Байсангур Беноевский — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
Личности

Байсангур Беноевский

В 1794 году в семье крестьянина Эди из аула Беной родился мальчик. Назвали его Байсангуром. Ещё свежи были в памяти народа битвы восставших горцев Северного Кавказа под предводительством Шейха Мансура (Ушурмы Шаабазова) с царскими войсками. В год рождения Байсангур первый имам Кавказа умер в каземате Шлиссельбургской крепости.

О периоде жизни Байсангура до 1839 года пока ничего не известно. Но ясно другое: он не мог стоять в стороне от антиколониальной борьбы, в которой активнейшее участие принимали члены беноевского общества.

Здесь в Беное скрывался от царских войск предводитель повстанцев Чечни Ташу-Хаджи. Сюда бежал потерпевший поражение в Дагестане, но увенчанный славой мужественного воина в Ахульго Шамиль со своей семьей и несколькими соратниками. Измученного имама Дагестана приютил у себя предводитель беноевцев Байсангур. Здесь в Беное, в начале 1939 года у жены Шамиля родился сын Муххамед-Шефи.

Именно в Беное скрепилась многолетняя боевая дружба старых знакомых, не раз ходивших прежде в бой. Вместе с Ташу-Хаджи, Шоип-муллой из Центороя и Джавадханом из Дарги Байсангур разворачивает бурную деятельность в Нохч-мохке (Ичкерия) для провозглашения Шамиля имамом Чечни. В Беной съезжаются предводители чеченских обществ для знакомства с будущим лидером горцев. Тогда же в 1839 году на горе Кхеташон-корта у села Центорой на съезде представителей ичкеринских обществ и народа знаменитый ученый, храбрый воин и имам Дагестана, шейх Шамиль был провозглашен имамом Чечни и Дагестана, отцом страны и отцом шашки (тур да), то есть, предводителем и главным полководцем.

Чечня и Дагестан, объединенные призывом газавата (священной войны), поднялись на борьбу с царскими колонизаторами.

В начале января 1844 года чеченцы и аварцы пишут царским военачальникам: «Со времени появления низких ног ваших на стесненных землях и горах наших, вы всегда обманывали людей наших несправедливыми словами своими и подлогами, что неприлично людям благоразумным и действительно храбрым, а в особенности великим государям, имеющим влияние, силу и средства действовать противу равного себе и могущих избавить угнетенных от преследования притеснителей. Вы же всегда разоряли имущество наше, жгли деревни и перехватывали людей наших, чего хотя и неприятно было переносить нам, но притеснения эти противу желания носили на себе до сего времени; потому, во-первых, что не имели нужных инструментов и оружия и, во-вторых, что между нами находились люди глупые, которые из видов своих предавались вам, ради временной пользы непостоянного света. …Словом, между нами и вами не остается ничего более, кроме вражды, обнаженных шашек и войны. А потому должно вам отступить от земель наших немедля времени, а в противном случае вы делаете то, что вам угодно, и мы также постараемся по желанию своему до тех пор, покуда не свершится воли Божией. Впрочем, вы не думайте, чтобы мы боялись и отступили назад: напротив мы приняли присягу на имя Бога, алкорана, библии, Евангелия и псалтыря в том, чтобы упорно драться с вами до тех пор, покуда из двух сторон до последнего уничтожится, или покуда вы не оставите места наши».

Прямодушный и бесхитростный Байсангур отказался от почетных званий и должностей, которые ему предлагал имам, не желая идти против своих принципов; ему претило желание власти над людьми. Шамиль и его окружение с огромным уважением и любовью относились к мужественному лидеру беноевцев. «Таш адам Байсангур» (Байсангур — человек из камня), — отзывался о нем Шамиль.

Байсангур со своим отрядом беноевцев участвует во многих сражениях, ведя их в бой под своим знаменем.

Летом 1845 года в Ичкерии чеченцы, в числе которых и Байсангур, дагестанцы и русские повстанцы громят многочисленные войска графа Воронцова. После этого разгрома царские генералы в течение 14 лет уже не решались заходить в Ичкерию.

В боях летом 1845 года Байсангур лишается руки.

1847 год. Царские войска осадили аул Гергебиль в горном Дагестане. Одноглазый и однорукий Байсангур со своим отрядом беноевцев защищает участок обороны в районе садов. Царские военачальники время от времени начинают штурм селения. Пушечным ядром чеченскому наибы отрывает ногу. Истекающего кровью, без сознания, 53-х летнего наиба в наступивших сумерках подбирают царские солдаты.

Весть о пленении Байсангура мгновенно облетает горы. Шамиль тяжело переживает это известие. Он лично оказывает помощь друзьям и родичам в организации побега из плена. Тяжело раненного Байсангура под большим конвоем отправляют из Дагестана в крепость Грозную. По дороге на колонну нападают мюриды и освобождают наиба.

Байсангура с ликованием встретили горцы. Но радость их была омрачена видом бесстрашного воина. Он был калекой.

