В VIII–XI веках по территории Чечни проходили крупные караванные пути от хазарского города Семендера, который располагался предположительно в Северном Дагестане, к Черному морю, к Таманскому полуострову и дальше до европейских стран.
Вероятно, благодаря этому пути, в Чечне получили распространение предметы быта и произведения искусства редкой красоты и великолепного мастерства.
Другим важнейшим путем, связывавшим нахов с внешним миром, был Дарьяльский проход. Этот путь соединял чеченцев с Грузией и со всем переднеазиатским миром.
В период татаро-монгольского нашествия царство Алания, которое располагалось в западной части Чечни, подверглось полному уничтожению кочевыми ордами двух полководцев Чингисхана – Джебе и Субедея. Они прорвались со стороны Дербента, и равнинное население Чечни оказалось уязвимым для армии степняков.
Населению равнинной Чечни отчасти удалось спастись уходом в горы, к своим сородичам. Здесь, в горах, вайнахи, прекрасно понимая, что нашествие татаро-монгол грозит им полным уничтожением или ассимиляцией, оказали татаро-монголам упорное, поистине героическое сопротивление.
Благодаря тому, что часть нахов ушла высоко в горы, народ сумел не только сохранить язык, обычаи, культуру, но и уберечь себя от неминуемых процессов ассимиляции многочисленными степняками.
Поэтому чеченцы из поколения в поколение передавали предания и легенды о том как их предки в неравной борьбе сохранили свободу и самобытность своего народа.
В горах существовала четко продуманная система оповещения о появлении врага. На вершинах гор, в четкой видимости друг от друга, были построены каменные сигнальные башни.
При появлении в долине кочевников на вершине башни зажигался костер, дым от которого предупреждал об опасности. Сигнал эстафетой передавался от башни к башне, таким образом, дымящиеся башни означали тревогу, подготовку к обороне. Повсеместно объявляли: « Орц дала!» – от слов « Орцах довла» – то есть уходите в горы, в лес, спасайте себя, детей, скот, имущество.
Мужчины мгновенно становились воинами. О развитой системе обороны свидетельствует военная терминология: гIашлой – пехота, хой – стражники, дошлой – всадники, пихаьрчой – лучники, чIуохой – копьеносцы, чевхьарой – санитары, гIамахой – меченосцы, гIалгIдай – щитоносцы, бIаьхо – командир сотни, сурхо – командир полка, дивизии, баьча – предводитель армии и т. д.
Народы Северного Кавказа еще долго вели освободительную борьбу с татаро-монгольскими захватчиками» .
В горах, в районе Нашха, утвердилась система военной демократии. О строгих законах военной дисциплины, того времени также свидетельствуют многочисленные предания народа.
Периодически Совет Старейшин (Мехкан Кхел) проверял военную дисциплину мужского населения. Делалось это таким образом. Неожиданно, чаще всего ночью, объявлялся всеобщий сбор. Того, кто приходил последним, бросали со скалы. Естественно, никто не хотел опаздывать…
Есть у чеченцев такая легенда.
Жили два друга. Один из них был влюблен. Так случилось, что тревогу объявили в ту ночь, когда влюбленный отправился на свидание с девушкой, в далекий аул. Зная об этом, чувствуя, что он опоздает, друг притаился в роще, чтобы подойти к месту сбора последним. Для того, чтобы пропустить вначале того, кто с опозданием придет со свидания.
И вот, наконец, примчался со свидания друг. Его хотели сбросить со скалы, но тут появился притаившийся. « Не трогайте его! Я последний!»
Старейшины разобрались в происходящем и, говорят, оставили в живых обоих. Но это было исключением из строгих правил.
Вслед за татаро-монголами, в конце XIV века, в горах появился знаменитый Тамерлан (Тимучин), который преследовал цель распространить на Кавказе ислам. Он не был кровожадным покорителем народов, как описывают недобросовестные историки и писатели. Сохранились записи, свидетельствующие о том, что его воины бросали в пропасть языческие идолы и капища горцев.
Никаких побоищь и угона в рабство населения Тамерлан не производил. Поход Тамерлана на Кавказ ждет своих добросовестных исследователей.
Предки вайнахов, между тем, не покорялись никаким степнякам — завоевателям. За время борьбы с ними они довели до совершенства систему горной оборонительной архитектуры.
Чрезвычайная скученность населения, земельная теснота вынуждали с большой эффективностью использовать каждый склон горы, каждый выступ скалы. Была освоена форма террасного земледелия. На склонах делали ступени, засыпали их грунтом и гумусным слоем, добываемым в лесу.
