Музыкальная культура чеченцев — Нохчалла.com — Чечня, чеченцы, обычаи, традиции, история и многое другое
Культура и искусство

Музыкальная культура чеченцев

Музыка является одним из древнейших видов искусства. Она уже в глубокой древности воспринималась как язык человеческой души, чувств и страстей169. 

 

Музыка изначально являлась для лю­дей божественным даром, обладала ма­гической, целительной силой. Музыка, со­гласно верованиям древних, заложена в самой природе, в гармоническом созвучии ее составляющих. Она способна не толь­ко услаждать слух прекрасными созвучия­ми, выражать чувства и эмоции людей, но и передавать звуки природных стихий, ин­формацию о происшедших событиях. Так, в чеченской сказке о жестоком князе, при­казавшем залить расплавленным свинцом уста любому, кто принесет весть о гибе­ли его сына, мастер создает трехструнный музыкальный инструмент, мелодия кото­рого и рассказывает отцу о трагической гибели юноши. В этом фольклорном сю­жете проявляется трепетное отношение народа и к музыке, и к музыкальным инс­трументам.

Музыка не только воплощает дух на­рода, она создает, поддерживает его в тра­гические минуты.

 

 

{gallery}muzcult,single=adhoku-pondur.jpg,height=260,width=215,iptc=0,salign=left{/gallery}

Эта мысль особенно торжественно и вдохновенно звучит в чеченском преда­нии об эмире Тимуре и илланче170. Согласно преданию, в далекие време­на хлынули на чеченскую землю несмет­ные орды врагов во главе с жестоким ца­рем — хромым Тимуром. Огнем и мечом прошлись они по чеченской земле. Упор­но сопротивлялись чеченцы врагу, защищая свою страну и свою свободу, но силы были неравны. Равнинные земли были захвачены врагом, а оставшиеся в живых их жители ушли высоко в горы, к своим собратьям. Пришел полководец к Тимуру и сообщил о том, что страна чеченцев захвачена. И, говорят, спросил тогда жесто­кий завоеватель: «Отняли ли вы у чечен­цев пондур?» — «Нет», — ответил полководец. «Тогда вы их не покорили», — ска­зал ему Тимур.

Музыкальный лад является отраже­нием менталитета этноса, индикатором изменений его духовной и нравственной культуры. Смена основного музыкального лада говорит о глубоких структурных из­менениях в сознании этноса, по сути дела, о рождении нового этноса.

Чеченская народная музыка делится на четыре основные разновидности: инструментальная программная музыка — так называемая «ладуха йиш», маршевая музыка — «дошлойн йиш» (музыка всадни­ков, исполнявшаяся во время передвиже­ния войск), танцевальная — «хелхар йиш», песенная — «йиш» и «илли». Она исполнялась на струнных, смыч­ковых, духовых и ударных инструментах. В XIX веке под влиянием русской музы­кальной культуры появилась гармоника, а позже баян и аккордеон.

Программная инструментальная му­зыка могла исполняться на одном инс­трументе: это мог быть трехструнный дечиг-пондур, адхоку-пондур — смычковый инструмент, зурна, свирель, гармоника, или на нескольких инструментах: дечиг-пондур и адхоку-пондур, дечиг-пондур и свирель, гармоника и дечиг-пондур в со­четании с ударными.

Программная инструментальная му­зыка выражала возвышенные чувства, личные переживания, о чем говорит на­звание народных музыкальных произве­дений: «Тоска по Родине», «Отчий край», «Высокие горы», «Мой Кавказ», «Люби­мой».

Маршевая музыка при передвижении войск исполнялась на духовых и ударных инструментах, помимо этого, существова­ли и песни для исполнения в конном и пе­шем строю, музыкальный размер и ритм которых должны были соответствовать ритму движения.

Нотная запись такого напева была сделана русским офицером И.Клингером в 1847 году в Восточной Чечне, где он на­ходился в плену171. Танцевальная музыка чеченцев была довольно разнообразной по темпу и ме­лодике, что было связано с необычайным богатством чеченской танцевальной куль­туры. В народных танцах мелодия трех­дольного размера, или триоли, сменяется мелодией двудольного размера, или дуо­лями. Часто народные танцевальные ме­лодии, начинающиеся в умеренном или медленном движении, при постепенном ускорении темпа переходят в быстрый, стремительный танец. Оригинальны в тан­цевальных мелодиях неожиданные перемещения сильных долей тактов, как бы нарушающих весь ритмический рисунок танца. Своеобразно звучит смена гармо­ний на слабых долях такта.