Нестерпимым огнем, особенно в ненастье, горело израненное тело, жизнь становилась невыносимой, словно муки ада. И все таки побеждала железная воля. Об этих героях, рыцарях свободы писали в «Коммунистическом журнале» печатном органе, руководимом К. Марксом и Ф. Энгельсом, с сентябре 1847 года : «Храбрые горцы снова нанесли русским несколько серьезных поражений…Народы, учитесь у них, на что способны люди, желающие остаться свободными!»

Без одного глаза, без руки и без ноги Байсангур остается в строю. В бою его привязывают к коню, и его единственная, но сильная рука уверенно сжимает шашку. Почти 25 лет изнурительной войны ослабевают имамат. Против кавказских горцев царизмом бросается 300-тысячная армия. Народ уже не в состоянии оказывать длительное сопротивление как прежде. Только население Чечни сократилось в 5 раз. Конец был предрешен. Преодолевая сопротивление непокорных, сжигая аулы царские войска постепенно занимают территорию Чечни и Дагестана. Шамиль покидает Чечню. 12 марта 1859 года вся Чечня была занята царскими войсками, за исключением Беноя и прилегавших к нему селений. Непокорный Байсангур уходит со своим отрядом в горный Дагестан к Шамилю. Беной сожжен. Имам Шамиль, теснимый многочисленными царскими войсками, с 400 защитниками и 3 пушками укрепляется на горе Гуниб. Байсангур организует оборону Гуниба. 25 августа 1859 года после осады имам Шамиль сдался в плен.

Байсангур был одним из двух чеченских наибов, вместе с Османом Мичикским, которые до конца остались с имамом Шамилем.

Предание, сохранившееся у чеченцев и ингушей, донесло до нас отголоски тех событий: «С чеченским отрядом, в котором большинство было беноевцев Бойсхар (Байсангур) участвовал в последнем сражении Шамиля с царскими войсками. Когда Бойсхар узнал, что имам идет сдаваться, то он поскакал к Шамилю. Увидев идущего к выходу из аула Шамиля Бойсхар окликнул его и попросил поговорить с ним. На окраине аула стояла сакля, вдвоем они зашли туда. Бойсхар всячески возражал против сдачи в плен имама. Он убеждал его, что ещё не все потеряно, что они как ангелы на крыльях пронесут его через тройное кольцо вражьих войск. Что они вновь поднимут Чечню на борьбу. Однако Шамиль был непоколебим в своем решении и направился в сторону царских войск. Бойсхар выхватил пистолет и навел его на удалявшегося Шамиля, окликнув его по имени: «Шемал!» (Назвать имама без звания по имени было очень непочтительно). Шамиль не оборачиваясь продолжал идти. Еще дважды окликнул Бойсхар имама, но тот не обернулся.

Когда царский генерал спросил Шамиля, почему тот не обернулся, когда наиб звал его, то Шамиль ответил: «Если бы я обернулся, то он застрелил бы меня».

«А разве он не мог застрелить тебя и так?» — удивился генерал.

«Это был Бойсхар, а он в спину не выстрелит», — ответил Шамиль.

После сдачи Шамиля в плен Байсангур вместе с чеченским отрядом прорывается сквозь тройное кольцо врагов и уходит в Чечни. В этом историческом прорыве погибает почти весь его отряд.

Байсангур со своей семьей скрывается в пещерах рядом с Беноем. Неукротимый предводитель беноевцев совместно с одним из соратников Солтамурадом и лидерами других чеченских общин готовит восстание. В Аргунском ущелье одновременно и в контакте с ними энергично готовятся к выступлению «старый волк» Ума Дуев из Дзумсоя и Атабай Атаев. Проведя за зиму подготовку, в мае происходят вооруженные выступления. В Ичкерии знамя свободы поднимает 66-летний Байсангур и более молодой Солтамурад. Происходят периодические столкновения с царскими войсками с переменным успехом. По преданию, бывший имам Шамиль по настоянию царя пишет ему письмо, укоряя в том, что он напрасно губит людей в безнадежной борьбе, что силы русских неисчислимы. Говорят, что Байсангур ответил со свойственной ему решительностью, что Шамиль опозорил себя навеки тем, что променял борьбу за свободу на рабство и плен, и что сам Байсангур будет сражаться за свободу своего народа, пока будет жив.

Выходя из окружения под Байсангуром погибает конь, сам он раненный попадает в плен.

Военно-полевой суд проговорил Байсангура к смертной казни через повешение. В тот воскресный день на площадь перед церковью в Хасав-юрте собрали народ. Многие кумыки, горные дагестанцы, чеченцы сами пришли посмотреть на знаменитого предводителя горцев. Под барабанный бой везли на телеге одноглазого, однорукого и одноногого чеченца. Кто знает, что думал этот человек перед казнью? Что хотел сказать этим людям в оборванных одеждах, с надеждой на чудо взиравших на него, и не стесняясь утиравших слезы, мучаясь от своего бессилия ему помочь.

