Когда чеченцы приняли ислам? — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
Религия в истории чеченского народа

Когда чеченцы приняли ислам?

   Без всякого преувеличения можно сказать, что в последнее время не успеваешь уследить за новинками литературы, выходящими в свет по истории, экономике, культуре, искусству и т.д. чеченского народа. О некоторых из них я уже писал в «Вестях Республики». Сегодня речь пойдет о только что изданной монографии «Ислам в контексте традиционной культуры чеченцев», кандидата философских наук, Махмуда Магомедовича Керимова, проректора Чеченского госуниверситета. В ней дана характеристика традиционной культуре чеченцев и раскрыта системообразующая роль ислама в формировании ценностей системы чеченского общества. Критикуются исламофобские, то есть исламонена-вистнические взгляды в современной публицистике и некоторые научные концепции.

Автор особое внимание уделяет таким проблемам, как: особенности распространения ислама в Чечне; ислам и традиционная куль¬тура чеченцев; газават и учение Кунта-Хаджи; вирдовые братства и их деятельность; коллизии, то есть столкновения противоположных взглядов в вопросе исламского возрождения в Чечне; ваххабизм и пути противодействия ему. На все эти вопросы М.М.Керимов отвечает на высоком профессиональном уровне. Как человек, занимающийся древней и средневековой историей Чечни, мне более близки взгляды автора книги на проблемы исламизации вайнахов. Поскольку этот процесс был длительным и сложным, сделаю не¬большой экскурс в более ранний период. Хорошо известно, что во 11-м тысячелетии до н.э. начинают возникать монотеистическиё религии: в Х\/в. до н.э. в Египте (религиозная реформа фараона Аменхотепа IV (Эхнатона); в конце 11-го тыс. до н.э. возникает иудаизм; в 1-ом веке н.э. окончательно оформляется христианство, а в VII в н.э. возникает ислам. Все эти религии в той или иной степени, в определенные периоды повлияли на историю вайнахского этноса (иудаизм — через Хазарский каганат, христианство — через Византию и Грузию, ислам — через татаро-монголов и орд Тимура, а также Арабского халифата, дошедшего до Дербента). До этих событий духовная культура чеченских пращур зиждилась на основах язычества. И, тем не менее, сама идея Верховного Бога (Дела) древними чеченцами ни у кого не заимствована. Она зародилась в недрах древней вайнахской культуры, хотя некоторые боги чеченцев напоминают религии восточного и античного миров. В 1893 году выдающийся кавказовед Башир Керимович Далгат, завершая свою уникальную книгу «Первобытная религия чеченцев и ингушей» писал, что идея постепенного развития религиозного мировоззрения чеченцев, строгая мораль, построенная на религии, и многое другое говорят в пользу способности этого народа к культурной жизни.

«В свое время, — пишет этнограф, — высшие нации мира проходили через ту же ступень развития, в которой находились не так давно и чеченцы: их (чеченцев) религиозные верования во многом сходны с религиями греков, римлян, иранцев, инду¬сов и других культурных народов в период зачатков их культуры».

«Характеризуя в немногих словах религиозные воззре¬ния чеченцев, — подчеркивает Б.К.Далгат, мы видим, что они вообще не представляют строгой, стройной, цельной системы мировоззрения, исходящей из одной основной идеи; наряду с культом предков и связанных с ним культом домашнего очага, мы видим у этого народа совершенно самостоятельное учение о богах, олицетворяющих силы и явления природы. Попытки примирить эти две системы рели¬гии, выразились у чеченцев в подчинении всех богов одному Высшему Богу». Как бы продолжая эту мысль Б.К.Далгата, чеченский археолог и историк С.Ц.Умаров пишет: «Возьмем для примера культ обще вайнахского Верховного Бога — Дела. Он является создателем всего сущего: живой и неживой природы. Вселенная (Делан дуьне) названа его именем. С возвышением Дела над прочими местными божествами, последние стали трансформироваться в обычные святые, становясь ходатаями и посредниками между верующими и Делой».

«Однако идея подчинения всех богов одному Высшему Богу — Дела не успела ещё выработаться вполне самостоятельно и вылиться в самобытную форму, — продолжает свою мысль Б.К.Далгат, — как наступила эпоха влияния христианства, оказавших сильное влияние на судьбу народной чеченской религии».

