Заключение — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
Нахи в исламе

Заключение

Распространение ислама  в Чечне происходило долгих четыре столетия, примерно с XV в. ислам среди вайнахов распространялся не только медленно, но и неравномерно по времени и географии расселения чеченцев и ингушей: в горных районах Чечни и по границе с Дагестаном ислам утвердился раньше, чем в равнинных  районах, в Чечне – раньше, чем в Ингушетии. В Ингушском селении Гвилетти ислам приняли только в 1862 году, после окончания Кавказской войны.

Процесс проникновения и укоренения ислама в вайнахской среде происходил разновременно, волнообразно, под влиянием  в большей мере,  как отмечалось, внешних фактров – исторически значимых событий, переломных моментов в истории чечено-ингушского народа: поход Тамерлана на Северный Кавказ (XIV-XV вв.); колонизация Чечни и Дагестана Российской империей, спровоцировавшая мощные национально-освободительные  выступления горских народов: восстание  под руководством шейха Мансура (1785-1791 гг.); движение горских народов под руководством имама  Шамиля (1834-1859гг.); и, наконец, респрессии советской власти — тотальная ссылка народа в феврале 1944 года, в результате которой погибло более 150 чеченцев и ингушей людей, то есть каждый третий.

Роль и влияние ислама  среди вайнахов росло  по мере того, как усиливались экспансионистские поползновения соседних государств. Если в XIII-XIV веках горцы только познакомились с исламом, но не приняли его как религию, то в эпоху Кавказской войны они превратились в преданных приверженцев суфизма накшбандийского тариката. Более того, под влиянием политических событий суфизм накшбандийского толка реформировался в радикальный «кавказский мюридизм», под флагом которого горские народы объединились в борьбе  против царских колонизаторов. Ислам стал идейной основой и организатором всех антиколониальных выступлений горцев. По определению Фадеева Р.А. «горцы переродились» под влиянием мюридизма, став духовно и организационно сплоченной силой, навязавшей  одной из сильных армий мира почти полувековую кровопролитную войну.

Как справедливо отмечает  современный исследователь, «социальный и политически значимый характер ислам стал приобретать здесь (на Северном Кавказе — С.-Х. Н.) только с момента прямого соприкосновения с русскими и нарастающей конфронтации с ними. И формой бытования ислама в Чечне и Ингушетии стал не фикх – политико-правовая система регулирования общественных отношений. Ислам не изменил принципы социально-политической организации чеченского и ингушского общества. Организационно ислам приобрел здесь с самого начала форму многочисленных и своеобразных групп — вирдов. Эта форма не только ослабляла значение традиционной системы социальных отношений вайнахов — тайпового (родового, кланового) порядка общественно-политической жизни, но способствовала и даже укрепляла их».[1] Вирды не представляли собой каких-то самостоятельных ответвлений от суфийских направлений (накшбандийя, кадарийя) по религиозной догматике и основным составляющим ритуала. Все они, а сегодня среди вайнахов насчитывается около тридцати вирдов, исполняют «зикр» — коллективный религиозный ритуальный танец с многократным повторением известного мусульманского слогана  «Нет Бога, кроме Аллаха!». Вирды объединяют представителей одного или нескольких кланов, живущих в одном или соседствующих селениях. Вирды обычно получают свое название от имени создателя (шейха) и полностью подчинены его воле.

Ислам, как любая монорелигия, — явление историческое, а исторический путь сложен, многообразен, полон событий, в которых народы- носители и созидатели религии, проявляли себя позитивно (гуманно, благородно) или негативно-агрессивно, вероломно. Отсюда противоречивые, порой взаимоисключающие постулаты в религиозных источниках. Поэтому «религиозные формулировки, мотивирующие практические действия, являются не причинами, а лишь мобилизующим  средством  определенных социально — обусловленных устремлений различных общественных групп».[2] Другими словами, в священных книгах каждый находит то, что ищет, оправдывая свою агрессивность или, напротив, миролюбие, гуманность или жестокость.

В советское время ислам приобрел не менее радикальные, но скрытные от власти формы противостояния «новой колонизации», нацеленные на нейтрализацию модернизации чеченского и ингушского народов «просоветстки». Суфийские братства и их лидеры сделали много, чтобы уберечь народ не только от репрессий и гонений  НКВД (КГБ), но и сохранить его традиции, культуру, менталитет.

