Всю значимость и глубину фигуры Абузара Айдамирова трудно представить тем, кто не жил в ушедшую советскую эпоху, кто не знает, как трудно, а чаще всего невозможно было чеченцу проявлять элементарный патриотизм, заботу о развитии самосознания и самоуважения своего народа. Все подвергалось тщательной цензуре со стороны стражей коммунистической идеологии, согласно которой национальная творческая интеллигенция должна была работать над образом счастливого советского человека, а не героев других эпох. История вайнахов фальсифицировалась. Нас представляли почти дикарями, недавно выведенными большевиками из леса и приобщенными к великой истории других народов.
Пассажирам самолета, совершающим посадку в аэропорту Грозного, еще в воздухе сообщали, что Чечено — Ингушетия в прошлом – край беспросветной нужды, прозябавший в нищете и невежестве. Что народ был абсолютно неграмотен и задавлен религиозным мракобесием. И что только октябрьская революция и русский пролетариат вывели его из леса, посадил за учебники и приобщил к мировой цивилизации. После такой информации гости, естественно, начинали слегка остерегаться аборигенов, «вчерашних дикарей». О том, что корни этих «дикарей» могут уходить в мир самых древних цивилизаций мира и что оттуда генетическая память диктует вайнахам не утерянные принципы духовности и культуры, естественно, мало кто знал и мало кого волновало. Негласный лозунг гласил: младший брат не может быть старше старшего брата.
Научно – исследовательским учреждениям республики, которые по сути дела были превращены в лаборатории отдела пропаганды и агитации обкома КПСС, строго запрещалось лезть слишком глубоко в историю, и это делалось не простыми рекомендациями, а соответствующими постановлениями бюро, пленумов и конференций. Разумеется, и речи не могло быть о том, чтобы кто-то заикнулся о положительной роли религии и различных религиозных деятелей в развитии духовности и воспитании народа. Правда о чеченском народе и его истории начала появляться в произведениях Абузара Айдамирова. Герои его романов – философски и политически мыслящие личности, противостоять имперскому насилию которых вынуждает не религиозный фанатизм, а высокое чувство человеческого достоинства и провокационная политика отдельных представителей самой империи. А чеченская земля – это ухоженный край трудолюбивых людей, сплошные поля, сады и ухоженные леса. Лишь многие годы спустя это подтвердил наиболее добросовестный ученый Ян Чеснов: «К эпохе Кавказской войны Чечня представляла, по существу, прекрасную ухоженную страну. Там были заповедные рощи, где была запрещена охота на зверей. Сады и поля орошались сложной ирригацией. А хлеба она производила столько, что кормила соседний Дагестан и экспортировала его даже в Иран. Чеченские старики еще в их молодости, идя в лес, окультуривали там плодовые деревья. Пастух не гнал бегом стадо баранов, чтобы они слишком не вонзали копытца в тонкую почву горного пастбища. Все это черты высокой экологически развитой цивилизации…»
Наиболее достойных сынов народа, кто не желал соглашаться с унизительной для народа идеологией, ущербности, дикости народа в прошлом откровенно преследовали. В их числе и оказались Халид Ошаев, Магомед и Арби Мамакаевы, Абузар Айдамиров, Идрис Базоркин, Якуб Вагапов и другие, кто не разменивали свою честь на подачки властей и стойко выдерживали их угрозы.
Особняком стоит личность Абузара Айдамирова.
В чем феномен Абузара Айдамирова? Почему в свое время он покорил сердца всех, кто его знал, общался с ним, читал его произведения? Во-первых, талант писателя, во-вторых, глубокие знания истории, быта, обычаев, традиций своего народа, В-третьих, понимание огромной роли духовенства в сохранении высокого уровня духа и душевных сил народа. В-четвертых, и это, наверное, самое главное – личные человеческие качества, такие, как исключительная скромность, мягкость и добродушие, удивительным образом сочетающиеся с мужеством, граничащим с отвагой! Иначе как мог он творить, десятилетиями находясь в немилости властей?
