На рубеже новой эры наиболее крупное кахетинское общество со всех сторон было окружено нахоязычными племенами и общинами. С юга к нему примыкали нахоязычные цанары, с запада – нахоязычные двалы, с востока – нахоязычные эры (жившие и в самой Кахети), а с севера – нахоязычные дзурдзуки. Что касается племени кахов, давших название Кахетии, то это часть нахоязычных тушин, жившая в равнинной части исторической Тушетии и называвшая себя кабацой, а свою территорию Ках-Баца.
Нахоязычными были также закавказские племена табалы, туали, тибарены, халды.
«Древние чеченцы пришли на Кавказ из Урарту» — утверждает армянский ученый А.О. Степанян (Объединенная газета. № 24 от 15. 11. 2005г.) и приводит тому множество новых неопровержимых доказательств.
Нахское общество всегда помнило, что среди них есть нахи, ведущее свое родословное из древних Шумер (Шеме), не потерявшее связь с легендарным пророком Ноха (Отсюда – нохчий, нохчалла). Эти люди именовались как нах болу нах (нахи, которые нахи) а те, которые не чувствовали в себе нохчалла, назывались нах боцу нах (нахи, которые не нахи).
В нахском обществе не было каст, как в Индии, или резкой социальной дифференциации на господ и холопов. Но почти сакрализовано было разделение на нахов и не нахов. Это – важная особенность нахского этноса.
Связи древних нахов с окружающим цивилизованным миром были обширными и в раннем средневековье, когда они жили на северных склонах Большого Кавказского хребта.
Как свидетельствуют исследования абхазского ученого Гурама Гумбы, царь мялхов Адермах, к примеру, был женат на дочери Боспорского царя из северного Причерноморья.
Интенсивными были связи с Византийскими государствами, с Хазарией на севере Чечни.
В борьбе Киевского царя Святослава, а еще раньше князя Игоря, с Хазарией чеченцы и ингуши, очевидно, выступали на стороне славянских друзей. Об этом свидетельствуют строки из « Слова о полку Игореве» , где плененному половцами Игорю предлагают бежать в горы: там чеченцы, народ Овлура, спасут и защитят русского князя.
К эпохе раннего средневековья относится расцвет каменного строительства в горах нахов. Все ущелья верховьев Дарьяла, Ассы, Аргуна, Фортанги были застроены сложными каменными архитектурными сооружениями, такими, как боевые и жилые башни, замки, склепы, храмы, святилища.
Позже появились целые поселения – крепости, которые до сих пор поражают своим великолепием, мастерством зодчих.
Причина ….. https://www.proza.ru/2014/01/20/1443
Про отношения Посланика и праведных Халифов к сборникам хадисов https://www.proza.ru/2013/04/11/670
Ключ к тайнам истории Нахов—https://www.proza.ru/2015/02/26/1684