Ичкерия – самая восточная область Чечни, расположенная к северо-востоку от Чеберлоя. Название ее образовано, по всей видимости, от кумыкского «ичи ери» – внутренняя земля, область. Интересную трактовку наименованию дал И.В. Попов, автор работы «Ичкеринцы», посетивший этот край в конце XIX века: «Ичкерия состоит из двух слов: «ич» и «гери».
Упомянутые слова переводятся кумыками так: ич – средина, гери – ровная местность среди возвышенных гор. Кроме того, слово «гери» как в отношении одного лица, так и целого народа означает, что он был когда-то богатым и сильным, но вследствие различных исторических обстоятельств потерял свое значение и сделался бедным и слабым».
Территория Ичкерии была заселена чеченцами, так же как и Чеберлой, не ранее XV века. Представители большинства ичкерийских тейпов считают себя потомками выходцев из западных районов Кавказа. Основным перевальным пунктом этой миграции и, по всей видимости, столицей средневековой Чечни был Нашха.
Первыми переселенцами из Нашха в Ичкерию, а затем в долины Ярыксу и Акташ были представители тейпов Пешхой и ЦIечой. Об этом повествует легенда, которая была опубликована в XIX веке: «Где-то в стороне Башлам есть горы, из которых вытекают реки Асса, Фортанга и Гехи. Эти горы называются Аьккхийн-лам, там некогда жили предки чеченцев — лам-керисти (т.е. христиане). Эта местность — колыбель чеченцев. Четырнадцать поколений назад часть лам-керисти вышла оттуда и двинулась на восток по причине того, что на их родине от многолюдства им жить стало тесно. Они прошли мимо рек Аргуна и Аксая, но эти реки им не понравились, наконец, они пришли в место, где ныне стоит аул Юрт-аух. Первыми поселенцами здесь были фамилии Парчхой и ЦIечой. Когда они прибыли сюда, в этих местах стоял только один хутор Анди. Других поселений не было».
Затем, согласно историческим и фольклорным источникам, из Нашха выселились другие ичкерийские тейпы. Выходцами из Нашха считают себя и многие чеберлоевские тейпы, а также общества Аргунского ущелья.
По одной из генеалогических легенд, основателем Ичкерии был Молкх, переселившийся сначала из МIайста в Нашха, а оттуда вместе со своим сыном Тинин Вуьсу в Ичкерию.
При переселении чеченцы для того, чтобы закрепить свое право на эту землю, назвали ее «Нохчи-Мохк» – «земля чеченцев», как это часто бывает при колонизации.
В Позднем Средневековье здесь собирался чеченский Мехк-кхел. Об этом, кстати, также писал И.В. Попов: «Курган, заметный на возвышенности, сделан усилиями человеческого труда: он насыпан руками людей, как говорит предание. Место это, центр Ичкерии, служило сборным пунктом для старейшин ичкерийцев, жизнь которых, переходя фазисы своего развития, потребовала, наконец, более правильных социальных отношений… Первая встреча на горе Кхетташ-корт не была последнею: сюда собирались для изменения адата, если он был неприменим к условиям общественной жизни. Единственный способ решения тяжб, какого бы свойства они не были, был приговор медиаторов, выбираемых как истцом, так и ответчиком. Приговор этих старейшин не допускал апелляций, и тяжущиеся свято исполняли их постановления. В тех же спорных случаях, на которые еще обычая не существовало, ичкерийцы-старейшины отправляли в Нашха, откуда они всегда возвращались удовлетворенными. Самый чистый обычай, по мнению чеченцев и ичкерийцев, существовал в Нашха».
Согласно фольклорным и историческим данным, каменная боевая башня с пирамидальной кровлей стояла у аула Хорочой. При раскопках возле ее развалин были обнаружены археологические материалы ХIV–ХV веков. В XIX веке была выпущена почтовая открытка с ее изображением.
По преданию, до прихода в Ичкерию колонистов из Нашха здесь жили орстхойцы. Некоторые башни в Ичкерии, которые упоминаются в старинных легендах, связываются с их именем.
Журнал «Чеченское общество«
//
ч1ог1 хаз ююю
Masha Allah
ЭТА ОБЛАСТЬ ЧЕЧНИ- НОХЧИЙ ЧОЬ НАЗЫВАЕТСЯ НОХЧИЙ МОХК, а не какая-то «ичкерия», такое название НОХЧИ никогда и не употребляли так, что извольте называть области НОХЧИЙ ЧОЬ так, как их НОХЧИ и называли.
Прав!И вообще- ич кара- это тюрские слова как и- кара булак-.Я забыл что значит ич но кара означает чёрный.
Ич- это «пей» и «три» по тюркски… Два значения…..
Кара- это » Смотри»…тоже по тюркски
В НОХЧИЙ МОХК входят территории нынешнего Ножай-юртовского и Веденского районов, а так же горные части Шалинского, Курчалойского и Гудермеского районов.