Тяжело передвигавшегося 67-летнего Байсангура подвели к виселице. Стоявшие на площади горцы начали читать предсмертную молитву «ясин». Раздавались команды офицеров. Остановили барабанную дробь. Зачитали приговор. И тут царские палачи применили изуверский прием: начали вызывать из толпы горцев, желающего совершить казнь над Байсангуром, в награду обещаны деньги. Толпа угрюмо молчала. Но нашелся один..(в народе утверждают, что это был кумык, и чтобы не было случайностей в царской пропаганде, палач из горцев был подкуплен заранее). У Байсангура задрожали губы. Он не стал ждать и, сверкнув глазами, сам выбил из под себя скамью. Возглас ужаса и скорби пронесся над толпой. Многие мужчины плакали…

Трудно удивить горцев храбростью. Но всегда во всех честных людях особое и неизменное восхищение вызывало имя Байсангура Беноевского. Этот человек, являющийся одним из самых легендарных героев чеченского народа, остался в истории образцом неукротимости, мужества и несгибаемой воли. Его образ, как и многих других героев, воспитывал лучших сынов чеченского народа, таких, как Алибек Алданов, Зелимхан Харачоевский, Асламбек Шерипов, сказавший в 1918 году: «Благодаря русской революции мы получили ту прекрасную свободу, за которую столетия бились наши предки и кидались на штыки побежденные».

Имя Байсангура долгое время было одним из «белых пятен» официальной истории, а сейчас оно должно занять подобающее ему место и стать на её страницах рядом с именами Имама Мансура, имама Шамиля и многих других, известных и неизвестных героев, отдавших свои жизни за свободу и счастье Чечни и Дагестана.

 

(с) Нохчалла

60 комментариев

  • «Храбрые черкесы снова нанесли русским несколько серьёзных поражений! Народы учитесь у них. На что способны люди желающие оставаться свободными»
    Карл Маркс

    • Ага, черкесы… может еще кабардинцы? Никакого желания быть независимыми и свободными у них не наблюдалось, и поэтому история о них умалчивает

      • Ты абсолютно прав насчет нынешних))). Но, справедливости ради, надо сказать, что их предков также знал весь мир, и о них, так же, как и о наших предках, говорит и история, говорили и те же самые классики — Лермонтов, Толстой … А нынешние хотят только кичиться этим, но никак не следовать этому.

      • Вы не в курсе наших национальных чувств, поэтому не приплетайте сюда это. Не трогайте мой народ, ни нынешнее поколение, ни моих предков. Вам выше просто написали, что в цитате произошла ошибка. Храбрости, поверьте, нам ни у кого не занимать! А насчёт того, что чеченцев по ошибке там назвали черкесами, так извините меня, вы правда верите в этот бред?

    • Представители западных стран Европы называют чеченцев — черкессами! Так как национальная одежда, как им казалось, очень схожа с чеченской!

  • Я так горда тем, что именно таковыми были мои предки.
    «А разве он не мог застрелить тебя и так?» — удивился генерал.

    «Это был Бойсхар, а он в спину не выстрелит», — ответил Шамиль.
    Эти слова навсегда опечатаны в моей памяти. И что уж скрывать,наш народ до сих пор знает себе цену и все также помнит своих героев. Спасибо таким личностям за то, что многие в их образе находят для себя образца для подражания.

  • Я горд тому что я чеченец
    Я горд тому что Байсангур чеченец
    Я горд тому что мои предки такие отважные и храбрые
    Пусть нас будут помнить в истории Отважными и Храбрыми

  • Байсангура не было в Гунибе. Что за бред? И имам Шамиль сам не сдавался, его поленили и окружили землянку где он находился с семьёй! Учите историю а не выдумывайте её!

    • Мой брат тоже говорит, что Шамиля пленили, но я с ним не согласен. Есть много доказательство о том как И. Шамиль добровольно сдался, так что оставьте эти свои нацистские басни !

    • Посоветуй учить историю своим аварцам. Тот бред который вы несёти читать смешно

  • Я так горда тем, что именно таковыми были мои предки.
    «А разве он не мог застрелить тебя и так?» — удивился генерал.

    «Это был Бойсхар, а он в спину не выстрелит», — ответил Шамиль.
    Эти слова навсегда опечатаны в моей памяти. И что уж скрывать,наш народ до сих пор знает себе цену и все также помнит своих героев. Спасибо таким личностям за то, что многие в их образе находят для себя образца для подражания.

  • «Шамиль, хорошо зная этим предгорьям цену и избирая свою резиденцию первоначально Дарго, а затем Ведено, видимо старался держаться ближе Чечни, чем всех прочих своих владений. Значение этих предгорий было понято и Главнокомандующим князем Барятинским, сосредоточившим все наши удары на землях чеченских, с падением которых в апреле 1859 года не устоял и полугода густонаселённый Дагестан, хотя и отдохнувший от наших наступательных действий, прекращённых со стороны Дагестана ещё с 1849-го года.»
    (Е. Сельдерецкий. Беседы о Кавказе. Ч. 1, Берлин, 1870)

  • «…и обитаемые в восточной части племенем чеченским, наиболее воинственным из племён горских, составляли всегда сердце, житницу и самую мощную найму враждебной нам коалиции гор. Шамиль, хорошо зная этим предгорьям цену и избирая свою резиденцию первоначально Дарго, а затем Ведено, видимо старался держаться ближе Чечни, чем всех прочих своих владений. Значение этих предгорий было понято и Главнокомандующим князем Барятинским, сосредоточившим все наши удары на землях чеченских, с падением которых в апреле 1859 года не устоял и полугода густонаселённый Дагестан, хотя и отдохнувший от наших наступательных действий, прекращённых со стороны Дагестана ещё с 1849-го года.
    (Е. Сельдерецкий. Беседы о Кавказе. Ч. 1, Берлин, 1870).