Активизация исламского фактора в 90-е годы XX в. на Северном Кавказе, особенно в Чеченской республике и Республике Дагестан обернулась противостояние между мусульманами – сторонниками традиционного ислама (тарикатистами) и мусульманами- сторонниками так называемого  ваххабизма., привнесенного современной мусульманской молодежью молодежь из арабских стран. Активизация и радикализация ислама в Чечне, обусловленные, зачастую негативными внешними факторами, получали дополнительное усиление в силу особого национального чеченского менталитета.

В постсоветское время ислам в Чечне приобрел совершенно новые ориентиры. В отличие от предыдущих этапов, когда ислам

приспосабливался к национальным традициям и постепенно занимал главенствующие позиции, современный ислам в Чечне перестал быть не только «домашним», то есть лишенным легитимных возможностей участвовать в социально — политической жизни своего народа, но и перестал быть «вайнахским» — напрочь связанным с чеченским этносом. Это крайне болезненная метаморфоза ислама в духовной жизни чеченского народа стала следствием политических событий, начавшихся в декабре 1994 года. Объективно этот процесс можно назвать «взрослением» ислама в Чечне, выходом его за рамки этноса в сферу  мирового ислама.

Логическим завершением этого латентного протекания процесса политизации ислама в советской Чечено-Ингушетии стал не только сепаратизм, Но и стремление влиться в мировую исламскую умму, более чем активный интерес к познанию исламской теологии в зарубежных исламских  учебных заведениях, полное отторжение официального мусульманского духовенства с их дилетантским уровнем религиозного образования и покорностью несправедливой власти.

В этом смысле прав И.А.Ермаков, утверждая, что на Северном Кавказе «историческине была завершена начавшаяся в конце XVIII века исламизация — этнические установки доминировали над исламской традицией…Доисламизация Чечни в конце XX в. – естественный и неизбежный процесс. Однако  российско-чеченский конфликт не просто до крайности форсировал его, но и сделал конфессиональные различия между русскими и чеченцами фактором обособленности и отторжения двух народов».[3] Вот почему в условиях военного конфликта, крайне обострившего этноконфессиональные отношения, чеченское политическое руководство обратилось к опыту исламского мира, что привело его к радикальному исламскому фундаментализму – ваххабизму, который в условиях Чечни трансформировался  из религиозно-политического движения в политическое движение, которое ставило своей целью формирование  исламского государства на принципах учения  Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба, то есть  ригористкое шариатское государство. Чем все это кончилось хорошо известно.

Так называемые две чеченские войны, безусловно, активизировали ислам, его влияние на консолидацию чеченского народа, вынужденных  оказывать сопротивление федеральным войскам и местным боевикам. Анатоль Ливен в своей книге «Война в Чечне и упадок российского могущества», изданной в Лондоне в 1999 году, писал: «Очень часто большую роль играл также вирд, с которым связана семья. В отсутствии формальной военной дисциплины… мужчин удерживала  в их подразделениях спонтанная, никем не навязывемая дисциплина, основанная на чести и чувстве стыда и связанная прежде всего с желанием сохранить уважением своих родственников и соседей…, ибо смелость, уважение и «имя» — наиболее чтимые достоинства мужчин. Только  очень смелый человек может решиться быть трусом в таких обстоятельствах»[4].

Однако то, что описывает западный журналист не имеет прямого отношения к исламской традиции – требования шариата дисциплинирует мусульманскую общину, но действуют в сфере права и социальной справедливости. Честь, стыд, достойное мужчины «имя» — качества нравственно- этические, духовные, содержащиеся в  «Кодексе чести вайнахского мужчины» (къонахалла). Вирд в данном случае выполнял роль не  столько религиозного института, сколько «маленького государства», религиозно-социального образования, сосредоточившего в себе все функции управления жизнью нескольких  суфийских общин, входящих в один вирд.

На основе анализа исторического и современного материала можно  сделать вывод, что  радикальный ислам в Чечне и в целом на Северном Кавказе не изжит до конца. Потому что не изжиты те социально-экономические и политические условия, которые стали благоприятной почвой  для распространения любого радикализма, в том числе – исламского. В определенной мере можно сказать, что  исламизация Чечни, начавшийся несколько столетий назад, продолжается, какую форму в будущем примет ислам в Чечне — радикальную или либеральную — зависит от политики федерального центра и  республики.

 

Список источников и литературы

Архивные материалы

1. РГВИА. Ф. ВУА, д.6694,ф.52.

