Что объединяет терских казаков и тайп гуно? — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
Тейп и тукхум

Что объединяет терских казаков и тайп гуно?

 
    Ислам на Северный Кавказ стал проникать в VII-VIII веках в связи с арабскими завоеваниями. Первыми исламизации подверглись народы Дагестана, перенявшие от арабов мазхаб имама аш-Шафии. Исламизацию Дагестана местные легенды приписывают арабскому наместнику Масламе, известному в народе как Абу-Муслим. Проникновение ислама в Дагестан растянулось по времени почти на целое тысячелетие. Первоначально ислам укрепился в Дербентском эмирате, откуда распространился на территорию Южного и Юго-Восточного Дагестана. Позже всего был исламизирован Западный Дагестан (XV век). Как раз, миссионеры из Западной части Дагестана начали пропагандировать ислам чеченцам, проживающим в ближайших районах. По мнению ученых, которые занимаются вопросами исламизации Чечни и Ингушетии ислам в республику начала проникать в 15 веке. К середине 19-го века большинство населения Чечни и Ингушетии было обращено в ислам. Здесь как и в Дагестане распространилось суфийское братство накшбандия.

Родо-племенные связи в Чечне были всегда сильны. И этот фактор сыграл свою особую роль и при принятии ислама. Новую религию принимали или ее отвергали целыми тайпами. Исключением данного принципа стал единственный тайп-гуной, который последним среди чеченских родов принял ислам. Это было позволено моему роду потому, что проповедником ислама был «племянник» тайпа гуной, который проживал в с. Куьрчала Введенского района, известный в народе и в научных кругах как Берса-шейх. 
Мать Берсы (из рода гуной и одноименного села) рано осталась вдовой и своего сына до совершеннолетия воспитывала у своих родителей в селе Гуни. Берса был очень рослым, сильным и мужественным молодым человеком. После своего совершеннолетия, как и положено по менталитету чеченцев, Берса уехал в свое родовое село и со своей матерью стал жить там. А это было период, когда дагестанские миссионеры проявляли особую активность в превращении чеченцев в мусульман.
   По преданию моих предков в один из прекраснейших дней, когда Берса отдыхал у себя дома к нему заскочила его возлюбленная с криком моля о помощи. Она сообщила Берсе, что в их родное село ворвались мюриды из Дагестана, которые убивают тех, кто не принимает ислам. Берса, разгневанный наглостью пришельцев, с ходу схватив шашку выскочил на поле брани. В этой битве Берса одним ударом шашки отрубил голову предводителя мюридов, а эта голова оторванная от тела сообщила Берсе следующие: «Я выполнял волю Аллаха и эту святую обязанность я передаю тебе». С этого момента Берса стал шейхом и активным проповедником ислама.  
   Мой род, как и все чеченцы ели кабанину и всякую дичь из лесов горной части Чечни до принятия ислама.
К середине 17-го века все тайпы, которые окружали нас приняли ислам, а Берса-шейх терпимо ждал пока мои предки добровольно решат этот очень важный для них вопрос.
   В один из вечеров, когда дружный род гуной, после тяжелого рабочего дня варил кабанину на ужин к ним прибыл их «племянник», уже известный как Берса-шейх и попросил своих родственников по матери (ненан вежарий) принять ислам (по обычаям чеченцев особо уважения требуют родственники матери и жены). Но гуной обсмеяли своего родственника и отказали ему в принятии ислама. Берса-шейх ушел обиженным не предпринимая никаких физических действий, хотя к тому времени он имел такую возможность. После того как ушел Берса-шейх, жены и сестры стали стыдить своих мужей и братьев, следующими словами: 
— «Как вы можете так неуважительно относится к своему известному племяннику, которого признала как шейха вся Чечня.
-Вы не цените уважительного отношение к себе…. и мн. др.» в ответ на это старейшины тайпа гуной сказали. Зовите его обратно, а пока он придет мы успеем съесть свой ужин. Но по воле Аллаху Берса-шейх немедленно прибыл к месту, где гуной хотели организовать свой последний ужин из кабанины. По просьбе Берса-шейха основная часть в этот вечер приняла ислам, а большую тайпавую кастрюлю со свининой они вынуждены были свалить с этой небольшой горы, которая с этого времени называется «гора с которой свалили кастрюлю» (яй карчайна корта), где, кстати, по неизвестным причинам ничего не растет до сих пор.
