Государство Тимура (столица Самарканд) сложилось во второй половине XIV века в Средней Азии в результате междоусобной борьбы монгольских улусов и народно-освободительной борьбы покоренных народов. Тимур происходил из отюреченного монгольского племени Барлас (1336-1405). За свою длительную боевую деятельность Тимур, правитель Мавераннахра (Средняя Азия), совершил ряд завоевательных походов на территорию Золотой Орды, Ирана, Индии, Кавказа: сначала «трехлетний» — с
Сражение на Тереке между Тимуром и Тохтамышем в
Это и послужило одной из главных причин борьбы между двумя завоевателями. Вооруженная борьба с обеих сторон носила захватнический, грабительский характер, что обуславливало стратегию и тактику действий их армий. Как Тимур, так и Тохтамыш добивались для своей опоры — военной знати — богатой добычи, рабов, торговых центров, военных коммуникаций и новых земель. С этой же целью 28 февраля
Следствием сражения на Тереке (напротив устья р. Сунжи) вооруженных сил двух восточных тиранов — Тимура и Тохтамыша — явился объективный процесс ослабления позиции Золотой Орды на Северном Кавказе и в других странах (как и после Куликовской битвы).
Анализ маршрутов походов Тимура на Северном Кавказе по источникам позволяет выявить в его действиях не разрозненные удары, а целенаправленную и последовательную систему по завоеванию всего региона. Двигаясь с запада на восток, он поочередно покорял область за областью. В интересах надежности тыла и боеспособности войска Тимур, закончив один поход, не шел дальше в соседние районы, а возвращался на отдых в свою ставку в Пятигорье, а впоследствии на р. Куму. Так, во время первого похода он разорил область черкесов (Северо-Западный Кавказ), при втором походе — страну Буриберди и Буракана (территорию Пятигорья и современной Карачаево-Черкесии), затем третий поход совершил на область Тауса и Кулы (территория Кабардино-Балкарии), а при четвертом походе ограбил Пулада (Северную Осетию). После очередного отдыха в Пятигорье Тимур свой пятый удар нанес стране Симсим.
Область Симсим — территория нынешней Чечено-Ингушетии. Область Симсим имела своего правителя, который носил имя Гаюрхан. Отдельные районы этой страны были выделены в уделы во главе с вассалами.
Войско Тимура одним ударом овладело плоскостной частью области. Однако не пожелавшая покориться завоевателю часть населения Симсима отступила и заняла в горах «неприступные места» для продолжения борьбы с Тимуром (а Притеречные села он разорил еще в апреле
Борьба народов Симсима против Тимура. По другим данным, войско грозного Тимура двигалось в горы нынешней территории Чечено-Ингушетии вверх по течению Аргуна и Сунжи. Для этого оно переправилось на правый берег реки Сунжи недалеко от того места, где ныне расположен город Грозный. Именно здесь, согласно преданиям, по приказу Тимура был построен мост через Сунжу, от него и сама переправа через реку в этом месте получила название «Копир-Аксак-Тимур», то есть «мост Хромого Тимура».
Как раз на подступах к предгорьям Чечено-Ингушетии было разгромлено основное войско Симсима. И, по сведениям персидских летописцев Шами и Йесди, именно после этого сын Гаюрхана Мухаммед, «повязавшись поясом повиновения и послушания», перешел со своим илем (областью и подвластными) на сторону Тимура и, «удостоившись чести целования ковра, вступил в число слуг двора». После поражения на равнине не все, жители Симсима поступили таким образом. В отличие от Мухаммеда, другая группа жителей этих мест отступила и, укрывшись в горах, ушла в такие недоступные места, «куда и пеший с трудом мог добраться».
Уцелевшие равнинные жители Симсима соединились с горцами для продолжения борьбы с завоевателями. После захвата равнины Тимуром война для местного населения превратилась из войны правящей верхушки в партизанскую народную войну.
Эта война приняла широкий размах, о чем красноречиво свидетельствует тот факт, что придворные историки Тимура не посчитали нужным описать судьбу владетеля Гаюрхана, а сосредоточили все свое внимание на действиях Тимура в горах.
О силе сопротивления горных вайнахов говорит и тот факт, что историографы нашли нужным подчеркнуть, что «Тимур лично отправился против них…». Переходя к дальнейшему изложению событий, они сообщают, что вдобавок ко всем трудностям, которые пришлось испытать скопищу Тимура от отрядов горцев, было много неприступных мест, укрепленных башнями и крепостями, которые Тимур завоевывал и разрушал, а защитников сбрасывал в пропасти. Тимур разрушил целый ряд замков в горной Чечено-Ингушетии.
