В эпоху перемен и потрясений многие ищут виновных на стороне, с легкостью обвиняют соседей, вместо того, чтобы спокойно и объективно разбираться в происходящем. Это, прямо скажем, и от низкого уровня культуры, и от того, что плохие мы верующие. Но не у всех же низок тот самый уровень, и ни все столь невежественны в вопросах веры, в частности, в исламе. Почему отмалчиваемся, не вступаем в дискуссии? Почему, если плохие люди, грубо говоря, не стесняются сеять зло, отчуждение, недоверие, хорошие люди проявляют робость, нерешительность? Бывают периоды и обстоятельства, когда такое безразличие, благодушие граничат с преступностью.
Как известно, придираться можно даже к телеграфному столбу. Но ведь люди, народы – не телеграфные столбы. И от того, на какую чашу весов ты бросаешь камушки, весы могут сделать роковой выбор в сторону Иблиса.
Народы Северного Кавказа – на самом деле близкие братья. За пределами Кавказа нас мало кто разделяет кто даргинец, кто кабардинец, кто черкес, а кто вайнах. Значит – и проблемы с интеграцией в мировое сообщество у нас одни и те же.
Нередко можно услышать, как невежды пытаются очернять те или иные исторические личности, думая, что тем самым они возвеличивают себя, героизм своих предков. Эти невежды не понимают, что сеют зерна вражды и отчуждения между братскими народами.
Проблему можно было бы не замечать, если бы возможности интернета не переносили подобные дискуссии в дом каждого человека и не отравляли сознание главным образом молодежи.
Вот, к примеру, два подобных ложных или провокационных мифа:
— Имам Шамиль был трусом и предателем. Он заманил чеченцев в капкан, а сам припеваючи жил до самой смерти у русского царя в гостях;
— Чеченцы героически сражались с царизмом, а ингушские генералы воевали на стороне царя против чеченцев;
События нельзя вырывать из контекста своего времени. Имам Шамиль на самом деле сплотил под своим Знаменем отважных сыновей гор разных национальностей, в основном чеченцев, и у нас четверть века существовало мощное шариатское государство, о роли и значении которого мало говорили и при царизме, и при советской власти, продолжают недооценивать и сегодня. Особенно те, кто мечтают о ликвидации существующих государственных образований. Пытаясь принизить великого Шамиля и его имамат, мы принижаем самих себя, свою способность самостоятельно создавать, укреплять и охранять собственные государства. Легкомысленные попытки, не имеющие ничего общего с исторической правдой. Да, так случилось, что грубая, коварная империя пресекла миролюбивую, исключительно гуманную религиозную политику шейха Кунта –Хаджи и обездолили его, обеспечив имаму Шамилю достойную жизнь и смерть. Но можно ли винить в этом самого имама? Мог он, скажем, кончить жизнь самоубийством, как немецкие генералы после проигранных сражений? Однозначно не мог, ибо самоубийство – один из самых тяжких грехов по исламу.
Теперь насчет ингушских офицеров и генералов, которые не приняли сторону воюющих чеченцев. Такие обвинения – вообще абсурд, хотя плетут этот абсурд вроде бы серьезные люди. Какое мы имеем право предъявлять такие обвинения ингушам, когда мы сами разделились на дудаевцев и всевозможные оппозиции (надтеречную, урус-мартановскую) и открыто вымаливали у Москвы денег и оружия для начала братоубийственной войны между собой?! И это было не в темный девятнадцатый век, а буквально вчера, все на памяти у всех!
Мудрые люди никогда не станут искать зло, врагов на стороне. Нам бы побольше самокритики и побольше уважения и доброжелательности к своим близким соседям-братьям. Добро, доверие возвращаются сторицей. «Творить благое» — самая главная Заповедь в священном Коране» и в других священных Писаниях – Торе, Евангелии. Давайте не стесняться проявлять добро во всем и каждый раз. Это не трудно. И это универсально для всех людей всех национальностей и вероисповеданий.
Нохчалла.com, С-Х. Нунуев, Писатель
Писателю и историку негоже не знать, что Имамат- существовал в период 1840-1859 гг.,т.е. 19 лет , а не четверть века-25 лет. И еще, на счет оппозиции к режиму «ичкери», не знаю, что и у кого они «вымаливали», но одно знают все, кто тогда проживал в нашей республике, что все оружие имевшее воинских частях на территории ЧИАССР весной-летом 1992 года было оставлено Дудаеву и его режиму, даже тяжелую технику:бронетехнику, артелерию всех видов и военную авиацию..