Кень-Юрт (Уст. название — Галне). Село, входящее в Грозненский сельский район, расположено на правом берегу Терека, на северных отрогах Сунженского хребта, напротив станицы Калиновской, на дороге, проходящей по всему правобережью Терека и соединяющей селения Мекен-Юрт и Терское.
Основателями Кень-Юрта считаются представители чеченского этнического общества Кей, расположенного в верховьях реки Чанты-Аргун (левый берег). Второе, устаревшее, название села Галне, — вероятно, искаженное русское название станицы Калиновской в чеченской транскрипции.
В настоящее время здесь проживают представители чеченских тайпов: кей, дишний, зандакъой, аьккхий, г1оьрдалой, энакхаллой, нашхой, энганой, пешхой, чартой, ч1иннахой.
В селе открыта новая средняя школа, имеется Дом культуры, Дом быта, почта, сельсовет, несколько магазинов, столовая.
Вокруг селения Кень-Юрт зарегистрированы населенные пункты; у некоторых из них и названия устарели.
Хьозин тог1и (Хозин тоги) «Хозина долина». Урочище, расположено на северо-востоке от села. «Хьоза» — имя собственное, «тог1и» — долина. «Хьоза» — воробей.
Нохьин тог1и (Нохин тоги) «Нохи долина». Урочище, расположено на северо-восточной окраине села.
Г1умкийн боьра (Гумкийн бёра) «Кумыкская лощина». Урочище, тянется с северо-востока на юго-запад по Терскому хребту, по южной стороне села Кень-Юрт.
Юккъера дукъ (Юккера дук) «Срединный хребет». Тянется вдоль грейдерной дороги по направлению к станице Первомайской. На юге от Кень-Юрта.
Жожин барз «Жожин курган». Расположен на южной стороне от Кень-Юрта. Рассказывают, что ленивый соня по имени Жожа не любил трудиться, любил вкусно поесть и поспать. Он был большим лодырем. Однажды Жожа пошел пасти сельский скот. Жена его обильно накормила, вручив хворостину, еду на обед, и отправила на пастьбу. До обеда Жожа еле продержался, после обеда же завалился спать на кургане. Брошенный на произвол судьбы скот потравил княжеские посевы. Поднялась тревога. Три дня и три ночи искали «пастуха», а на четвертый день нашли его спящим мертвым сном. Когда его разбудили, он еле произнес:
— Задремал на минуту. Дайте же немного поспать.
Жители села долго расплачивались за потраву княжеских посевов.
Шира кешнаш «Старое кладбище». На зап. окр. Кень-Юрта.
1ам хилла меттиг (Ам хилла меттиг) «Место, где было озеро». Урочище на западе Кень-Юрта.
Юрт хилла меттиг «Место, где было поселение». Тянется на запад от Кень-Юрта.
Денин керт «Уеадьба Дени». Уроч. Окраина села Кень-Юрта.
Галне. Устаревшее название. То же, что и Кень-Юрт.
Денин т1ай (Денин тай) «Мост Дени». Мост через глубокий овраг, прорытый бурными селевыми потоками. Построен Дени Арсановым в 1916 году. На западе от Кень-Юрта.
Чурт долу меттиг «Место, где стоит памятник (надмогильная стела)». Урочище с одиноким памятником, на северо-западе от Кень-Юрта. На этом месте, сорвавшись в глубокий ров, погибли волы и их хозяин. Надмогильная стела стоит уже почти 150 лет, став своего рода предупреждением для любителей быстрой езды.
1аьржа 1ам хилла меттиг (Аржа ам хилла меттиг) «Черное озеро стояло (где) место». Урочище на северо-западной стороне Кень-Юрта, где некогда было озеро с прозрачной (черной) водой, о чем говорит и само название.
Сайн ма1аш (Сайн мааш) «Оленьи рога». Урочище на северо-западе от Кень-Юрта. По преданиям, вокруг села и на берегах Терека в давние времена были дремучие леса, в которых водилось много оленей. Здесь первопоселенцы находили сброшенные оленьи рога, что отражено и в названии. Олени у вайнахов с древних времен были почитаемыми животными, например, в период язычества олень обожествлялся. Возможно, это место когда-то было культовым.
Кеманан станци, Кема охьадуссу майда «Самолета станция». Площадка, куда садятся самолеты сельскохозяйственной авиации. На западной стороне села.
Латта доккху меттиг «Глину добывают (где) место». Вплоть до наших дней жители Кень-Юрта брали здесь глину для выделки самана. Урочище на западе от села.
Чара йоьллина берд «Чару где закопали». Чара — большой медный таз с низкими бортами. В старину служил для жертвенного мяса на поминках, на культовых праздниках, позже использовался для стирки белья. Вайнахское название жертвенника «чара» имеет непосредственную связь, по нашему мнению, с русским «чара», «чарка» — сосуд, из которого пьют жертвенное вино. Урочище на северо-востоке от Кень-Юрта.
Къумасин пхьалг1а хилла меттиг (Кумасин пхалга хилла меттиг) «Кумаси кузница стояла (где) место». Урочище на западной окраине села. Къумаса — редкое мужское собственное имя.
Цугин пхьалг1а хилла меттиг «Цуги кузница стояла (где) место». Урочище на западной окраине села. Цуга — мужское собственное имя.
Са1адин пхьалг1а хилла меттиг «Саади кузня стояла (где) место». Уроч. на зап. окр. Кень-Юрта.
Цугин хьере «Цуги мельнице к». Устар. назв. места, где
некогда стояла водяная мельница Цуги. На правом берегу Терека.
Са1адин хьере (Саадин хере) «Саади мельнице к». Устаревшее название места, где некогда стояла водяная мельница Саади. На правом берегу Терека.
Ладин гераг «Лади черепица». Так называлась примитивная черепичная мастерская Лады, где применялся ручной труд и тягловая сила волов, которые вращали глиномешалку — деревянный барабан на деревянной оси с поперечной перекладиной. Находилась на восточной окраине Кень-Юрта. Устаревшее название.
Хьозин тог1е (Хозин тоге) «Долина Хозы» — долина на пр. берегу Терека в 2-
Хозу Башаев, офицер царской армии, был выходцем из общества Нашха.
Нохъин тог1е (Нохи тоге) «Долина Нохи» — долина на пр. берегу Терека в 200-