Поселения и жилища чеченцев и ингушей в XIII-XIV вв.
Материальная культура населения Чечено-Ингушетии в золото-ордынский период продолжала традиции предшествующего времени. Основная часть обитателей равнины проживала в поселениях сельского типа, которые в полосе лесистых предгорий и примыкающих к ним участков равнины частично имели, видимо, смешанный алано-вайнахский характер. Крупных центров раннегородского типа, выступавших центрами сосредоточения ремесла и торговли, до монгольского нашествия на территории края было немного. К таковым можно отнести, например, Алхан-Калинское городище.
Археологические бытовые памятники XIII-XV вв. оседлого населения в равнинных районах края практически не изучены, поэтому можно только предполагать, что их жители обитали в жилищах турлучного типа, основу которых составляли стены из плетней, обмазанных глиной. Как сообщают материалы археологических раскопок, население Центрального Предкавказья было также знакомо с техникой возведения жилых и хозяйственных построек из сырцового кирпича (самана) и глинобита, причем такие сооружения были обнаружены не только при исследовании городских центров (Татартуп, Нижний Джулат), но и рядовых поселений (Змейские поселения). Указанные города продолжали существовать и развиваться в эпоху Золотой Орды, однако в их этническом составе произошли заметные изменения, связанные с притоком нового тюркоязычного населения, принесшего и новые элементы материальной культуры.
Развитие военного дела у чеченцев и ингушей в XIII-XV вв.
Для XIII-XV вв. характерен резкий скачок в развитии всех сторон военного дела у вайнахского населения, вызванный прежде всего нависшей внешней угрозой нападений со стороны пришлых монголо-татарских орд. В качестве оборонительного снаряжения местным воинам служили различные металлические шлемы, кольчуги и кольчатые панцири, щиты, налокотники и кольчатые перчатки.
В числе наступательных видов оружия использовались луки, арбалеты, пращи, копья, пики и дротики, мечи, палаши и сабли, боевые ножи, топоры, палицы, булавы и шестоперы. Вайнахские воины владели большим искусством применения данных видов оружия в боевой обстановке, а местные оружейники отличались своим высоким мастерством в изготовлении их высококачественных образцов. Некоторые виды военного снаряжения чеченцы и ингуши переняли у монголо-татарских воинов, которые в свою очередь заимствовали их у воинов из Малой Азии, Руси и соседних районов Кавказа.
Зарождение у вайнахов военной аристократии в XIII-XV вв.
Наличные исходные материалы свидетельствуют о выделении и тенденции к обособлению в вайнахском обществе позднего средневековья феодализирующейся военной знати и их дружин. Они, в отличие от остальной массы населения, имели наиболее дорогие и высокосортные образцы и даже полные комплекты воинского снаряжения (иногда привозные), мощные башенные комплексы замкового типа, необходимые навыки и специальную военно-физическую подготовку. У подавляющей же части населения в основном имелись отдельные недорогие, «рядовые» виды оружия или же они вовсе отсутствовали.
Одновременно в это сложное время существенным изменениям подверглось и военное искусство вайнахов. В результате поиска новых форм и конструкций, наиболее надежных фортификационных сооружений в крае начинается массовое возведение башенных построек и заградительных рубежей. Каждое поселение чеченцев и ингушей превращается в крепость и совершенствуются методы его обороны. Для жилья и надежной защиты вайнахскими зодчими умело строятся каменные сакли, высокие и многоэтажные жилые, полубоевые и боевые башни, мощные замки и малоприступные скальные убежища, длинные заградительные стены. Наряду с этим местные мастера-строители возводили подземные, полуподземные и наземные склепы (где порой хоронили до 350 человек), каменные ящики и пещерные усыпальницы. Кроме того, их умелыми руками сооружались столпообразные святилища, святилища-здания, храмы и пещерные культовые места. Все перечисленные постройки отличались своей прочностью, долговечностью и красотой исполнения. И поэтому чеченские и ингушские зодчие заслуженно славились на всем Центральном Кавказе на протяжении веков своим непревзойденным мастерством в строительном деле.
Формы и виды одежды и обуви чеченцев и ингушей в XIII- XV вв.