    • мы учим ее . по твоему гуниб гергебиль андийские села близки к чечне . да байсангур был другом шамиля его соратником но в гунибе его вовсе не было . и никакакого разговора про выстрел в спину не было хоть я и уверен что байсангур не выстрелил бы в спину . факт есть факт .

  • «Нельзя было желать более губительной погоды для чеченцев. Со дня выступления своего из Грозной и до возвращения, холод продолжался довольно жестокий. Кроме глубокого в Чечне снега, морозы постоянно держались от 8 до 12 градусов, наконец, гололедица, продолжавшаяся 4 дня, покрыв льдом деревья и все растения, лишили последнего средства продовольствия скот, в то время, как сено осталось или в деревнях или в степи. Две сие крайности довольно сильны, чтобы ботить любой другой народ, но едва поколебали несколько чеченцев. Упорство их неимоверное. » 
    (Дубровин Н. Ф. »История войны и владычества», т. VI, кн 1, Санкт-Петербург, 1888г, с 527)

  • «К управлению начальника Левого фланга Кавказской линии отнесено пространство, ограниченное главным хребтом гор, рр. Андийским Койсу, Сулаком, Каспийским морем и рр. Тереком, Ассой и Даут- Мартаном. Главное народонаселение этого пространства составляют чеченское племя, самое сильное, самое буйное и воинственное из всех кавказских народов…» 
    («Движение горцев Северо — Восточного Кавказа в 20-50 гг. 19 века». Махачкала 1959 , Дагестанский филиал АН СССР, стр. 280 , документ № 154 . Доклдня записка ген.-м. Пулло о положении на левом фланге Кавказской линии с 1834 по 1840 гг. и мерах, необходимых к упрочению власти царского правительства над горцами. 1840 г)

  • «…иногда сотня казаков не решалась напасть на небольшую горсть чеченцев – абреков и вступить с ними в рукопашный бой, зная, что они дорого продадут свои жизни и ни за что не сдадутся» 
    (Природа и население России.Ред. В. Битнер. 1906 г.)

  • «Чеченцы известны как храбрый и свободолюбивый, суровый и в то же время веселый, поэтический народ. Речь чеченцев красочна и метка, фольклор богат и выразителен.» (См.: Семенов Н. Заметки о нравственных и умственных качествах чеченцев // Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб., 1895. С. 73—102.)

  • «Чечня занимала важное стратегическое положение, и там больше думали о наступательной тактике. Долго воевавшие на Кавказе генералы считали Чечню одновременно бастионом Шамиля и его ахиллесовой пятой. На нее приходилась львиная доля поставлявшегося во владения Шамиля продовольствия, и оттуда же поступали лучшие бойцы армии имама. Кроме того, Чечня прикрывала «мягкое подбрюшье» Дагестана (хотя этот момент не был должным образом оценен русскими еще целое десятилетие). Лишить имама такой опоры означало больше чем наполовину обеспечить победу над ним.»
    (Гаммер Моше
    «//Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана//»
    Часть седьмая.
    Тактика топора.
    Глава семнадцатая.
    Малая Чечня.)

  • «О марте 1853 г. Шамиль писал турецкому султану Абдул-Мечиду:
    «Милостивый и Великий халиф, мы, твои подданные, вот уже много лет боремся с врагами и сил наших больше нет. Мало того, нам, твоим подданным, из года в год столько пришлось вынести, что не осталось чем противостоять врагу. Мы лишились всего, и никогда нам не было так худо»
    Имам обращался к Османам за помощью на протяжении 15 лет, но еще ни разу в его просьбах не звучало такого отчаяния. <...> письмо явно свидетельствует о тяжелом состоянии Шамиля и его народа.
    «Семь трудных лет» планомерного наступления русских в Чечне, даже с учетом хвастовства русских, горцам обошлись дорого. Хотя большинство чеченцев твердо шли за Шамилем и не отказывались от борьбы, они переживали голод, были измучены, обнищали и пали духом. Шамиль, в отличие от русских и многих своих сподвижников, понимал, что чеченцы находятся на грани полного истощения. А если это произойдет, то и Дагестану долго не продержаться.»