Ошибочно и несправедливо, однако, считать, что у Абузара Айдамирова и других объективно пишущих авторов не было поддержки и все люди в партийном руководстве были бездушными карьеристами. На различных уровнях партийно-советской работы трудились вайнахи, которые вопреки шовинистической идеологии коммунистической Москвы переживали за историю и культуру своего народа. Это особенно ярко начало проявляться в последние годы существования советской системы, получившей название эпохой перестройки. Считаю необходимым назвать хотя бы несколько имен людей, сыгравших весьма положительную роль в судьбе своего народа той эпохи. Среди них – секретари обкома КПСС Леча Магомадов, Андарбек Яндаров. Председатели Правительства ЧИАССР Муслим Гайрбеков, Сираждин Беков. Заместитель Председателя Правительства Герсолт Эльмурзаев, ответственные партийные работники Руслан Нашхоев, Руслан Сайханов, Магомед Дадуев, Муса Арсемиков, и многие другие, имена которых еще будут названы и будет отмечена их патриотическая роль в ту сложную эпоху, когда быть патриотом своего народа, мягко говоря, не приветствовалось.
Духовный лидер нации познается не одной набожностью и проповедями догм, хотя они тоже необходимы. Духовный лидер нации – тот, чья жизненная дорога — служение народу и Богу, не стремясь за мирскими благами праведными и неправедными путями; желая постигать не только глубины Откровений Всевышнего, теософии, но и истоки истории, культуры, всего, что составляет духовную основу народа, и эти знания направляет на выработку верной и достойной национальной идеологии, не размениваясь на мелочные конъюнктурные вещи, что идет в прямой разрез с нашей национальной идеологией Нохчалла. Отправляясь в славный путь, длиною в жизнь, подлинный духовный лидер ведет за собой и народ, показывая ему верные ориентиры. И делает он это вопреки всему, всем козням, которые чинят не только противники развития самобытности народа за пределами республики, но и свои тщеславные и тщедушные завистники.
Абузар Айдамиров впервые в своем романе «Долгие ночи» озвучил исторические, судьбоносные слова аулия Кунта – Хаджи Кишиева о том, что не следует губить себя в самоубийственной войне с превосходящими силами империи, если империя прямо не посягает на честь и достоинство народа. Это поистине судьбоносное завещание святого, которое в очередной раз было проигнорировано. В силу своей озабоченности за судьбу народа и умения обращать внимание народа на самое главное, Кунта – Хаджи Кишиев и Абузар Айдамиров стоят в одном ряду. В ХХ веке именно Айдамиров взял у Кунта – Хаджи идеологию спасения своего народа от авантюризма вооруженного противостояния империи.
Мало кто из интеллигенции и лидеров народа против свободы и достойного развития своего народа. Мы знаем, что в результате призывов из Москвы «Берите столько суверенитета, сколько переварите», за суверенитет республики боролся и Ахмат – Хаджи Кадыров. Но осознав всю провокационную опасность этой идеи, и осознав актуальность завещания Кунта – Хаджи, решительно выступил за прагматическую политику, способную обеспечить конец откровенному геноциду. И такая связка – основа для выработки в дальнейшем политики оптимального регулирования интересов империи и республики: мы признаем политическую власть Москвы, будем бороться за ее единство и целостность, за ее политические, экономические и международные интересы, но Москва не мешает народу сохранять свою самобытность. Мы не желаем и не позволим западной идеологии растления, которая так активно проникает в Россию, губить свою молодежь, превращать ее в извращенцев, наркоманов, алкоголиков. Мы не позволим превращать своих сестер и дочерей в определенный товар, в рекламные ролики. Честь наших женщин – святое для нас и именно об этом говорил Кунта – Хаджи Кишиев, об этом напоминал Абузар Айдамиров.
Политика Москвы по отношению к Чечне и Северному Кавказу не всегда бывает умной и дальновидной. Это, наверное, потому что у российского сакрального гербового орла две головы (одна смотрит на Запад, другая на Восток) и обе головы стараются использовать ситуацию на юге страны в своих интересах, но не в интересах всего российского многонационального народа. Зная это, местные политические и духовные лидеры должны быть особенно осторожны, не позволять втягивать народ в различные авантюры в рамках провокационных политических технологий. В этом – главная роль и ответственность людей, наделенных общественным вниманием и любовью, признанных лидеров нации.
