Русско-Чеченское этнокультурное и хозяйственное взимовлияние на тереке в XVI-XVIII вв. — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
История

Русско-Чеченское этнокультурное и хозяйственное взимовлияние на тереке в XVI-XVIII вв.

Основой развития хозяйственно-культурного взаимовлияния между чеченцами, с одной стороны, и русским населением Терека в лице казачества — с другой была реальная взаимозависимость и взаимозаинтересованность, возникшая в процессе укрепления многовекового соседства. Указанная взаимозависимость подрывалась, правда, политикой российского царизма, направленной на разжигание национальных противоречий. Такая политика превращала русское пограничное население в орудие колониальных захватов. Эту политику разделяла казачья верхушка. В то же время сословные верхи чеченцев, князья и старшины, стремились монополизировать отношения с Россией, воспрепятствовать прямым отношениям своего народа с русским населением Терека. 

Политика царизма, а также казачьей и чеченской верхушки придавала взаимоотношениям народов двойственный характер. Вместе с тем известны конкретные факты взаимовлияний в области материальной и духовной культуры, сыгравших обоюдную положительную роль. Прямые контакты русских с чеченцами начались в последней четверти XVI в., когда на Тереке появились первые терско-гребен-ские казаки. Эти контакты стали стабильными в XVII – начале XVIII в., когда казаки стали оседать здесь на постоянное жительст во и обзаводиться хозяйством. Большая их часть жила за счет про изводящего хозяйства, и потому эта часть искала дружбы и добрых отношений с горскими соседями. Да и незнание природных особенностей Кавказа заставляло казаков перенимать материальную культуру горцев, в том числе и чеченцев, что, разумеется, сказывалось положительно на их отношениях друг к другу.

Весьма большую роль в формировании терско-гребенского казачества (гребенского в особенности) и усилении его дружественных связей с чеченцами сыграли многочисленные переселенцы из Чечни. В казачьи городки и крепости бежали десятки семейств из-за кровной мести и по другим причинам. Число таких перебежчиков было очень велико; это придавало различный колорит отдельным станицам в укладе их жизни, в обрядах, песнях и т.п. «Это, наконец, приводило к большому сближению (казаков. — Я.А.) с их инородческими соседями и к переимчивости полезных особенностей у них» — так отмечает один из казачьих историков XIX в.   

И казаки бежали в горские аулы и оседали там, что привело даже к образованию целых ветвей (гаьр) русского происхождения в чеченских тейпах. Чеченцы, переселившиеся в русские станицы, не прерывали связи с родиной. Они ездили туда как с торговыми, так и с дипломатическими целями по заданию царских властей, что, безусловно, способствовало сближению народов. Важной предпосылкой для взаимопроникновения культур, кроме взаимных переселений, оживленных политических и экономических отношений, являлись и горские обычаи: гостеприимство, куначество, аталычество. Чеченцы строго соблюдали обычаи гостеприимства, включавшие в себя целый комплекс правил. Гостю не только давали кров и пищу, но и помогали в его делах, а в случае необходимости защищали с оружием в руках. остеприимством чеченцев мог воспользоваться человек любой расы и вероисповедания, в том числе и русский. Куначество было прекрасным народным обычаем, способствовавшим безопасности контактов и постоянной дружбе между представителями разных национальностей. По словам Л.Н. Толстого, куначество у чеченцев состояло в следующем: «Чтобы стать кунаком, то есть другом, по обычаю нужно, во-первых, обменяться подарками и затем принять пищу в доме кунака. И тогда по древнему обычаю этого народа (который сохраняется только по традиции), становятся друзьями на живот и на смерть, и о чем бы я ни попросил его — деньги, его оружие, все то, что у него есть самого драгоценного, он должен мне отдать, и, равно, я ни в чем не могу отказать ему». Для приема гостей чеченцы, как и другие горцы, содержали специальные помещения в доме или отдельные строения — так называемые кунацкие.

Академик Фальк, путешествовавший по Северному Кавказу в 1773 г., пишет об ауле Брагуны, что дома его жителей «гораздо лучше прочих, а особливо небольшая постройка (конак уи), в которой они принимают гостей…» [3]. Куначеские отношения, широко развитые между рядовыми казаками и чеченцами, нашли отражение в чеченском фольклоре. Так, героико-эпическая поэма-илли «Ахмад Автуринский» рассказывает о том, как чеченский молодец сдружился с терским казаком, который, следуя закону дружбы, помогает Ахмаду вывезти его любимую девушку из Кизляра. А в песне «О Тарковском молодце, сыне вдовы, Жуми Акхтулле и казаке» повествуется о союзе чеченских, кумыкских и казачьих молодцов. Объединенные куначеством, они смело вступают в бой с отрядом царского генерала. Куначеские отношения существовали и между социальными верхами чеченцев и русского населения по Тереку. Документ 1753 г. сообщает, что чеченский князь Алисултан Казбулатов имел куначе-ские отношения с казачьим атаманом Лукьяном Борисовым; куна-ческие связи имели кизлярские и чеченские купцы.

Хорошим обычаем, способствовавшим взаимообогащению культур, укреплению дружеских связей горцев и казаков, был обычай аталычества, суть которого состояла в отдаче детей для воспитания в другую семью. Между казаками и чеченцами было принято отдавать детей на воспитание из станиц в аулы и наоборот, что давало им знание чужого языка, грамоты (русской, арабской), обычаев и т.д.

Таким образом, можно утверждать, что для взаимовлияния и взаимообогащения культур чеченского и русского (в данном случае в лице казачества) народов существовали определенные условия и предпосылки. К числу их относились оживленные политические и экономические связи, взаимные переселения, взаимозаинтересованность и взаимозависимость в хозяйственной жизни, гостеприимство, куначество и аталычество. В ходе длительного исторического развития чеченцы выработали передовые по своему времени приемы ведения хозяйства и относительно совершенные орудия труда. Они были идеально приспособлены к местным природным условиям. Не удивительно потому, что казаки, переселившиеся из России на Кавказ, на земли Чечни, переняли у своих соседей орудия труда и приемы ведения хозяйства. Гребенские казаки стали применять в земледелии плуг кавказского типа, молотильные доски, распространенные у горских соседей.

 

Я.З. Ахмадов, АД. Осмаев

ChechenAsso.ru 

Оставить комментарий