    («Часть девятая.
    Конец.
    Глава двадцать пятая.
    Крымская война»
    Гаммер Моше:
    //Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана//)

  • С аварцами бесполезно спорить. Сколько бы им фактов непредостовляй, бесполезно. У них своя «история» без фактов, доводов. Одни «сказли» р»расказали» слышали»

  • «Наибольшей смелостью в набегах на Кавказскую линию отличались Чеченцы; прочие горские племена, глядя на успех их хищничеств, и ободряемые тем, что все усилия, употребляемые против них русскими, совершенно не достигали своей цели, утвердились в мнении что Чеченцы непобедимы, а потому мало-по-малу начали искать их дружбы»

    XXIII годъ. Тифлисъ: Тип. Гл. Упр. Наместника Кавказскаго, 1867. С. 2

  • «Чеченцы были самые беспокойные из всех соседей. Не только в наших границах по Тереку и по Военно-Грузинской дороге производили свои хищничества, но распространяли их между соседними им кавказскими племенами, особливо между кумыками, так что кумыкские князья в собственных своих владеньях уже не осмеливались ездить без чеченского проводника»

    (Лазарь Маркович Серебряков (Казар Маркосович Арцатагорцян), российский адмирал армянского происхождения, участник Кавказской войны, член Адмиралтейств-совета. «Мысли о делах наших на Кавказе. 1845 г.» (цит. по: «Звезда», 1996 г., N12)).

  • «Из трех народов, обитающих на северном склоне Кавказа: черкес, осетин и чеченцев, в первых двух аристократическое начало сильно выражено, но у чеченцев нет никакого следа аристократии, и чеченцы хвалятся тем, что они все равные, все дворяне и князей никогда у них не бывало <...> Чеченец расскажет вам свои родоначальные фамилии и тут же прибавит, что эти фамилии не княжеские и не владельческие, что все чеченцы равны между собою, все без ] различия дворяне, князей никогда у них не было и что чеченцы никогда и никем не были завоеваны» 

    (Этнографический очерк черкесского народа, К. Ф. Сталь, 1852; Текст воспроизведен по изданию: Этнографический очерк черкесского народа. Составил генерального штаба подполковник барон Сталь в 1852 году // Кавказский сборник, Том 21. 1900;

  • Боевой российский генерал Д. Пассек, погибший в Чечне у с. Дарго в 1845 году, писал в своей «Записке»: 

    «… потери чеченцев в сравнении с нашими потерями, весьма ничтожны … В Чечне неприятель невидим, но вы можете встретить его за каждым изгородом, кустом, в каждой балке. Только тот кусок земли наш, где стоит отряд … Ни следов отступления, ни следов покорности». 

    (Цит. по: Кровяков Н. Шамиль. Черкесск, 1990. С. 47).

  • «в особенности чеченцы, быть может из всех других воинственных народов, во время священной войны против русских, выказали в себе самые блестящие качества свободных людей: «мы все равны!» любили они повторять; и в самом деле, у них не было рабов, за исключение пленников и сыновей этих последних. 

    Реклю Элизе. Земля и люди. VI том. II глава — Кавказ.

  • «Чеченцы в войне с русскими выказывали наибольшее ожесточение и удивительную отвагу. Они имели такой страшный вид исступленных, безумных существ, что иногда сотня казаков не решалась напасть на горсть чеченцев-абреков и вступить с ними в рукопашный бой, зная, что они дорого продадут свою жизнь и ни за что не сдадутся, считая это верхом позора. 

    // «Природа и населенiе Россiи». Въ 4-хъ частяхъ. Составлено М. Н. Т. подъ редакцiей В. В. Битнера. Часть четвертая. Съ рисунками. С.-Петербургъ: Изданiе «Вестника Знанiя» (В. В. Битнера), 1906. С. 55

  • «Чеченцы, как мужчины, так и женщины, наружностью чрезвычайно красивы. Они высоки ростом, очень стройны, физиономии их, в особенности глаза, выразительны; в движениях чеченцы проворны, ловки; по характеру они все очень впечатлительны, веселы и остроумны, за что их называют «французами Кавказа», но в то же время подозрительны, вспыльчивы, вероломны, коварны, мстительны. Когда они стремятся к своей цели, для них хороши все средства. Вместе с тем чеченцы неукротимы, необыкновенно выносливы, храбры в нападении, защите и преследовании. Это — хищники, каких немного среди гордых рыцарей Кавказа; да и сами они не скрывают этого, избирая среди царства животных своим идеалом волка» 

    ( Покоренный Кавказ. Очерки исторического прошлого и современного Кавказа СПб. 1904г. Каспари.)

  • «Едва ли в мире есть другая страна, подобная Чечне, где с любого возвышения можно, в ясную погоду, простым глазом окинуть столько орошенных кровью окрестностей, – окрестностей, где каждый куст, каждая рытвина были свидетелями последнего вздоха умиравшего; где каждая поляна, каждый брод через речку, каждый вход в ущелье видели, в продолжении многих лет, раз за разом, сотни и тысячи смертей, паривших над долинами Сунжи и Аргуна…»

    Константин Павлович Белевич, полковник российской армии, участник Кавказской войны, писатель, поэт, исследователь событий Кавказской войны и биографий ее участников. «Несколько картин из Кавказской войны и нравов горцев», СПб.,1910 г.

