После ухода с Кавказа отрядов Тимура орстхойцы одними из первых спустились в предгорья, а затем и в долину между реками Сунжа и Асса. Здесь они столкнулись с кабардинцами, которые вели тогда кочевой образ жизни и пасли свой скот на освободившейся после ухода монголов территории.
Вообще, как свидетельствуют исторические и фольклорные источники, этнонимом «орстхой/арстхой» первоначально обозначались все нахоязычные жители предгорья. А та часть нахов, которая с XVIII века стала называться «орстхой», в более ранние времена имела племенное название «балой», куда входили и аьккхи, и пешхой, и некоторые другие чеченские тейпы. По всей видимости, это была каста воинов.
Этимология этнонима «орстхой» довольно прозрачна: по-чеченски «арц» – невысокий хребет, «арстхой» – жители предгорий или Черных гор. Но возможно, что чеченское «арц» в более древние времена имело значение «крепость, крепостной вал», что вполне возможно. В таком случае древний сигнал об опасности «орцах довла» приобретает конкретный смысл: «Укройтесь в крепости» (или за крепостным валом).
Согласно фольклорным материалам, до прихода чеченцев из западных районов Кавказа, в Ичкерии и Чаберлое также жили орстхой, которые говорили на языке, имевшем некоторые отличия от чеченского языка. Но вряд ли их сегодня можно идентифицировать с жителями Эршты.
Орстхой занимались земледелием и скотоводством, а в горных районах, в селениях Верхний и Нижний Даттых, кроме того, добычей соли.
Орстхой довольно рано, по сравнению со своими соседями, приняли ислам и активно участвовали в Кавказской войне в отрядах Шамиля. Они постоянно совершали набеги на селения ингушей, которые к тому времени стали подданными русского царя. Об этом говорят многочисленные жалобы ингушских старшин, сохранившиеся в российских архивах.
При выселении части кавказских народов в Турцию, после окончания Кавказской войны, орстхой почти полностью покинули родину, не желая подчиняться российской администрации. Оставшиеся были расселены царской властью по чеченским и ингушским селам, а на их землях была образована Сунженская казачья линия для разделения чеченцев и ингушей.
Территория Эрштхой очень богата каменными башенными постройками. Руины их сохранились в селениях Базанте, Гандал-баса, Нижний и Верхний Даттых, ЦIеча-Аьхк, Эгичож. Хотя область находится на самом западе Чечни, архитектура ее по своим основным параметрам тяготеет к формам Центральной Чечни, то есть Аргунского ущелья.
Селение ЦIеча-Аьхк насыщено башенными постройками самых различных эпох. Древнейшее поселение ЦIеча-Аьхк относится к I тыс. до н. э. Оно состоит из циклопических построек, которые представляют собой сооружения прямоугольного плана, построенные из огромных необработанных камней. Гигантские планы этих жилищ могут говорить об определенной социальной структуре общества того времени. По всей видимости, население здесь проживало большими общесемейными общинами, которые постепенно дробились в процессе эволюции. Кстати, это подтверждается и тем, что к циклопическим сооружениям пристраивались дополнительные помещения небольших размеров.
Сохранились здесь и постройки раннеаланской эпохи (I–VII вв.). Среди них уже можно различить боевые и жилые башни.
Жилые башни, несмотря на невысокий уровень строительной техники, имеют уже конструкции, свойственные поздним, классическим постройкам: наличие опорного столба, арочные проемы (дверные и оконные), расширение их с внутренней стороны. Поздне- аланские постройки (это подтверждается здесь и обилием археологического материала) по своим формам приближаются к классическим.
К XV–XVII векам можно отнести мощный замок селения ЦIеча-Аьхк, состоящий из одной боевой и двух жилых башен. Боевая башня имеет квадратное основание (5 x 5 м), большое количество оконных проемов с круглыми арками, камни обработаны, кладка выполнена очень тщательно, на фасаде башни имеются элементы декора. Жилые башни, пристроенные к боевой башне, ничем не отличаются от нее по технике кладки и уровню обработки камня, то есть все элементы замка были построены в одно и то же время.
К вершине фортификационного зодчества чеченцев можно отнести крепость Эги-чож, в которой воплощены все лучшие достижения нахской архитектуры.
Глава из книги Лечи Ильясова «Тени вечности»
Журнал «Чеченское общество». № 4/2008
Прочитай что написал Деникин про ингушей в Эрмитаже в г. Санкт Петербурге. Ему я больше верю а сказки сочинять может любой
Карабулаки или орстхой это обитатели гор, а не предгорий и северная граница их обитания в середине 19 века проходила по линии Бамут, Аршты, Чимульга, Янди, Сурхохи и никак иначе, а все остальное это их сказки «про белого бычка». А если они в действительности не хотят быть НОХЧИ и считают себя отличным от них народом, то им надо вспоминать свой родной язык, на которым говорили их предки, которые каким-то образом оказались на землях НОХЧИ и осели на их землях переняв наш язык, пытаясь походить на благородных и отважных НОХЧИ во всем, тогда мы узнаем их истинную национальность и после будем рассматривать их всего лишь, как диаспору иного этноса живущий на нашей земле. А другого варианта, как они пытаются себе «нарисовать» — превратиться отличный от НОХЧИЙ народ используя наш НОХЧИЙ мотт и претендуя на наши НОХЧИ земли — в горах или на равнине ничего не получится и НОХЧИ это им не позволять, поэтому самый ОПТИМАЛЬНЫЙ вариант для всех стремящихся в «отдельные» и «отличные» от НОХЧИ народы на основе нашего языка и на наших землях оставить эти свои бредовые сепаратистские идеи и оставаться частью НОХЧИЙ КЪАМ.
че тыт тут лепишь ингуш ня под чеченским ником пытаясь разделить чеченцев . тукхум орстхой и др тейпы туда входяшие чистые чеченцы . временно из за русских большая часть их земель пока называется ингушней но это временно . по крайней мере они себя ингушами не называют и не считают. под административным давлением находяться . поэтому они себя во временной ингуетии называют по тейпам и тяготеют к чеченцам остальным потому что они чеченцы чистокровные
Турпал, ты молодец!