Личности

Имам Шамиль

Шами́ль (1797—1871) — предводитель кавказских горцев, в 1834 признанный имамом, объединил горцев Западного Дагестана и Чечни, а затем и Черкесии в теократическое государство Имамат и до взятия в плен при штурме Гуниба в 1859 князем Барятинским энергично вёл борьбу. Перевезённый в Калугу, а затем в Киев, получил наконец обещанное ещё на Гунибе разрешение совершить паломничество Хадж в Мекку, где и умер.

 

Родился в селении Гимры (Генуб) общества Хандалал Кавказской Аварии (Унцукульский район, Зап. Дагестан) около 1797 года. Имя данное ему при рождении — Али — было измененено его родителями на «Шамиль» ещё в детском возрасте. Одаренный блестящими природными способностями, он слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка. Проповеди его великого односельчанина Гази-Мухаммада (1795—1832)(Кази-муллы), первого имама и проповедника священной войны — газавата, — увлекли Шамиля, который стал сначала его учеником, а потом и ярым сторонником. Последователи назывались мюридами, от чего всё движение получило название мюридизм.

 

Осажденный вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел, хотя и страшно израненный (сломаны рука, рёбра, ключица, проколото лёгкое), пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад(1829—1832) первым бросившийся на врага стал шахидом, весь исколотый штыками. Его тело было распято и на месяц выставлено на вершине горы Тарки-тау, после чего голова была отсечена и как трофей направлена по всем крепостям Кавказской кордонной линии.

Пока Шамиль лечился от ран новым имамом в конце 1832 года был провозглашён другой близкий сподвижник Гази-Мухаммада гоцатлинский чанка Гамзатбек(1832—1834), сын Алискандирбека, вериза Ума(р)-хан-нуцала Великого (1775—1801), происходивший из потомков Мухаммад-хана Кази-Кумухского. В 1834 году Гамзатбек сумел взять Хунзах и истребить династию аварских нуцалов. Однако 7 или 19 сентября 1834 года Гамзатбек был убит в Хунзахской мечети заговорщиками мстившими ему за истребление рода Хунзахских правителей — нуцалов.

Став третим имамом Чечни и Дагестана Шамиль 25 лет властвует над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против количественно превосходивших его российских войск. Менее торопливый, чем Кази-мулла и Гамзатбек, Шамиль обладал военным талантом, и главное большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, уменьем выбирать время для удара. Отличаясь твёрдой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев к самоотверженной борьбе, но и принуждать к повиновению своей власти, которую он распространил и на внутренние дела подвластных общин, последнее для горцев и особенно чеченцев было тяжело и непривычно.

Шамиль соединил под своей властью все общества Западного Дагестана (чеченские и аваро-андо-цезские джамааты). Опираясь на учение ислама о газавате, трактуемом в духе войны с неверными и приложеной к ней борьбе за независимость, он старался объединить разрозненные общины Дагестана и Черкесии на почве ислама. Для достижения этой цели, он стремился к упразднению всех порядков и учреждений, основанных на вековых обычаях — адат; основой жизни горцев, как частной, так и общественной, он сделал шариат, то есть основанную на тексте Корана систему исламских предписаний применяемую в мусульманском судопроизводстве. Шамиль строго преследовал сторонников сохранения адата, в частности знаменитого суфия Кунту Хаджи. Время Шамиля называлось у горцев временем шариата, его падение — падением шариата.