Абузар Айдамиров предвидел особую опасность, исходящую от людей, эксплуатирующих религиозные чувства народа в корыстных интересах. В своей блестящей книге Вайн амалш (Наши нравы), изданной в Грозном в 2003 году, пишет о том, автор пишет о том, что многие превратили ислам в предмет торга: « Царех дукхахберш хьарамчух ларлуш бац, бусалба динах йохка – эцар еш бу, шайн аьтто хуьлчу аг1ор 1едална, хьаькамашна бохкалуш бу. Шайн г1уллакхашца, г1иллакхашца цара бусалба дин сийсаздо, адамаш Делан нгекъа т1ера галдоху». Эта озабоченность остается актуальной и сегодня. Айдамирова волновало, что у нашего народа мало было подлинных религиозных лидеров на уровне Кунта – Хаджи Кишиева или Соип – Молла в последнее время. Автор отмечает также Арсанукаева Мохьмад – Бешир Хаджи, который до конца не свернул с правильного пути и не стал прислуживать любой власти, под какими бы знаменами она не пришла, как делали и делают многие.
Абузара беспокоит, что в нашей республике мало религиозных деятелей, которые хорошо знали бы историю, культуру, литературу своего народа. А как без этого можно разговаривать с людьми, внушать им уважение к тому, что проповедуешь? Он подчеркивает, что богословы Азербайджана, Средней Азии, Казахстана, с кем пришлось ему общаться, гораздо образованнее и не позволяют политикам всех мастей делать из себя марионеток.
Айдамирова особенно волновал уровень образования подрастающего поколения. Практически все беды нашего народа – от низкого уровня культуры и образования, — писал он. Из этого исходит наша наивность и доверчивость, когда любой авантюрист, призывая к оружию, может губить нас десятками и сотнями тысяч.
Трудно лечить болезнь, когда она не распознана. К сожалению, в обществе высокая терпимость к кражам, воровству, взяточничеству, другим порокам. И об этих пороках наше духовенство мало говорит, повторяя давно всем известные догмы. Дошло даже до того, что с товарного состава украли оцинкованное железо, а свое воровство оправдали тем, что им покрыта крыша мечети. А это железо искали из соседнего Дагестана, потому что приобрели его для покрытия своей мечети…
Самосознание народа, писал Айдамиров, на низком уровне. Наша чиновничья интеллигенция шарахается из стороны в сторону, то пытаясь сделать приоритетным духовное образование, причем на самом низком уровне, то предлагая вместо привычной кириллицы латинский алфавит. А дело в том, что даже в Саудовской Аравии детей обучают иностранным языкам с такой же старательностью, как и арабскому. Потому что мусульмане прежде всего должны быть широко образованными людьми, имеющий высокий, международный уровень культуры. Такой уровень нашей молодежи сегодня может дать только русский язык. И этот вопрос впредь не надо ставить под сомнение, если мы не хотим превратить своих потомков в фанатичных талибов, вооруженных ваххабитов, что опять даст империи повод для новых зачисток с сотнями тысяч убитых и пропавших без вести.
Много внимания Абузар Айдамиров уделял вопросу семьи. Прочная семья – основа благополучия народа. Но у нас часто легко и безответственно относятся, в частности, к судьбе женщины. Ни адат, ни шариат не делают из мужчины владыку, превращающего женщину в рабыню. Напротив, бережное отношение к чьей-то дочери, сестре, матери, снохе – святая обязанность каждого мужчины. Когда мужчинам безразличны судьбы женщин, они могут испортиться, стать на порочный путь, — пишет Айдамиров, — а если у народа порочные женщины, порочным становится весь народ. Значит, ответственность лежит на мужчинах. Но сколько у нас легкомысленных представителей этого сильного пола, которые часто бездельничают, пьянствуют, довольствуются случайными заработками, чаще всего незаконными, неправедными путями. Вести себя таким образом мужчинам не дает права ни адат, ни шариат, ни светские законы, ни глобальная идеология Нохчалла, которая в генетической памяти нашего народа уже многие тысячелетия.
