Микротопонимия

Защитное вооружение вайнахов и этнонимы, в основу которых легли военные термины

Прежде всего защитное вооружение вайнаха заключалось в нем самом — в его стойкости, крепости духа, самообладании, готовности защитить свою честь, свободу родной земли, семьи, очага и женщины. Самым верным и надежным его защитным оружием было высокое мнение женщины о нем, мнение врагов и друзей, мнение общества. Отступи он хоть на шаг перед угрожающей опасностью, покажи он спину врагу, уклонись от удара меча или кинжала, он будет всеми отвергнут как трус и предатель, отвергнут обществом, если не физически, то морально. Он лишится права называться мужчиной, права носить оружие, присутствовать в общественных местах. Предателя или изменника убивали сами же близкие родственники. Отверженный, он, если избежал казни, то сам уходил к соседнему племени и добровольно становился рабом или холопом.

Тарг, тарч, пирг, пар, пхьарс, туре, кхалкх (кхалкъ), пхо, пезарг, п1елзарг, дарг1 — все эти термины обозначают один и тот же предмет — защитное вооружение вайнаха-воина, т. е. боевой щит. Каждый из этих боевых щитов имел свое назначение, определенную форму и размер. К ним же можно причислить и г1аг1а —кольчугу, по-современному — бронежилет, который изобрели предки вайнахов, как только появились лук и стрелы.

Tlарг — щит, прикрывающий правую грудь девушки-амазонки. Вначале такой щит делали из обработанной кожи зубра.

Немного истории. Как только девочка появлялась на свет, ее осматривал врач — ц1у и определял степень ее здоровья: будет или не будет жить. Если ребенок здоров, то по согласию родителей с первых же дней жизни девочку посвящали в амазонки -мехкарий, т. е. в защитницу родной земли вайнахов. Она должна была вырасти в отличную наездницу, стать отличным стрелком из лука. Через две-три недели после рождения тот же врач прижигал ей правую грудь нагретой медной, серебряной или золотой пластиной. После такой операции правая грудь не развивалась, а левая наоборот развивалась лучше и щедрее. Для чего нужно было прижигать правую грудь? Для того, чтобы она не мешала натягивать тетиву лука и прицеливаться, стрелять, для того, чтобы правая грудь не мешала правой руке ловко владеть мечом, копьем, дротиком, ведению боевого коня правой рукой. А хорошо развитая левая грудь вполне была пригодна для того, чтобы кормить ребенка, если он родится. Позже, когда человечество узнало бронзу, еще позже — железо, такой щит на одну левую грудь стали ковать из меди, бронзы, железа. Кстати, в основу термина «т1арг» легло общеизвестное слово «т1ар» — грудь. (Ср. с др.-рус. перси — грудь, перстень — золотое колечко с щитком, перс — щит, наперсток (защита для пальца швеи), персты — пальцы.

Туре — боевой щит. Название закрепилось в чеченском языке. Щит делался из лозы молодых побегов породы дерева туре, так называемого «железного дерева» — тиса, негноя и обтягивался кожей. Позже, как и другие щиты, его стали ковать из меди.

Пирг — так назывался щит, который надевался на боевое копье, когда войско шло в атаку на врага. Пирг — назывался и щит, приделанный к рукоятке меча, шпаги, который защищал руку от ранения оружием. Название заимствовано из зап.-европ. языков.

Пар, парс, пхьарс — боевой щит или выдвинутая амбразура на крепостной башне, в основу легло слово в знач. щит, защита. (Из праязыка). Сохранилось оно в первозданном виде и смысле только в чеч. языке: пхьарс — плечо, локоть (рука от плеча и до кончиков пальцев).

Кхалкх, кхалкъ — в рус. языке сохранился термин калкан -в значении щит, защита, толстая кожа на шее у дикого кабана. В чеч. языке оно немного «смягчилось», начальный и конечный «кх» превратились в «г1». Ср. г1алг1а — от кхалкхан. Сохранившееся в рус. языке тюркоязычное кхалкхан превратилось в чеч. г1алг1а -по аналогии: кхабакх — в г1абакх, кхум — в г1ум и т. д. Таким образом, этническое название г1алг1а ингушам дано чеченцами. Точно так же кумык (кхумукх) — в чеч. языке трансформировалось в г1умкий. Подчиняясь законам произношения, в чеч. яз. «кх» превращается в «г1». Но есть и другая версия: г1алг1а — башенный страж.

Къай — пуля, снаряд.

Хьалика, хьалкха — означает не только боевой щит, но и заслон, преграждающий путь к противнику.

Зарг — боевой щит круглой формы.

Зарговза — сложилось из двух компонентов: зарг — боевой щит, говза — умелая мастерица, владеющая щитом. Такой титул-звание в древности присуждался амазонке — защитнице земли вайнахов, когда она выделялась среди других в умении владеть щитом, мечом, луком. За эти качества амазонка награждалась от имени всего народа и племени золотым щитом и вместе с наградой ей присуждалось высшее воинское звание — Зарговза.