Вся подчинённая Шамилю страна была разделена на округа, из которых каждый находился под управлением наиба, имевшего военно-административную власть. Для суда в каждом наибстве был [[муфтий], назначавший кади. Наибам было запрещено решать шариатские дела, подведомственные муфтии или кади. Каждые четыре наибства сначала подчинялись мудиру, но от этого установления Шамиль в последнее десятилетие своего господства принужден был отказаться, вследствие постоянных распрей между мудирами и наибами. Помощниками наибов были мюриды, которым, как испытанным в мужестве и преданности «священной войне» (газавату), поручали исполнять более важные дела. Число мюридов было неопределённо, но 120 из них, под начальством юзбаши (сотника), составляли почётную стражу Шамиля, находились при нём безотлучно и сопровождали его во всех поездках. Должностные лица были обязаны беспрекословно повиноваться имаму; за ослушание и проступки их подвергали выговору, разжалованию, аресту и наказанию плетьми, от которого были избавлены мудиры и наибы. Военную службу обязаны были нести все способные носить оружие; они делились на десятки и сотни, бывшие под начальством десятских и сотских, подчинённых в свою очередь наибам. В последнее десятилетие своей деятельности Шамиль завёл полки в 1000 человек, делившиеся на 2 пятисотенных, 10 сотенных и 100 отрядов по 10 человек, с соответственными командирами. Некоторые особо пострадавшие от вторжения русских войск селения, в виде исключения, были избавлены от военной повинности, но обязаны были за то доставлять серу, селитру, соль и т. п. Самое большое войско Шамиля не превышало 30 тыс. человек. В 1842—1843 гг. Шамиль завёл артиллерию, частью из брошенных или трофейных пушек, частью из приготовленных на собственном его заводе в Ведено, где было отлито около 50 орудий, из которых годных оказалось не более четверти. Порох изготовлялся в Унцукуле, Гунибе и Ведено. Государственная казна составлялась из доходов случайных и постоянных; первые состояли из трофеев, вторые состояли из закята — установленного шариатом сбора десятой части дохода с хлеба, овец и денег, и хараджа — подати с горных пастбищ и с некоторых селений, плативших такую же подать ханам. Точная цифра доходов имама неизвестна.