  • «В Чечне, в открытых местах, неприятель как будто не существует, но едва отряд вступит в лес, начинается перестрелка в боковых цепях и арьергарде. Чем местность пересеченнее, тем перестрелка становится сильнее, и наконец сливается в один неумолкаемый гул, а неприятеля все нет: виден один, два, несколько десятков, и все это снова исчезает. Когда же цепь наша ослабеет, или какая-нибудь часть расстроится от потерь, как будто из земли вырастают сотни шашек и кинжалов и с гиком кидаются на нее. Если встретят отпор, стойкость, все по-прежнему исчезает за пнями и деревьями и снова открывается убийственный огонь. Этот маневр повторяется до тех пор, пока не выйдут из леса и горе если отряд прежде этого расстроится или солдаты упадут духом: Чеченцы как тигры быстры и кровожадны и только приближение свежих сил может остановить окончательное истребление.» 

    Перечень последних военных событий в Дагестане. (1843 год) // Военный сборник, № 2. 1859 ОКОЛЬНИЧИЙ Н.

  • «Не было еще случая, чтобы кто-либо когда-либо видел чеченца безоружным: они либо погибают, либо убивают. Никогда, даже во сне, он не расстается со своим ужасным широколезвенным кинжалом; правая рука чеченца неизменно лежит на его рукояти. По манере сжимать оную распознают различные фазы его горделивой воинственности. Это смертоносное обоюдоострое оружие в полтора фута длиной имеет такую остроту, что им можно бриться. Клинки кинжалов, изготавливаемые с превосходным качеством в этой стране и в особенности в Тифлисе, выдерживаются в некой ядовитой смеси, которая делает смертельной всякую рану, нанесенную ими. Когда горец видит, что враг чрезмерно настойчиво преследует его, он берет большим и указательным пальцем правой либо левой руки кинжал за острие и бросает в преследователя с такой меткостью и сноровкой, что в большинстве случаев бросок этот оказывается для того гибельным.» 

    Кавказская война: истоки и начало. 1770-1820 годы. СПб. Звезда. 2002 
    ХУАН ВАН-ГАЛЕН 418 (Публикация 2002 г.) ДВА ГОДА В РОССИИ Глава VII 
    НАРОДЫ К СЕВЕРУ И ВОСТОКУ ОТ КАВКАЗСКОГО ХРЕБТА. – ЧЕЧЕНЦЫ

  • «Чеченцы — хорошие стрелки и имеют хорошее оружие. Они сражаются и пешими. Их храбрость доходит до исступления. Они никогда не сдаются в плен, даже если один из них остается против двадцати, и тот, кого захватили врасплох по случайности или по недосмотру, покрывается позором, так же как и его семья. Никакая чеченская девушка не выйдет замуж за юношу, который не принимал участия в набегах или который показал себя трусом в каком-либо бою.» 

    «Они сами изготовляют порох в большом количестве, имея сырье у себя в горах.» 

    Иоганн Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа. Нальчик. Эль-Фа. 1999
    DESCRIPTION HISTORIQUE, TOPOGRAPHIQUE, STATISTIQUE, ETHNOGRAPHIQUE ET MILITAIRE DU CAUCASE ЧАСТЬ III

  • «Если же при этом взять во внимание то искусство, с которым чеченцы умели обороняться и нападать на нас в лесах, да к этому добавить дальность и меткость их выстрелов, то не будет поразительно, что борьба наша с ними была столь продолжительна и стоила нам таких огромных потерь.» 

    Записки М. Я. Ольшевского. Кавказ с 1841 по 1866 г. // Русская старина, № 7. 1893 IV. июнь. О происхождении, образе жизни, нравах и обычаях чеченцев. Наш способ ведения с ними войны.

  • «Чеченцы — хорошие стрелки и имеют хорошее оружие. Они сражаются и пешими. Их храбрость доходит до исступления. Они никогда не сдаются в плен, даже если один из них остается против двадцати, и тот, кого захватили врасплох по случайности или по недосмотру, покрывается позором, так же как и его семья. Никакая чеченская девушка не выйдет замуж за юношу, который не принимал участия в набегах или который показал себя трусом в каком-либо бою.» 

    «Они сами изготовляют порох в большом количестве, имея сырье у себя в горах.» 

    Иоганн Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое и этнографическое описание Кавказа. Нальчик. Эль-Фа. 1999
    DESCRIPTION HISTORIQUE, TOPOGRAPHIQUE, STATISTIQUE, ETHNOGRAPHIQUE ET MILITAIRE DU CAUCASE ЧАСТЬ III

    • «Чеченцы — хорошие стрелки и имеют хорошее оружие»
      В этом месте читат надо вот так «»Аварцы — хорошие стрелки и имеют хорошее оружие» и далее по тексту. Не искажайте,пжлста, первоисточники!

