Ещё до Шамиля во Владикавказ прибыл русский падчах со своими солдатами. Недалеко от станции Беслан падчах и его приближённые разбили на равнине шатры.
Здесь они веселились, прогуливались по лесу и стреляли дичь. Русский падчах не знал чеченцев, но ему рассказывали, что они дикий народ, и поэтому он не считался с ними.
О прибытии падчаха узнали все кавказские народы.
Леча, сын Алха, из селения Гехи пошёл по сёлам и стал просить, чтобы каждое село выставило по снаряженному всаднику.
Он обошёл пятьдесят селений. Уважая его как гостя, эти селения выставили по всаднику. И тогда сел Леча Алханов на белого коня, сам оделся во всё белое, а за ним выстроилось пятьдесят всадников на гнедых конях, одетых в чёрное.
Леча договорился с ними, как надо себя вести. Десятерых он поставил рядом с собой, остальных по пяти выставил впереди и сзади себя. Они не приближались к падчаху, а строем ехали вдалеке, чтобы их было видно издали в подзорную трубу.
Падчах увидел в подзорную трубу одинаково одетых всадников. Ему они понравились, и он послал своего всадника узнать про них. Вместе с этим посланным Леча подъехал к падчаху и сказал:
— Мы — чеченцы.
Удивлённый красотой и статностью всадников, падчах спросил:
— Я не знаю вашего народа, кто вы такие?
Тогда Леча Алханов сказал:
— Невезучий мы народ. Когда охотники устраивают засаду на зверей, одни их гонят с одной стороны, другие стреляют в них с другой. Один зверь из всех, когда охотники уже уверены, что убили его, вдруг выскакивает из окружения и скрывается. Соберутся вечером охотники и начинают превозносить свои доблести: такого-то зверя убили, такого-то зверя изломали. Но ни один из них не говорит об убежавшем звере, ибо он оказался смышлёнее охотников. На него похож наш народ. У нас нет князей, и ни один не склоняет голову перед другим. Такой мы народ, и поэтому ты не знаешь о нас. Каждый из моих всадников одолеет любого твоего солдата.
Затем всадники и солдаты падчаха стали состязаться, и всадники во всём одолели солдат. Падчаху очень понравились всадники и их одежда. Он попросил для своей свиты двенадцать всадников.
С тех пор, говорят, при дворе падчаха стали носить черкесскую форму.
С.Х. Нунуев, Нохчалла.com, Дух вайнахов в мифах и легендах
Благодарю за рассказ!