 Основные даты жизни и деятельности Шамиля

  • 1797, 26 июня — родился в аварском ауле Гимры в Дагестане
  • 1804—1828 — учёба в разных школах Дагестане.
  • 1829—1832 — ближайший сподвижник 1-го имама Гази-Магомеда.
  • 1832, 17 октября — гибель Гази-Магомед в битве под Гимрами, тяжёлые ранения Шамиля.
  • 1833—1834 — принимает активное участие в борьбе горцев под руководством имама Гамзат-бека.
  • 1834, 19 сентября — после гибели Гамзат-бека горцы избирают имамом Шамиля.
  • 1834, конецпервые бои отрядов Шамиля с регулярной царской армией.
  • 1835—1836 — распространение «мирного шариата», укрепление власти Шамиля. Первые реформы.
  • 1837, май — июль — «Аварская» экспедиция К. Фезе, подписание мирного договора. Рост влияния Шамиля.
  • 1837, сентябрь — переговоры с К. Клюки фон Клюгенау. Отказ Шамиля явиться «с повинной» к прибывшему на Кавказ императору.
  • 1838 — усиление Шамиля и расширение территории Имамата.
  • 1839, май — август — наступление царских войск в Дагестане, бои за Ахульго. Выдача в аманаты сына Шамиля Джамалуддина.
  • 1839, 22 августа — взятие Ахульго. Спасение Шамиля и его переход в Чечню.
  • 1840, начало — избрание Шамиля имамом Чечни. Восстания в Чечне и Дагестане.
  • 1840, июль — победа Шамиля над отрядом Клюки фон Клюгенау под Ишкартами.
  • 1840, конец сентября — перенос столицы Имамата в Дарго.
  • 1840, 11 октября — набег Ахвердилава на Моздок, пленение Анны Улухановой, ставшей затем женой Шамиля Шуайнат.
  • 1840, конец — переход к Шамилю Хаджи-Мурада.
  • 1840—1842 — укрепление Имамата. Военные реформы.
  • 1841, май — бои на Хубарских высотах. Отражение наступления Головина.
  • 1842, май — июнь — разгром экспедиции П. Граббе.
  • 1842 — начало земельной реформы.
  • 1843 — успешные операции Шамиля, утверждение его власти на большей части Дагестана и Чечни. Занятие Хунзаха, блокада Темир-Хан-Шуры. Неудача под Казанищами.
  • 1844—1850 — укрепление и новое расширение Имамата. Государственное строительство, новые реформы, приток мигрантов в Имамат. Создание Низама (Кодекса) Шамиля.
  • 1844, июнь — переход к Шамилю генерала Даниял-бека Элисуйского.
  • 1845, май-июнь — разгром «Сухарной» экспедиции наместника М. Воронцова.
  • 1845, конец — строительство новой столицы в Ведено. Строительство крепостей и укреплений — «Шамилевской стены».
  • 1846, апрель — неудачный поход Шамиля в Кабарду.
  • 1846, октябрь — бои за Акуша-Дарго.
  • 1847, июнь — оборона Гергебиля.
  • 1847, июль — сентябрь — штурм и взятие аула-крепости Салта войсками М. Аргутинского-Долгорукого.
  • 1848, январь — съезд в Ведено, признание сына Шамиля Гази-Магомеда наследником имамской власти.
  • 1848, июнь — осада и взятие царскими войсками аула Гергебиль.
  • 1848, сентябрь — поход Шамиля на юг Дагестана, штурм укрепления Ахты и отступление.
  • 1848 — наиб Шамиля Магомед-Амин возглавляет сопротивление в Черкесии.
  • 1849, 14 апреля — набег Хаджи-Мурада на Темир-Хан-Шуру.
  • 1849, лето — оборона аула Чох и отступление Аргутинского.
  • 1850, осень — визит на Кавказ и «боевое крещение» будущего императора Александра II.
  • 1851, лето — неудачные походы в Кайтаг и Табасаран. Отставка Хаджи-Мурада.
  • 1853, август — вторжение отрядов Шамиля за Лезгинскую кордонную линию. Отход до прибытия войск Аргутинского.
  • 1854, июль — вторжение в Кахетию, пленение грузинских княгинь.
  • 1855, 10 марта — обмен княгинь на сына Шамиля Джамалуддина.
  • 1855, март-перемирие между Шамилем и наместником Н. Муравьёвым.
  • 1856—1857 — окончание Крымской войны и нарушение перемирия новым наместником А. Барятинским.
  • 1858, май — восстание назрановских ингушей и неудачная попытка Шамиля оказать им помощь.
  • 1859, 1 апреля— взятие царскими войсками Ведено. Уход Шамиля в Дагестан.
  • 1859, весна — последний съезд в Хунзахе. Строительство укреплений на реке Андийское Койсу.
  • 1859, лето — крупномасштабное наступление Барятинского. Уход Шамиля на Гуниб.
  • 1859, август — блокада Барятинским Гуниба, попытки переговоров.
  • 1859, 25 августа — взятие Гуниба. Почётное пленение Шамиля
  • 1859, 3 сентября — Шамиль отправляется из Дагестана в Санкт-Петербург.
  • 1859, 15 сентября — встреча Шамиля с Александром II в Чугуеве.
  • 1859, 22 сентября — прибытие Шамиля в Москву и встреча с генералом А.Ермоловым.
  • 1859, 26 сентября — прибытие в Санкт-Петербург.
  • 1859, 29 сентября — встреча с императрицей в Царском Селе.
  • 1859, 10 октября — прибытие Шамиля в Калугу.
  • 1860, 5 января — приезд в |Калугу семейства Шамиля.
  • 1861, 8 апреля — поступление сына Шамиля Магомед-Шапи на службу в Собственный Его Императорского Величества конвой.
  • 1860, конец апреля — визит в Калугу Магомед-Амина.
  • 1861, 27 июля — приглашение Шамиля в Санкт-Петербург для встречи с императором. Посещение Петергофа и Кронштадта.
  • 1861, 29 июля — приём в Царском Селе. Обещание Александра II отпустить Шамиля в хадж.
  • 1862, 1 апреля — пристава А. Руновского сменяет пристав П. Пржецлавский.
  • 1866, 1 февраля — упразднение должности пристава при Шамиле.
  • 1866, 26 августа — принятие Шамилем присяги на верноподданство России.
  • 1868, ноябрь-декабрь — Шамиль переезжает на жительство в Киев.
  • 1869, 16 февраля — Александр II разрешает Шамилю отправиться в паломничество в Мекку.
  • 1869, 12 мая — отъезд Шамиля из Киева.
  • 1869, 19 мая — прибытие Шамиля в Стамбул.
  • 1869, 30 августа — возведение Александром II Шамиля в потомственное дворянство.
  • 1869, 16 ноября — участие Шамиля в открытии навигации на Суэцком канале.
  • 1869, 20 ноября — прибытие Шамиля с семьей в Мекку. Совершение хаджа.
  • 1870, конец марта — переезд Шамиля из Мекки в Медину.
  • 1870, 23 декабря — сын Шамиля Гази-Магомед отправляется из Киева в Медину для свидания с отцом.
  • 1871, 4 февраля — кончина имама Шамиля. Похороны на кладбище Джаннат аль-Бакия в Медине.
  • http://vk.com/id184096699 Зелимхан Анонимов

    Спасибо

    • AVARS

      В государстве Имамат, созданный имамом Шамилем было 71%, т.е. 10480 мюридов из Аварии и 28%, т.е. 4270 мюридов из Чечни.