С горечью писал Абузар о слабости исторической памяти нашего народа, о нашем неумении уважать самих себя и заставить уважать себя других. У нашего народа на самом деле были в прошлом выдающиеся политические и религиозные деятели, полководцы, о тактике боевых операций которых до сих пор говорят в высших военных училищах и академиях. Но мы не знаем и не пытаемся узнать где могут быть похоронены Шейх Мансур, Бейбулат Таймиев, Байсангур, Алибек – Хаджи. Из этой же особенности нашего национального характера и то, что мы не хотим признавать заслуг своих национальных талантов, зато пресмыкаемся перед теми, кто у власти, в надежде на то, что от них перепадет что – то конкретное. Все это, пишет Абузар, признаки нашего чрезвычайно низкого общественного самосознания, что в конечном счете приводит к тому, когда любой заезжий или засланный авантюрист, прикинувшийся пророком, может заманит народ в любой капкан, и мы доверчиво следуем за ним.
Разумеется, кроме субъективных, зависящих от нас самих, есть и объективные причины тому, почему с нашим народом раз за разом перманентно повторяются беды и несчастья. Это, во – первых, жестокая колониальная политика царизма, которая отбросила на десятилетия назад и сократила население более чем вдвое в результате войн, длившихся десятилетиями. Это – политика большевиков, которые регулярно уничтожали цвет нации, то под предлогом борьбы с религией, то под видом раскулачивания, то поголовной депортации на целых тринадцать лет. К 1958 году, пишет Абузар, во всем Ножай –Юртовском районе с населением 50 тыс. человек, не было ни одного человека с высшим образованием.
После восстановления республики с нашим народом приключилась новая беда – массовая безработица. Доведенные до отчаяния люди освоили новый для себя вид отхожего промысла, когда люди из села на целый сезон уезжали на заработки далеко за пределы республики. Детей в апреле – мае отрывали от учебы, а обратно привозили только в октябре – ноябре. Все это сказывалось на успеваемость. Тяжелые виды работ от зари до зари без всяких понятий о гигиене труда калечили людей, приводили к инвалидности.
Очередная жестокая трагедия случилась, когда под видом свободы и демократии в страну пришла вседозволенность и анархия. Свобода и демократия ельцинской эпохи сыграли на руку только проходимцам и авантюристам всех мастей. Их руки оказались развязанными для кражи, грабежей, насилия. А Чечня была брошена в пучину самой жестокой и подлой войны, которая унесла убитыми и покинувшими родину сотни тысячи человек, что равносильно откровенному, циничному геноциду.
Отдельно обращал внимание Абузар Айдамиров на недопустимость дробления нашего народа, его интересов по тейповому признаку. Это – самый верный путь к тому, что мы никогда не достигнем общенационального согласия и примирения. Абузар глубоко переживал поведение отдельных ингушских деятелей, выступавших за раздел нашей республики. В названной книге «Наши нравы» писатель справедливо отмечает, что наш раскол позволил сначала произвести этническую чистку в Пригородном районе, а затем развязать войну с Чечней. «Барт боцчу вежарийн сий ца хуьлу, уьш атта хетта арахьарчу нахана» (Недружные братья не пользуются уважением. Они ущербны в глазах соседей) – с болью душе писал Айдамиров. В самом деле, в этом большом, жестоком мире нет более близких братьев у чеченцев кроме ингушей и у ингушей кроме чеченцев. К счастью, абсолютное большинство вайнахов именно так и думают. Безрассудные и откровенно провокационные заявления отдельных контуженных личностей, называющих себя ингушами, не имеют никакого отношения к этому чистому и благородному братскому народу, с которым нас связывают прочные исторические корни, уходящие в глубь самых древних цивилизаций. В прошлом веке наши народы сплотил Кунта – Хаджи Кишиев. В новой истории наше братское единство укреплялось такими личностями, как Абузар Айдамиров, Идрис Базоркин, Ахмат – Хаджи Кадыров, Руслан Аушев, Мурат Зязиков, и многими другими, не в пример отдельным новоявленным лидерам – провокаторам.
