…или Рассказ о том, как Магомет остался без невесты
Жижиг-галнаш из телятины настолько мягок и нежен, что буквально тает во рту. С этим коварством завлекательнейшего из блюд связана одна история, которая передается из поколения в поколение. Было так на самом деле или не было – не знаем, но молва гласит, что в те далекие времена, когда в Тереке рыбы было больше, чем воды, а дичи в прибрежных кустах водилось столько, что не пересчитать, жил молодой человек по имени Магомет. У каждого человека – своя слава. Один – стрелок такой меткий, что попадал в глаз летящей утке. Другой известен тем, что мог ходить по лесу с завязанными глазами и никогда не терял дороги. Третий пользовался известностью отважного воина. У Магомета была слава совсем другого свойства: он очень любил поесть. И за вкусным блюдом забывал обо всем на свете. Молва об этом не очень красящим мужчину свойстве докатилась из его княжества до других, докатилась она и до Чечни.
Чеченцы не верили: «Чтобы мужчина, сидя за столом, забыл о своих делах? Такого не может быть!». Но вскоре убедились.
Магомет решил жениться. Невесту ему нашли в дальнем княжестве, куда путь пролегал через Чечню. Невеста, говорили ему, такая, что краше не сыскать. Назначен был день свадьбы. Родственники и друзья жениха прикинули – до невесты семь раз по семь дней пути. Тронулись в дорогу и ехали, говоря современным языком, точно по графику. В Чечне случилось непредвиденное.
Магомет, как мы уже сказали, был большой любитель поесть. Любое дело он начинал с еды. Ему вопрос зададут, а он, прежде чем собраться с мыслями и ответить, сядет за стол. Ему надо коня седлать – перед тем обязательно поесть. Даже ко сну обираться он не мог без еды. Родственники и друзья об этом знали и всяких запасов набрали с собой предостаточно. Только скажут Магомету, что впереди ждет сытный ужин – конь жениха летит стрелой, понукаемый всадником. Он по Чечне скакал еще быстрее. Сказали ему, что в горном ауле будет ночлег, а на ужин – жижиг-галнаш из телятины, который приготовят самые искусные повара. А надо сказать, что Магомет слышал об этом блюде, слышал много, а попробовать – не доводилось. Но вот и аул. Магомет аж дрожит от нетерпения – жижиг-галнаш из телятины! Зарезан был один молоденький бычок, второй, третий – ничего вкуснее Магомет не пробовал. Телочек не успевали резать – никак Магомет не мог насытиться, ему все казалось, что трапеза еще только-только начинается.
Хозяин дома накладывает Магомету самые аппетитные куски – один за другим, следит за тем, чтобы и чесночная приправа освежалась и галушки не остывали. Друзья поторапливали Магомета:- Жених, ехать пора!- Пора, – соглашался Магомет. – Но перед дорогой закусить не мешало бы. Такого жижиг-галнаш никогда не пробовал. И продолжал есть. Побежал хозяин к соседям: от собственного стада ничего не осталось. Пригнали ему телок полный двор. Ели их в две руки. Магомет никак не мог насытиться, ел день, второй, третий – твердил одно:- Вкусно! Никогда не ел! Попробовал недели через три приподнять – и не смог. Решил:- Мало, видно, поел – сил нет. Надо подкрепиться. Ел, ел – снова сделал попытку встать, и опять не смог:- Какой-то странный жижиг-галнаш: ем, а сил не прибавляется. Надо еще поесть.
И только когда к исходу пятой недели в ауле не осталось ни одного теленка, решился Магомет ехать. Был он так переполнен едой, что ноги его не держали. Друзья еле-еле дотащили его до коня, подсадили – конь рухнул под такой тяжестью. Положили Магомета на повозку – колеса сломались. А молва тем временем докатилась до невесты, уставшей ждать, что ничего с женихом не случилось, ест жижиг-галнаш и наесться не может, про свадьбу и забыл. Рассердилась невеста:- Ну, раз ему жижиг-галнаш дороже всего, пусть на нем и жениться. А я ждать больше не намерена. И вышла вскорости замуж за какого-то удельного князя.
А Магомет не горевал. До конца жизни он вспоминал:- О, какой был жижиг-галнаш из телятины! Чтобы такой поесть – ничего не жалко. Так он прославился – Магомет, который проел своей счастье. Правда, сам Магомет был с этим не согласен, говорил:- Жижиг-галнаш из телятины помог мне избежать несчастья. Та невеста оказалась плохой женой. Так что слава жижиг-галнашу! Особенно из телятины.