   «Отказники», т.е. малая часть моего рода, которая отказалась принять ислам, после жарких дискуссий вынуждена была покинуть родные места. И эта часть рода во главе Оьрза (имя старшего из «отказников») перешла реку Тере и обосновалась там. Это место впоследствии назвали городом Оьрза (Оьрза г1ала). Русское название станица Червленая. Потомки Оьрза, естественно «обрусели» и сегодня называют себя терскими казаками, хотя помнят что они из рода-гуной. Такими фамилиями относятся: Егоркины, Гришины, Бусунгуровы, Титкины, Полушкины, и мн. другие.
   Известный, сегодняшней чеченской интеллигенции профессор Виноградов В.Б и его ученик Дударев часто на научных конференциях и в печати заявляли, что равнинная часть чеченской земли до «черных» гор исконно принадлежала русским. Приведя в «доказательство» то, что в Гуни проживают потомки терских казаков, которые в последствии вроде приняли ислам и «очеченились». К сожалению, этому бреду, по другому это нельзя назвать, поверил мой бывший преподаватель, мною уважаемый профессор Д.Д.Гакаев, который в своей книге «Очерки политической истории Чечни» на странице 39 пишет: «…тайпы подразделяются на исконно чеченские («чистые») и не вайнахского происхождения («нечистые»), ведущие свое начало от иноплеменников. Последним принято относить тайпа гуной, которые ведут свою родословную от терских казаков, ….. ».
  Мне, очень жаль, что Джабраил Джокалаевич опираясь всего лишь на «народную молву» и на выше названных «ученых», перед которым была поставлена известная нам задача пишет такие вещи. К сведению тех, кто мало знаком с историей тайпа гуной, хочу сказать, что гуной, как и многие другие наши братья из других тайпов прибыли из Нашхоя в Гуни. Нашего предка который основал село Гуни, звали Гундал, его сына Гунам и далее Уммалт, Ч1одул, Эски, Паьрси, Гуммалт, Дата, Устар, Ажмот, Эвриг, Алхаз, Али, Уллубай, Айбили, Али (1ели), Хамбахьад, Г1ирмахьаьжи, Абдулла, Кери, Т1ушал, Ибрах1им, Муьсли, Мовсур. Достоверность названых имен моих прямых предков можно проверить способом сопоставления имен предков других племен (некъий) тайпа гуной, что давно сделано нами. На мой взгляд, если судить по именам наш 12-ый предок, которого звали Али родился мусульманином. Если исходить из этого, что время одного поколения 20-25 лет мой род принял ислам, приблизительно 300 лет назад, т.е в конце 17 в начале 18 века. Имена своих предков я записал в 1980 году из выписок муллы села Марзой-Мохк Г1азали, который в 20-х годах (по его словам) сделал из родового «тептар», который был утерян в период выселения чеченцев и ингушей в 1944 году. Хочу подчеркнуть особо, что выше названные имена я привел не для того, чтобы показать какой я чистокровный чеченец, а для того, чтобы наше молодое поколение которое к сожалению, забывает кто они, чьи они всегда помнили своих отцов и не позволяли себе того, что было запрещено по неписаным законам предков.
   Из всего выше сказанного следует, что тайпа гуной один из крупнейших тайпа чеченского который прибыл из Нашхоя в село Гуни Введенского района и в последствии основали такие села как Автуры, Марзой-Мохк, Меседой, всем известный Хьажи-эвла (Первомайское), куда из Илсхан-юрта переехал жить со своей семьей и матерью устаз (учитель) Кишиев Кунта-Хаджи и др. Мы очень горды тем, что устаз Кунта-Хаджи был близким другом моего прапрадеда –Керима(Воккха Керим), который перевез семью устаза в наши края и основали новое село в честь устаза Кунта-Хаджи-Хьажи-эвла, и что устаз выдал своих 2 сестер, Мату и Хьапту замуж за наших родственников и похоронил свою мать в названном селе, о котором знает вся Чечня (Хедий зиярат).
   Знающие эту историю никогда не будут говорить о том, что тайпа гуной ведут свою родословную от терских казаков.
Да, действительно, часть терских казаков ведут свою родословную от тайпа гуно, т.е. они являются потомками тайпа гуной, а не предками и это очень принципиально.