До сегодняшнего дня сохранились в горах жилые каменные и боевые башни, целые аулы-крепости. А также «города мертвых» , которые представляли собой скопление многоярусных погребальных склепов. Известны более 500 подобных архитектурных комплексов.
Образцы великолепного строительства сосредоточены сегодня в Аргунском, Ассинском, Джераховском ущельях, в окрестностях высокогорных озер Казеной – Ам и Галанчож.
Начиная с XV века, к равнинному нахскому царству Симсим (Симсир) начинают прирастать поселения вновь спускающихся с гор чеченцев. Они вели ожесточенную борьбу с кумыкскими, ногайскими и кабардинскими ханами и князьями, которые в союзе с Ордой эксплуатировали чеченские равнинные пахотные земли и пастбища, те, что чеченцы были вынуждены оставить в результате неравной борьбы с кочевниками.
К этому периоду относится часть легенд, преданий и отдельные произведения песенного эпоса чеченцев – так называемые героические Илли.
На новый уровень восходит земледелие, животноводство. Расширяется освоение металлов и производство металлических предметов хозяйственного и военного назначения не только из железа, но и меди, цинка, серебра, золота.
Собственное ремесленное производство достигло небывалого расцвета. Наладилось товарное производство оружия, украшений, различных предметов обихода. Упоминаются в литературе и в устном предании целые кварталы и аулы кузнецов, оружейников, ювелиров.
Образцы продукции местных мастеров и умельцев найдены на всей территории Северного Кавказа и Закавказья. К средневековью относятся гончарные печи, останки кузниц, ремесленных мастерских, найденных по всей Чечне. В наибольшей степени сохранилась гончарная печь, найденная у селения Дуба-Юрт, относящаяся к XI–XIII векам.
Среди определенных слоев общества в те давние средневековые времена была развита письменность. Велась дипломатическая переписка между предводителями нахских племен, земель и государств с соседними государствами, в частности, с правителями Грузии, России.
В историческом прошлом чеченцы и ингуши не раз сражались вместе с русскими за общие интересы своего Отечества. История хотя нас и ссорила, но и роднила. В « Слове о полку Игореве» друзья советуют князю бежать в горы, к чеченцам, где он может получить приют и спокойствие. Рядом с Мининым и Пожарским в освобожденную Москву входили и князь Черкасский, кровью породнившийся с чеченцами.
С армией Наполеона сражался и генерал Александр Чеченский. Чеченцы вместе с Суворовым переходили Альпы, целыми полками защищали Россию в русско-турецских войнах, а чеченский генерал Орцу Чермоев стал героем русско-турецской войны 1877–1878 гг.
С первых же дней Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) десятки тысячи чеченцев и ингушей, как и люди других национальностей нашей республики, изъявили желание с оружием в руках биться с агрессором.
С просьбой отправить в действующую армию обращались участники митингов и собраний, которые проходили на всех предприятиях, в государственных учреждениях, научных и учебных заведениях, во всех селах и станицах Чечено-Ингушетии. В результате уже в июне–начале июля 1941 года свыше 17 тыс. тружеников записались в народное ополчение, из них – около 50 процентов чеченцев.
Тысячи воинов чеченцев и ингушей вписали немало ярких страниц в историю войны с гитлеровскими полчищами, выполняя свой воинский и патриотический долг перед Родиной.
На всех фронтах Великой Отечественной войны бок о бок с сыновьями других народов бились воины чеченцы. Вместе с защитниками Ленинграда отважно воевали против врага Н. Ханбеков, Ю. Самхадов, А. Шаипов, А. Магомадов, М. Очаев и сотни других. Героические защитники Ленинграда писали в Грозный о снайпере Ахмаде Магомадове: «Мы встретили Ахмада Магомадова при защите города Ленина, полюбили его за отвагу, за героизм и бесстрашие. Ему всего 19 лет, но в части у нас, его называют ветераном. Из своей снайперской винтовки он сразил 87 фашистов».
В боях под Москвой осенью 1941 – начале 1942 гг. отличились сотни воинов из Чечено-Ингушетии. Среди них Лечи Бисултанов, Дуки Межидов, Хасан Шаипов и многие другие. Героические подвиги в сражениях за Москву совершил снайпер Абухаджи Идрисов, служивший в 1232-м полку 125-й стрелковой дивизии.