Археологические материалы и письменные источники показывают, что в XIII-XV вв. уже существовали прототипы таких позднейших видов вайнахского костюма, как бешмет, бурка, ноговицы, чувяки, пояс и рубаха. Женские платья в основном были неприталенными, но встречались и приталенные. Найдены фрагменты стеганой верхней одежды, как женской, так и мужской. Шаровары шили из двух половин и привязывали шнурком. Материалом для одежды служили: кожа, сукно, холст, шелк и даже привозная парча. Головным убором для мужчины с давних пор служили мохнатая папаха из овчины, войлочная шляпа. А воины носили шлем, под буркой — кольчугу. Женщины покрывали голову платком, надевали высокий рогообразный головной убор — «курхарс». Обувью для основной массы населения служили «наь1армачаш» из сыромятной кожи, ноговицы и чувяки. Богатые люди имели сапоги и штиблеты. Украшениями женщин были серьги, пряжки, пуговицы, перстни, браслеты, бляшки из золота, серебра и бронзы. К числу женских туалетных принадлежностей относились металлические круглые зеркала, гребешки и ногтечистки. Одежда и украшения имели много общего с одеждой соседних народов.
Религиозные верования чеченцев и ингушей в XIII-XV вв.
Господствующей формой религии у горных чеченцев и ингушей на протяжении всего периода средневековья было язычество (политеизм), христианство (храмы Тхаба-Ерды, Алби-Ерды, Таргимский), а в равнинной и восточной частях — мусульманская религия.
Ко времени нашествия Тимура (конец XIV века) социальные верхи страны Симсим (Чечено-Ингушетии) уже приняли или принимали мусульманство, на что указывает имя сына повелителя Симсима — Мухаммед — и то, что жители восточной части выступают «воителями за веру». С другой стороны, основная часть населения страны, особенно горных районов, придерживалась своих древних языческих верований и христианства. Во время боевых действий в горных районах Симсима «войско Тимура разрушило церкви и капища идолов (бутхане)». К памятникам золотоордынской эпохи на плоскости относится известный мавзолей Ворга-Каш (у селения Плиево). Он является своеобразным мусульманским погребальным склепом и датируется 808 годом хиджры, то есть 1405-1406 гг.
Фольклор чеченцев и ингушей в XIII-XV вв.
К достижениям духовной культуры относится замечательный фольклор вайнахов. Истоки чеченского и ингушского фольклора уходят вглубь истории. К древнему пласту фольклора относятся нарт-орстхойские сказания чеченцев и ингушей, представляющие собой самобытную версию общекавказского нартского эпоса, известного многим народам Кавказа (адыгам, осетинам, абхазам, карачаевцам и балкарцам). Немало общего заметно и в таких жанрах фольклора народов Северного Кавказа, как сказки, рассказы о мулле Насреддине (у ингушей — Цаген), бытовые песни. Именно в фольклоре наиболее полно проявилось художественное сознание чеченского и ингушского народов. Художественная оригинальность и самобытность, яркость образов и глубина Мысли, богатство жанров чечено-ингушского фольклора сделали его тем первым вкладом, который чеченский и ингушский народы внесли в сокровищницу мирового искусства.
Искусство чеченцев и ингушей в XIII-XV вв.
Искусство танца, по-видимому, отличавшегося от современного, уходит в глубь изучаемой эпохи и даже ранее. Вайнахи владели и музыкальным искусством. Им были известны музыкальные инструменты: шедаг,, 1адхьоку-пондур, дечиг-пондур. Значительное развитие получило декоративно-прикладное искусство: поделки из дерева и кости, обработка металла, украшение мебели и утвари, золотое шитье и др. Особенно славились чеченские и ингушские мастера башенной архитектуры и резчики. Они украшали надгробные памятники геометрическим, растительным рисунком и орнаментом с изображением зверей.
Таким образом, в XIII-XIV веках, несмотря на разорительное нашествие монгольских феодалов и их жестокий гнет, шел медленный процесс экономического возрождения народов Северного Кавказа и развития феодальных отношений, заторможенный в конце XIV века нашествием другого завоевателя — Тимура. Во время его нашествия погибли многие средневековые города Северного Кавказа, что явилось большой катастрофой для края. Народы Северного Кавказа начали выходить из глубокого кризиса в середине XV-XVI века.
Я.З. Ахмадов