «герой войны», так и собственного имени Турпал. В своем первоначальном виде оно имело иной звуковой состав, а именно «туРпаР». В пользу того, что в конце данного слова долгое время находился звук «-р» говорят примеры из тюркских языков. Почти во всех тюркских языках слово это бытует как «туЛпаР. Таким образом, мы имеем налицо два варианта одного и того же слова — туРпаЛ — вайнахское и туЛпаР — тюркское, которые позволяют нам вернуться к вышеуказанному — туРпаР, как к начальной форме в период ее лексического образования, от которого мы и оттолкнемся. Слово турпал возникло из двух основ — тур + пар, как наименование наступательного и защитного вооружения средневекового воина. Тур -меч, пар — щит. Тур + пар — меч + щит. Позднее это общее наименование наступательного и защитного вооружения механически перенесли на воина-рыцаря, вооруженногоо этим оружием. Его стали называть Турпар, а в начале мы увидели, как народы и языки каждый по-своему изменяли звуковой и смысловой состав этого слова — турпал и тулпар, и изменения эти коснулись только лишь одного звука «-р-». Первая часть рассматриваемого термина тур — меч, по нашему мнению, легла в основу многих словообразований: туркой — турки (этноним), Бог1атур — родоначальник ингушского народа, великан (силач) меченосец, Буй — Тур (Слово о полку Игореве) — буйный тур — меч и др. Заметим, что никакого отношения вторая часть Буй — Тур к дикому животному «тур» не имеет. Тур в данном случае — меч.
Вторая часть пар — щит. Она перекликается, по-видимому, с пхьар — оружейник. В ее основу легло, по нашему мнению, пхьа, образующее целое гнездо родственных слов: пхьарс, пхьа, пхьиегIа, пхьагIат, пхьош, пхьар, пхьалгIа и многие другие. Отсюда ясно, что рассматриваемое пар — щит также имеет генетическое родство с вайнахским пхьар — оружейник, кузнец и т. д., хотя наряду с этим в языке бытует и другое название оружейника -зарговз, в основу которого легло также щит — оружейник, т. е. мастер, который кует щиты. Зарг + говза. Пар — щит приняло участие также в образовании многих родственных понятий: персы, персаш — пIелзарг — пезаг — пазат, тIар, тIарг, тIерк, тIерг, персы (этноним), в значении щитоносцы; персТень — русск. — колечко с щитком; персовый платок, платок, прикрывающий грудь; персТный друг — задушевный друг; перси — груди женские; персТы — пальцы, защита; перспектива — преграда (цель, задача, будущее) впереди; Персеполь — Щит-город, от греч. Персеполис; перси — выдвинутые вперед амбразуры, площадки в крепости; персЧатки -перчатки — защита руки. Первые перСчатки делались из дубленой кожи для защиты правой руки, на которой восседал охотничий сокол, орел. Соколиная охота была широко развита в Персии, на Кавказе и на Руси; кожаные напёрстки для защиты пальцев правой руки — большого, указательного, среднего — которыми натягивали тугую тетиву лука для метания стрел пIелзарг, напёрсток — защита пальцев швеи; персона — человек, воин и щитоносец. На территории Грузии имеются объекты, по нашему мнению, носящие названия, в основу которых легло слово персщит, защита — Парсана, — древний аул на границе с Чечней (ЦIово-Тушетия Груз. Респ.), Пассанаури — в Дарьяльском ущелье, в основу которого мог лечь парс, но вследствии деформации -р- мог превратиться со временем в -с- по законам уподобления -ср. Парсанаури и Пассанаури.
Таким образом, турпар, по нашему мнению, сложилось из двух компонентов, а именно: из тур — меч и пар — щит. Оба эти компонента пришли из праязыка-основы, проникли во многие языки, сохранились в некоторых языках в различных значениях и звучаниях, в том числе и в чеченском и ингушском языках.
Устархан-гIала (Устархан-гала) «Устархана башня» — окр. Акха-басса.
Пхьа кIел (Пха кел) «Поселения под» — окр. Акха-басса.