Газета «Вечерняя Москва» от 22 апреля 1943 г. писала о нем: «Триста девять фашистов сразил сын свободной Чечни коммунист Идрисов. Бьет он их в обороне, и в наступлении, днем и ночью. Не дает передышку врагу».
В боях за Сталинград бессмертные подвиги совершили более тысячи воинов из Чечено-Ингушетии. На всю страну стало известно имя Героя Советского Союза, командира пулеметного взвода 5-й гвардейской кавалерийской дивизии Ханпаши Нурадилова. Из своего пулемета он уничтожил 920 фашистов, захватил 7 вражеских пулеметов, 12 гитлеровцев взял в плен.
О национальном герое чеченского народа, погибшего смертью храбрых в битве за Волгу, газета «Известия» 31 октября 1942 года писала: «Пройдут годы. Новыми яркими красками заблестит наша жизнь… И счастливая молодежь Чечено-Ингушетии, девушки Дона, парни Украины будут петь песни о гвардии старшем сержанте Ханпаше Нурадилове». Ряд стихотворений и поэм были посвящены Нурадилову.
Снайпер Махмуд Амаев истребил 117 немецких солдат и офицеров. Тульские оружейники изготовили для него именную снайперскую винтовку, а командование части подарило ему кинжал с надписью: «Солнце врагу не погасить, а нас не победить».
Высокое боевое мастерство в боях с фашистами показали танкисты М.А. Мазаев, Х.Д. Алироев, артиллерист, командир артиллерийского полка подполковник А. Ахматханов и др.
Высокие образцы героизма проявили в боях с гитлеровскими полчищами летчики Д.И. Акаев, А.Г. Ахмалов. Прославленный летчик, командир 35-го штурмового авиационного полка майор Даша Ибрагимович Акаев отважно бился с врагом на Ленинградском фронте. Вместе со своими боевыми побратимами – русскими, украинцами, грузинами – он уничтожал коммуникации и живую силу противника.
Бесстрашным воином показал себя на полях сражений старший сержант Хаважи Магом-Мирзоев, работавший до призыва директором Алхазуровской средней школы. В сентябре 1943 года он в числе первых переправился на правый берег Днепра. Огнем пулемета очистил берег от вражеских солдат и тем самым обеспечил успешное форсирование реки подразделением своего полка. Это был его последний бой. Он был трижды ранен, однако истекая кровью, продолжал разить врага. 144 фашиста уничтожил Х. Магомед-Мирзоев в своем последнем бою, в котором погиб героической смертью.
За проявленное мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1944 года, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
За проявленное мужество и героизм при форсировании Днепра звание Героя Советского Союза было присвоено и Х.Ч. Дачиеву.
С первых и до последних дней войны в самых горячих точках боевых действий находился отважный сын чеченского народа Мовлади Висаитов, командир 255-го отдельного Чечено-Ингушского кавалерийского полка. Ему посчастливилось одним из первых встретить союзников на р. Эльбе 25 апреля 1945 года.
За боевые заслуги М. Висаитов неоднократно награждался орденами и медалями. В июне 1945 года командующим фронтом маршалом К. Рокоссовским был представлен к званию Героя Советского Союза, однако Берия наложил запрет на это. Лишь в мае 1991 года уже после смерти, ему было присвоено заслуженное им на полях сражений с немецско-фашисткими агрессорами звание Героя Советского Союза.
Среди отважных защитников Брестской крепости в июне–июле 1941 года, храбро сражались с врагом свыше 200 воинов из Чечено-Ингушетии. Многие из них пали смертью храбрых на поле брани. В их числе М. Исаев, Ш. Закриев, А-Х. Эльмурзаев, А. Саадаев, А. Лалаев и многие другие.
В партизанском отряде им. Суворова, сформированном в ноябре 1941 года в Ярославской области и с боями прошедшем по Смоленской, Ленинградской и Псковской областям, а затем действовавшим в Белоруссии, сражался с гитлеровцами легендарный З.А. Ахматханов.
В итальянском движении Сопротивления, в рядах 51-й ударной бригады им. Артуро Капеттини воевал отважный Магомед Юсупов, имевший высокие награды от Правительства Италии.
В годы Великой Отечественной войны до 80 процентов топлива, которое использовалось танками, самолетами, транспортом при обороне нашей страны, добывалось на Грозненских нефтяных заводах. Война, по сути, была выиграна на нашей Чечено-Ингушской нефти.