Абузар Айдамиров видел явный заказной характер войны, развязанной ельцинским режимом в Чечне. Во время трагедии с захватом школьников в Беслане Президент Путин даже назвал имя этого заказчика – пятая колонна западников, засевшая в Москве.
Народный писатель справедливо задавался вопросом насыщения республики оружием. Федеральные воинские части были выведены из республики в считанные дни, оставив восставшей республике горы оружия. Ведь каждому здравомыслящему человеку понятно, что нет оружия – нет войне. Значит, оружие специально оставили неуравновешенному генералу для того, чтобы на юге России была война. И эта война кому – то была необходима для того, чтобы окончательно сломать Россию. О том, что война была крайне необходима Кремлю эпохи Ельцина и Березовского говорит хотя бы факт, что от Ельцина восемь раз на памяти главы службы охраны Кремля Коржакова скрыли обращение Дудаева принять его с абсолютно приемлемыми предложениями политического урегулирования взаимоотношений между центром и республикой по аналогии с Татарстаном. Глава Администрации Кремля Филатов докладывал Ельцину только о том, что Дудаев отзывается о нем плохо, оскорбляет его. А Ельцину, пишет Коржаков, такое сильно не нравилось. Он считал себя оскорбленным. На таких чувствах и играли тогда прозападные кремлевские провокаторы.
Все эти грязные игры видел, знал Абузар Айдамиров и как депутат Верховного Совета СССР, находясь в гуще политических событий, и как интеллектуал, одаренный природой даром предвидения опасности.
Трагедия нашего народа не в том, что у нас нет провидцев, нет настоящих лидеров, не представляющих себя, свою жизнь в отрыве от своего народа. Трагедия и беда в том, что мы никого не хотим слушать там, где это ослушание и политическая слепота дают возможность как – то быстро нажиться, утащить домой колхозный скот, трактор, ограбить склад или товарный двор, ограбить железнодорожный вагон, вооружиться автоматами и создать банды, да мало ли что. Поэтому, подчеркивает Айдамиров, надо элементарно уважать себя, свою святую веру, память о своих предках. Надо давать образование своим детям, готовить их к честному, мирному труду на благо своей семьи и своего народа. Простые истины, которые, к великому сожалению, плохо доводятся до людей теми, кто, претендуя на ролю духовных лидеров, часто лицемерят, готовы отпустить любому человеку любой грех за определенное вознаграждение.
У нашего народа были, есть и будут духовные вожди, правильно ориентирующие свой народ в любых политических ситуациях, при любых формах дестабилизации и хаоса. Верные ориентиры своему народу давали и Абдурахман Авторханов, и Абдулбаки Джамо, и Руслан Хасбулатов, и десятки, сотни других лучших сынов нашего народа, когда чеченцы, разделившись, устроили схватку за власть, за владение Чечней и ее богатствами, нисколько не задумываясь о последствиях своей недальновидной политики. Однако, Абузар Айдамиров стоит особняком, который всегда был в гуще своего народа, не понаслышке знал о его бедах и страданиях, до самого последнего часа своей жизни жил со своим народом на одном дыхании. И об этом знали все, чьи пути — дороги хоть раз соприкасалась с этим удивительным, поистине святым человеком.
Специально для Нохчалла.com
Саид–Хамзат Нунуев.
Член Союза Писателей СССР, РФ.
Очень хорошая и полезная статья. Надо делать выводы из трагических событий и не повторять одни и те-же ошибки. Слишком большую цену мы платим каждый раз. Пока мы не сделаем выводов и не передадим следующим поколениям все знания и умения накопленные веками, будущее чеченского народа под большим вопросом. Дай Аллах нам мудрости и терпения на этом непростом и опасном пути. И самое главное, по-моему, это наше неумение объединиться и быть сплоченными, не поддаваться на провокации врагов, которые работают день и ночь против нашего сплочения.