Этническое общество граничило на в. с Пешха, на ю. с ТIерла, на з. с Галай и Ялхара, на с. — с равниной. Занимало территорию между реками Гехи и Рошни. Нашха исторически делилась на две условные части: ТIехьа Нашха и Сехьа Нашха, т. е. Потусторонняя Нашха и Посюсторонняя Нашха, соответственно — ю. и с. Нашха.
Многие чеченские тайпы считают себя выходцами из общества Нашха.
Согласно преданиям и тептарам, общество основано родоначальником чеченского племени Нашхо. По другим версиям, родоначальником является Турпал Нохчо (с перс: рыцарь великолепный), у которого было шестеро сыновей: Моцкъаро, Хьайбахо, ЧIармахо, Хьижигхо, ХIийлахо, ТIистархо, которые основали шесть аулов, получившие их имена.
Нашхинцы своим духовным центром считали аул Моцкъара, где постоянно хранился их «родовой котел», считавшийся священным. В день три раза братья собирались у этого котла — на завтрак, обед и ужин, ели из этого котла, который крепил их братство. Родовой котел был сделан из шести медных пластин, по пластине от каждого брата. На каждой пластине по-арабски было написано имя каждого брата: Моцкъаро, Хьайбахо, ЧIармахо, Хьижигхо (его называли и Пой), ТIистархо, ХIийлахо. Каждый из братьев садился лицом к своей пластине: это были их личные места за родовым котлом.
Но в Нашха жили и такие, которые не имели доли святости и почести этого котла, и они постоянно вели интриги вокруг него: им было не по душе то, что родовой котел связывает братьев в единую семью, не дает им расслабляться, расходиться. А те, которые не имели в этом котле своей доли, постоянно и беспрерывно пытались внести разлад среди братьев. Для этого они делали все, чтобы котел был разобран, а медные пластины, из которого он сделан, были рассеяны.
Все же родовой котел дожил до шамилевских времен. К тому времени в родовом котле пищу не варили, каждая семья имела свой семейный котел, но первый родовой котел хранился в мечети, как священная реликвия, и использовали его только во время религиозных праздников для приготовления жертвенной пищи. Совершая свою первую поездку по Чечне, имам Шамиль прибыл со своим войском в Нашха и остановился в ауле ЧIармаха. Здесь недоброжелатели убедили Шамиля в том, что, если он не уничтожит родовой котел нашхинцев, то они не только откажутся принять его власть, но могут и дружно выступить против него, что родовой котел является для них фактором роднящим, объединяющим.
Шамиль послал за котлом «для приготовления пищи для войска». Котел привезли, приготовили пищу, но потом котел был разбит, а медные куски, из которых он был сделан, бросили в пропасть. Так был уничтожен родовой котел Нашхинцев.
Приведем генеалогическую линию одного из некъе древнего-аула Моцкъара: СолтагIа — ШапаI — Iусман — Бешти — Бузарт -Алдам — Ислам — Ислам[1] — Исмаил — Исмаил — Ишхо — Iела — Iела -Уьйрасха — Ида — Анзор — Золза — Зама — Замбек — Мурат.
В Нашха входили следующие селения: МоцIарха, ЧIармаха, ТIиста, ХIийла, Хьижахка (гIой) и Хьайбаха; хутора: Мушечу, МогIасте, КIайчаюхе, Саканжиеле, Хотташкоча; Зерха, КIелахбаса, Iажгечу, ГIарбихьаькханчу, IаршIалечу, Ехкачу.
Легенда гласит: «Персидский царь Дарий приказал на севере от страны построить укрепление и установить там стражу — по одной дружине от каждого народа и от каждого племени, населяющих этот край. Повеление было исполнено и гонцы доложили об этом царю. Дарий со своей свитой приехал посмотреть на укрепление и стражу при нем — по одной дружине ото всех народов, населяющих Кавказ. Несколько дней подряд наблюдал он за поведением воинов, за их выдержкой и стойкостью. Дружин, охраняющих укрепление, велено бьшо не кормить, не менять и не поить их коней.
Не прошло и трех дней, как дружины стали морально разлагаться: кто дезертировал, кто боевых коней и оружие обменивал на хлеб и вино, кто начал совершать грабежи и мародерство, нападая на мирных жителей.
Но выделялась среди всех остальных своей дисциплиной, выдержкой и стойкостью одна дружина — дружина, состоявшая из нахов. Не сбавляя энергии, прыти и норова, она непрерывно занималась тренировками боевых коней, пуская их на короткие дистанции (это упражнение называется «говр хьовзор»), испытывая свои ловкость и умение владеть боевым оружием, не чувствуя ни усталости, ни голода, ни каких-либо неудобств.
Видя их выдержку, стойкость и энергию, царь Дарий был в восторге.
Прошло семь дней и ночей, а дружина нахов все в большем экстазе, все больше распаляется и вдруг, образовав круг, начинает боевую пляску «ЧIагаран хелхар» (пляску крепости духа и самообладания) и затем коней своих пускает в пляс.
Восторгам царя Персии не было предела. Он подозвал своих военачальников и спросил: «Кто эти за железные люди, кто это за каменные люди, кто это за несгибаемые люди, лишенные за семь полных суток всего того, что требуется для жизни, не сбавляющие энергии ни на минуту, когда все остальные дружины разбрелись, не выдержав голода, усталости и бессонницы?»
Вельможи ответили царю Дарию: «Это нахи, они живут на севере Большого Кавказа. Они таковы по своей природе».
— Нахчи жаххIан!- воскликнул царь.- Великолепие страны! Вслед за царем все вельможи воскликнули:
— Нахчи жаххIан!
— Турпал Нахчи!- воскликнул царь Персии.- Рыцари великолепные!
— Турпал Нахчи!- воскликнули вслед за царем вельможи. И с тех пор чеченцы стали называться «нахчий».
А тому не менее двух тысяч лет.
Этим можно объяснить происхождение имени Турпал-Нохчи (мифического родоначальника чеченцев), встречающееся в фольклорных произведениях — легендах и преданиях. «Турпал нахчи» — от перс, «рыцарь великолепный».
[1] Именем отца называли сына, если отец выделялся делами и подвигами.
:»Свежо предание,и как всегда с трудом верится:) ,а без труда не верится 🙁 ))))»
«Согласно преданиям и тептарам»?))
Каким «преданиям», и каким «тептарам»?)) Кто их слышал, видел, читал?
Тут даже названия селений не соответствуют действительным топонимам, не говоря уже о том, что эти топонимы имеют свои обозначения, а не являются собственными именами людей.
Никакого «Турпала Нохчуо» там и в помине не было.
1-й этап искажения нашей истории еще начали заниматься при царской России некоторые «патриоты» коллаборационисты, затем коммуняги, а теперь, основываясь на эти «исторические» архивы, и дальше уводят в сторону..
И в топонимии Сулейманова, которой руководствуется данная статься, содержится огромное кол-во грубейших ошибок, если не назвать это преднамеренным искажением топонимии и этнографии вайнахов, не говоря уже о «исторической» справке, которая там навязчиво сопровождает топонимию, хотя и не понятно зачем..