23 февраля 1944 года по заранее разработанному плану был осуществлен коварный замысел Сталина и Берия по депортации чеченского и ингушского народов. В связи с этим бесчеловечным актом до конца 1944-го из действующей армии также было отмобилизировано и направлено в Казахстан и Киргизию 16,5 тыс. бойцов и командиров чеченской и ингушской национальностей, прошедших через горнило ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками и зарекомендовавших себя смелыми, отважными и стойкими воинами.
Сотни воинов чеченцев, изменив свою национальность, чтобы не снимали с фронтов, остались в рядах Красной Армии и воевали с врагом до дня Победы. Некоторые приняли участие в боях с Квантунской армией в августе 1945 года.
До сталинского объединения в 1934 году ингуш и чеченцы два народа, которые живут и развиваются раздельно друг от друга. У двух народов не было общей истории или по крайней мере никто не пытался их связывать в одно целое. Не было чечено-ингушских гор, башен и тейпов, а у обоих народа были свои горы, башни, тейпы и дела. Не стоит ингушей причёсывать яковлевской вайнахской гребёнкой.
Ингуши друг друга называют вейнах, не стоит древние ингушские памятники зодчества переиначивать на чеченский лад, ингушское нам, чеченское вам.
Автор имеет право на свои мысли и фантазии, но не надо писать про чечено-ингушский народ, (таковыми не по своей доброй воле мы были с 1934 года по 1991 год) у нас хватает своих фантазёров. Хочу отметить, как только появилась возможность, чеченцы указали ингушам проживавшим в то время Чечне на «дверь» лозунгом — русские в Рязань ингуши в Назрань.
Ничего личного но считаю, что у ингушей намного скромнее мнение о своём влиянии на античный мир и сомневаются в собственной божественности и избранности.
В таком случае, придумайте себе-новый, собственный язык, а не говорите на нашем Нохчи мот, языке Пророка Нох1а, от кого наше самоназвание Нохчи, и которому 10 тысяч лет от роду, придумайте себе новую архитектуру, потому что почти всё, если не всё абсолютно, что стоит там древнего-башни, склепы, башенные комплексы, и не только в Ингушетии но и в Северной (выделяю Северная, потому что Южная Осетия, это итак земля Чеченцев-Бацбийцев, отнятая у них Николаем П, и истребив их, переданная второй половине жидов осов, вывезенных из Персии и посаженных там на их кости и кровь, а их старинный город Шида-Картли, жиды переименовали в Цхинвал) Осетии, Аьрзи, Джейрах, Даргвас, и др., это всё строили наши соплеменники Аккинцы, Чаьнти, Шарой, Чинхой!!! Скажу больше, даже кости Легендарного предводителя тайпа и тухма (рода и фратрии) Акки, Дудара, до сих пор лежат в одном из Солнечных могильников, на нынешней территории Ингушетии (об этом писали сами ингуши, ещё в бытность СССР, до «пришествия» Дудаева)! А знаменитые «кабардинские» и «осетинские» княжеские фамилии Дударовы, да и ингушская фамилия Дударовы произошли от сыновей этого самого легендарного Предводителя Аккинцев Дудара!!! Ну и что ты теперь будешь делать, Лорс, Ингуш-представитель новой «нации»?!?! Пойди, и утопись с горя!!! Нет в природе ни Ингушского языка, ни Ингушей-нации, есть диалект Нохчи мот Чеченского языка, на котором говорят все ингуши без исключения и есть сборище представителей разных Чеченских тайпов и тукхмов, которые начиная с 1810 г. и по сегодняшний день, именуют себя отдельной «нацией» Ингуши !!! ВОТ ОНА ИСТИНА-ДРУГОЙ НЕТ!!!!!!
Не знаю Лорс или кто другой, но, дорогой «иностранец» ингуш- поздравляю тебя и «твой» новоиспечённый по меркам Истории «народ» с «самоопределением», с «собственной» культурой, архитектурой, языком, обычаями и всеми прочими атрибутами и «регалиями» присущими народу! НО ответь пожалуйста, а кем вы были до 1810 Г., т.е. до даты в которую, вам русские нарисовали новую «нацию» ингуш?! Кем и кто вы были, какого происхождения?! Неужели ваша история, начинается всего лишь с 1810 г.?! Послушать тебя, и таких как ты, то получается так! Вы говорите на нашем Нохчи мот (на одном из его диалектов) вы проживаете на исконной Нохчи лат-Чеченской земле, на которую вас, как своих, посадили Нохчи, Чеченцы-Аккинцы, отбившие эту древнюю иконную Чеченскую землю, у Кабардинцев, которую им (кабардосам) за их предательство, и удар Чеченцам в спину, и их участии в войне против Чеченцев на стороне Хромого Тимура, Среднеазиатского маньяка, подари этот же Тимур!!! Именно поэтому, эта древняя Чеченская земля, обильно политая кровью наших предков-соплеменников, какое-то время, называлась Малой Кабардой !!! Именно Чеченцы-Аккинцы, пинком под зад, выгнали оттуда кабардинцев, и посадили вас-неблагодарных ошмётков, которые, как только выдалась возможность, продались царизму за три копейки, и стали называть себя новой «нацией»-ингушами!!!