В танцевальной чеченской народ­ной музыке часто встречаются перемен­ные размеры, смена шестидольного раз­мера трехдольным или смешанным размером172.

Песенная культура чеченцев не ме­нее богата и разнообразна. Это и героико­эпические песни — илли, воспевающие подвиги героев, дружбу, верность и лю­бовь, которые исполнялись обычно ре­читативом под аккомпанемент дечиг- пондура, это и назмаш, песни религиоз­ного характера, которые часто исполня­лись а капелла, это и ешарш, песни са­мого различного характера и содержа­ния, узамаш — вокальные импровизации, белхамаш — плачи, различные обрядовые песни.

«Много общего имеют между со­бой лады, строение мелодий и гармони­ческая фактура народной музыки чечен­цев. Основным ладом музыки является дорийский, реже встречаются миксоли­дийский и фригийский. В мелодиях отсутствуют хроматизмы и увеличенные секунды, характерные для музыки других народов Кавказа.

Структура и функциональность на­родных гармоний чеченцев очень своео­бразны и имеют свои характерные осо­бенности.

Тоническое трезвучие дорийского лада — ре-фа-ля — функционально связа­но с неустойчивым трезвучием — до-ми- соль. В этих основных трезвучиях терцо­вый тон иногда замещается его верхним или нижним вспомогательным тоном, т.е. вместо ре-фа-ля — ре-ми-ля или ре­соль-ля, а вместо до-ми-соль — до-ре­соль или до-фа-соль. Эти аккорды звучат в заключениях как неразрешенные задер­жания аккордов терцового построения.

В народе эти аккорды воспринима­ются как устойчивые, они встречаются в опорных местах произведений, и ими часто заканчиваются народные песни или танцы.

Иногда гармония лада расширяется введением третьего аккорда — трезвучия, лежащего секундой выше тонического, в данном случае — ми-соль-си. Такие трез­вучия обычно применяются в кадансовых оборотах.

В чеченской народной музыке встре­чаются и обращения трезвучий с заме­ненным терцовым тоном, такие созвучия являются квартовыми созвучиям. Напри­мер, трезвучие ре-соль-ля в обращении дает квартовое созвучие ля-ре-соль, вме­сто ре-ми-ля — квартовое созвучие ми­ля-ре и т.д.

Созвучия, состоящие из секунды и квинты или из кварты и квинты, мож­но считать также обращениями аккордов квартового, а не терцового построения.

В чеченской народной музыке квар­товые аккорды довольно часто встреча­ются в вокальных и инструментальных произведениях. Например, квартовое созвучие соль­до-фа — обращение до-фа-соль или ре­соль-до — обращение до-ре-соль и т.д.

Интервал кварты, часто встречаю­щийся в народной музыке чеченцев, за­нимает в ней такое же место, как терция в гармонии (классической) терцового пос­троения. В инструментальных и особенно в вокально-хоровых чеченских произведе­ниях часто можно наблюдать параллель­ные квартовые исследования. Кроме того, многие народные песни и танцы оканчива­ются квартой.

Характерной чертой большинства на­родных чеченских мелодий является по­степенное, секвенцеобразное построение в нисходящем движении. То же наблюда­ется и во многих чеченских народных ме­лодиях. Очень часто в народных мелоди­ях чеченцев встречается смена триолей и дуолей. При трехголосном изложении песен и танцев основная мелодия обычно прохо­дит в среднем голосе, она как бы обрам­ляется квинтой, реже секстой в крайних голосах.

Очень характерна своеобразно зву­чащая выдержанная квинта. В народной чеченской музыке часто встречаются пе­ременные размеры. В «Танце Садыкова» дорийский лад сменяется дорийским ла­дом, где вместо до-бекар появляется до- бемоль.

Мелодии многих народных песен на­чинаются восходящим скачком на септи­му. Появление септимы в народной му­зыке чеченцев не является случайным, так как этот интервал заключает край­ние звуки трезвучия квартового построе­ния (то есть две кварты); это лишний раз подтверждает правильность наблюдения, что основой народной чеченской гармо­нии является трезвучие квартового, а не терцового строения.

Для чеченских песен характер­ны остановки на одном из звуков ме­лодии, обычно в начале песни, иногда с форматой»173.