      • Свой

        Откуда такие точные данные аж с процентами? Просто интересно

      • Ламро-Чеченец

        Сколько можно про эти 10000 аварцев рассказывать? Больше нечем похвастаться? Эти данные, если они правдивы, приводит чеченский наиб. Но эти данные приходятся на 1856 год! Повторяю имено на !!!!>1856 <год!!!!! То есть эти данные приводятся на конец Кавказской войны, когда война подошла к концу. Когда вся Чечня полностью выдохлась и никаких сил и возможностей у Чечни не было продолжать сопротиаление. Чечня на тот момент потеряла больше половины своего населения. Чеченцы были к тому времени полностью обескровленны. И к этому моменту - 1856 году- аварцы каким-то образом смогли собрать 10000 человек. Но какой смысл в них был в 1856 году? И, вообще, куда они делись, когда Шамиль в 1859 году оказался в Гунибе? Каких-то три года прошло и уже не было этих 10000 аварцев. Куда они пропали, в период с 1856 года по 1859 год? Или вы хотите сказать, что когда началась Кавказская война вас было 10000 человек, и эти же 10000 человек были к концу войны??? Так как же они сохранились на протяжении нескольких десятков лет той войны? У чеченцев не было армии. У нас воевали все: женщины, дети, старики, больные, хромые... Когда царские войска подходили к какому нибудь селу Чечни, то там все жители села вставли на защиту. В результате всё село уничтожалось, со всеми жителями.

        • http://vk.com/id182510296 Анвар Омариев

          Дагестан наступил на те же грабли , Империя шла по Дагестану выжигая тех кто содействовал Имаму и подкупая местных правителей деньгами, так и загнали в Гуниб. Главная беда Дагестана — отсуствие однородности и единства как в Чечне. Нас разделили деньгами и уничтожением сопротивления затем окружили Имама.
          Сейчас многое говорится о том периоде плохого — кто то обеляется кто то очерняется но это единственный период Шариата в истории наших регионов. Это долгая история соседства и взаимовыручки и борьбы против пришлых захватчиков. Нельзя за углублением в версии и перетягивание одеял забывать главное — никто кроме соседа в трудный момент не придет на выручку как например во время Похода Надыр Шаха где объединенные силы народов погнали его так что в Иране до сих пор актуальна поговорка — если шах дурак -пойдет войной на Дагестан — как я понимаю Дагестаном назывался весь регион где проживают наши народы не имел отношения к современным границам — просто оборот — Страна Гор.
          Помня историю наших соседских и братских народов нам надо противится попыткам и усилиям вбить разлад очернить соседей, исказить историю или например втягиванию в земельные вопросы ибо выгодно все это только третьей стороне.
          Кто разделяет тот и властвует

        • Сулейманов Магомед

          Ламро, а где сказано что эти 10000 аварцев воевали в 1856 году? Или ты думаешь, что это были регулярные войска (пехота,кавалерия,артиллерия)?Может быть, такое количество было в самые лучшие времена, «Когда вся Чечня полностью выдохлась и никаких сил и возможностей у Чечни не было продолжать сопротивление». Так аварцы тоже выдохлись. Открою тебе небольшую тайну- в те
          годы население царской России составляло около 80 млн.чел., аварского населения было около 200 тыс, и чеченского -около 100 тыс. К концу войны численность и аварцев и чеченцев уменьшилось в 2 раза. Это раз!
          В период Кавказской войны аварцы и чеченцы (и др.народы Сев. Кавказа) воевали
          против колонизации царской Россией за свою свободу и независимость. Против царской колонизации!!!, Ламро, а не против друг друга. Наши предки воевали не против друг друга, а против одного врага. А мы упражняемся в принижении соседей и возвеличивании себя. Кто выиграет? Не вы и не мы! Это два!
          Война- штука серьезная, а когда воюют, нужна какая-то дисциплина, ее нужно поддерживать и, если имам и наибы ее старались поддерживать, то поддерживали ее иногда жестокими методами, но не по национальному признаку, Бойцов нужно кормить, бойцов нужно одевать, им нужны оружие, боеприпасы, им нужны лошади, им нужна служба снабжения (точнее, обслуга). Откуда это доставалось? Брали у того, у кого оно было. А ресурсы были скудные. Быть в состоянии боевых действий с крупнейшим государством мира в течении более 25 лет с перерывами, у которого мобилизационные ресурсы (резервы) в сотни раз превышают, чем у имамата, невозможно. Это три!