  • «Когда же дым рассеялся, выяснилось: отряд окружен с трех сторон. Чеченцы никогда не лишают неприятеля возможности отойти, чтобы не привести его в отчаяние. К тому же, имея превосходных коней, они уверены, что настигнут беглецов и, пользуясь их паникой, доведут дело до конца.» 

    АЛЕКСАНДР ДЮМА КАВКАЗ Тбилиси — «Мерани» — 1988 В 1858-59 годах А.Дюма путешествовал по России. Три месяца он провел на Кавказе. ГЛАВА VII РУССКИЕ И ГОРЦЫ

  • «На левом фланге Кавказской Линии самые злые противники наши была чеченцы, занимавшие глубину лесов, покрывающих пространство, лежащее между снеговым хребтом, Сунжею и Акташ-су. Враждебные столкновения с ними начались со времени первого поселения казаков на берегу Терека, во второй половине прошедшего столетия. 

    С тех пор вражда чеченцев к русским возрастала с каждым годом, принимая все более и более характер непримиримой, истребительной войны.»

    Ф. Ф. Торнау. Воспоминания русского офицера. М.

  • 1832 г. Военные действия тридцать второго года доставили нам в Чечне и в Дагестане полный успех. Наши войска, под личным начальством барона Розена и Вельяминова, прошли по всей Чечне, разбивая неприятеля везде, где он только показывался; проникнул через Ичкеринский лес на Дарго и Беной, уничтожили эти селения, и поздней осенью спустились наконец в глубокое ущелье реки Койсу. Громкие удачи наших войск понудили горцев покориться нашей воле безусловно. Левый фланг кавказской линии казался усмиренным на долгое время; после этого можно было перенести снова военные действия в западную часть Кавказа и заняться предпочтительно устройством береговой линии. Ф.Ф.Торнау. «Воспоминания кавказского офицера» впервые были опубликованы в 1864 году в «Русском вестнике» за подписью «Т».

  • 1844 г. Из России идут сюда две дивизии пехоты, полки которых в трехбатальонном составе, и 14 полков с Дона. К этому кавказских войск две дивизии в пятибатальонном составе, что и составит 64 батальона, но из этого числа для составления подвижного войска, из отряда Фрейтага не могут быть тронуты с места 8 батальонов, взамен коих грузинская гренадерская бригада может дать 8 батальонов, и потому число останется то же. Что же касается до артиллерии, то оной достанет даже с лишком. Между тем 5-й корпус приведет свою и, кроме того, идут 4 конные батареи казачьей Донской артиллерии.
    Итак, с весной удар горам готовится жестокий. Но поймать Шамиля и истребить мюридов будет трудно, и нужно для этого жестокое наказание тем племенам, которые его оставят у себя. Чеченцы будут сильно защищаться, особенно ежели ранней весной не пойдут к ним, а будут откладывать предприятие до мая месяца. В мае месяце леса покроются листьями, и успеха нельзя будет ожидать, а могут быть огромные потери.
    Главный отряд тысяч в 20 должен идти долиной реки Аксая, через Ичкерию на Дарги и Беной, по направлению движения Граббе, только по другой дороге. К нему должен выйти на соединение другой отряд тысяч в 12, от Чиркея прямо через Гумбетовские горы в Беной. В то же время в Чечню должно направить два отряда. Один от Аксая, а другой со стороны Военно-Грузинской дороги.
    Теперь все войска готовятся к походу, принимаются меры снабжения войск как провиантом, так и боевыми снарядами, и по всему видно, что надо ожидать важных результатов. Но Кавказ покорится тогда, когда не будет в нем ни одного горца с оружием. Достигнем ли мы этого когда-нибудь или нет, покажет 1844 г.» № 10. Записки прапорщика Нижегородского драгунского полка князя М. Б. Лобанова-Ростовского 41 «Обзор последних событий на Кавказе»

  • кровавую страницу многовековых, нескончаемых и кровопролитных войн на Северном Кавказе открыл Петр I в 1708 году, снарядив карательную экспедицию в Чечению. 
    ————
    Это первая серьезная военная кампания Российской Империи в Чечению — предвестник цепи тысяч экспедиций и войн на всем Кавказе.

    В 1722 году Петр I выступил в свой известный Персидский поход для
    утверждения русского владычества в Западном Прикаспии. Официальной
    целью экспедиции было наказание лезгин, убивших русских купцов при
    разорении азербайджанского города Шемахи, но царь начал покорять
    кавказские земли, начиная уже от российской границы – Терека. Отдельные
    отряды войск при этом выдвигались и значительно западнее от главных сил,
    вплоть до пределов Чечни. Во время этой кампании произошло первое
    столкновение чеченцев с русскими регулярными войсками. Конная группа
    бригадира Ветерани (2000 драгун и 400 казаков), посланная на захват
    кумыкского селения Эндери, была атакована чеченцами, пришедшими на
    помощь кумыкам, и понесла значительные потери. В отместку разгневанный
    император отправил в набег на Чечню орду своего вассала – калмыцкого хана
    Аюки.