В самом деле, с VII века Арабский халифат стремится закрепиться в прикаспийских просторах и на всем Кавказе. Исламизации были подвергнуты, в первую очередь, Дагестан и Закавказье. Совершенно новая для кавказского региона религия медленно, но основательно расширяла ареал своего влияния. Дагестанский востоковед А. Р. Шихсаидов отмечает, что процесс этот прошел два этапа. Первый -\/Ш — первая половина X в. Он связан в основном с арабскими завоеваниями и с самими арабами, сыгравшими значительную роль в исламизации. Второй этап — вторая половина Х — XV вв. — это время сравнительной исламизации районов Дагестана, когда ислам стал здесь официальной идеологией. В эти хронологические рамки исламизации Дагестана не вписываются Чечня и Ингушетия. Как отмечают С.Ц. Умаров и М.Б.Мужухоев, мусульманство более активно распространяется в Чечне в веках и легко уживается в это время с язычеством и христианством. Судя по письмам («челобитным») чеченцев русскому царю Ивану IV (Ивану Грозному) в XVI веке вайнахи делились на мусульман, христиан и язычников. Об этом свидетельствуют документы, опубликованные кавказоведом С.А.Белокуровым в 1889г. в книге «Сношения России с Кавказом» об этом свидетельствуют и археологические изыскания. Так, самая ранняя надмогильная плита (чурт), найденная на древнем могильнике у селения Гачалк (Ножай-Юртовский район), датирована 990 годом хиджры, что соответствует 1582 году.

Как пишет М.Б.Мужухоев, датированных стел на этом могильнике встречено примерно две третьих от общего их числа. Это позволило археологу датировать погребения под плитами без арабских надписей и дат самым началом XVI века. На могильниках же у селений Хой, Макажой, Кезеной, Тазбичи, Дышни, Боторч, Нижний Кокадой, и др. обнаружены чурты уже Х-Х1Хвв.

Все сказанное подтверждает правильность вывода М.М.Керимова о том, что ислам на значительной территории Чечни уже до Х в. утвердился прочно.

Время активного распространения ислама в Чечне, в отличие от Дагестана, совпало с периодом активизации царской политики на Кавказе. Чеченцы не воспринимали распространение на них формы административного правления, принятые в России. Они жили по испытанному веками горскому обычному праву (адатам). Одновременно чеченцы с трудом соглашались и с новыми для них суровыми шариатскими порядками. Говоря иначе, в XVI-XIX вв. на чеченцев обрушились две силы — во-первых, жесткий шариат, старавшийся разрушить адатские устои; во-вторых, царские власти, пытавшиеся лишить горцев не только их обычного права и вновь зарождающихся шариатских порядков, но и насадить в чеченском обществе, равно как и на всем Кавказе, российские административные законы и формы правления. В итоге безграмотные, но свободолюбивые чеченцы оказались между выбором — либо исламский шариат, либо царский имперский режим. Выбор пал на шариат, а отторжение второго — вовсе не означало антирусское движение чеченцев. Оно было антиколониальным, чем и воспользовались Шейх Мансур, имам Шамиль и многие дру¬гие предводители горцев. Ислам, таким образом, выступил как бы в двух лицах — с одной стороны как монотеистическая религия, сметающая старые языческие устои в лице адатов, во-вторых, как сила, объединяющая горцев в борьбе против политики царизма на Кавказе.

В контексте этого вопроса, в частности, рассматривая роль ислама в период Кавказской войны, особенно в период движения Шамиля, М.М. Керимову удалось выявить социальные и военно-политические условия трансформации накшбанддийа-халидийа в мюридизм — радикалистское религиозно-политическое направление, оформившееся как реакция на завоевательную политику царизма в Дагестане и Чечне. В его основе находится идеология газавата, сформулированная дагестанскими муллами Мухаммадом Ярагским, Гази- Мухаммедом, Шамилем, которая в тех условиях сыграла объединительную роль для горцев в их борьбе против колониальной политики царизма. Но с ослаблением сопротивления горцев и явной победой царизма, на смену идеологии газавата,- подчеркивает М.М. Керимов,- призывавшей горцев к борьбе с царскими войсками до победного конца, приходит миролюбивое учение чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева. Сравнительный анализ идеологии газавата и учения Кунта-Хаджи, вирдовая сегментация, то есть деления, накшбандийа и кадирийа маркируют (выделяют) местную специфику традиционного ислама. В любом случае, как подчеркивает М.М. Керимов, ислам в Чечне имеет свои существенные особенности, основанные на этнокультурных ценностях народа. Свой отпечаток на ислам в Чечне,- заключает автор, отложили коллизии, столкновения традиционной культуры чеченцев с радикалистскими и экстремис¬тскими течениями, носите¬лями которой были ваххабиты. Преобладающая часть Чечни, будучи последователями традиционного ислама, отвергли идеологию и практику ваххабизма, которые навязывались насильственными мерами. Эти выводы подтверждены в монографии яркими и убедительными фактами.

Таков далеко не полный обзор монографии М.М. Керимова. Надеюсь, что эта книга явится основой докторской диссертации автора, а пока же отметим, что названное монографическое исследование адресовано научным экспертам, исследователям всем тем, кто интересуется проблемами регионов. Монография вышла редакцией доктора философских наук, профессор В.Х. Акаева.

М. Багаев «Вести республики» №128, 5 Сентября 2007 г.

ChechenAsso.ru

Добавить комментарий

Оставить комментарий