Мехкарий — самое высокое звание, которое присуждалось группе девушек-защитниц страны (земли), отличившимся в военном деле, в боях и сражениях за родину. Термин сложился из двух компонентов: мохк — страна, земля и ари — Арес (имя бога войны и далеких предков вайнахов, скифов, алан, сарматов и  древних греков). Звание (термин) мехкарий, как известно, не имеет формы ед. числа и всегда употребляется во множ. числе. (Сравнимо с др.-греч. амазонки — всадницы, наездницы, защитницы земли).

Пезарг — защита, щит (ноговицы). До наших дней дошло пезаг — без «р», который из-за ненадобности утратился.

П1елзарг — защита для пальцев лучника: большого, указательного и среднего, которыми натягивалась тетива боевого лука. Это была особая «персчатка» (обратите вним. на звук «с» в середине слова), кожаными футлярчиками для пальцев, которыми натягивали тугую тетиву боевого лука, — большого, указательного и среднего, от которых шли кожаные тесемочки и перевязывались у запястья. Это была защита для пальцев — п1елзарг, где первая часть п1елг — палец, вторая — зарг — щит. Таким образом, мы насчитали в чеченском языке 13 названий боевого щита. Нет языка, в котором присутствовало бы столько вариантов названий боевого щита!

Баргол — наручники из железных колец.

Саж — мисюрка, боевой шлем округлой формы в виде фески со спускающейся на шею, уши и лицо кольчатой сеткой.

Таж — шлем боевой, корона.

Цхьар, цхар — сетка, которой закрывали лицо воина, является частью боевого шлема — сажа и тажа, т. е. мисюрки и шлема.

Г1аг1 — кольчуга, сравнима с современным бронежилетом, собирали ее из отдельных железных колечек.

Г1ала — крепость, укрепление, жилая башня.

Б1ов, б1ав — боевая башня.

Берд — укрепление, крепость.

Гермчига — от перс, «укрепление».

Ч1а, ч1аг1о — укрепление.

Ч1агаран хелхар — кругообразная боевая пляска древних вайнахских воинов, пляска крепости духа. Ч1агаран хелхар исподнялся на виду у противника. Своего рода подготовка к психической атаке противника.

Б1а, б1о, б1аьхо — в основу названия легло «б1ав!» — призыв к сражению, круговая оборона. Оно созвучно и имеет единую основу со славянским бой, боец, с аварским бо — воин. Предки вайнахов, приблизившись к противнику, на виду у него начинали неистовые пляски с возгласами: «Арс-вай!» «Арс-тох!» «Б1ав!» «Б1ав!»

Пера — дружина, отряд, подготовленный для дальнего похода с запасом пищи и фуража не менее чем на три-семь дней.

Ковра — ватага, отряд для совершения дальнего похода, летучий отряд.

Эскар — войско, армия.

Маза — связист, человек, осуществляющий связь.

Нохчо, нахчо — перс, великолепный (воин).

Турпал нахчо — перс, рыцарь великолепный. Воин, вооруженный защитными доспехами (барзакъ) и наступательным вооружением тур + пал (араб, меч + щит). Турпал Нахчо — звание,

которое в древности присуждалось выдающимся воинам, мужественным людям. Заимствовано из перс, языка.

Чечен, чеченец, чеченцы — этническое назв. чеченцев. Этот термин присутствует в договоре калмыцкого правителя Аюк-хана с Иваном Грозным. Исходит из др. санскрита-праязыка, основы индоевр. языков. Чечен, шатан, сасан — в значении дипломат, красноречивый человек, обладающий гибким умом, умеющий разрешить любое сложное дело без применения оружия. Шешен, чачан — в знач. красноречивый человек сохранилось и в тюрк, языках.

Пхей — хевсуры (лучники). Живут у истоков Аргуна и его правого притока, между Главным и Боковым Кавказскими хребтами.

Лаьшкарой — отменные воины, от груз, лашкари, лашари. Чеченская этническая группа, локализовавшаяся в прошлом на правом берегу р. Шаро-Аргун, рядом с обществом Саьрбала.

Г1оьмаш, гоьмаш — наручники; они были соединены с оковами ног при помощи цепей, иначе — кандалы.

Йийсаран г1оьмаш — оковы для пленника, ошейник на цепи из тяжелых колец.

Туьйдаргаш — связывающее звено защитного комплекса т1арч — щита, которым для защиты от удара оружия прикрывали грудь девушки-амазонки. В наши дни туьйдаргаш, давно потерявшие свое значение как защитное вооружение амазонок, служит нагрудным украшением к праздничному костюму — национальному женскому платью — г1абали. Туьйдаргаш — застежки из цветного металла, от шеи и до пояса.