Кровная месть у вайнахов — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
Обычаи и традиции

Кровная месть у вайнахов

Кровная месть вайнахов

Обычай кровной мести – это не только кавказская традиция.

Сегодня принцип кровной мести практикуется в странах Ближнего Востока и Албании. В Европе обычай имел широкое распространение в средневековой Италии, скандинавских странах и странах, населенных представителями данных культур, в настоящее время сохраняется в Южной Италии. Словом «вендетта» кровная месть называлась, главным образом, на островах Сардиния и Корсика, где она бытовала даже в начале XX века.

В XII-XIX веках обычай практиковали греки-маниоты с полуострова Мани в Южной Греции. Этого обычая придерживались древние германцы и восточные славяне.

По состоянию на начало 2009 года законодательство Российской Федерации мотив кровной мести при совершении убийства рассматривает как отягчающее вину обстоятельство. За убийство на почве кровной мести статья 105 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет либо пожизненного лишения свободы.

Еще несколько лет назад в состоянии кровной мести в Чечне находилось около 500 семей. Слава Аллаху, на сегодняшний день эта цифра сократилась значительно.

Институт кровной мести в вайнахском обществе имеет глубокие корни. «Кровная месть» по – чеченски «ч1ир», а по груз. «ч1ири». Если перевести дословно – «кровь за кровь».

«В случае убиения целая фамилия или тайпа (род. – Л.Г.), — пишет У. Лаудаев о Чечне, — бежала на иное местожительство. Кровь (ц1и) переходила из рода в род. Первоначально кровь распространялась на всю фамилию; с умножением фамильных членов кровь переходила на «гар», а в позднейшее время – на одно семейство» [1].

Как правило, убийца по совершении преступления покидал родное селение, в противном случае его оттуда выгоняли, что было предусмотрено адатом общества.

Обычай кровной мести исторически распространение получил среди всех слоев вайнахского общества.

Определенные нормы поведения соблюдались кровниками. Согласно морально-этическим установкам, выработанным вайнахским обществом, строго запрещалось убийство кровника (и не кровника) внезапно, без предупреждения, из-за угла, со спины и тем более — безоружного, связанного, больного, дряхлого старика и особенно – не достигшего совершеннолетия юнца.

Убийство должно быть совершено холодным или огнестрельным оружием. Запрещалось убивать во время месяца Рамазан, религиозных (календарных праздников), в людном месте. Категорически запрещалось выяснять отношения в доме у кого-либо или в общественных местах. Запрещалось убивать обидчика спящим, трапезничающим, совершающим намаз, справляющим естественные нужды.

При встрече с кровником правом первого удара, выстрела обладала потерпевшая сторона. Большим позором считалось убивать из кровной мести женщину, слабоумного, больного человека. Категорически запрещались надругательство над трупом, мародерство. Особых правил поведения должны были придерживаться и родственники двух враждующих сторон. Согласно этическим нормам родственникам убийцы категорически запрещалось веселиться, шутить, развлекаться в присутствии родственников убитого, беседовать с кем-либо при них, смотреть им в глаза. При встрече с родственниками убитого в общественном месте родня обидчика должна была покинуть это место. Если они повстречались в пути, то родственники убийцы должны были беспрекословно уступить дорогу потерпевшей стороне [2].

А теперь несколько слов о самом процессе примирения.

Процесс примирения начинается с кадиев районов, которые выясняют на местах, какие семьи находятся в кровной вражде. Затем кадии обращаются в Комиссию по примирению с просьбой рассмотреть эти дела. Члены комиссии, руководствуясь законами шариата и вековыми традициями вайнахов, начинают переговоры – сначала с семьей жертвы, а затем с семьей кровника. Когда договоренность достигнута, при непосредственном участии и руководстве членов комиссии происходит обряд примирения.

Обряд примирения кровников имеет многовековую традицию и практически не изменился за долгие годы. Самые уважаемые члены рода кровника прибывают в село, где живет семья убитого. Всю дорогу от окраины села и до самого дома жертвы, пришедшие с просьбой о прощении, родные и близкие убийцы проходят пешком. Сам кровник, одетый в саван или власяницу, с покрытой головой идет среди толпы. Когда две семьи сходятся, посредники — в данном случае, члены комиссии по примирению – призывают обе стороны заключить мир и отказаться от кровной мести.

Самая волнующая часть обряда: убийцу подводят к главе семьи погибшего, который снимает с его головы покрывало и обнимает кровника в знак прощения и примирения. В этот момент глава семьи жертвы может даже объявить, что с этого дня прощенный становится сыном или братом членов семьи погибшего.

— Это особый момент. Признаюсь, я часто не мог сдержать слез, когда рыдающий кровник получал прощение от тех, кто по его вине пережил боль утраты, — вспоминал муфтий Султан Мирзаев. – Все понимают в этот миг, какую тяжелую ношу снимает прощающий с плеч кровника, который долгие годы вынужден был скрываться. Представьте, в числе примирившихся семей были те, чья кровная вражда длилась 30, 50 и даже 100 лет. И, наконец, этой беде был положен конец. Великий день. И великое благородство тех, кто не оттолкнул протянутую руку помощи и мира.

Перечисленные этические установки и обряды примирения существовали у многих северокавказских народов.

 

В настоящей статье использованы данные из журнала «КРА» — Грозный, 2011.

Нохчалла.com

__________________

[1]. Лаудаев. У. Чеченское племя // ССКГ. Вып. VI. 1872. 90 с.
[2]. Гимбатова М.Б. Культура поведения и этикет ногайцев в XIX- нач. ХХ вв. – Махачкала, 2007. 344 с.

Оставить комментарий