Хьиех-Iиеларашка (Хиех иеларашка) «Пещерным могилам к» — западнее аула Акха-басса, пещерные могилы, сохранились груды скелетов. «Iиел», «Iиеларш» — так назывались могилы (кладбище) древними вайнахами до заимствования из аланского «каш». Малхие (малхалие) — солнечный мир. Iиелие — загробный мир, буквально — тени мир, темный мир. Отсюда и «Iиеларашка».
Эйсалашка (Эйсалашка) — разв. одноименного аула в
Кхоьрга (Кхёрга) — разв. бывшего аула в обществе Галай-ЧIож в
КIербича (Кербича) — разв. в
КIербиетIа (Кербиета) — разв. в
Iамие (Амие) «Озеру к» — разв. в
Мочча (Мочча) — разв. в
Очакх (Очакх) «Очаг» — разв. в
ЧIуша (Чуша) — разв. к ю.-з. от Акха-басса. Далеко вправо от правого берега р. Гехи.
МогIарие-басса (Могарие-басса) «Верхний склон», — первая часть «могIарие» сложилась от «мIа» — верхний, высший, верховный. Склон на западной стороне Акха-басса.
Iуьргаш хьалхашка (Ургаш халхашка) — «Дырками перед» -уроч. на з.
КIогие (Когие) «Яме к» — впадина на з. окр. Пастбище, сенокос, родники, лес.
Кхокхана кхийрие (Кокана кийрие) — живописный склон с огромным утесом у подножья, «Кхокханан» — голубиный, «кхийрие» — утесу к. «Голубиному утесу к» — на з.
Берзие (Берзие) — поляна на зап. Акха-басса. Этимология не выяснена. Пастбище.
Шерача кхийрие (Шерача кхийрие) «Гладкому камню к» -уроч. с большим утесом в середине, на з. Акха-басса.
Лаха хуола (Лаха хуола) «Нижнему копну к» — вершина копнообрзной формы на з. окр.
Лакха хуола (Лакха хуола) «Верхнему копну к» — вершина на з. окр.
Тиертие (Тиертие) — разв. на ю. стороне Акха-басса. Этимология топонима затемнена — звуковой состав напоминает «Тертего» Грузии.
Хисметтие (Хисметтие) — склон на ю. стороне Акха-басса.
КIолд корта (Колд корта) «Сыра вершина» — на ю. стороне Акха-басса, так названа вследствие внешнего сходства вершины с головкой сыра.
Боккхача бетIа (Боккхача бета) «Большому лугу на» — живописное место на в. стороне Акха-басса.
ХьаьргатIа (Хяргата) — лощина и склон на в. стороне Акха-басса с речушкой, вероятно, топоним происходит от «хьер», «хьайра» — горская мельница и двух послелогов: «-га», указывающего на направление движения в сторону объекта, и «-тIа, соответствующего русскому предлогу «на».
Iам кIал (Ам кал) «Озером под» — подразумевается место, что расположено за озером, на в. стороне Акха-басса.
Iаьнгие чIажие (Аьнгие чажие) — ущелье на в. стороне Акха-басса. «Ангие ущелью к».
Гих-чие (Гих-чие) «Гиха (реки) котловина» — на востоке.
ТIуохин хьаст (Туохин хает) «Туохи источник» — в
Къулин хьаст (Кулин хает) «Куля источник» — на з. окр., первая часть топонима обозначает постройку в виде часовни над источником.
ПхьакIал хьаст (Пхакал хает) «Поселение (под) источник» -имеется в виду родник, что расположен ниже древнейшей части аула Акха-басса «ПхьакIал» на в. стороне, в черте аула.
Iам бедача (Ам бедача) «Озеро растворяется где» — живописный пологий склон на западной стороне озера. Предания до нас доносят, что через этот склон проходил священный бык, который, растаяв, превратился в озеро. По верованию жителей Галай-ЧIож, озеро это считается священным и чудодейственным. Варианты: Галай-чIож-Iам, Галай-Iам.
Кеш ков чу (Кеш ков чу) «Кладбище ворота в» — старинное склепообразное кладбище в местечке «ПхьакIал».
Бургие гIаланаш (Вургие галанаш) «Бургие (ж) башни» — в
Галайн Iам (Галайн ам) «Галайское озеро». На территории Галайн-ЧIож