Одним из самых древних у чечен­цев является трехструнный инструмент — дечиг-пондур. Он имеет деревянный, вы­долбленный из одного куска дерева кор­пус удлиненной формы с плоской верхней и изогнутой нижней декой. Гриф дечиг- пондура имеет лады, порожками ладов на старинных инструментах служили ве­ревочные или жильные поперечные перевязы на грифе. Звуки на дечиг-пондуре извлекаются, как на балалайке, пальца­ми правой руки приемами удара по стру­нам сверху вниз или снизу вверх, тремоло, бряцанием и щипком. Его звук имеет мяг­кий тембр шелестящего характера. Строй дечиг-пондура: первая струна — соль пер­вой октавы; вторая струна ми и третья струна — ре первой октавы.

Не менее древнюю историю имеет и адхоку-пондур — трех-четырехструнный смычковый инструмент. У него корпус ок­руглой формы полушария с грифом и опорной ножкой. Играют на адхоку-пон- дуре лукообразным смычком, во время игры корпус инструмента находится в вер­тикальном положении; поддерживаемый за гриф левой рукой, он упирается ножкой в левое колено играющего. Звучание его напоминает скрипку. Строй этого инстру­мента: первая струна — ля, вторая — ми и третья — ре первой октавы. К смычковым относится также и чондарг. Из духовых инструментов у чеченцев встречаются зурна, свирель и рожок. При этом зурна с барабаном в военное время всегда сопровождали движение конницы.

Из клавишно-духовых инструментов в Чечне наиболее распространенный инс­трумент — кавказская гармоника. Барабан с корпусом цилиндрической формы (вота), на котором обычно играют деревянными палками, но иногда и паль­цами, является неотъемлемой принадлеж­ностью оркестра народных инструментов.

Не меньшее распространение имеет и другой ударный инструмент — жирха (бубен).

Еще сто лет назад у чеченцев было не­сколько десятков музыкальных инстру­ментов различного характера и звучания. Но сегодня даже большинство их названий уже безвозвратно утрачено.

Чеченская музыкальная культура, ис­тория которой насчитывает несколько ты­сячелетий, профессионально начала изу­чаться только с середины XIX века.

Первая нотная запись чеченских пе­сен была сделана русским офицером И.Клингером в 1847 году, который про­вел в плену у чеченцев несколько лет. Позднее текст двух чеченских песен был записан русской графикой Л.Н.Толстым со слов своих друзей-чеченцев, Садо Мисербиева и Балты Исаева. Эти песни были переведены на русский язык А.А.Фетом, который был восхищен глубоким смыс­лом и философской наполненностью их содержания. Отрывки из чеченских народных пе­сен записывались в течение XIX века раз­личными российскими исследователями, большинство из которых были офицера­ми на военной службе в Чечне.

Первым чеченцем, получившим про­фессиональное музыкальное образование, был Абдул-Муслим Магомаев, дед извест­ного советского певца Муслима Магомаева. Он родился в 1885 году в чеченском се­лении Старые Атаги в музыкальной семье. В 1899 году, после окончания грозненской городской школы, он поступил в Закавказ­скую учительскую семинарию, где, поми­мо общеобразовательных предметов, изу­чал историю классической музыки, учился игре на кларнете и скрипке. Именно во время учебы в семинарии Магомаев написал свои первые музыкаль­ные произведения.

После окончания учебы в 1904 году он вернулся на родину, но через некото­рое время был вынужден уехать в Азер­байджан, так как в Грозном учителю- чеченцу запретили преподавать право­славным ученикам.

Вся последующая его деятельность связана с азербайджанской музыкальной культурой.

Абдул Муслим Магомаев стал извест­ным азербайджанским композитором, ав­тором большого количества классических музыкальных произведений, опер «Шах Исмаил», «Наргиз», музыкальной коме­дии «Хорузбей». Композитор использо­вал в своем творчестве чеченский музы­кальный фольклор и никогда не забывал о своих истоках.

Профессиональное исследование и запись чеченской народной музыки были начаты только после 1917 года. В 1925 году московский композитор А.А.Давиденко записал в чеченских селе­ниях несколько десятков различных ме­лодий и выпустил сборник «30 обработок чеченских народных мелодий для форте­пиано в 2 руки и 30 чеченских мелодий, записанных А.А.Давиденко».

Неоценим вклад в развитие чеченской музыкальной культуры Георгия Мепурнова, «первого горского композитора, дири­жера, пианиста», как называли его советс­кие газеты 30-х годов XX века.