«..Первыми переселенцами из Нашха в Ичкерию, а затем в долины Ярыксу и Акташ были представители тейпов Пешхой и ЦIечой. Об этом повествует легенда, которая была опубликована в XIX веке: «Где-то в стороне Башлам есть горы, из которых вытекают реки Асса, Фортанга и Гехи. Эти горы называются Аьккхийн-лам, там некогда жили предки чеченцев — лам-керисти (т.е. христиане). Эта местность — колыбель чеченцев. Четырнадцать поколений назад часть лам-керисти вышла оттуда и двинулась на восток по причине того, что на их родине от многолюдства им жить стало тесно. Они прошли мимо рек Аргуна и Аксая, но эти реки им не понравились, наконец, они пришли в место, где ныне стоит аул Юрт-аух. Первыми поселенцами здесь были фамилии Парчхой и ЦIечой. Когда они прибыли сюда, в этих местах стоял только один хутор Анди. Других поселений не было».———— ЭТО ПОЛНЫЙ БРЕД ПЕРВЫМИ ПОСЕЛЕНЦАМИ НОХЧОЙ МОХКА И БЫЛИ НОХЧОЙ ТАЙПЫ, КОТОРЫЕ ПРИ НАШЕСТВИИ МОНГОЛОВ 1238-1278 ГОДАХ ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ ПОКИНУТЬ СВОЮ РАВНИНУ НОХЧИЙ АРЕ ОТ СУЛАКА И ДО ПОДНОЖЬЯ ЭЛЬБРУСА ПОСЛЕ ПАДЕНИЯ ИХ ГОРОДОВ МААС И ДЕДЕКОВ, НО 1396 ГОДУ ТАМЕРЛАН ОПУСТОШИЛ ОТ НАХОВ-НОХЧОЙ ГОРНЫЕ МАССИВЫ ПО ТЕРЕКУ, СУНЖЕ И АРГУНУ И ТЛЬК ИЗ-ЗА ТРУДНОПРОХОДИМЫХ ЛЕСОВ, КАКАЯ-ТО ЧАСТЬ НОХЧИЙ ОСТАЛОСЬ В ВОСТОЧНОЙ ПЕРЕФЕРИИ ИХ РАССЕЛЕНИЯ В ГОРАХ, КОТОРУЮ ПОЗДНЕЕ И НАЗВАЛИ НОХЧИЙ МОХК, ТАКИМ ОБРАЗОМ ЛОКОЛИЗУЯ ОРИАЛ ОБИТАНИЯ НАХОВ-НОХЧОЙ. а ВЫДУМАННАЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД ГЕПОТЕЗА О ПРОИСХОЖДЕНИИ НОХЧИЙ ИХ КАКОГО-ТО ГОРНОГО АУЛА НАШХА В 16-17 ВЕКАХ ПОЛНЫЙ БРЕД, ВЫДУМАННЫЙ ВСЯКИМ АССИМИЛЯНТАМИ.
Магас — город аланов (скифов, предков осетин), которым ты в лучшем случае платил дань, фэнтезийный ты ч…
Слово ИЧКЕРИЯ это от чеченского ИС-КЕРИ(я). ИС-это количество тукхумов,а КЕРИ- ладонь (к примеру: керийукъ -внутренняя часть ладони руки). ИСчКЕРИЯ это буквально земля -ладонь девяти чеченских тукхумов.
Ассаламу алейкум…
Это тюрское слово.
Наши «толкователи», зачастую, пренебрегают нахским языком, всё время отсылая нас к иноязычным источникам, тем самым проявляя своё незнание языка, который называют родным.
Слово Ичкерия скорее имеет другую нахскую этимологию. В чеченском языке есть слово «ичархо», означающее «охотник» (страна охотников).
Но есть и ещё не один вариант трактовки данного слова. К примеру, вторая часть слова «Ичкери», присутствует в слове мех(к)-кери (женщины воительницы). То есть, это слово может означать и «охотницы воительницы» (страна женщин воительниц)…
Что касается самоназвания «нохчи», у него на мой взгляд немного другое значение. Нох — соха, чи — человек. Земледелец. И полное слово «нохчмахкхой» означает — житель земледельческой территории. Нох и Нуохь разные не только по смыслу, но даже и по звучанию!
Если мы будем, ссылаясь на созвучие, с именем пророка Ноя(а.с.) отсылать первую часть слова к Нуохьу (а.с.) то должны будем согласиться, что тогда нохьий (ногайцы) имеют большее право называться потомками Ноя (а.с.)…
То, что наш народ является потомком Ноя(а.с.с) не вызывает сомнения.
Но если руководствоваться подобной логикой, потомками Ноя являются всё белое человечество, потомки Сима и Хама и тогда они тоже имеют право называть себя Нохчи!
До выселения наше общее название было нАхчи, и до сих пор жители гор именуют себя именно так. К примеру Чеберлой, у которых язык сохранился в наибольшей чистоте.
В подтверждение подобной версии даю ссылку на фильм сделанный в 30-х годах, до ссылки, где консультантом выступает Халид Ошаев. https://www.youtube.com/watch?v=4-7snAehqSc
Подобные вопросы решаются не на уровне «симпатий или антипатий», а руководствуясь знаниями.
Ассаламу алайкум! По казахски ишки джер или ички йер будет внутренняя земля…
Все вы придурки! Нохчийн мохк по горизонтали от Германии т.е. от Калининграда до Японии, а по вертикали от северного полюса до Китая.
По казахски кара — черный, булак — родник.