Автор: Ибрагимов Мовсур Муслиевич, доктор исторических наук, профессор, член кор. АН ЧР.

7 комментариев

  • От отца, терского казака, слыхал другое-
    в с18 веке часто казаки уходили к чеченцам.
    В частности, брат моего предка ушел из
    Кизлярской крепости в Чечню! Думаю, что
    такие люди вливались в чеченские тейпы.
    У кого-то сохранились воспоминания от
    предков на этот счет?

    • Я тоже слышал версию о казачьем происхождении гуно, и не раз. В том числе, и от самих гуно. И, до этой статьи, был уверен в ее достоверности. Теперь не знаю … 50 на 50. С уверенностью можно сказать только, что действительно были случаи, когда казаки уходили в Чечню, и там ассимилировались.

      • … казачий век начинается с 16-го столетия нашей эры максимум… днк-тесты практически всех гунойцев дают результат J1 — по Клесову — это самая древняя гаплогруппа на Кавказе, появившаяся здесь почти 10 000 лет назад — рассказывайте свои сказки бабушкам у подъезда за лузганием семечек.

      • Эти же бабушки и рассказывают своим племянникам что наша родословная от казахов идет, именно поэтому нам, гунойцам, нужно сделать место в Гуное, чтобы могли там периодически делать сход и обсуждать общие темы во благо тайпу

  • Гунной- это Гунны (русский язык) .у Гунной чеченцев много сародичей этом мире везде. Очень сильная глубокая история . Из рода Гунной произошли немало родов и в Чечне.

  • гуно сегодня не оспаримо чеченский тайп можно сказать очень древний но корень их происхождения лежит ещё глубже только у чеченцев они сохронили своё начало начал во всём мире этот легендарный народ канул в не бытие только чеченцы сохранили их самоназвание гунной

  • чтобы дурость была видна надо звать науку.
    Какие Гунны в русском языке? русских не существовало когда гунны прошли по Причерноморью!
    Сказки про терских казаков-это Бредятина неучей с купленными дипломами.
    Отправляйте образцы костей на исследования из раскопок.
    делайте ДНК по тейпу Гуной, и сравнивайте с ДНК остальных жителей Чечни.

  • Я Мусульманин в первую очередь , АльхамдулилЛах . Лично я знаю своих предков до седьмого колена ! От дедушек нашего тейпа Гуно слышал тоже самое что написано в этой статье. Моему дедушке об этом рассказал его дедушка а его дудушке его отец ему его отец и эта цепочка идет до самого начала, никакие мы не произошедшие от трескиХ казаков небыли и не будем никогда , те кто говорят об этом это либо по незнанию либо потому что слышали что есть казаки гунны берут вывод что если они гунны и мы гуной то значит они наши предки но вы ошибаетесь .

  • Немогу понять как какие то историки не зная и не являясь членами родовой истории Гуной заявляют о их исторической принадлежности к тому или иному роду! Гуной если судить по генологической линии моих предков начали свое самобытность от родового села Гоьн которое основал Гундал. А не Гюны из фантастики сибирских татар. Древо сопоставимо с тем что я именю на руках До Моего прададе Алхаза дальше его сын Али он уже наверное толи брат моего предка Дудара толи надо найти пропуски.

  • Со Гуно Вац, со Зумсо ву, ам сын войзнер цхьа казак, во ша Гуно ву аьлч ч1ог1 цаьц ваьллер со, ас хаьтт долич цо дицир, шаьш Ислам один т1еъ ца аьцна казакш болч д1а дахан хил нах ду аьлл!

  • В казачестве мусульман и любых иноверцев не брали. Любой обязан был принять ПРАВОСЛАВИЕ.
    Это касается, как Сечь, так и Донское и Кубанское казачества. Вы уже тут оконфузились.

Оставить комментарий