Здесь уместно вспомнить историческое предание «Башня Птичье крыло», в котором говорится, что в местности Башин-Кале есть гора Башин, вершины которой упираются в облака, и у смотрящего на них шапка валится с головы. С одной стороны ее есть отвесная скала. Местные богачи на ее неприступной вершине соорудили замок, состоящий из нескольких каменных башен, до которых даже пущенная стрела не долетала. Войско Хромого Тимура, которое решило штурмовать этот замок, назвало его «Гонат-кала» (на их языке «гонат» означает «крыло»).
Действия войск Тимура в горах. Войско Тимура отдельными отрядами рассредоточилось по ущельям и передвигалось по горам с запада на восток, захватывая и разрушая по пути крепости и замки, расположенные в основном в горной части современных Назрановского, Сунженского, Ачхой-Мартановского и Шатойского районов. Затем, после боевых действий в Аргунском ущелье, они повернули на северо-восток, углубились в лесную зону нынешних Веденского и Ножай-Юртовского районов, вплоть до Андийского хребта. Об озлобленности завоевателя в ответ на сопротивление горцев говорит следующий факт: «Жителей тамошних, по приказанию Тимура, связав, сбросили с горы».
Продвижение завоевателей на территорию Ауха. Спустившись с гор Симсима на плоскость, Тимур направил свое войско в набег на предгорный район Аухар, населенный чеченцами-ауховцами (аккинцами), так как с Кумыкской низменности до Салатавовских гор можно дойти только через Аух.
Предварительное обследование, проведенное по этому поводу в районе Ауха, подтверждает эпиграфический материал XVI века. Что касается этнического состава этого района, то археологические материалы свидетельствуют, что в раннем средневековье в районе Ауха проживали вайнахи.
Тюркоязычные народы Дагестана называют чеченцев-аккинцев и их территорию «Аух», во множественном числе добавляется суффикс «ар» («лар») — «Аухар». Кстати, почти все аккинские села оканчиваются словом «Аух».
Завоеватель вторгся с Кумыкской низменности в восточные окраины Чечни и, несмотря на сильное сопротивление горцев, штурмом взял и разорил город Алмак, имевший 7-8 тысяч домов, а жителей окрестных мест переселил на равнину.
Маршрут отряда, посланного в набег Тимуром, пролегал скорее всего вверх по рекам Ямансу, Ярыксу и Акташ, далее по Салатавии и Индийскому Койсу вверх до Аварии. Войско привезло оттуда «много добычи, коров и пищи». Видимо, в этом и заключалась его задача. Отсюда отряд вернулся к своему обозу в Пятигорье.
Сведения источников дополняет предание «Тамерлан и зеркало». В нем перечисляются награбленные и захваченные ими дивные кони, красивые женщины, различные ткани, сосуды, оружие, шлемы, щиты, панцири, копья, луки, мечи и др.
Все это и манило взоры завоевателя и его приспешников. Тимур понимал, что его держава, созданная мечом, будет существовать лишь до той поры, пока он способен в интересах знати совершать свои победоносные, приносящие добычу походы.
Последствия нашествия Тимура для Чечено-Ингушетии. Чечено-Ингушетия в своем развитии шла тем же путем, что и соседние области, хотя были и свои специфические особенности Нашествие же Тимура нарушило нормальный ход общественного развития и оставило тяжелые последствия. Чечено-Ингушетия в своем экономическом развитии была отброшена на несколько веков назад. К. Маркс и Ф. Энгельс указывают, что «достаточно простых случайностей, вроде вторжения варварских народов или даже обыкновенных войн, чтобы довести какую-нибудь страну с развитыми производительными силами и потребностями до необходимости начинать все сначала».
Не случайно в фольклоре чеченцев и ингушей Тимур выступает как сугубо отрицательный персонаж. Опустошение и ограбление городов и сел обусловили упадок в них торговли и ремесленного производства. Резко сократилось население страны.
Происходил распад нахского этноса на отдельные общества, страны Симсим — на мелкие «землицы», которыми была представлена Чечено-Ингушетия XVI-XVII веков. Степное Предкавказье же вообще почти потеряло оседлых земледельцев, и его территорию заняли кочевники. И все же о покорении не может быть и речи, так как завоеватель не закрепил за собой Северный Кавказ, а ограничился разорением, после чего покинул его пределы.
Золотая Орда за сравнительно короткий промежуток времени потерпела три сильнейших поражения (1380, 1391, 1395 гг.), после которых это государство уже не смогло больше восстановить свое могущество. В результате освободительной борьбы покоренных народов Орда в начале XV века распадается на мелкие улусы (княжества).
Ш. Б. Ахмадов.