ЦГА РД. Ф. 379,оп. 3, д. 13,т. 1, л.  189-190 об. Вольный перевод с арабского на русский язык, осуществленный чиновником Канцелярии коменданта г. Кизляра.

4. ЦГА  РД. Ф. 379,оп. 3, д. 13-а, т. 1, л. 189.

5. ЦГА  РД. Ф. 379, оп. 3, д. 13-а, т. 2, л. 476.

6. ЦГВИА  СССР. Ф. ВУА, д. 6694, л. 4.

7. ГА РФ. Ф. 102, д. 5, 1910. Д. 635, ч. 2, л. 2 об.

8. ЦГА СОАССР. Ф. 11,оп.15, д. 9154, л. 50.

9. Государственный архив Чеченской Республики. Ф. 614-р, оп. 1, д. 48, л. 8.

 

Основная литература

 

1.Абдулатипов Р.Г.Судьба ислама в Ролссии: история и ерспективы.М.,2002.

2.Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. Конфронтация или компромисс? Махачкала, 1999.

3.Акаев В.Х. Ислам социокультурная реальность на Севчерном Кавказе. Ростов-на-Дону.2004.

4. Акаев В.Х.Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение.- Грозный, 1994.

5. Акаев В.Х. Ислам  в Чечне: традиции и современность. М., «Наука», 2006.

6. Акты, собранные Кавказской археологической комиссией. Том 2, Тифлис,1868.

7.Алимы и ученые против ваххабизма. Махачкала, 2001.

8. Алиев А.К. Социальные и межнациональные конфликты: причины и пути их разрешения. Изд-во «Юпитер». Махачкала,1998

9. Ан-Навави. Сады праведных. М., 2000.

10. Албакова Ф.Ю. Современные проблемы  исследования национально-этнического сознания. М.,1999.

11. Алероев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов, Грозный, 1990.

12. Арухов З.С.Ваххабизм и духовенство. Махачкала, 2002.

13. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. Махачкала, 1999.

14. Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в XIX-XX  веках. М., 2005.

15. Ахмадов Ш.Б. Об истоках антифеодального и антиколониального движения горцев в Чечне в конце XVIII в., Известия ЧИНИИ ИЯЛ, Том. 9, часть3, вып. I. Грозный, 1974.

16. Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. Грозный, 1989.

17. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.,1992.

18. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. (Точка зрения). М., Изд-во РАГС, 2000.

19. Беннигсен А. Народное движение  на Кавказе в XVIII в. («Священная война «шейха Мансура (1785-1791 гг.). Малоизвестный период и соперничество  в русско-турецких отношениях. Махачкала,б/г.

20. Беннигсен А.Суфизм в СССР: библиография советских источников. «Обзор по Центральной Азии», 1986.

21. Берже А.П. Чечня и чеченцы. Тифлис,1859.

22. Берже А.П. Этнографическое обозрение Кавказа. СПб., 1879.

23. Бларамберг И.Ф. Кавказская рукопись: этнографические описания народов Северного Кавказа. Ставрополь, 1992.

24. Бобровников В.О. Ислам на постсоветском Северном Кавказе: мифы и реальность. Московский Центр Карнеги.2001.

25. Большаков О.Г. История Халифата. Том I. М.,1989.

26. Броневский  С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1923.

27. Богуславский Л. История Апшеронского полка. Том.I, СПб., 1892.

27. Бушуев С.К. Борьба  горцев  за независимость под руководством Шамиля. М-Л.,1939.

28. Болдырев А.Н. Еще раз к вопросу о Ходжа-Ахраре. // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем Востоке в период феодализма.М.,1985.

29. Вагапов Я.С. Изображение феодальной верхушки Чечни в эпических песнях.// Археолого -этнографический сборник. Т.11, Грозный, 1968.

30. Вагабов Н.М.  Мусульманский  конфессионализм  в прошлом  и настоящем. М.,1985.

31. Васильев А.М. История СаудовскойАравии. М.,1999.

32. Васильев А.М.Пуритане ислама? М.,1967.

33. Вебер М. Социология религии (типы религиозных обществ).М.,1991.

34. Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира (Избранные произведения). М.,1993.

35. Вильямс А.К. Географически очерк  Ингушетии. Владикавказ, 1928.

36. Виситаев С.Б. Идеология накшбандийского мюридизма в современной Чечено-Ингушетии.// Религиозные секты на территории ЧИАССР и актуальные  проблемы атеистического воспитания. Грозный, 1987.

37. Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: особенности его проявления на Северном Кавказе. Махачкала. 2002.

38. Гарданов В.К. Обычное право как источник для изучения социальных отношений народов Северного Кавказа в XVIII –начала XIX в.- «Советская этнография», №5, 1960.

39. Гакаев Дж. Очерки политической истории Чечни. XX  век. М., 1997.

40. Габисов Б.Г.Чеченцы и ингуши. Проблемы происхождения. Грозный, 1992.

41. Гаммер М. Шамиль и мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998.

42. Грабовский Н.Ф. Ингуши (их жизнь и обычаи).// Сборник сведений о кавказских горцах, Тбилиси, вып.IX

43. Гриценко Н.П. Экономическое развитие Чечено-Ингушетии  в пореформенный период (1861-19000 гг.), Грозный, 1963.

44. Генко А.Н. Арабский язык и кавказоведение.// Труды второй  ассоциации арабистов. М-Л., 1941.

45. Гольдциер И. Лекции об исламе. М.,1912.

46. Грюнебаум  Г.Э. фон. Классический ислам. (600-1258), М.,1986.

47. Джемаледдин  Казикумухский.  Адабуль-Марзия   (Учение о тарикате. Сборник сведений о кавказских горцах.Вып.II.Тифлис, 1869

48. Добролюбов Н.А. О значении наших  последних подвигов на Кавказе. Полное собрание сочинений.Т.7.М.,1937.

49. Джанашвили М.Г. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России. Поэма «Алгузиани», Тбилиси,1897.

50. Емельянова Надежда. Мусульмане Кабарды.М.,1999.

51. Ермолов А.П. Письма. Махачкала, 1926.

52. Ермолов А.П. Записки. 1798-1826.М., «Высшая школа», 1991.

53.Ефремова Ж.Д. К вопросу о национальном менталитете. Ливанский филиал ОрелГТУ, г. Ливны, 2002.

54. Живая память. О жертвах сталинских репрессий. Грозный, 1991.

55. Задорнов И., Халмухамедов А. Тейпы  и тукхумы. – «Родина», №1-2, 2000.

56. Заурбеков М.Д. Шейх Али Митаев: патриот, миротворец, политик. М.,2005.

57. Зисерман А. История 80-го пехотного Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Баратынского полка / 1726-1880/. Т.II. СПб, 1881.

58. Ибрагимов М.М. Об особенностях кризиса в Чеченской республике в 1990 годы.// Чеченская республика и чеченцы. История и современность.   59.Материалы Всероссийской научной конференции. Москва, 19-20 апреля 2005 года. М., Наука, 2005.

60. Ильясов Л. Гены вечности. Чеченцы: архитектура, история, духовные традиции.   М, 2004.

61. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М.,1988.

62. Ислам на постсоветском пространстве. Взгляд изнутри. М.,2000.

63. Ислам. Энциклопедический словарь. М., «Наука», 1991.

64. Ислам. Философская энциклопедия. Под редакцией Ф.В. Константинова.Т.II,М., 1962.

65. Ислам и политика. (Взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). М.: Институт  востоковедения РАН, «Крафт+», 2001.

66. Кисриев Энвар. Ислам на Северном Кавказе: от исторического многообразия к однородности современных тенденций.// Россия и ислам: межцивилизационный   диалог. Москва- Уфа. 2006.

67. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм: краткая история. СПб., 2004.

68. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. Иследования и материалы. М.,1961.

69. Иванов Л.П. Россия: ислам и политика./ Свобода  и справедливость. Диалог мировоззрений. Материалы симпозиума 12-13 мая 199з года. Нижний Новгород, 1993.

70. Ипполитов А. Учение «зикр» и его последователи  в Чечне и Аргунском  округе.// Кавказские горцы: Сборник сведений. Том 2.М., 1992.

71. История Грузии, 1963.

72. Коротков В.Е., Сарматин Е.С. Этнонационализм  и  чеченская модель этно — политических процессов. // Межнациональные взаимодействия и проблемы управления в Поволжье и на Северном Кавказе. Часть. Саратов, 1998.

73.Косолапов Н.А. Конфликты постсоветского пространства и современная конфликтология.// Мировая экономика и международные отношения, №11,1995

74. Крупнов Е.И. Средневековая Ингушетия. М., 1971.