Сразу после создания Чеченской авто­номной области Г.Мепурнов организовал первый советский духовой оркестр при областной милиции, который играл чечен­скую музыку. Завершив свое музыкаль­ное образование в Московской государс­твенной консерватории, он возвращается в Чечню, где начинает активно занимать­ся композиторской и организаторской де­ятельностью. Г.Мепурнов создает сначала музыкальную студию для чеченской мо­лодежи, а затем в 1936 году — первый че­ченский оркестр народных инструментов.

Для использования в оркестре были переработаны струнные и смычковые на­родные музыкальные инструменты: де- чиг-пондуры и адхоку-пондуры. Первые были разгруппированы на пиккало, при­мы, альты, теноры и басы, а вторые — как скрипки — на примы и альты. Кроме этого, в оркестр были введены гармоника, зурна, свирель, ударные инс­трументы. Концерты оркестра чеченских народных инструментов под руководс­твом Г.Мепурнова пользовались огромной популярностью как в самой Чечено-Ингу­шетии, так и за ее пределами.

Талантливым композитором и ди­рижером было обработано и переложе­но для оркестра, а также для фортепиа­но и других классических инструментов огромное количество чеченских народных мелодий, как, например, «Горские северо­кавказские эскизы», «Дадижа» (чеченская колыбельная песня), «Бердыкельский та­нец», «Урус-Мартанский танец». Немало создал Г.Мепурнов на основе чеченской народной музыки и оригинальных произ­ведений. Им были написаны музыка к пье­се С.Бадуева «Алхан-кала», музыкальная поэма к 10-летию советской Чечни, «Кол­лективный горский танец».

Огромная работа по исследованию и сохранению музыкального наследия че­ченцев была сделана Н.С.Речменским, А.М.Халебским, который много лет был художественным руководителем Государственного ансамбля песни и танца Че­чено-Ингушетии.

В 1959 году был составлен фольклор­ный сборник, в который вошли шестьдесят шесть мелодий старинных и современных песен и танцев чеченцев и ингушей в запи­сях Е.А.Колесникова, А.М. и М.М.Халебских, С.Цугаева и Н.С.Речменского174.

Ценным вкладом в музыкальную культуру чеченцев и ингушей явились произведения русских советских ком­позиторов, созданные на основе чечено­-ингушского фольклора: «Чеченская сюита» А.А.Давиденко, «Джигитовка» М.В.Коваля, «Сюита для струнного квартета на чечено­-ингушские темы» Н.Речменского. Заслу­женный артист ЧИАССР А.Халебский написал сюиту на чечено-ингушские темы для симфонического оркестра и много­численные хоровые сочинения. Он также сделал отдельные записи и обработки песен и танцев.

Одним из первых чеченских компо­зиторов, чье творчество было непосредс­твенно связано с чеченской народной музыкой, был Умар Димаев, создавший более тридцати оригинальных произведе­ний и сотни обработок различных чеченс­ких мелодий.

Музыкальная деятельность выдающе­гося народного композитора началась с игры на гармони еще в юном возрасте. В пятнадцатилетнем возрасте он стал одним из самых популярных гармонистов в Чеч­не. Его игра была настолько виртуозной, что он стал легендой. Его музыка весели­ла, заставляла плакать суровых мужчин и даже врачевала. В 1929 году Умар Дима­ев стал солистом оркестра Национального театра, в это время он создает свои первые музыкальные произведения.

В 1939 году он становится лауреатом «Первого Всесоюзного конкурса исполни­телей на народных инструментах».

Во время Великой Отечественной вой­ны 1941 — 1945 годов Умар Димаев пишет множество новых произведений граж­данско-патриотического содержания, ра­ботает в составе фронтовых музыкаль­ных бригад, дающих концерты для воинов Красной армии на фронте, в военных гос­питалях, для убывающих на фронт и тру­жеников тыла.

В 1954 году Умар Димаев был пригла­шен в качестве солиста-инструменталиста в Чечено-Ингушский ансамбль песни и танца. В этот период он создает свои са­мые известные музыкальные произве­дения: «Танец, посвященный Махмуду Эсамбаеву», «Песню дружбы чеченцев и украинцев», танец «Два друга».

Композитор принимает активное уча­стие в создании национальной филармо­нии, работает на телевидении и радио, занимается обработкой и записью народных мелодий.

Невозможно оценить вклад выдающе­гося композитора в развитие музыкально­го искусства не только чеченцев, но и поч­ти всех народов Северного Кавказа.

 

{gallery}muzcult{/gallery}

 

Его деятельность определила направ­ление развития национальной музыкаль­ной культуры Северного Кавказа на мно­гие десятилетия.

