Уходят в даль года,
В десятилетия слиты,
Вершит над нами время Неумолимый суд — И, как на древе жизни,
На гранитных плитах Лишь имена героев Смерть переживут.
(Хусейн Сатуев).
Что и говорить, люди культуры, художники слова долгое время вынуждены были молчать, даже когда речь шла о национальных традициях, обычаях, не говоря уже о мудрости народа, об этике.
Прервав это молчание, опьянев от неожиданного обилия «кислорода», мы, вместо возрождения упущенного во имя будущего народа, — частенько срываемся на крик, схлестнувшись на митинговых аренах. Не только районы, даже некоторые села объявляли свои «суверенитеты». И все это делалось от имени народа, хотя сам народ ничего и ведать не ведал о подобном. Удивительно ослепление отдельных лидеров! Не зная своего народа, его мудрости, берут иногда на себя смелость говорить от его имени.
За подобные деяния в прошлом таких «патриотов» вайнахи изгоняли из своих сел. Человек, который ослушался своих сограждан, подвергался остракизму всего общества: на дворе виновного насыпали бугор, который он, разумеется, сносил днем, но в следующую ночь делалось то же самое, и это до тех пор, пока он не смоет с себя позорное пятно за содеянное. Были и другие формы осуждения провинившегося. Вот бы возобновить в наше время эти прекрасные традиции!
Вайнахи еще во времена шайха Мансура и имама Шамиля смело шли на смерть, и честь, и достоинство народа не обменивали на личную выгоду и никогда не противопоставляли себя народу. Все спорные вопросы решали мудрые из мудрейших, то есть Юрт-кхел (Совет старейшин), или, как принято говорить, Мехк-кхел, Верховным Мехк-кхелом считался Нашхоевский. Люди этих советов) не были учеными, а были простыми, честными людьми. Они есть в каждом селе и сегодня, воспитанные на лучших этических традициях своего народа, хозяева в собственном доме. Для них согласие народа, членов семьи остается критерием этической жизни и сегодня.
Большая ответственность лежит на историках и писателях республики. Они обязаны в своих произведениях широко освещать наше прошлое и настоящее, бороться за восстановление прекрасных народных традиций, обычаев вайнахов и, в первую очередь, — вайнахской нормативной этики. И в этой работе, как ни в какой другой, конечно же, необходимы терпение, знание, опыт, выдержка и, наконец, просто порядочность. Этого-то нам порой и не хватает. Сегодня, как никогда, остро стоит вопрос об ответственности за свою позицию, за нравственность, за видение будущего своего народа. Очень важно научить людей, используя мудрость вайнахов, прежде всего искусству и культуре ведения полемики как по общественным, так и по этическим вопросам.
Слово ученого, литератора станет емким и веским, когда сочетаются страстность со сдержанностью, пафос с логикой, точностью приводимых фактов, с глубоким знанием предмета исследования. Так и поступают сегодня Абузар Айдамиров, Алвади Шайхиев, Хамзат Ибрагимов, Шайхи Арсанукаев, Магомед Мусаев, Апти Бисултанов, Хож-Ахмед Берсанов, Ахмед Боков, Сайд Чахкиев, Магомед Плиев и многие другие.
Народ упрекает нас заслуженно. Читатель, радиослушатель и телезритель жадно просматривает газетные полосы, слушает и смотрит передачи в поисках новых откровений, новой правды, ответов на вопросы: «Кто виноват?», «Что делать?», «Где найти нравственность?», «Почему забыта мудрость народа?», «Почему мы плохо знаем свою историю?» и т.д. Это, поверьте, очень серьезно
Вопросы бесконечны… Их можно услышать в семье, на улице, в школах и ВУЗах. Их можно сгруппировать так: «Как добиться в родном доме согласия и мира?», «Как вернуть вайнахам чувство хозяина земли, своей судьбы?». На все эти и другие вопросы в народе, в конце концов, ответы найдутся.
Почему забыта этическая публицистика 20-х годов? Почему в этом жанре кое-кто продолжает ограничиваться легковесными разглагольствованиями, пустыми рассуждениями? А другие вообще молчат: мол, подождем, посмотрим, а там и напишем … Легкая позиция!
А что делается на страницах наших газет? Получив право на слово, многие из них забыли об этике журналиста. Иногда задумываешься: где у журналиста личные амбиции и где — гражданская позиция? В так называемых общественно-политических газетах редко можно найти публикации об этике ваинахов, о, мудрости народа, согласии между народами. Проанализируйте нашу периодику, и вы сами убедитесь в этом.
К чему могут привести попытки девальвации нравственных и социальных ценностей народа? Старый, как мир, постулат, на котором обжегся Древний Рим, гласит: без положительных идеалов никакое общество существовать не может.
Процесс возрождения вайнахских духовных ценностей — это длительный и трудный путь. И на этом пути совершенно не допустимы попытки противопоставлять тайпы и тукхумы. Такого рода хаосу все разумные люди республики просто обязаны противостоять. Иначе в нашем доме ежедневно будет неспокойно. О какой дележке по тайпам может идти речь? Разве мы не одной веры люди разве не один у нас Бог — Аллах? И, наконец, разве нас так много, чтобы делиться? О, сколько здесь можно было бы поставить вопросов! Но не в этом дело. Гласят же вайнахские пословицы: «И про самую красивую девушку сказали, что у нее шея длинная», «Плохое слово волчьей рысью бежит».
Художники слова, педагоги, ученые своим заразителыным словом должны волновать людей, особенно подрастающее поколение, заставлять искать пути выхода из безнравственности.
