Громадные средства расходуются членами общества на желания демонстрировать свои преимущества состоятельностью, роскошью. К примеру, человеку, его семье оптимально достаточно иметь добротный дом, хорошую, надежную автомашину, практичную мебель и так далее. То есть, все, что улучшает быт, облегчает повседневную жизнь. Но, как правило, велико желание превзойти других громадным особняком, редкой моделью дорогущей автомашины, сверх шикарной мебелью… Нужны ли человеку эти сверхдорогие, роскошные вещи, особенно, если живет он в обществе остро нуждающихся, обремененных постоянной безработицей, неустроенностью?
Есть государства, где демонстрация своих богатств считается плохим тоном, безнравственностью, невоспитанностью. К таковым относятся, к примеру, Норвегия и другие скандинавские страны. Но в современной Чечне все обстоит наоборот. Желание демонстрировать свою роскошь здесь распространяется как эпидемия. Вещизм и связанную с ним бездуховность здесь выставляется напоказ с особым рвением. Причем, обществом не осуждается, если даже свои превосходства роскошью демонстрирует чиновник – взяточник, вор, проходимец, крадущий у этого же общества! К примеру, откуда громадное состояние у чиновника из министерства здравоохранения или из министерства труда и занятости, если не украдено у того же общества?
«Сумел украсть и не залететь – значит, молодец». Такое отношение к ворам и проходимцам у нас прочно закрепилось. Это губит общественную мораль, вселяет чувства обреченности по поводу элементарной справедливости, чести, достоинства, совести. Все наши религиозные догмы и процедуры превращаются в сплошное лицемерие. И никто открыто такое уродство не осуждает, даже наши уважаемые священнослужители.
Госслужащие – слуги народа. Их долг – служить интересам людей. Таков их статус, их долг. За это им установлены высокие зарплаты, им даются социальные гарантии, в частности, высокие пенсии, равные нескольким зарплатам учителей и врачей. Но много ли у нас, в мусульманском обществе, чиновников — мусульман, отказывающихся от взяток и поборов?
Чиновники смертельно обидятся, если им скажут, что они – плохие мусульмане, что в них погас генетический зов предков – нохчалла. Но ведь от фактов не уйдешь и рано или поздно общество вынуждено будет начать дискуссию по этой жизненно важной проблеме. Ведь все наши мовлиды и намазы среди ворованной роскоши – на самом деле вопиющее лицемерие перед Всевышним Аллахом, свят Он и велик. И обиднее всего то, что такими же лицемерами мы воспитываем свое подрастающее поколение.
Лицемерие – наши мечети во дворах ВУЗов республики, если в самих ВУЗах процветают поборы, взяточничество. Лицемерие – наши хаджи в Мекку, если до хаджа и после него повсеместно процветает коррупция. Лицемерие – стихи и сказки наших писателей, если они уходят от острых социальных проблем. Лицемерие – деятельность наших ученых, если они не умеют и не хотят исследовать социально значимые проблемы. Лицемерие – проповеди наших священнослужителей, если они не только не осуждают алчность сильных мира сего, но пасутся у них. Лицемерие – деятельность наших правоохранительных органов, если и здесь коррупция – не порок, а норма.
Многие скажут, что начало таких пороков в Москве, что именно федеральный центр научил нас припискам, откатам, коррупции еще с коммунистических времен. С этим не поспоришь. Наша большая двуглавая империя долго еще будет раздираема многими силами и интересами. Это – бремя искусственно, насильно собранных держав и вряд ли нам, чеченцам удастся решать ее вековые проблемы, которые она сама себе создала. Наша задача – жить в ней, коль иначе нельзя, не забывая об особенностях своей души, характера, что определяется словом «менталитет».
Не верю, что вещизм, алчность, стяжательство, желание превосходить своих братьев и сестер роскошью в нас заложено изначально и что именно это приносит нашим душам умиротворение и счастье. Надо элементарно становиться порядочными людьми, прежде чем заявлять о себе как о мусульманах. И надо вспомнить в себе нохчалла, когда нам хочется унизить своих братьев и сестер своим превосходством роскошью.
(с) Нохчалла.com, С-Х. Нунуев, писатель
Здравствуйте, я неоднократно уже заметила, что вы пишите о проблеме излишеств. Хорошо что вы поднимаете эту тему. Но на мой взгляд, не так постыдно иметь громадный особняк и редкий автомобиль, как намеренно кичиться в разговорах своим состоянием и положением, презирать бедных!!!
:»Это обычная цыганщина-бич человечества, а вот у кого она в крови,и кому с помощью Всевышнего Аллаха удалось избавиться от этого тягчайшего порока да недуга ,уверенна знает каждый сам! А на тех кто до сих пор отягчён такими обстоятельствами как жажда превосходит всех и вся в меркантильном и материальном планах, на таких не стоит обижаться и осуждать, тем более, их нужно пожалеть и просить Всевышнего Аллаха о помощи в избавлении от этих порочных чужих качеств — алчность,корысть, показуха и тому подобное, что плотной пеленой закрыло их глаза и очерствило сердца. Нужно просить прощения и помощи для них. Конечно при условии,что они всё ещё дороги и нужны родным в отдельности и обществу в целом, а также,безусловно,родине.Это стремление,как и всё по сути, должно быть искренним. Мне думается,что священная обязанность осознающих это,степенно,терпеливо в буквальном смысле отвоёвывать забывшихся, ослабленных и сломленных,угнетённых социумом и бытовухой,чужеродными интересами и так далее, ибо каждый родной по духу человек незаменим. Быть может Всевышний Аллах в который раз явит свою милость мирам,ответит мольбам и ниспошлёт свою помощь и в этом. Даламукъалахь [ИншааАллах]. Дала дикнехь цхьана тухийла! Дала аьтто бойла вайн. Ларамца.»