И если Умару Димаеву удалось вдох­нуть новую жизнь в народную музыку, уве­ковечить ее в своих музыкальных произ­ведениях и аранжировках, то композитор Аднан Шахбулатов стоит у истоков новой чеченской музыки, связанной с традици­ями европейской классической и эстрад­ной музыкальной культуры.

Интерес к классической музыке у Аднана появился очень рано. Семилетним ре­бенком он был депортирован вместе с ро­дителями в Казахстан, где и прошло его детство. Будучи школьником, он посещал музыкальный кружок, в котором учился игре на духовых инструментах, впервые стал сочинять музыку. В девятнадцать лет он написал песню, посвященную Междуна­родному фестивалю молодежи и студентов в Москве, которая была впервые исполне­на в Алма-Атинской консерватории.

С 1958 года Аднан учится в Чечено­-Ингушском республиканском музы­кальном училище у педагога Л.М.Шар- городского. В этот период он активно за­нимается творчеством — пишет роман­сы на стихи русских и советских поэтов, а также небольшие музыкальные сочине­ния: «Вариации для фортепиано на темы чеченской песни», сюиту «У нас в горах» для симфонического оркестра. В 1960 году Аднан Шахбулатов поступает на композиторское отделение Московско­го музыкально-педагогического институ­та им. Гнесиных в класс профессора Г.И. Литинского. Здесь он активно продолжа­ет творческую деятельность, пишет сим­фонические произведения, фортепианную музыку, романсы, песни. Именно песня стала основной стихией его твор­чества, она сделала его известным, попу­лярным, любимым композитором сотен тысяч людей в самой Чечне и за ее пределами. Его песни исполняли такие извест­ные певцы, как Иосиф Кобзон, Нина Исакова, Людмила Сенчина, Людмила Симо­нова, Мовсар Минцаев. Очень плодотвор­ным было сотрудничество Аднана Шах- булатова с певцом Мовладом Буркаевым, который исполнил многие песни компо­зитора.

Творчество Аднана Шахбулатова было новой вехой в развитии чеченской музы­кальной культуры. Ему удалось соединить в единое целое европейские и чеченские музыкальные традиции, классические и народные мелодии, поднять чеченскую музыкальную культуру на новый профес­сиональный уровень. Он придал новую, европейскую форму чеченским мелоди­ям, сделал их общечеловеческим эстети­ческим достоянием.

Одним из известнейших компози­торов Чечни является Умар Бексултанов. Интерес к музыке у него появился очень рано. Во время учебы в школе он участвовал в художественной самодея­тельности, пел, танцевал, играл в духо­вом оркестре на трубе. В 1953 году, по­сле окончания семилетней школы, он по­ступил во Фрунзенское музыкальное учи­лище. В 1959 году Умар Бексултанов по­ступает в Ленинградскую консерваторию, в которой в свое время учились великие русские композиторы Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович.

Первыми серьезными музыкальными сочинениями, которые он написал к вы­пускному экзамену в консерватории, была симфоническая поэма «Гамар», фортепи­анное трио, вокальный цикл «В дорогу» на стихи иранских поэтов.

После окончания консерватории в 1964 году он начинает работать в симфоническом оркестре Чечено-Ингушской филармонии, преподает теорию музыки в музыкальном училище, затем становит­ся его директором. Он успешно соединя­ет преподавательскую деятельность с му­зыкальным творчеством, работая в самых разных областях музыки. За это время он создал большое количество музыкаль­ных произведений самого разного жанра: «Героическую симфонию», ораторию «Дорогой Октября» на стихи Н.Музаева, «Концерт для фортепиано с оркестром», «Вайнахские эскизы», сюиту «Родной мой край», несколько фортепианных прелю­дий, фортепианные вариации на темы че­ченских народных песен, музыку к спек­таклям, песни и музыку для детей.

Композитор Саид Димаев, сын извес­тного музыканта и народного композито­ра Умара Димаева, родился в 1939 году. В 1963 году он окончил музыкальное учи­лище в Грозном, а затем композиторское отделение Московского государственно­го музыкально-педагогического институ­та им. Гнесиных. После завершения уче­бы он преподает в музыкальной школе в Грозном, пишет музыку.

В 1970 году Саид Димаев стал худо­жественным руководителем Чечено-Ин­гушской государственной филармонии, затем главным дирижером и художест­венным руководителем оркестра народ­ных инструментов Госкомитета ЧИАССР по телевидению и радиовещанию.