75. Культурное строительство в Чечено-Ингушетии (июнь 1941-1980 гг.). Сборник документов и материалов. Грозный, 1985.

76. Лаудаев Умалат. Чеченское племя.- Сборник сведений о кавказских горцах, вып. VI,  Тифлис, 1872.

77. Ленин В.И. ПСС. Т. 41.

78. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.,1999.

79. Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм. Вопросы истории,1993.№1.

80. Левин З.И. Мусульманское реформаторство и политика. М.,1999.

81. Малашенко А. Исламское возрождение в современной России. Московский Центр Карнеги. М, 1998.

82. Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. Московский Центр Карнеги. М., 2001.

83. Магомед-Ханов Мугеддин. Истинные и ложные последователи тариката.// Сборник сведений о кавказских горцах. Вып., Тбилиси, 1870.

84. Макаров Д.Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. М.,2000.

85. Маркс К. и Энгельс Ф. Полн. собр. соч. Том 19.

86. Массэ А. Ислам. Очерки истории. М.,1961.

87. Максимов Евг. Чеченцы. Историко-географический и статистико- экономический очерк.- «Терский сборник», вып. III, Владикавказ, 1893.

88. Маргграф О. Чеченские селения.- «Терские ведомости», 1887, №47.

89. Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. Тбилиси, 1959.

90. Магомедов Р.М. История Дагестана. С древнейших времен до  конца XIX века. Махачкала, 1968.

91. Магомедов Р.М. Борьба горцев за независимость под руководство

Шамиля.- Махачкала: Фонд Шамиля,1991.

92. Магомедова Т.С. О времени исламизации населения Аргунского ущелья.// Археология и вопросы атеизма. Грозный, 1977.

93. Мартиросиан Г.И. История Ингушетии. Орджоникидзе, 1933.

94. Материалы по археологии Кавказа. М., 1888.

95. Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха: Политизация ислама и исламизация политики. М.,1988.

96. Межидов Д.Д., Алероев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Социально-философский аспект. Грозный: Книга,1992.

Мухаммад аль-Газали. Сто  вопросов об исламе. Каир, 1989.

97. Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими. Книга единобожия. Баку, 1997.

98. Кутб С. Вехи на пути. Махачкала, 1997.

99. Мусульмане изменяющейся России. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),2002.

100. Мусульманские духовные организации и объединения Российской  Федерации. М.,1999.

101. Мустафинов М.М.  Антинаучность  идеи о тождестве национального и религиозного. Издание второе. Грозный, 1975.

102. Невская В.П. Сельская община и феодализация горских обществ Северного Кавказа. Тезисы доклада на Региональной научной конференции «Генезис, основные этапы, общие пути и особенности развития феодализма у народов Северного Кавказа», Махачкала, 1980.

103. Ошаев Х.Д. Мюридизм в Чечне (секты толка «кадирия» или «зикристы»). // Революция и горец – Ростов-на-Дону, 1930, №9-10.

104. Ошаев Х. Очерки начала революционного движения в Чечне. Грозный, 1928.

105. Орджоникидзе Г.К. Избранные статьи и речи.М.,1970.

106. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1961.

107. Плеханов Г.В.  Избранные философские произведения.Том 3.,М.,1957.

108. Покоренный Кавказ. СПб., 1904.

109. Попов И. Ичкерийцы. Сборник сведений о Терской области. Том I, Владикавказ, 1878.

110. Попов А.Н.Революционная Чечня в огне сражений. Грозный,1972.

Реабилитация: как это было; документы и материалы. В 3-х томах. Составители: А.Н. Аргизов, Ю.В. Сигачев, В.Г. Хлопов, И.Н. Шевченко. М.,2000.

111. Репрессированные народы России: Чеченцы и ингуши. Составитель Н.Ф.Бугай. М.,1994.

112. Робакидзе А.И. Некоторые черты горского феодализма на Кавказе. Региональная научная конференция «Генезис, основные этапы, общие пути и особенности развития феодализма у народов Северного Кавказа». Тезисы докладов. Махачкала, 1980.

113. Салих Ибн Фаузан. Дружба и непричастность в исламе. Махачкала, 1996.

114. Саидов И.М.Этнографический и философский материал о классовых отношениях у чеченцев и ингушей. АЭС, Том 2, Грозный 1968.

115. Семенов А.А. Бухарский шейх Бахауд-дин.1318-1389. ( К его биографии).// Восточный сборник в честь  А.Н. Веселовского. М.,1914.