  • Гази-Мухаммад рассказал один эпизод, когда Байсангуру было предложено сдаться. Посланные флигель-адъютанта полк Чертикова, сделала это предложение, разговаривая с ним на кладбище. В ответ Байсангур указал на ближайщие могилы и сказал: вот с ними поговорите вы о вашем деле, они вас услышать скорее, нежели я. Рассказ свой Гази-Мухаммад заключил теми словами, которые были сказаны его отцом в минувшем мнсяце. Подтверждая их теперь снова, имам Шамиль сказал: да, это такой человек, я его хорошо знаю, он ни за что не изменить своему слову…но впрочем он больше нечего не желает, как только умереть, сражаясь против урусов. 

    Акты, собранные Кавказской археогеографической комиссией. Т. 12. С. 1454

  • Нам пришлось вести бои с чеченцами в очень трудных условиях. Как противники чеченцы были достойны всяческого уважения, и среди их лесов и гор ни одно войско в мире не могло бы презирать их. Хорошие стрелки, храбрые, умные и ловкие воины. 

    Федор Торнау, генерал-лейтенант, участник Кавказской войны. «Воспоминания о Кавказе и Грузии» («Русский вестник», 1864 г.).

  • «Кто-то справедливо заметил, что в типе чеченца, в его нравственном облике есть нечто, напоминающее Волка. Лев и Орел изображают силу, те идут на слабого, а Волк идет на более сильного, нежели сам, заменяя в последнем случае все – безграничной дерзостью, отвагою и ловкостью. И раз попадет он в беду безысходную, то умирает уже молча, не выражая ни страха, ни боли, ни стона».

    «Кавказская война. Том 2. Ермоловское время» — В. Потто, Стр. 9

  • «Чеченцы, бесспорно, храбрейший народ в Восточных горах. Походы в их землю всегда стоили нам кровавых жертв. Но это племя никогда не проникалось мюридизмом вполне. 

    Из всех восточных горцев Чеченцы больше всех сохранили личную и общественную самостоятельность и заставили Шамиля, властвовавшего в Дагестане деспотически, сделать им тысячу уступок в образе правления, в народных повинностях, в обрядовой строгости веры.»

    (Р.А.Фадеев, «Шестьдесят лет Кавказской войны», Тифлис, 1860).

  • Руководство этого сайта, контролируте т коменты здесь. Не позволяйте отписываться здесь каждрму!! Вам мало того, что о нас пишут в сети. Если на свои площадки мы будем ихюпускать, то слишком жирно им будет. Удалите все посты под никами Гога, Орёл, Александр, Ася…. Ма яздайт царг кхучоьх хумма!!!

  • «Приказ по Кавказской Армии от 20 марта 1861 года о казни через повышение Байсангура Беноевского. Казань была произведена в Хасавюрте.
    Март 20-го дня 1861 года.- Беноевский житель Байсангур, по суду, произведенному на основании полевых уголовных законов, оказался виновным: в измене русскому правительству, произведении возмущения между Ичкеринцами и другими горцами, с целью отложиться от подданства России, и в упорном сопротивлении с оружием в руках при взятии его нашими войсками; а потому конформиловал: подсудимого Байсангура «казнить смертью-повесить», — о чем и объявляю по войскам Кавказкой Армии:
    Подлинный подписал: главно командующий , генерал-фельдмаршал князь Барятинский»
    («Кавказ, газета политическая и литературная». Номер 28 (6 апреля 1861 г. С 132.)

  • «В разговорах Магомет коснулся последних волнений в Чечне. Руководителями этих движений он назвал трёх бывших наибов Шамиля: Байсангура, Атабая и Умму. 
    Затем дело остановилось за Байсангуром, который в настоящее время имеет в своем распоряжении уже более 300 чел. и находится с ними в окрестностях Беноя»
    (АКАК-12, ТОМ XII,1856 — 1862.)

  • «Байсунгур, отличавшийся знатностью рода и вместе с тем необыкновенным безобразием: рябой, одноглазый, с одной ногой, с одной рукой, искривлённой в дугу» 
    (АКАК, Т.12., С. 1462)

  • Первым сдался Байсангур. Когда они были в крепости окружены ОН оставил Шамиля .Байсангур предложил Шамилю пробить кольцо и сбежать, а Шамиль сказал , что МОЕ ДЕЛО ЗАЩИТИТЬ МОЙ НАРОД, РЕЛИГИЮ И ОНА ЗАКОНЧИТСЯ ЗДЕСЬ!!!! Байсангур сказал, НО МЫ ЖЕ ОКРУЖЕНЫ!!!! Шамиль ответил: НУ И ХОРОШО, ТЕПЕРЬ ИМ НЕКУДА ОТ НАС ДЕТЬСЯ!!! ШАМИЛЬ ОСТАЛСЯ С 7 мюридами, Байсангур сбежал с 200 мюридами, из них пробились только 70 человек. После долгих уговоров русской армии и предложенных условий со стороны Шамиля до сих пор у чеченцев есть свобода, есть свой флаг. и Имам он стал в 1834 году в Дагестане. по счету третьим имамом стал. А в 1840 году в Чечне .

Оставить комментарий