Хадишт !
Всё ты правильно говоришь, но !?
Прошу тебя, пожалуйста будь сдержанней и не давай повод, для взаимного оскорбления.
Ведь ты представительница нашего народа, потомков Нох1и, и не достойно нам Нохчо, забывать о культуре общения наших Предков, с теми, кто даже своим поганым языком старался оскорбить___получал достой ответ на понятном Нохчо языке.
Да ! Нохчо, этот народ единственный в наше время, который по воле Всевышнего, говорит на языке Пророка Нох1и___во всех Святых книгах Мира Сего, сказано и написано о втором рождении Человечества после Всемирного Потопа.
Но, так называемые ..правители.. в историческом измерении, каждые во времена своего правления, забывали о своём Создателе, и мнили себя уже ,,божками,, за что и были наказаны.
Самое последнее подтверждение тому, революция 1917 года, когда отреклись от своего Создателя и крушили все церкви, мечети, синагоги и т. д.___не согласных казнили, а сами стали служить Дьяволу, признав ,, искусственную теорию Дарвина, убеждая нас всех остальных, что мы произошли от обезьян.
Кстати теория придумана абсолютно не им, а умными потомками Пророка Моисея___в своей Святой Книге они свято чтят всех Пророков, прекрасно знают, что все ОНИ были мусульмане и так же свято верят в Нашего Создателя и своих потомков всегда учили и учат именно этому.
Потребовалось почти 80 лет, пока ,, прозрел один ,, из поклонников Дьявола___ сделал вид , что совершил ,, непоправимый грех ,, и бросил клич на всю страну безбожников___истинно верую в Бога___за что многие народы были благодарны бывшему служителю Дьявола и вновь начали строить церкви. мечети, синагоги…..
Хадишт !
Я не буду писать о истории нас Нохчо, об этом прекрасно сказано многими нашими врагами, а теперь уже благодаря Интернету___весь Мир и все Земляне об этом говорят___в этом не столько заслуга нас самих___просто дело в том, что Всевышний оберегает и хранит, Свой Язык подаренный Пророку Адаму и Еве, а так как мы Нохчо___ сохранили Его Язык___а он, этот Язык является Родоначальным всех языков Мира Сего___то мы Нохчо, прямые потомки Нох1и, являемся под самой надёжной защитой___Нашего Творца и ОН же Создатель Мира Сего.
Хадишт !
Так что быть Нохчо___не всем дано___а быть Нохчо___ это великая честь от Нашего Создателя. Мы все являемся, ответственны за наши слова, поступки, действия, ведь ты прекрасно знаешь пословицу Нохчо________ты хозяин своего Слова, пока оно в Тебе___но сказав Его, ты становишься рабом Его________поэтому наши Отцы очень мало говорили, и всегда отвечали за свои слова.
Думаю, смог тебе объяснить, что не гоже нам с тобой___давать повод, кем бы он не был и что бы не говорил наш собеседник при диалоге___терять над собой контроль. Наше ,,оружие,, это Слово и доходчивое объяснение. Если же наш собеседник скуд на словарный запас и спускается к плинтусу, то с ним нам просто не по пути.
Мы Нохчо, можем быть настоящими Друзьями___но в разы больше злейшими врагами.
Не один народ Кавказа, не приведёт пример нарушения их границ Нохчо, но если они первыми нарушали границы Нохчо___тогда наши Предки стояли на смерть. Но и при таких обстоятельствах___милосердие и благородство к врагам имело место быть всегда. Тому История Нохчо___знает тысячи и тысячи примеров, даже хватит тех примеров, которые происходили в двух войнах, начатой Россией новейшей Истории.
Хадишт !
Нам не надо много писать и говорить___за нас это давно сделали наши Отцы___ ведь они и тебе, и мне, и все Отцы и Матеря нам с детства рассказывали обо всём, и поверь мне___это самая Чистая и Правдивая История.
С уважением к тебе.