116. Серов Ф. О тех, кого  называли абреками. Сборник. Грозный, 1927.

117. Сталин И.В. Сочинения. Том 5.

118. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М.,1989.

119. Сулейманов А. Топонимия Чечни. Нальчик, 1997.

120. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики.М.,1986.

121. Сюкияйнен Л.Р. Найдется ли шариату место в российской правовой системе? Под ред. Малашенко А.В. и Брил Олкотт М.М., Арт-Бизнес-Центр. 20001.

122. Тавакалян Н.А. Торжество ленинской национальной политики в Чечено-Ингушетии, Грозный,1965.

123. Тавакалян Н.А. О классах и классовой борьбе в Чечено-Ингушском обществе.- «Социальные отношении  и классовая борьба в Чечено-Ингушетии в дореволюционный период. Грозный,1967.

124. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте. Этнография чеченской войны. М., «Наука»,2001.

125. Тогошвили Г.Д. Вопросы социального строя народов Северного Кавказа в грузинской советской историографии. Тезисы доклада  на  региональной научной конференции 11-12 июня 1980 года. Махачкала, 1980.

126. Толстой Л.Н. Избранные повести и рассказы. Том. I. М., 1945.

127. Толстой Л.Н. Критика догматического богословия. Полное собр. соч.Т. 23,М.,1957.

128. Трошев Г.Чеченский рецидив. Записки командующего. М.,2003.

129. Трахо Р. Черкесы. Мюнхен, 1956.

130. Тримингэм Д.С. Суфийские ордена в исламе. Пер. с анг. М., Наука, 1989.

131. Умаров М.У. Экологическая обстановка в Чеченской республике: состояние и пути оздоровления.// Чеченская республика и чеченцы. История и современность. Материалы Всероссийской  научной  конференции. Москва, 19-20 апреля 2005 года. М.,Наука,2005.

132. Фадеев Р.А. Кавказская война. Из серии «Имперское мышление». М., 2003.

133. Фадеев А.В. Россия и Кавказ  в первой трети  XIX века. М.,1960

134. Фурман Д. Самый трудный народ  для России. М.,2006.

135. Харадзе Р.Л., Робакидлзе А.И. Характер сословных отношений в горной Ингушетии. КЭС, часть 2, Тбилиси, 1968.

136.  Хрестоматия Ислама. М.,1999.

137. Чеснов Я.В. О книге и ее авторе. Предисловие к книге Алероева  И.Ю.

Чеченская Республика и чеченцы. История и современность. Материалы Всероссийской  научной конференции. Москва, 19-20 апреля 2005 года. М., «Наука», 2005.

138. Шавхелишвили А.И. Из истории взаимоотношений между грузинским и чечено-ингушским народами. Грозный, 1963.

139. Шамилев А.И. Религиозные культы чеченцев и ингушей. Грозный, 1963.

140. Шах И. Суфизм. М.,1992.

141.Шегрен А.М. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при  разных случаях.// Кавказ, 1840, №27.

142.Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. Под редакцией и с предисловием Я.П. Алькора. Ленинград, 1936.

143. Язык, история и культура  вайнахов.  Грозный, 1990.

144. Яндаров А.Д.  Суфизм и идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975.

145. Яхиев С.У. Суфизм на Северном Кавказе: история и современность. М.,

 

Список соращений

Архивы и научные учреждения

ЦГАДА – Центральный государственный архив древних актов.

РГВИА – Российский государственный  военно — исторический архив.

ЦГА ЧИАССР – Центральный государственный архив Чечено- Ингушской АССР.

ЦГА СОАССР – Центральный государственный архив Северо- Осетинской АССР

ЦГА  РД – Центральный государственный архив Республики Дагестан.

РГИА – Российский государственный исторический архив.

ГА  РФ – Государственный архив Российской Федерации

[1] Кисриев Энвар. Ислам на Северном Еавказе: от исторического многообразия к однородности современных тенденций.// Россия и ислам: межцивилизационный диалог. Уфа, 2006.С.14.

[2] Кисриев Энвер. Указ.соч. С.22-23.

[3] Ермаков И.А. Ислам в культуре России.М.,2001.С.27.

[4] Chechhya: Tombstone of  Russian  Power. Vale University Paperback edition,  July, 1999.P.49.

 

 

 

Из книги С-Х. Нунуева «Нахи в исламе» г. Нальчик, 2012 год.

 

Оставить комментарий