  • http://vk.com/id177158626 Док Стефан

    Благодарю

  • Расул

    Ма сакъирин оцу лицемеро.

  • Къонах

    Керст наха муджахидан т1е кхаьллан харцо ю. Никто не разрешал ему совершать хадж его халиф выкупил за деньги муджахид войтар вац ша аьлла и он по дороге умер. Это общеизвестный факт которому есть доказательства документальные.

    • http://vk.com/id4395946 Максим Колпащиков

      бугагага, и сколько интересно заплатили Белому царю нищие турки, чтобы он отпустил «кровного друга», принявшего клятву верности и подданство России? 10 золотых ))))) Ты же голословно утверждал про доказательства — представь расписки о получении денег. Лично уже смеюсь над твоей глупостью и безграмотностью.
      Кстати, специально для тебя могу сказать, что есть документальное разрешение Белого царя с разрешением отъезда в хадж его и семьи, мало того, все это время ему начислялась специально назначенная пенсия, которая платилась золотом.
      Но вот интересный факт, 2 года пока

  • http://vk.com/id363967180 Ищущий Знания

    А ЗАЧЕМ ГАЗИ ПЕРВЫЙ ИМАМ ЧЕЧНИ И ДАГЕСТАНА ЧТО ХА ННУВАЖЕНИЕ К ЧЕЧЕНЦАМ??? ПЕРВЫЙ КТО ПОДНЯЛ ГОРЦЕВ НА ГАЗАВАТ ДАГЕСТАНЦЕВ И ЧЕЧЕНЦЕВ И ПОБЕДИЛ БЫЛ ШЕЙХ МАНСУР (УШУРМА) А НЕ ГАЗИ

  • http://vk.com/id363967180 Ищущий Знания

    И У ИМАМА БОЛЬШИНСТВО ВОИНОВ БЫЛИ ЧЕЧЕНЦЫ А ДАГЕСТАНЦЫ И ЧЕЧЕНЦЫ ПРИНЯЛИ ЕГО КОГЛА ДАГЕСТАНЦЫ ВЫГНАЛИ ПИНКОМ ИЗ ДАГЕСТАНА ЗАЧЕМ ВСЕ МОЛЧАТ ПРО ЭТО… НУЖНО ГОВОРИТ ПРАВДУ А НЕ ЗАЕИМАТЬСЯ НАЦАОНАЛИЗМОМ

  • Макс

    Без Чечении и без чеченского сопротивления Шамиль правил только три месяца, то есть все эти три месяца отступал в горы и был взят в кольцо Гунибе. На территории аварских земель царские войска не встретили никакого сопротивления и спокойно дошли до Гуниба. А дальше вы сами знаете

    • Сулейманов Магомед

      Парень ты что закончил? У тебя образование есть? А куда делось чеченское сопротивление!?

  • Ффф

    У черкесов война началась в 1763 года. У чеченцев с 1722 года, то есть на 41 год раньше чем у них.

    • Исмаил

      У чеченцев война началась не в 1722 годуё а в 1708 году.

      • Сулейманов Магомед

        У чеченцев война началась не в 1708 годуё а в 1001 году (до н.э.).

  • Сулейманов Магомед

    Ламро, вы, нохчи, недавно воевали. Воевали против России и воевали друг с другом. Так, подумай на досуге, кто у вас герои- Дудаев,Масхадов,Басаев и подобные, или отец и сын Кадыровы и их приспешники, которые воевали, а потом переметнулись на другую сторону и стали «пехотинцами Путина» и они за это стали и героями России, и наместниками «царя» в Чечне, и,нет, не дворянами, а боярами, у которых ваш народ бегает в холопах. И при этом вы обвиняете нашего Имама в предательстве, у которого «весь имамат полностью выдохся и никаких сил и возможностей у Имамата не было продолжать сопротивление». Имамат- это Дагестан и Чечня, а не одна Чечня!.Это четыре!
    Наверное,хватит!
    А написал я тебе этот ответ, потому что вы перевираете историю до невозможности, вы литературных героев делаете историческими, сказки делаете былью и при этом делаете соседей врагами. Ответь, Ламро, зачем? Вам это выгодно? Что вы с этого получаете- сея ненависть, вы в ответ тоже получите ненависть,
    Ребята, давайте жить дружно!