Тот, кто владеет словом, должен целостно воспринимать мир, а это требует от него высочайшей этической культуры и широкого кругозора. Говоря словами: JI.Н.Толстого, он должен в своем творчестве отразить «новые и важные стороны жизни».
Полнокровного отражения «нового и важного» ни в прессе, ни в литературе, ни в передачах радио и телевидения, к сожалению, пока очень мало. Девизом наиболее заметных публикаций и многих передач стало: критика, критика и еще раз критика. У читателя, слушателя и зрителя создается впечатление, что между пишущими сея гражданами идет некое соревнование. Как у прыгунов с шестом: кто выше? Отсюда скоропись, ломка сюжета I стиля, обилие дидактики.
Большой вред наносят вайнахскому литературном языку кавалерийские наскоки на острые темы.
Дело тут не в пробелах образования. Засоренные вульгарщиной, лишенные этичности выражения, многие публикации и передачи несут сухую информативность, в них царит смесь холодного официального стиля и мертвого языка канцелярии.
Куда исчезла красочная речь героев произведений Аблуллы Хамидова, Арби Мамакаева, Сайда Чахкиева, Идриса Базоркина, Абузара Айдамирова, Джемалдина Яндиева, Шайхи Арсанукаева и других? Неужели вайнах-ский язык стал так беден и скучен? Неправда.
В лучших произведениях современной и прошлой вайнахской литературы герой все увереннее отстаивает свою точку зрения, нравственность, этику, мудрость. Многие персонажи произведений мыслят независимо, соблюдая этические нормы жизни, берут на себя немалую ответственность, способны на решительные поступки во имя своего народа, своего Отечества.
Серьезной удачей на этом пути представляются произведения Абузара Айдамирова «Долгие ночи», Магомета Сулаева «Иду на зов», Раисы Ахматовой «Доброта», Ахмада Сулейманова «Симфония гор», Салмана Озиева «Жизнь улыбается мне», Алвади Шайхиева «Заповедь», Сайда Чахкиева «У изголовья земли», Идриса Базоркина «Из тьмы веков» и многие другие. В них читателю раскрывают свою душу герои самые разные, принадлежащие к различным общественным слоям, и каждый имеет собственный взгляд на происходящее, свой этический подход, свою мудрость, уважает и придерживается вайнахских обычаев и традиций. И как не согласиться с Абузаром Айдамировым, когда он говорит, что истинно народные традиции, обычаи и этические нормы — прекрасные помощники в деле воспитания подрастающего поколения.
А. Солженицын в свое время писал: «… Был один народ, который совсем не поддавался психологии покорности ни в одиночку, ни … всем народом. Это чеченцы … Ни один чеченец никогда, нигде не пробовал угождать и потакать начальникам, а всегда был гордый перед ними и даже откровенно враждебный…»
Мудрость народа, нравственность, благоразумие, терпимость, единство, народолюбие, уважение к старшим, верность своей религии спасли чеченцев и ингушей 13-летней ссылке, начавшейся 23 февраля 1944 года.
По долгу службы мне не раз приходилось встречаться с Махмуд-хаджи из Гудермеса. Сложная и трудная была его судьба. Он вместе с семьей был депортирован в Казахстан за четыре года до нашего выселения (по национальности он немец). С детства, живя среди вайнахов, он проникся уважением к нашему народу за его мудрость и дружелюбие. Но особенно полюбил религию ислама, религиозные обряды, ритуалы и обычаи. Не задумываясь он принял исламскую веру, совершил хадж в Мекку. Его здесь уважают, его советам следуют молодые и старые Он всегда призывают к согласию, справедливости, быть) мудрым.
Когда у Абузара Айдамирова спросили, есть ли силы способные вывести нас из кризисного состояния, он ответил: «Да, они есть. Но для этого нам необходимо оставить свои амбиции, прекратить междоусобицу, взаимные нападки и оскорбления, проявлять мудрость и всем вместе искать пути выхода из тупика. И далее. Те чеченцы, которые совершают поступки, порочащие честь и достоинство нашего народа, где бы они ни проживали. Кто нарушает обычаи, традиции и этику нашего народа, — они вольно или невольно посягают на достоинство собственного народа…
Мы сможем выстоять только тогда, когда достигнем национального согласия, объединим все наши интеллектуальные силы … Надо опомниться всем, если мы хотим сохранить свой народ, национальную честь и достоинство…» (газ. «Голос Чеченской Республики», 12января 1993г.).
О мудрости народа хорошо сказал аварский поэт Расул Гамзатов: «Кто любит свой народ, тот не должен без* конца в каждом случае, молотя себя в грудь кулаками, от его имени выступать, а обязан словом и делом служить ему».
Ислам требует от верующих строго следовать его, предписаниям, проявлять в своих поступках и действиях мудрость и благоразумие.
Обратимся к священной Книге — Корану, в котором говорится: «Бойтесь испытания, которое постигнет не только тех из вас, которые несправедливы. И знайте, что Аллах силен в наказании … Тебе только мы поклоняемся и Тебя только просим помочь! Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, — не тех которые находятся под гневом, и не заблудших (Сура 1, «Открывающая книгу»).
Закончим наше повествование об этике мудрости народа словами из Корана: «… Разве прошел над человеком срок времени, когда он не был вещью поминаемой» (Сура 76, аят 1), «Ведь для богобоязненных есть место спасения …» (Сура 78, аят 31).
Эди Исаев