При этом он активно работал как ком­позитор в самых разных музыкальных жан­рах — сочинял песни, романсы, симфони­ческие и камерные произведения, музыку к кинофильмам и театральным пьесам, музыку для детей.

Саид Димаев был прекрасным аран­жировщиком. В 2001 году вышел сбор­ник «Сто мелодий из рук Умара Димаева», в котором он опубликовал мелодии своего отца в собственной обработке.

Певец и композитор Али Дима- ев, средний сын Умара Димаева, являет­

ся сегодня одним из популярнейших че­ченских музыкантов. Выросший в музы­кальной семье, Али очень рано стал инте­ресоваться музыкой, окончил музыкаль­ную школу по классу фортепиано. Буду­чи еще школьником, он создает первый в республике рок-ансамбль «Вайнахи», ко­торый исполнял песни «Битлз», советских, в том числе и чеченских, авторов. В 1974 году он окончил Грозненское музыкаль­ное училище и сразу же был призван на службу в армию. После демобилизации Али, возглавив оркестр народных инстру­ментов Гостелерадио Чечено-Ингушетии, активно пишет музыку. Его песни «Дру­зьям», «Берегите матерей», «Танцеваль­ная картинка» пользуются огромной по­пулярностью в республике и за ее преде­лами.

В 1981 году Али Димаев создает рок- группу «Зама», главным музыкальным до­стижением которой был синтез традици­онной народной музыки и современного рока. В последние годы композитор вы­ступает как сольный исполнитель соб­ственных песен.

Огромное влияние на уровень и со­стояние музыкальной культуры чечен­цев оказала деятельность Чеченской го­сударственной филармонии, которая была организована в 1936 году. В этом же году при филармонии был создан симфонический оркестр под управлением преподавателя Грозненского музы­кального училища Д.Беслера. В 70—80- х годах XX века симфонический оркестр возглавлял заслуженный деятель ис­кусств Чечено-Ингушетии В.Раевский, а в 1990 — 1995 годах — народный артист Чечено-Ингушетии А.Эдисултанов. Ор­кестр впервые исполнил чеченскую на­родную музыку в обработке советских классических композиторов. Солистами Чечено-Ингушской государственной фи­лармонии были великие чеченские ар­тисты: народный артист СССР Махмуд Эсамбаев, заслуженная артистка РСФСР Марьям Айдамирова, народный артист РФ Валид Дагаев, народные артисты Чечено-Ингушетии Султан Магомедов, Шита Эдисултанов.

В начале 80-х годов появляется новое поколение артистов, творчество которых пользуется большой популярностью в ре­спублике и за ее пределами: Имран Усма­нов, Тамара Дадашева, Зелимхан Дудаев, Апти Далхатов, Марьям Ташаева, Рамзан Даудов, Ислам Гелгоев, Амарбек Димаев, Лиза Ахматова.

В 1979 году при Чечено-Ингушской государственной филармонии был соз­дан вокальный ансамбль «Илли», кото­рый в то время возглавил народный ар­тист Чечено-Ингушетии Шита Эдисулта- нов, а в его состав входили: Имран Усма­нов, Магомед Ясаев, Ильяс Абдулкари- мов, Султан Пашаев, Камалди Гамбула- тов, Сулейман Токкаев, Магомед Ужахов, Билухаджи Дидигов, Рамзан Чакараев, Малх-Азни Азиева, сестры Малика и Аймани Айдамировы. Ансамбль исполнял чеченские народные песни и пользовался огромной популярностью в республике и за ее пределами. С 1999 года в связи с бо­евыми действиями на территории респу­блики деятельность филармонии была временно приостановлена.

Сегодня Чеченская государственная филармония принимает активное участие в возрождении музыкальной культуры ре­спублики.

Свою творческую деятельность воз­обновили: мужской фольклорный ан­самбль «Илли», женская вокальная груп­па «Жовхар», а также творческие коллек­тивы «Безаман аз», «Раяна», «Экспансия», «Ламанхой». При филармонии создан ор­кестр народных инструментов, который уже начал успешную концертную деятельность.

 

Леча Ильяснов

_______________

 

169 Основы теории художественной культуры. СПб., 2001. С. 8.

170 Илланча — народный сказитель.

171 Фольклор: песенное наследие. М., 1991. С. 245.

172 Айдаев Ю. Музыкальная культура // Чеченцы: история и современность. М., 1996. С. 298.

173 Айдаев Ю. Музыкальная культура. С. 298.

174 Айдаев Ю. Музыкальная культура. С. 298

1 комментарий

Оставить комментарий