Х. Бурчаев: 60 лет – это серьезно. Расскажите о себе, о своей личной жизни. Считаете ли Вы, что Ваша жизнь удалась, или все еще впереди?
С-Х. Нунуев: Удалась ли жизнь – к сожалению, об этом сегодня многие судят по толщине кошелька. Бедняком себя не считаю, хотя бы потому, что у меня пятеро сыновей, две дочки и десять внуков.
Удалась ли жизнь? Можно ли было прожить ее лучше? Над этими вопросами на склоне лет так или иначе задумывается каждый, наверное. И каждый, наверное, жалеет о чем-то упущенном, или совершенном по неопытности, молодости, малодушии. Но ничего уже не изменишь. Самое правильное в таком положении – попытаться предостеречь молодых от повторения собственных ошибок. Если это удастся в какой-то мере, наверное, полегче будет в Судный День.
В юности жизнь кажется бесконечной и думаешь, что все успеешь, все удастся исправить, если даже где-то что-то совершил нехорошее. А потом начинаешь задумываться над мудростью народных поговорок, которые призывают беречь честь смолоду.
Жизнь — и долгая, и короткая. Всевышний, очевидно, хорошо рассчитал, кому и чему сколько отпустить. За свой короткий век человек все-таки успевает что-то приобретать и что-то терять, оставить своим потомкам либо богатства, либо долги, либо опыт успешно или бестолково прожитых лет.
По большому счету жизнь каждого разумного человека состоит из длинной череды ежедневно, ежечасно принимаемых решений. Эти решения бывают менее значимые: чем заняться в выходные, какую книжку прочитать и более значимые, судьбоносные: куда пойти учиться, на ком жениться, какую профессию выбрать…
Но при всем при этом есть и глобальный выбор, над которым мы, возможно, недостаточно глубоко задумываемся до самого своего последнего часа. Этот глобальный выбор между вечным вопросом — прожить земную жизнь в максимуме земных удовольствий, не задумываясь о неминуемой встрече с Богом, или прожить его, понимая, что вечная жизнь – все-таки та, которая спрятана за ВЕЛИКИМ ПОРОГОМ?
Кто-то из великих сказал, что абсолютная свобода – это абсолютная вера в Бога. Но это – из тех истин, до которой человек сам должен дозреть в процессе накопления жизненного опыта и знаний. Ведь почему в разные годы священный Коран читается по – разному? Потому что воспринимается мозгом с различными объемами информаций и опыта в разные периоды жизни. Одна и та же сура или аят одного человека оставит совершенно равнодушным, а другого приведет в невероятный восторг. Так вот, хочу подтвердить слова об абсолютной свободе.
Обретшая по-настоящему Бога человеческая душа – и свободна, и счастлива, и бессмертна!
Не воспринимайте эти слова как желание автора лишний раз понравиться Всевышнему. У автора свой, критический взгляд на то, что в мире делается якобы для Бога и во имя Бога. Этот взгляд не имеет ничего общего с примитивной лестью. Бог для меня – самая совершенная реальность, с которой можно и нужно разговаривать на языке совести, а не идол, не истукан, не догма. Это принципиально важно в наш жестокий, циничный, лицемерный век.
Х. Бурчаев: Что Вас больше всего волнует на данном этапе?
С-Х. Нунуев: То же самое, что и раньше — кто мы? какие мы? откуда мы и для чего сотворены? Можем ли мы быть особенными, не такими, как все, если да, то зачем? Счастливы ли мы, живя чужими мыслями, чужими поступками, чужим образом жизни, чужим разумом? Куда, к какому финалу ведет человечество победивший разум, устанавливающий новый мировой порядок по угодному себе проекту? Почему мир так противоречив и по-прежнему основные богатства цивилизованных государств уходят на изготовление оружия массового уничтожения, а не на то, чтобы сделать мир более гуманным и безопасным?
В ХХ1 век человечество вошло, по общему признанию многих светлых умов, в состоянии глубокого духовного кризиса. Человечество в своей основе погналось за материальными благами земной жизни, отодвинув духовные ценности. Такова примета времени, как бы кто-то не пытался возражать. И в этом кроется большая опасность, ибо безмерная алчность — прямой путь к деградации, к катастрофе, сперва нравственно — духовной, а затем и физической. Вряд ли кто из серьезных ученых и мыслителей с этим поспорит.
Крайне актуальный вопрос: что происходит с Россией и русскими? Обречены ли русские и православие? Чем грозит нам, чеченцам и другим народам России гибель старшего брата? Не лучше ли русским беречь и развивать российские народы, их самобытность, духовность, нравственность, чем бросать их вместе с собой в омут западной распущенности, вседозволенности, пошлости, растления, вырождения? Не лучше ли малочисленным народам России беспокоиться о нравственном здоровье русских, обращать их в подлинную веру, чем проклинать и подрывать их в метро и аэропортах? Не потеря ли чего-то главного внутри себя заставляет всех нас искать врагов где угодно, только не в собственном разуме и совести, с которыми мало дружим?
Вопросов множество и мнение малочисленных народов, кажется, никого не волнует. На планете идет жестокая битва могущественных империй за сферы влияния. Но так не хочется, так унизительно чувствовать свою роль сторонних наблюдателей на обочине, эдаких монгольских космонавтов с того анекдота. Ведь самое страшное для народов, людей, каждого человека – потеря уважения к себе. Даже в тюрьме, даже в аду, выражаясь метафорически, человек остается человеком, если в нем остается хоть частица самоуважения. Надо научиться уважать себя, потому что Бог- в нас, в нашей совести и разуме. Нигде Его больше нет в земном измерении.
Х. Бурчаев: Спасибо. Такое ощущение, что можно было бы беседовать бесконечно.
С-Х. Нунуев: Ты прав. Давай об этом в следующий раз. Мы ведь на самом деле живем в очень сложное, но чрезвычайно интересное время.
С.-Хамзат Нунуев -один из тех чеченцев,про которого можно сказать «Он ум,честь и совесть нашего народа.»